Сказ полесского села, или о фольклоризации памяти о Второй мировой войне
Сказ полесского села, или о фольклоризации памяти о Второй мировой войне
Аннотация
Код статьи
S0869544X0001763-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Энгелькинг А.  
Аффилиация: Институт славистики, Польская академия наук
Адрес: Польша
Выпуск
Страницы
27-46
Аннотация

Статья содержит анализ и интерпретацию сказа жителей деревень белорусского и украинского Полесья, в котором с точки зрения «простого человека» оказались представлены наиболее страшные аспекты немецкой оккупационной политики времен Второй мировой войны. Характерной чертой сказа о войне и Холокосте, записанного во время многолетних этнографических полевых исследований, был определенный параллелизм. Сообщения о расстрелянных евреях и заживо сожженных полесских крестьянах имеют аналогичные концептуальные и аксиологические рамки: утверждают принадлежность евреев и крестьян к одной и той же категории «невинных людей» и противопоставляют их «нелюдям» – немцам и их местным приспешникам. Отраженная в фольклорных формах локальная память позволяет прикоснуться к малоисследованному варианту репрезентации Второй мировой войны, а именно вернакулярному и автономному, независимому от советского и постсоветского дискурса (не)памяти.

Ключевые слова
сказ, Белоруссия, коллективная память, Вторая мировая война, Холокост
Классификатор
Получено
20.12.2018
Дата публикации
20.12.2018
Всего подписок
10
Всего просмотров
579
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1

Библиография

1. Sulima R. Slowo i etos. Szkice o kulturze. Krako?w, 1992.

2. Rein L. Local Collaboration in the Execution of the «Final Solution» in Nazi-Occupied Belorussia // Holocaust and Genocide Studies 20. 2006. № 3.

3. Engelking A. Kolchoznicy. Antropologiczne studium tozsamosci wsi bialoruskiej przelomu XX i XXI wieku. Torun, 2012.

4. Obrebski J. Dzisiejsi ludzie Polesia // Obrebski J. Polesie. Studia etnosocjologiczne / Oprac. A. Engelking. Warszawa, 2007 [1936]. T. 1.

5. Hajduk-Nijakowska J. Doswiadczanie pamieci. Folklorystyczny kontekst opowiesci wspomnieniowych. Opole, 2016.

6. Полевые материалы 1999–2015.

7. Розенблат Е., Еленская И. Память о Холокосте в Белоруссии. Стереотипы, мифы, табу // История – миф – фольклор в еврейской и славянской культурной традиции / Отв. ред. О. Белова. М., 2009.

8. Пропп В. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки / Коммент. Е.М. Мелетинского, А.В. Рафаевой. Сост., науч. ред., текстологический коммент. И.В. Пешкова. М., 1998.

9. Janicka E. Pamiec przyswojona. Koncepcja polskiego doswiadczenia zaglady Zydo?w jako traumy zbiorowej w swietle rewizji kategorii swiadka // Studia Litteraria et Historica. 2014/2015. Vol 3 (4). DOI: 10.11649/slh.2015.00

10. Лобач У. Феномен вайны ў міфапаэтычнай карціне свету беларусаў // Беларускі фальклор: матэрыялы і даследванні. Навуковы зборнік. Мiнск, 2014. Вып. 1.

11. Mironowicz E. Wojna wszystkich ze wszystkimi. Bialorus 1941–1944. Krako?w, 2015.

12. Смалянчук А. Трагэдыя Халакосту і яе прычыны ў вусных успамінаў беларусаў // Homo Historicus. Гадавiк антрапалагічнай гісторыі. Мiнск, 2016.

13. Wierzbicka A. Kocha, lubi, szanuje. Medytacje semantyczne. Warszawa, 1971.

14. Tokarska-Bakir J. „Wieszanie Judasza”, czyli tematy zydowskie dzisiaj // Tokarska-Bakir J. Rzeczy mgliste. Eseje i studia / Wstep M. Janion. Sejny, 2004.

15. Rudawski B. Czym jest Zaglada dla historyka? // Ethics in Progress. 2014. Vol. 5. № 2. DOI: 10.14746/eip.2014.2.20

16. Zowczak M. Biblia ludowa. Interpretacje watko?w biblijnych w kulturze ludowej. Wroclaw, 2000.

17. Filipkowski P. Historia mo?wiona – jeszcze bardziej wernakularna? // Kultura Wspo?lczesna. 2015. Vol 3 (87).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести