Совершенствование деятельности государства - необходимое условие обеспечения прав человека
Совершенствование деятельности государства - необходимое условие обеспечения прав человека
Аннотация
Код статьи
S102694520018864-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Лукашева Елена Андреевна 
Аффилиация: Российская академия наук
Адрес: Российская Федерация
Выпуск
Страницы
187-193
Аннотация

Показателем эффективности реформирования экономики являются степень защищенности прав и свобод человека, обеспечение каждому достойной жизни. Преобразования, которые направлены на минимизацию роли государства и замену государственного воздействия на экономику саморегулируемыми рыночными механизмами, не способствуют формированию правового, социального и демократического государства, провозглашенного в Конституции РФ. Такую задачу может выполнить только сильное и социально-ориентированное государство, которое сможет соблюсти баланс между свободной экономикой и справедливыми распределительными процессами.

Ключевые слова
правовое государство, социальное государство, верховенство прав и свобод человека, экономические реформы
Источник финансирования
Статья была напечатана в журнале «Государство и право». 2005. № 5. С. 61–65. Аннотация и ключевые слова составлены кандидатом юридических наук, доцентом Н.В. Колотовой.
Классификатор
Дата публикации
23.03.2022
Всего подписок
14
Всего просмотров
869
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1

2 Российское общество уже более 15 лет находится в состоянии реформирования. Основным показателем успехов или неудач этого процесса является прежде всего защищенность и обеспеченность прав и свобод человека. Оценка положения дел с правами человека раскрывает состояние всех сфер общества - политической, экономической, социальной, культурной, социально-психологической.
3 К сожалению, приходится констатировать явное неблагополучие с правами человека, и не только социальными, что проявляется сегодня наиболее наглядно, но и политическими, личными, культурными. Принятие Конституции РФ, в которой был зафиксирован широкий набор прав и свобод человека и гражданина, явилось важнейшим событием, вселившим надежды на скорое преодоление всех последствий авторитарного (тоталитарного) режима. И те трудности и огромные проблемы, которые возникали в процессе реального осуществления прав и свобод, воспринимались вначале как неожиданные непредвиденные в обществе, ставшем на путь демократических преобразований, формирования правового государства, провозгласившего права человека высшей ценностью, а их защиту - обязанностью государства.
4 И это понятно, поскольку большинство населения страны встретило процесс реформирования общества с огромным энтузиазмом, воодушевлением, надеждами на быстрейшее преодоление всего того, что вызывало у нас отторжение: неуважение к человеку, насильственно навязываемое единомыслие и единодушие, всенародное одобрение не подлежащих обсуждению и критике решений КПСС, сохранившийся, генетически вошедший в нашу память страх перед свободным выражением своего мнения, интуитивное ощущение контроля за мыслями и действиями, ставший привычным дефицит и многое другое, что было неотъемлемыми чертами советского образа жизни.
5 Однако, как и на предыдущих этапах развития общества, у нас не было реального анализа сложившейся ситуации и понимания того, что авторитарный строй оставляет неизгладимый след в сознании и образе жизни людей, что необходим длительный исторический период для создания основ радикальных преобразований. Быстрый распад советского общества стал полной неожиданностью для абсолютного большинства граждан. Точно так же невиданные исторические трудности, связанные с преобразованием авторитарного режима в демократию, а административно-командной системы - в рыночную, воспринимались как непредвиденные и неожиданные.
6 Это стало свидетельством недальновидности политиков, различного рода экспертов и аналитиков, неумения прогнозировать не только на длительную, но и на ближайшую перспективу. Как не вспомнить замечательных русских ученых - П. Новгородцева и И. Ильина, которые даже в период, казалось бы, окончательного утверждения социализма в России предвидели крах авторитарного режима и тот хаос, который неизбежно воцарится в обществе после его развала. «Русскому человеку в грядущие годы потребуются героические, подвижнические усилия для того, чтобы жить и действовать в откинутой на несколько веков назад стране. Ему придется жить не только среди величайших материальных опустошений своей родины, но и среди ужасного развала всех ее культурных, общественных и бытовых основ. Революция оставила за собой глубочайшее разрушение не только во внешних условиях, но и человеческих душах... Сколько новых темных чувств незаглохнувшей стихии опять появятся! Сколько натворит новых бед суровая страсть порядка и покоя! Сколько тяжелых этапов пройдет и могучая потребность хозяйственного восстановления с ее неукротимыми инстинктами приобретения и накопления!»1.
1. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 577.
7 В этом положении П. Новгородцева содержится предвидение и социально-психологических, и нормативно-приказных, и экономических трудностей, которые встанут на пути становления новой России.
8 В научной и публицистической литературе последнего времени много внимания уделялось анализу того тяжелого наследия, которое досталось нам от авторитарного (тоталитарного) строя. Однако те драматические ситуации, которые возникают сегодня, в значительной мере связаны с серьезными концептуальными ошибками постсоциалистического периода, которые затормозили процесс демократических преобразований страны и, следовательно, обеспечение и защиту прав человека, гуманизацию общественной жизни, нравственных основ общества.
9 В чем суть этих ошибочных позиций, которые не только препятствуют реализации прав человека, но являются тормозом развития всех сфер жизни - государственно-правовой, социальной, культурной, нравственной?
10 Лидеры, возглавившие перестройку, не были подготовлены к новой, внезапно сложившейся ситуации. Они взяли на вооружение давно уже низвергнутые теории разгосударствления общества, минимизации роли государства, полного устранения его из социальной сферы деятельности. В ситуации разлома общества надо было стремиться не к разрушению всего «до основания» с надеждой, что «мы наш, мы новый мир построим», а определить поэтапные задачи преодоления авторитарного (тоталитарного) прошлого, создания нового государственного, экономического, социального строя. Для любого здравомыслящего человека ясно, что России досталось тяжелое наследство и для его преодоления необходимы десятилетия.
11 Нельзя было не считаться с состоянием общественного сознания народа, к которому отнеслись с пренебрежением, призвали включиться в рыночную стихию, суть и специфика которой были неясны ни реформаторам, ни обществу.
12 Российскому народу дважды за краткий исторический период времени ломали сознание: вначале большевики объявили, что причина всех зол - частная собственность, затем реформаторы обвинили во всех бедах собственность государственную и в ближайшее время пообещали сформировать «средний класс», а «шоковую терапию» осуществить за 5-6 месяцев. Выдвигая концепцию либерального нового общества, непродуманную, заимствованную, не опирающуюся на общественные реалии, на состояние общественного сознания, они повторили «исторический подвиг» большевиков и своим кавалерийским наскоком усугубили и без того драматическую ситуацию в обществе, отодвинув возможность его нормального функционирования на долгие годы.
13 Сложности, которые сегодня переживает Россия, - это не только наследие авторитарного (тоталитарного) режима, но и результат тех далеких от идей демократии и гуманизма, а подчас и просто безграмотных действий, которые были предприняты реформаторами.
14 Одна из основных ошибок перестроечного периода связана с идеей минимизации роли государства, его невмешательства в рыночные отношения. Речь шла не о преобразовании государства, не о создании его структур, опирающихся на право, закон и подвергающихся реформированию на правовой основе, но о его замене саморегулирующимся гражданским обществом, а также об ограничении всех сфер его деятельности, прежде всего экономической.
15 Идея устранения государства из экономической сферы возникала в периоды буржуазных революций и становления буржуазного строя. Она была необходима для освобождения восходящего класса от сословных ограничений и сыграла огромную роль в развитии промышленного производства, новых технологий, накоплении материальных богатств. Однако уже в XX в. вокруг вопроса о роли государства в экономической сфере велась борьба различных течений, поскольку общественные отношения все более усложнялись, необходимо было установление единых «правил игры», что невозможно без законодательной деятельности государства, без осознания значимости его социальной направленности, получившей признание в большинстве западных государств, особенно во второй половине прошлого века.
16 Однако разгосударствление общества было необходимо политической элите для полного вытеснения государства из экономической сферы, для проведения приватизации вне правового поля. В результате этого вопреки утверждениям идеологов перестройки средний класс до сих пор не создан, а общество резко раскололось на узкую группу, которая получила на основе грабительской приватизации основную часть общественных богатств, и большинство народа, оказавшееся жертвой «ваучеризации». Как следствие - миллионы людей живут за чертой бедности.
17 Использование методов «шоковой терапии» привело к тому, что общественные процессы стали развиваться хаотично, утратили целенаправленность, а это с неизбежностью повлекло за собой цепную реакцию государственного и правового нигилизма, разрегулированность, раскоординированность государственных механизмов и структур, противоречивость и несогласованность правовой системы.
18 Минимизация роли государства нашла широкую поддержку в обществе вследствие массового неприятия авторитарных и тоталитарных методов управления. Однако при этом была предана забвению простая истина, что без сильной государственности невозможно совершить коренную перестройку, ломку устоев авторитарного общества - политических, экономических, социальных, нравственных.
19 Естественно, общество нужно было освободить от чрезмерной опеки государства, от его всепроникающего влияния на все сферы жизни. Но следовало соблюсти разумный баланс между воздействием государства на общественные отношения и саморегулирующими возможностями гражданского общества.
20 Надежды на саморегуляцию гражданского общества, которое «вытеснит» государство, были или утопичными, или преступно ложными. Во- первых, авторитаризм не смог оставить нам в наследство хотя бы основы зрелого гражданского общества; во-вторых, в странах с сильным и дееспособным гражданским обществом государственные структуры не упраздняются, не минимизируются, поскольку без них невозможно создать прочные сбалансированные правовые основы, вне которых немыслимо проведение реальных преобразований, невозможно нормальное функционирование всех составляющих гражданского общества: хозяйствующих субъектов, общественных объединений, религиозных организаций (особенно в многоконфессиональной стране), семьи, людей с их многообразными и подчас противоречивыми интересами.
21 Наше общество не знало свободы и не было подготовлено к автономному режиму, поскольку отсутствовали правовые начала, в рамках которых должны функционировать гражданские институты и учреждения. Такое общество явилось слабым союзником государства, которое стремилось дать людям свободу. Недооценка роли государства привела к стихийному захвату и криминальному переделу собственности, не способствовала разделению власти и собственности, созданию среднего класса. Был нарушен универсальный принцип равноправия всех членов общества; по выражению Оруэлла, «некоторые оказались более равны». В обществе возникли антагонизм и противостояние, были деформированы политические свободы, доступ к власти обеспечен для тех слоев и групп, которые теперь имеют собственность или мощные источники финансирования.
22 В результате оказались нарушенными политические права граждан; в процессе выборов на виду у миллионов людей происходит недостойная борьба конкурентов с использованием грязных политических технологий, подкуп избирателей.
23 Ослабление государственности, разбалансированность общественных отношений, резкая поляризация общества, расширение сферы влияния организованной преступности и коррупция подрывают национальную безопасность и устойчивое развитие общества. Это создает условия для активизации экстремизма, терроризма, действия внутренних и международных сил, заинтересованных в дальнейшем ослаблении российской государственности, в выведении нашей страны из круга держав, призванных решать важнейшие проблемы мирового развития.
24 Теперь стала ясна ошибочность теории минимизации государства, ее последствия мы будем ощущать еще долгие годы. Задача состоит в том, чтобы государство стало сильным, способным влиять на важнейшие процессы, происходящие в обществе и в мире. Сильное государство – это правовое государство, опирающееся на право, закон, несовместимое с насилием и произволом. Такая позиция вытекает из принципов Основного закона страны. Поэтому и непонятны часто встречающиеся утверждения о том, что призывы к укреплению государства, созданию сильного государства – это возврат к авторитаризму, тоталитаризму. Подобные утверждения выгодны и удобны тем, кто не хочет ограничить свою свободу правом, кто использует слабость государственных структур в своих интересах.
25 Сильное правовое государство необходимо России для поднятия ее престижа в современном мире, для укрепления национальной безопасности. Следует учитывать не только внутренние факторы, но и объективно неизбежное вхождение России в процессы мировой глобализации. Российское государство должно четко определить параметры включения в глобализационные процессы с тем, чтобы национальные интересы страны не были ущемлены, чтобы она не стала придатком стран «золотого миллиарда», которые разрушают правовое поле, подрывая основные правовые принципы – равенство сторон, единые стандарты, справедливость. На основе развития новых технологий Россия должна стать конкурентноспособной на мировом рынке, что приведет к развитию национального производства, сокращению безработицы, повышению материального уровня жизни населения, реализации прав и свобод человека.
26 Концепции, взятые на вооружение «реформаторами», отрицали социальную роль государства, ориентировались на идеи раннего либерализма о «вредности и неприемлемости» содействия со стороны государства тем слоям общества, которые не смогли в силу различных обстоятельств включиться в рыночные отношения. Большинство современных государств Запада осуществляют мощную социальную политику с целью предотвращения социальных конфликтов, общественного противостояния, целенаправленно ведут борьбу с бедностью. Между тем на начальных этапах проведения реформ в нашей стране большая часть общества была объявлена «иждивенцами», привыкшими к государственному патернализму. Основной Закон провозгласил в ст. 7, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Конституции записано, что государство устанавливает гарантированный минимальный размер оплаты труда, государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Однако в ней не указано, что эти выплаты должны быть не ниже прожиточного минимума. Только такой подход может обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека.
27 Крайне низкие пенсии и зарплаты бюджетников, которые зачастую значительно ниже прожиточного минимума, беспрецедентные задержки выдачи заработной платы (особенно в частном секторе) неизбежно порождают недовольство, отчуждение людей от государства, создают крайнюю социальную напряженность, которая вылилась в массовые митинги в начале 2005 г. в связи с заменой льгот на денежные компенсации.
28 Нельзя не сказать, что установление различного рода льгот воскрешает идею государственного патернализма, прикрывая невозможность обеспечения основной массы людей достойными зарплатами и пенсиями.
29 Такое положение унижает людей, больно бьет по их достоинству. И все это происходит потому, что государство не может обеспечить людям ни достойной зарплаты, ни подобающей пенсии, которые привели бы к упразднению надобности в льготах и различного рода социальных подачках.
30 Установление льгот в современном обществе - свидетельство непредсказуемых действий государства в социальной сфере. Если, установив зарплату и пенсию на шкале прожиточного уровня, государству трудно впоследствии их занизить, то льготы можно предоставить, а можно и отобрать. Так воскрешается образ патерналистского государства-благодетеля, которое свободно может лишить народ подаренных благ.
31 Необходимость социальной деятельности государства зафиксирована не только в Конституции страны, но и в важнейших международно-правовых документах (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека; ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Европейской социальной хартии и др.).
32 И это ни в какой мере не влияет на характер рыночной экономики, хотя социальная деятельность государства неотделима от воздействия государства на экономические процессы. Социальная деятельность государства важна в условиях глобализации, поскольку свободный мировой рынок без обеспечиваемых каждому человеку социальных гарантий не может сосуществовать, иначе это приведет к острым конфликтам и внутри общества, и в мировом масштабе.
33 Формирование социального государства с неизбежностью требует его воздействия на экономические отношения с целью обеспечения социальных, экономических и культурных прав гражданина. Без обеспечения этих прав невозможно установление нормальных отношений в обществе, основанных на справедливости и солидарности.
34 Перед социально ориентированным государством стоят огромные трудности, поскольку оно должно соблюдать баланс между свободной экономикой и определенными, точно выверенными способами воздействия на распределительные процессы в духе справедливости. Стремясь обеспечить всем гражданам достойный уровень жизни, государство не должно переступать черту, за которой начинается грубое вмешательство в экономику, подавление инициативы и свободы предпринимательства. Проявляя заботу о повышении социального статуса граждан, государство должно соблюдать меру, которая воспрепятствовала бы освобождению индивида от личной ответственности за свою судьбу и судьбу своих близких. Социальное государство несовместимо с применением административно-командных методов. Его задача - использовать экономические методы: гибкое налогообложение, бюджет, социальные программы, экологические меры.
35 Социальные реформы, направленные на обеспечение достойной жизни каждого, должны способствовать гуманизации жизни, преодолению раскола и противостояния в обществе.
36 Реформирование общества должно опираться на правовые принципы, выражающие свободу, равенство и справедливость. К сожалению, новое законодательство содержит много противоречий. Противоречивость правовой системы усугубляется изданием законов субъектами Федерации, противоречащими федеральным законам, а подчас и Конституции РФ. Противоречивая правовая система не может эффективно «работать», она деформирует, дискредитирует идеи права и законности как один из важнейших инструментов обеспечения устойчивости общественного развития, защиты прав и свобод человека и общества в целом.
37 Совершенствование государства, его структур, усиление социальной ориентации - одно из основных условий обеспечения достоинства человека, его уверенности в предсказуемости действий властей. Защита прав и свобод человека остается сегодня одной из наиболее уязвимых проблем. Жизнеспособность и нравственность общества зависят прежде всего от социального самочувствия его граждан, от степени защищенности их прав и свобод.
38 Конституция России провозгласила в качестве высшей ценности человека, его права и свободы, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина назвала обязанностью государства. Нет необходимости доказывать, что ослабленная разрегулированная государственная система - плохой защитник своих граждан. Права человека - рабочего, фермера, военнослужащего, мигранта, пенсионера, ребенка - защищены сейчас крайне слабо. И дело не только в экономических трудностях страны, но в безответственности и пренебрежении интересами простого человека со стороны чиновников, на которых возложена обязанность защищать права и свободы граждан. Люди разуверились в возможности получить защиту у государства, они стали реже обращаться с жалобами и заявлениями не потому, что уменьшилось число нарушений их прав. Просто утрачена вера в государственную справедливость и закон. Такое положение нетерпимо. Поэтому нужно добиться перелома в этом деле, привлекать к ответственности должностных лиц, виновных в бездушном, пренебрежительном отношении к правам человека, преодолевать правовой нигилизм, повышать уважение к праву, закону. В нашей стране народ не знает и не уважает законы. К сожалению, это в полной мере относится к тем, кто по роду своей деятельности обязан быть проводником закона в жизнь, его защитником.
39 Незнание законодательства, неуважение к нему порождает грубейшие нарушения законности, нередко выливаясь в стихийные противоправные действия, захват и передел собственности, в стремление решить свои проблемы не правовым путем, а неупорядоченными действиями. Необходимо разработать государственную программу пропаганды правовых знаний, воспитания уважения к праву, ибо без этого невозможны нормальное развитие и продвижение общества по пути демократии и правопорядка.
40 Усиление роли государства, опирающегося на право, не отступающего от правовых принципов, формирование его социальной направленности в целях обеспечения достойной жизни каждого, признание высшей ценности прав и свобод человека, воспитание уважения к праву и закону - вот задачи, на которых необходимо сосредоточить усилия и решение которых поможет нормализовать ситуацию, обеспечить стабильность и устойчивое развитие российского общества.
41 Правовое государство опирается на принцип законности, основные требования которого состоят в равенстве всех перед законом, обязательности закона для всех, независимо от рангов и положений, неотвратимости наказания за совершенные правонарушения, взаимной ответственности человека и государства. Мы подчас забываем об этих важных принципах и нарушаем их. Ответственность за правонарушения несут в основном социально незащищенные лица. По данным В.В. Лунеева, в 1999 г. из 1.2 млн осужденных 51% - трудоспособные, но не работающие и не учащиеся; 38% - совершившие преступление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; 23% - имеющие неснятую судимость; 12% - женщины; 26% - рабочие; 8% - учащиеся и студенты; 4% - нетрудоспособные. Из выявленных лиц только 3.2% представляли организованные преступные группировки2. Как видно из этих данных, уголовному наказанию подвергаются низшие, бедные, слабо адаптированные, алкоголизированные, маргинальные слои населения.
2. См.: Лунеев В.В. Тенденции современной преступности и борьбы с ней в России // Государство и право. 2004. № 1. С. 5 - 18.
42 В настоящее время это положение стремятся исправить и государство, и его правоохранительные органы. Создан Совет по борьбе с коррупцией при Президенте России. Но здесь возникает непонимание, а то и сопротивление. Любая попытка привлечь к ответственности лиц, занимающих высокое положение в государственных структурах или бизнесе, сопровождается противодействием определенных социальных групп, обвинениями в возврате к тоталитаризму и произволу.
43 Следует преодолеть эти социально-психологические барьеры. Сейчас совершенно ясно, что без строгого и неуклонного соблюдения законности всеми без исключения органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями невозможно навести должный порядок в стране, вести борьбу с преступностью, коррупцией, любыми проявлениями правового нигилизма, неуважения к закону. Это - непреложное требование Конституции РФ, и мы должны с уважением относиться к нему, делать все возможное для его реализации. Иная позиция ведет к дальнейшему падению доверия и уважения к власти и закону.
44 Необходимо учитывать, что процессы глобализации отражают возрастание и углубление всеобщей зависимости, которая объективно определяется новыми вызовами, требующими совместной деятельности людей, преодолевающей государственные, социокультурные, конфессиональные, национальные и иные барьеры. Россия должна органично включиться в такие процессы, однако для этого необходимо совершенствование всех сфер жизни нашего общества, формирование правового социального государства, укрепление законности, правовых основ и условий функционирования рыночной экономики, развития науки, производства, новых технологий, обеспечение национальной безопасности, а в конечном счете устойчивого развития российского общества.

Библиография

1. Лунеев В.В. Тенденции современной преступности и борьбы с ней в России // Государство и право. 2004. № 1. С. 5 - 18.

2. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 577.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести