Доклад академика М.Н. Сперанского «Ярославский сборник молитв XIII в.»
Доклад академика М.Н. Сперанского «Ярославский сборник молитв XIII в.»
Аннотация
Код статьи
S0869544X0019027-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Юдин Далмат  
Должность: доцент кафедры филологии
Аффилиация: Московская духовная академия
Адрес: г. Сергиев Посад, Российская Федерация
Выпуск
Страницы
115-139
Аннотация

Публикуемая работа М.Н. Сперанского «Ярославский сборник молитв XIII в.» найдена в единственном списке как черновой автограф автора и представляет собой непроизнесенный доклад, посвященный вопросам изучения уникального памятника древнерусской книжности – Ярославского Часослова (Ярославский государственный музей-заповедник, рукопись № 15481). В данном докладе наиболее полно изложены результаты исследования ученым сборника келейных молитв, которое он проводил, судя по косвенным данным, с 1921 по 1924 г. Единственной публикацией Сперанского на указанную тему стала статья на украинском языке «Ярославський збiрник XIII в.» (1925), где лишь отчасти представлены научные результаты, отраженные в докладе.

Ключевые слова
М.Н. Сперанский, Ярославский Часослов, сборник келейного правила, древнерусская книжность, молитвы свт. Кирилла Туровского
Источник финансирования
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-44032. Автор благодарен Т.И. Афанасьевой и А.А. Андрееву за ценные замечания в процессе подготовки публикации.
Классификатор
Получено
06.05.2022
Дата публикации
11.05.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
96
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 В личном архиве академика М.Н. Сперанского, хранящемся в Российском государственном архиве литературы и искусства, содержится ряд рабочих материалов и неизданных работ ученого (РГАЛИ. Ф. 439. Оп. 1. Ед. хр. 323–326, 328–331), касающихся изучения им Ярославского Часослова XIII в. (далее – ЯрЧ) – уникального памятника древнерусской книжности1. Знакомство с указанными архивными материалами2 позволяет заключить, что основные итоги исследований Сперанского содержатся в работе «Ярославский сборник молитв XIII в.»3, которая сохранилась в единственном списке как черновой автограф автора (почерк весьма трудночитаемый) и представляет собой непроизнесенный, судя по всему4, доклад (далее – Доклад).
1. Ярославский государственный музей-заповедник. Научная библиотека, рукопись № 15481. См. [4. № 387. С. 320–322].

2. Сведения о них см. [1].

3. РГАЛИ. Ф. 439. Оп. 1. № 323.

4. Что доклад этот не прозвучал, можно заключить, судя по отсутствию упоминания о нем в Отчете ГИМ за 1916–1925 гг., где в разделе о научно-исследовательской работе Отдела рукописей упомянуты несколько докладов М.Н. Сперанского, прочитанных на общих заседаниях сотрудников: «Повесть о Динаре и отражение ее в миниатюре и иконописи», «Аристотелевы врата, неизвестный текст по рукописи Музейского собрания № 1226», «Сказание о Софии Цареградской в югославянской письменности» [3. С. 90].
2 Начиная с 1913 г. научная деятельность М.Н. Сперанского имела тесную связь с Отделом рукописей ГИМ. Сначала, еще не будучи формально сотрудником, он трудился здесь как помощник заведующего отделом В.Н. Щепкина (1912–1920 гг.), а затем официально, приняв приглашение возглавить Отдел рукописей ГИМ (10.II.1921–1929 гг.) [6. С. 234–235]. Наиболее вероятно, что именно после смерти В.Н. Щепкина Сперанский начал свое исследование о ЯрЧ, поскольку в 1921 г. отдельный лист из собрания Е. В. Барсова (ГИМ. Барс. 347) был им атрибутирован как часть ЯрЧ5. В пользу указанной хронологической границы свидетельствует также то, что в Докладе для датировки ЯрЧ Сперанский ссылается на палеографическую датировку В.Н. Щепкиным листа Барс. 347, отраженную в карточном каталоге6. Таким образом, и атрибуция отдельного листа, и работа de visu с рукописью ЯрЧ (о последнем факте сообщается в Докладе) имели место, когда стала уже невозможной личная консультация В.Н. Щепкина. Можно заключить, что Доклад был написан в интервале с 1921 по осень 1924 гг., поскольку в письме от 18 декабря 1924 г. М.С. Грушевский сообщает М.Н. Сперанскому, что его статья принята к публикации7. Речь идет о статье «Ярославський збiрник XIII в.» (1925) [5], которая содержит в себе практически те же выводы, что и Доклад, однако в ней не находит отражения, за небольшим исключением, доказательный и фактологический материал, составляющий значительную часть Доклада. Если в Докладе автор представляет подробный разбор текстов, приводя также разного рода справочную информацию, включая рукописные источники и их издания, а также научную литературу, то статья практически лишена всего названного: в ней по большей части видим только выводы и резюме без поддержки фактами и ссылками на научную литературу.
5. Собственноручная запись М.Н. Сперанского с датой «1921 г.» на обложке Барс. 347: «Лист из рукописи, ныне принадлежащей Ярославскому Спасо-Преображенскому монастырю (Молитвослов-чиновник) № 5, в большой 1º. Вырван из рукописи до 1854 г. (год помет листов и скрепы рукописи за Ярославским Спасо-Преображенским монастырем). Место листа – между л. 200–201, по помете 1854 г.».

6. «[…] опытный палеограф В. Н. Щепкин определил лист из собрания Е. В. Барсова, идущий из нашей рукописи и по письму тождественный с остальным, осторожно – XIII в. (каталог Ист. Музея, карточный)» (РГАЛИ. Ф. 439. Оп. 1. № 323. Л. 3об.–4).

7. «Многоуважаемый Михаил Несторович! Несколько дней тому получил Ваше письмо, а сегодня и рукопись (т.е. “Ярославский Сборник XIII в.” – иером. Д.Ю.), которую немедленно прочел и сдал переводчику. Статья настолько интересна, что могла бы идти в “Украину”, куда мы отбираем статьи и материалы, могущие интересовать более широкую публику. Но “Украина” ближайшая (IV за 1924) и следующая (I за 1925) уже загружена (в последней – шевченковский материал), потому, чтобы не задерживать, я пускаю Вашу статью в “Історичний збірник за 1924 р.” (“Записки Історичної Секції”, т. 18) […] книга должна выйти к концу декабря» (СПбФ АРАН. Ф. 172. Оп. 1. Ед. хр. 91. Л. 1–2).
3 М.Н. Сперанский не стал обнародовать в советской России не только свой Доклад, но также и другие работы, посвященные ЯрЧ8: палеографическое описание рукописи (сохранился черновик)9, а также статью «Три отреченные молитвы», которая сохранилась не только в черновике10, но и подготовленной к печати11 в фонде Л.К. Ильинского12. Нужно думать, что отказ от публикации работ, посвященных исследованию богослужебных текстов, произошел по идеологическим причинам (наука оказалась в атеистических рамках), поскольку синхронно с проведением исследований ЯрЧ (1921–1924 гг.) Сперанский регулярно публиковал свои статьи по общелитературной тематике в изданиях РАН [2. С. 604–605].
8. Подробнее о них см. [1. С. 62–63].

9. РГАЛИ. Ф. 439. Оп. 1. Ед. хр. 325.

10. РГАЛИ. Ф. 439. Оп. 1. Ед. хр. 324.

11. РГАЛИ. Ф. 211. Оп. 1. Ед. хр. 374.

12. Л.К. Ильинский (1878–1934) известен как книговед, библиогаф и литературовед. Заведовал отделом регистрации и описания периодических изданий в Российской книжной палате (1917–1920) и библиографическим отделом Госиздата (1923–1926).
4 Таким образом, именно исследовательские данные, содержащиеся в последней части публикуемого Доклада М.Н. Сперанского, где представлен анализ текстов сборника, восполняют тезисы статьи «Ярославський збiрник XIII в.», что имеет принципиальное значение для критической оценки предложенных ученым гипотез и выводов. В этих сведениях, которые не включены автором впоследствии в статью, состоит основная научная ценность публикуемой работы.
5 Публикация подготовлена по авторскому черновику: РГАЛИ. Ф. 439. Оп. 1. Ед. хр. 323. Сперанский М.Н. Ярославский сборник молитв XIII в. 19 л., автограф. Доклад М.Н. Сперанского представляет собой дело, состоящее из 15 листов нелинованной писчей бумаги и четырех вставок на малых обрезках бумаги (л. 3а, 10а, 12а, 13а), подклеенных к основным листам. Все страницы пронумерованы автором красными чернилами в верхнем левом углу, архивная фолиация проставлена карандашом: основная – на лицевой стороне листов (рядом с авторской пагинацией), а также литерные номера на вставках. В процессе работы над текстом Сперанский несколько раз добавлял к написанному пространные пассажи, которые он писал на вклейках и основных листах, проставляя для вставки в нужное место Доклада определенные пометы. При публикации текста были учтены все добавления и поправки автора, и все фрагменты слиты в единый текст без обозначения номеров страниц и отдельных бумажных листов-вставок.
6 Работа М.Н. Сперанского «Ярославский сборник молитв XIII в.» написана в дореволюционной орфографии, хотя датируется 1921–1924 гг. В нашей публикации она издается в соответствии с нормами современного правописания и пунктуации. В некоторых случаях раскрыты типовые сокращения (как то: напр., т. о., м. б.), а также добавлены в квадратных скобках необходимые по смыслу слова, случайно пропущенные автором. Доклад содержит авторскую правку, из которой при публикации отражены лишь зачеркивания, тогда как вставки текста над строкой помещены в текст без выделения. Кроме того, оставлены без изменений библиографические сведения, которые автор дает в скобках в тексте Доклада.
7 Все комментарии издателя даны в концевых сносках. В комментарии включены следующие сведения:
  1. Полные библиографические ссылки на литературу, современные шифры хранения рукописей, ссылки на каталоги старопечатных изданий.
  2. Сведения об основных источниках (в том числе о составе ЯрЧ), которые автор привлекает без соответствующих пояснений.
  3. Современная библиография по основным научным проблемам, затронутым в Докладе.
  4. Пояснения о значении специальных терминов (например, литургических) и устаревших слов.
8 СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
9 ГИМ – Государственный исторический музей.
10 ИОРЯС – Известия Отделения русского языка и словесности.
11 ОЛДП – Общество любителей древней письменности.
12 ПЭ – Православная энциклопедия.
13 РАН – Российская академия наук.
14 РГАЛИ – Российский государственный архив литературы и искусства.
15 РНБ – Российская национальная библиотека.
16 СОРЯС – Сборник Отделения русского языка и словесности.
17 СПбДА – Санкт-Петербургская Духовная академия.
18 СПбФ АРАН – Санкт-Петербургский филиал Архива Российской академии наук.
19 ТОДРЛ – Труды отдела древнерусской литературы.
20 MDPI – Multidisciplinary Digital Publishing Institute.

Библиография

1. РГАЛИ. Ф. 439. Оп. 1. Ед. хр. 323. Сперанский М.Н. Ярославский сборник молитв XIII в. [Доклад]. [Б. д.] 19 л., автограф.

2. РГАЛИ. Ф. 439. Оп. 1. Ед. хр. 324. Сперанский М.Н. Три отреченные молитвы. [Статья, черновик]. [Б. д.] 4 л., автограф.

3. РГАЛИ. Ф. 439. Оп. 1. Ед. хр. 325. Сперанский М.Н. «Чиновник» (Сборник молитв). Палеографическое описание и роспись состава сборника. [Б. д.] 16 л., автограф.

4. РГАЛИ. Ф. 211 (Ильинский Л. К.). Оп. 1. Ед. хр. 374. Три отреченные молитвы. [Статья]. [Б. д.] 4 л., машинопись.

5. СПбФ АРАН. Ф. 172. Оп. 1. Ед. хр. 91. Грушевский М.С. Письма из Киева в Москву акад. М.Н. Сперанскому. Оригинал. Автограф.

6. Далмат (Юдин), иером. Неопубликованные материалы и исследования академика М.Н. Сперанского, посвященные Ярославскому Часослову (XIII в.) // Слово и образ. 2020. №1 (2). С. 57–76. DOI: 10.31802/WI.2020.2.1.003

7. Кузьмина В.Д. Хронологический список трудов академика Михаила Несторовича Сперанского (19.04.1863–12.04.1938) // ТОДРЛ. 1956. Т. 12. С. 594–612.

8. Отчет Государственного исторического музея за 1916–1925 гг. М.: Работник просвещения, 1926. 143+29+27+13+5+58+[1] с.

9. Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР (XI–XIII вв.) / отв. ред. Л.П. Жуковская. М.: Наука, 1984. 405 с.

10. Сперанский М.Н. Ярославський збiрник XIII в. // Науковий збiрник за рiк 1924. Записки Українського наукового товариства в Київі, тепер Історичної секції Всеукраїнської академії наук. Київ, 1925. Т. 19. С. 29–36.

11. Юхименко Е.М. М.Н. Сперанский и Государственный исторический музей // Архив русской истории. 1995. Вып. 6. С. 226–240.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв

(additional_1.docx) [Ссылка]

Перевести