Социальная справедливость приватизации: дифференциация мнений в северокавказских республиках
Социальная справедливость приватизации: дифференциация мнений в северокавказских республиках
Аннотация
Код статьи
S013216250015997-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Дзуцев Хасан Владимирович 
Должность: руководитель Центра исследований приграничных регионов Юга России; заведующий кафедрой социологии
Аффилиация:
Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН
Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова
Адрес: Российская Федерация, Владикавказ
Дибирова Аминат Паруковна
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН
Адрес: Российская Федерация, Владикавказ
Корниенко Наталья Владимировна
Должность: научный сотрудник
Аффилиация: Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН
Адрес: Российская Федерация, Владикавказ
Выпуск
Страницы
147-152
Аннотация

Статья посвящена исследованию отношения жителей северокавказских республик к проведенной в 1990-е гг. приватизации, а также последствиям этой неоднозначной социально-экономической реформы. На основании массовых (N = 1200) и экспертных (N = 50) опросов в шести республиках СКФО авторы приходят к выводу о высоко дифференцированном отношении представителей различных этносов к итогам приватизации. Подтверждается гипотеза, что современные различия в оценке событий прошлого жителями разных регионов связаны с различиями в их социально-экономическом положении: наиболее лояльное отношение к приватизационным процессам высказали представители самых экономически развитых северокавказских республик, Дагестана и Чечни. 

Ключевые слова
приватизация, социальная справедливость, государственная собственность, общественное мнение, межэтнические различия
Классификатор
Получено
14.10.2021
Дата публикации
19.10.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
49
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1

Приватизация как объект социологического анализа.

2 Одним из главных социально-экономических феноменов в постсоветской России 1990-х являлся процесс приватизации – разгосударствления собственности и передачи ее в частные руки. По мнению многих экономистов, периоду официальной приватизации предшествовал так называемый период «спонтанной» приватизации 1987–1991 гг. [Радыгин и др., 2019: 15–16].
3 Приватизационный процесс еще до его начала в 1992 г. получал негативную оценку общественности и экспертов. По данным «Омнибуса» ВЦИОМа за 1991 г., на вопрос о поддержке приватизации жилья положительно ответили 64% опрошенных граждан РФ (ее не одобрили 17%), однако приватизацию государственных предприятий поддержали 44% респондентов (не одобрили 34%), разрешение свободной купли-продажи земли – 54% (не одобрили 30%) [Шпилько и др., 1991: 8]. А в начале 2010-х гг., по данным различных социологических опросов, около 80% россиян считали приватизацию нелегитимной и выступали за полный или частичный пересмотр ее итогов [Алиева, 2011: 68].
4 Важно, что разные регионы Российской Федерации, с учетом различных условий «на входе» в приватизацию, получили различные ее последствия. Соответственно, регионально-дифференцированными должны были быть и оценки приватизации. Эксперты отмечают, что от последствий приватизационных процессов наиболее пострадали экономики таких трудоизбыточных республик, как Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская и Ингушетия: «были приватизированы или обанкрочены многие градообразующие предприятия в самих регионах, крупные промышленные объекты, которые по сути дела давали большое количество рабочих мест» [Ашхотов и др., 2018: 224]. Приватизация, как и другие земельные реформы, связанные с правовым регулированием пастбищ, сыграли ключевую роль в возникновении и развитии земельных конфликтов на постсоветском Северном Кавказе [Гуня, 2017].
5 Несмотря на принципиальную важность оценки населением итогов приватизации, до сих пор не было исследовано отношение к ней этнических групп – в частности, коренных жителей национальных республик России. Между тем вопросы «справедливости» и «легитимности» приватизации для СКФО имеют особое значение из-за «трудоизбыточности» региона, высокого уровня безработицы (включая вынужденную частичную занятость), избыточного молодого населения, а также интенсивного роста малого и среднего бизнеса [Атабаева, 2019: 188; Гасюкова, 2016: 50–53; Стариков, 2015: 163–164]. Для преодоления этого пробела – определения дифференциации отношения этнических групп населения России к реализации идеи справедливости в ходе приватизации – авторами проведено исследование, результаты которого изложены в данной статье.
6 Авторами исследования проверялась следующая гипотеза: поскольку большинство жителей современной России не одобряют приватизацию или одобряют ее с рядом существенных оговорок, то большинство жителей СКФО тоже будут считать приватизацию 1990-х сомнительной и недовольны ее результатами. Ожидается, что при этом будет обнаружена значительная разница в оценке событий прошлого исходя из сегодняшней экономической ситуации в конкретной республике: чем лучше современное социально-экономическое положение региона, тем выше его жителями оценивается приватизация и ее последствия, в том числе частное владение крупными предприятиями.
7 Для проверки этой гипотезы использованы материалы этносоциологических исследований Центра исследования приграничных регионов Юга России ИСПИ ФНИСЦ РАН и кафедры социологии Северо-Осетинского госуниверситета им. К.Л. Хетагурова летом 2019 г. в шести республиках СКФО: Северная Осетия – Алания (РСО–А), Чечня (ЧР), Карачаево-Черкесская (КЧР), Ингушетия (РИ), Дагестан (РД), Кабардино-Балкарская (КБР). Объем выборки составил 1200 человек (по 200 в каждой республике)1. По месту нахождения респондентов анкетировались жители республик старше 18 лет, выборка репрезентативна по уровню образования, возрасту, полу и поселенческим характеристикам. Ошибка выборки не превышает 5%. Опрашивались также 50 экспертов (журналисты, ученые, чиновники, члены политических партий, работники культуры).
1. При этнической дифференциации респондентов в группу «народы Дагестана» были объединены аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасаранцы, ногайцы, рутульцы, агулы и цахуры, они составили 86,0% респондентов РД. В РИ 77,2% опрошенных отнесли себя к ингушам. В КБР среди респондентов было 55,3% кабардинцев и 11,6% балкарцев. В КЧР 38,5% респондентов представляли карачаевцы и 11,2% черкесы. В РСО –А 62,6% респондентов назвали себя осетинами. В ЧР доля чеченцев составила 93,4%. Респонденты, назвавшие себя русскими или представителями других нетитульных в данной республике этносов, объединены в группу «русские и русскоязычные» (27,4% в среднем по республикам).
8

Дифференциация оценок.

9 Коренные жители Чечни активнее других высказывались о необходимости проведения в Российской Федерации приватизации в 1990-х гг. Именно чеченцы чаще всего (37,4%) выбирали вариант ответа «Да, приватизация была необходима…». Несколько меньшая доля чеченцев (31,3%) выбрала более критичный вариант «приватизация была необходима, но провести ее надо было по-другому», который наиболее популярен в почти всех других этнических группах. Более половины респондентов из других республик были в той или иной степени недовольны ходом приватизации (табл. 1). Наиболее критично высказывались кабардинцы и балкарцы, у которых самым популярным (его выбрали около 40%) был ответ «Нет, приватизации не должно было быть», так же часто этот ответ выбирали осетины, а вот у чеченцев он был наименее (9,1%) популярен.
10

Таблица 1. Мнения представителей разных этнических групп, была ли начавшаяся в 1990-е гг. приватизация необходима (%)

Мнения респондентов

Национальность

Русские и русско-язычные

Кабар-динцы, балкарцы

Карача-евцы, черкесы

Народы Дагестана

Ингуши

Осетины

Чеченцы

Да, приватизация была необходима. Она должна была позволить развиваться рыночной экономике

17,9

20,0

14,4

15,6

15,2

14,0

37,4

Приватизация была необходима, но провести ее надо было по-другому

47,5

31,1

59,1

52,5

51,8

39,5

31,3

Нет, приватизации не должно было быть

31,2

38,5

23,5

30,7

29,9

38,8

9,1

Затрудняюсь ответить

3,4

10,4

3,0

1,1

3,0

7,8

22,2

Примечание. Выделены ответы, наиболее частые у конкретной этнической группы.

11 Доминирование критического отношения к приватизации у народов СКФО отличается от мнений экспертов, которые чаще оценивают ее положительно. Чуть более половины экспертов считают, что приватизация была необходима, хотя их позитивные ответы сопровождались в большинстве случаев уточнением типа «...была необходима, но произошла во многих случаях несправедливо, незаконно». Примерно каждый седьмой из экспертов признал пользу от приватизации «частичной»: «Политически она была необходима… Но если говорить о том, как это произошло, то во многих случаях – несправедливо, незаконно. Часто государственная собственность была приватизирована с использованием каких-то криминальных структур, “не совсем” законными способами».
12 Подавляющее большинство (более ¾) респондентов всех республик в той или иной степени недовольны результатами приватизации, так как она не позволила гражданам стать в равной степени владельцами принадлежащей им «общенародной» собственности. Четверо из десяти представителей народов Дагестана, каждый пятый русский и русскоязычный респондент и каждый восьмой кабардинец и балкарец сочли, что приватизация могла помочь поровну разделить государственную собственность между гражданами РФ, но отсутствие информации о возможностях использования ваучеров в доступной и понятной для всех граждан форме сделало ее несправедливой. Больше всего положительных ответов было получено от чеченцев (четверть опрошенных в данной этнической группе), хотя каждый пятый из них затруднился с ответом (табл. 2).
13

Таблица 2. Мнения о справедливости приватизации (%)

 

 

Мнения 

респондентов

Национальность

Русские и русско-язычные

Кабар-динцы, балкарцы

Карача-евцы, черкесы

Народы Дагеста-на

Ингуши

Осетины

Чеченцы

Да, приватизация позволила справедливо и поровну разделить государственную собственность между гражданами РФ

5,7

7,4

5,3

6,7

2,4

4,7

24,2

Да, приватизация могла позволить поровну разделить госсобственность между гражданами РФ, однако отсутствие информации о возможностях использования ваучеров в доступной и понятной для всех граждан форме сделало приватизацию несправедливой

18,3

12,6

26,5

41,9

9,1

7,0

8,6

Нет, приватизация не позволила гражданам России стать в равной степени владельцами принадлежащей им собственности

73,0

67,4

65,9

50,3

87,2

79,1

46,0

Затрудняюсь ответить

3,0

12,6

2,3

1,1

1,2

9,3

21,2

14 Более 4/5 экспертов также отзывались отрицательно о ходе проведения и результатах приватизации в России: «Народ не зря это назвал “прихватизацией”. Мы знаем, что все огромные капиталы сложились на тот момент из общей народной собственности. Другое дело, надо ли сегодня это все возвращать народу и каким образом это можно сделать?». Лишь меньшинство (примерно каждый седьмой из экспертов) посчитали, что население оценивает результаты приватизации позитивно. К позитивным оценкам принадлежит, например, следующее высказывание одного из экспертов: «Такая приватизация нужна была. Поэтому приватизацию я считаю правильным способом перехода к частной собственности».
15 В то же время большинство, в среднем 52% по всем республикам, считают допустимым, чтобы частные лица в России владели крупными предприятиями. Чаще других допускали такую ситуацию чеченцы (65,7%), ингуши (62,2 %), кабардинцы и балкарцы (59,3%), карачаевцы и черкесы (56,9 %). Недопустимой назвали такую ситуацию в среднем 44% жителей Северокавказских республик, чаще всего – народы Дагестана (58,6%), осетины (58,3 %), а также русские и русскоязычные жители республик (54,0%) (табл. 3).
16

Таблица 3. Мнения о допустимости владения частными лицами в России крупными предприятиями (%)

 

Мнения респондентов

Национальность

Русские и русско-язычные

Кабар-динцы, балкар-цы

Карача-евцы, черкесы

Народы Дагестана

Ингуши

Осетины

Чеченцы

Безусловно, допустимо

8,4

17,8

20,5

7,8

23,8

13,4

20,2

Скорее, допустимо

35,4

41,5

36,4

33,5

38,4

23,6

45,5

Скорее, недопустимо

32,7

23,7

21,2

31,8

25,0

37,8

16,2

Безусловно, недопустимо

21,3

11,1

20,5

26,8

12,8

20,5

6,6

Затрудняюсь ответить

2,2

5,9

1,5

0,0

0,0

4,7

11,6

Примечание. Выделены ответы, наиболее частые у конкретной этнической группы.

17 Экспертное сообщество в этой части опроса разделилось на две равные группы. Первая высказывала мнение, что частные лица могут и должны владеть крупными предприятиями: так предпочли ответить более половины экспертов из РД и КБР, треть экспертов КЧР, все эксперты ЧР. Однако эксперты из РСО-А, РД, РИ и частично из КБР придерживались противоположного мнения: население их республик категорически против того, чтобы владельцами крупных предприятий являлись частные лица.
18

Заключение.

19 Как показали результаты массовых и особенно экспертных опросов, тема справедливости итогов приватизации 1990-х гг. остается очень важной для населения СКФО. Понимая важность и даже необходимость смены режима собственности после распада СССР, люди в большинстве республик крайне недовольны несправедливостью итогов приватизации.
20 Значительные отличия от мнения большинства кавказцев показали чеченцы, среди которых – самая высокая доля и тех, кто одобрил приватизацию, и тех, кто затруднялся ее оценить. При оценке справедливости приватизации у чеченцев тоже наиболее высока доля считающих ее вполне справедливой. Чеченцы же чаще всего говорили о допустимости частного владения крупными предприятиями (65,7%). Определенным образом также выделяются народы Дагестана, которые реже других этнических групп (кроме чеченцев) давали наиболее критическую оценку справедливости приватизации.
21 Такие различия в оценке событий прошлого могут быть связаны, согласно проверяемой гипотезе, с дифференциацией современного социально-экономического положения регионов. Действительно, меньше недовольства обнаружено у коренных жителей республик, занимающих 49-е (РД) и 63-е (ЧР) места во всероссийском рейтинге регионов, а большее недовольство высказано представителями титульных этносов республик, занимающих нижние строчки, – 77-ю (КБР), 79-ю (РИ), 80-ю (РСО-А) и 81-ю (КЧР) из 85 субъектов РФ2.
2. Рейтинг социально-экономического положения регионов // РИА Новости. 31.05.2021. URL: >>>> (дата обращения: 07.09.2021).
22 Сегодня многие экономисты предсказывают новую волну приватизации во всем мире (включая Россию), связанную с усилением протестов против государственной бюрократии. Это делает изучение итогов 30-летия приватизации в России особенно актуальным: опираясь на критическое осмысление опыта прошлого, есть возможность выстроить новую стратегию приватизации – с более высоким учетом мнения не только элит, но и «простых» граждан России, в том числе различий во взглядах представителей различных этнических групп.

Библиография

1. Алиева А.В. Процесс приватизации в России: итоги и последствия // Экономический анализ: теория и практика. 2011. Т. 10. Вып. 16. С. 66–68.

2. Атабиева З.А., Бетильмерзаева М.М. и др. Труд и экономическая жизнь в республиках Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации. М.: ИСПИ РАН; Владикавказ: ИПЦ СОГУ, 2019.

3. Ашхотов А.М., Хашева З.М., Нагоев А.Б. К вопросу экономического положения регионов Северного Кавказа // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 6. С. 222–226.

4. Гасюкова Е.Н., Карачаровский В.В., Ястребов Г.А. Разный прекариат: об источниках и формах нестабильности социального статуса индивидов и групп // Общественные науки и современность. 2016. № 3. С. 48–63.

5. Гуня А.Н., Тенов Т.З., Чеченов А.М., Шогенов М.З. Земельные конфликты в горных районах Северного Кавказа: акторы, ресурсы, институты // Электронный журнал «Кавказология». 2017. № 1. С. 154–175. DOI: 10.31143/2542-212X-2017-1-154-175.

6. Радыгин А.Д. и др. Приватизация 30 лет спустя: масштабы и эффективность государственного сектора / А.Д. Радыгин, Р.М. Энтов, А.Е. Абрамов, М.И. Чернова, Г.Н. Мальгинов. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2019.

7. Стариков И.Г. Социальный капитал и социальная мобильность в Махачкале, или что делать, если у тебя нет влиятельных родственников? // Общественные науки и современность. 2015. № 4. С. 153–164.

8. Шпилько С.П., Хахулина Л.А. и др. Оценка населением социально-экономической ситуации в стране (по результатам социологических опросов 1991 г.): Научный доклад. М.: ВЦИОМ, 1991.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести