RAS History & PhilologyСлавяноведение Slavianovedenie

  • ISSN (Print) 0869-544X
  • ISSN (Online) 2949-3927

International Scientific Conference «The Commission of Russian and Polish Historians at the Beginning of the 21st Century: Results, Tasks, Perspectives»

PII
S0869544X0019982-3-1
DOI
10.31857/S0869544X0019982-3
Publication type
Review
Status
Published
Authors
Volume/ Edition
Volume / Issue 3
Pages
141-147
Abstract

               

Keywords
Date of publication
20.06.2022
Year of publication
2022
Number of purchasers
11
Views
244

Уже более полувека, начиная с 1969 г., Комиссия историков России и Польши регулярно проводила свои двусторонние научные конференции, в которых неизменно принимали участие ведущие ученые. Нередко к ним присоединялись историки из других стран. Эти конференции проходили поочередно в России (в СССР) и в Польше, большей частью в Москве и в Варшаве. Их также принимали и другие города, университетские и научные центры обеих стран, например Минск, Смоленск, Псков, Казань или же Гданьск, Плоцк, Пултуск. Конференции Комиссии историков России и Польши стали в начале XXI в. важным мероприятием в программе Дней польской и российской науки, которые в торжественной обстановке проходили с 2001 по 2011 г.

Конференция 2021 года занимает в этом ряду особое место. По плану она в этом году должна была проходить в Москве, ее подготовка активно развернулась и в России, и в Польше. Однако короновирусная пандемия, кардинально повлиявшая на все стороны нашей общественной и научной жизни, внесла в эти планы принципиальные изменения. Транспортное сообщение между Россией и Польшей прервалось, научные связи и контакты, как и личное общение ученых, были крайне ограничены и вынужденно переместились в пространство Интернета. Поэтому российская и польская стороны пришли к общему решению: в надежде на изменение внешней ситуации к лучшему, перенести очередную московскую конференцию на 2022 г., а в 2021 г. провести внеочередную конференцию в сети Интернет, С технической стороны это было ответственное и не ординарное решение из-за отсутствия подобного опыта в истории Комиссии. Надо сказать, что оргкомитет, технической частью работы которого руководила секретарь Комиссии Л.П. Марней, по общему мнению, успешно справился с этой отнюдь не простой задачей, разрешив все возникшие проблемы. Другой существенно важной проблемой стал выбор темы нашей конференции: во-первых, в последние два-три года и в России, и в Польше, и в целом на международной арене проблемы исторического прошлого обсуждаются с возрастающей интенсивностью и все больше приобретают в общественном мнении политизированный характер; во-вторых, межгосударственные и политические отношения России и Польши развиваются в последние годы по нисходящей линии, что не может не вызывать ни обеспокоенности, ни сожаления; в-третьих, как уже было отмечено выше, пандемия и ее последствия наложили отпечаток на все стороны общественной жизни. Поэтому оценка работы Комиссии историков, тенденций развития исторической науки в России и в Польше, обсуждение перспектив российско-польского научного сотрудничества и актуальных задач Комиссии историков России и Польши приобретают особое значение. Этими обстоятельствами был обусловлен выбор темы московской конференции, которая и вынесена в заглавие нашего обзора.

Организатором работы конференции выступила российская часть Комиссии историков России и Польши, центром ее проведения – Институт славяноведения РАН. Конференция проходила в Москве 27−28 октября 2021 г. В ее работе приняли также участие члены Комиссии, представлявшие Институт российской истории РАН, Московский государственный университет, Казанский университет, Высшую школу экономики, Институт истории науки ПАН, Варшавский университет, Университет им. Яна Кохановского (Кельце).

В докладах, представленных на конференции, и в выступлениях участников дискуссии был поставлен ряд важных научных проблем. Думается, что первое место (по значению) принадлежало проблемам методологии исторической науки. Соответствующие вопросы были поставлены в докладах сопредседателей комиссии Л. Заштовта («Между традиционализмом и постмодернизмом: к вопросу о методологии изучения новейшей истории стран и народов Центральной и Восточной Европы») и Ю.А. Петрова («Комиссия историков России и Польши и задачи исторического образования»), а также Я. Шумского («Из истории Комиссии историков России и Польши: опыт научного анализа»).

Докладчики, хотя и по-разному, обосновали общий вывод, что рубеж третьего тысячелетия ознаменован вступлением человечества в новую историческую эпоху, принесшую с собой новые угрозы и вызовы, которые историческая наука еще не осознала. В этом, по мнению Л. Заштовта, коренятся причины кризиса исторической науки, выход из которого докладчик видит в расширении проблемного и тематического пространства изучаемых конкретных исторических явлений и процессов. Обобщение результатов этих исследований позволит развить наши представления о единстве исторического процесса и о его закономерностях. Ю.А. Петров, отмечая принципиальное методологическое значение концепции единства исторического процесса, подчеркнул, что преодоление субъективизма в исторических исследованиях играет немаловажную роль еще и потому, что под тезисом о праве историка на субъективный подход и на некую оригинальную интерпретацию явлений и процессов исторического прошлого нередко скрываются привнесенные в науку извне политизированные суждения, не способствующие поиску истины. Докладчики были единого мнения в том, что проблемы методологии должны занимать достойное место в работе Комиссии, ее задачей является не определение неких общих и согласованных стандартов методологии, как это бывало в нашем советском прошлом, а развитие свободной не политизированной дискуссии по методологическим проблемам между российскими и польскими учеными. Выступивший в дискуссии Л.Е. Горизонтов выразил мнение, что примером общего подхода к изучению исторического процесса могла бы стать концепция модернизации. Ю.А. Петров отметил в ответ, что упомянутая концепция основана на представлении о некой норме или стандарте «современности» в применении к историческому развитию, что последнее само по себе не поддается определению. Поэтому, по его словам, теория модернизации может иметь строго ограниченное применение только в отношении коротких исторических периодов и лишь отдельных конкретных стран, как, например, Россия эпохи Петра I или Речь Посполитая времени Четырехлетнего сейма 1788−1792 гг. В докладе Л. Заштовта прозвучал, в частности, тезис о положительном влиянии французской Школы «Анналов» на историографию стран Центральной и Восточной Европы, что в известной мере способствовало во второй половине ХХ в. преодолению в Польше и в России (в СССР) ограниченности официозной марксистской методологии. Поддержав тезис польского коллеги, чл.-корр. РАН Б.Н. Флоря, отметив в этой области вклад Комиссии историков России и Польши, подчеркнул, однако, что, говоря о Школе «Анналов», следует различать значение трудов ее основателей и поздних эпигонов. Влияние последних было, скорее, негативным, поскольку те в погоне за формальным новаторством и сомнительной сенсационностью отошли на позиции крайнего субъективизма.

В упомянутых докладах Ю.А. Петрова и Л. Заштовта видное место отводилось проблемам современного исторического образования. «Новое поколение, − подчеркнул Л. Заштовт, − особенно восприимчиво не только к словам, но и к образам. Это поколение, смотрящее клипы, фильмы, читающее комиксы и погруженное в Интернет, обладает специфическим образно-эмоциональным мировоззрением. Поэтому в преподавании истории сегодня важен будет не только и не столько выбор тем и проблем, но, прежде всего, способ их презентации, и в этой связи – отход от традиционных лекций в пользу повествований, обогащенных обращением к современным явлениям, повествований визуализированных и с учетом индивидуальных особенностей реципиентов». В этой связи, заключил Л. Заштовт, «революционные преобразования» в содержании и в методике преподавания истории вполне назрели.

Говоря о проблемах исторического образования, Ю.А. Петров отметил, что в работе Комиссии нашли отражение не только сугубо проблемы фундаментальной науки, но также и в значительной степени формирование в обществе системы исторических знаний. Он сослался на примеры последних лет, когда конференции были посвящены проблемам истории университетов и высшей школы, а также на участие членов Комиссии с российской и польской стороны в подготовке серии книг для российских и польских учителей, посвященных общей истории России и Польши в сравнительном изложении с XIV в. и до наших дней. Остановился докладчик и на работе Конгресса преподавателей истории в начале октября 2021 г. в Москве, в котором он руководил секцией. Петров отметил «два принципиальных тезиса: во-первых, о недопустимости конъюнктурного, антинаучного искажения истории и, во-вторых, что формирование новых концепций и интерпретаций должно осуществляться на основе всестороннего анализа исторического процесса, анализа конкретного соотношения сил и тенденций в конкретной исторически определенной ситуации, исключая догматический подход на основе антиисторического представления о неких трансэкзистенциальных ценностях». Возвращаясь к проблемам преподавания истории, он детально остановился на поднятом на Конгрессе вопросе о привлечении учащихся (школьников и студентов) к непосредственной работе с историческими источниками, в том числе и с архивными материалами, особо отметив, что важнейшим звеном в этой работе должны быть профессиональные историки: исследователи, источниковеды, комментаторы и, в первую очередь, – преподаватели. Как отмечалось в дискуссии, затронутые в докладах сопредседателей Комиссии вопросы имеют принципиальное значение для совершенствования ее работы.

Тема преподавания истории Польши в Московском университете была рассмотрена в докладе Г.Ф. Матвеева («Подготовка полонистов в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова»). Именно МГУ принадлежала роль первопроходца в России и в СССР в деле подготовки профессиональных историков-полонистов, начало чему было положено еще в конце 1930-х годов. Докладчик охарактеризовал вклад выдающихся ученых кафедры истории южных и западных славян исторического факультета МГУ в развитие исторической науки и в подготовку специалистов по истории Польши. Остановился он на учебных программах и на методике преподавания. Особый интерес слушателей вызвал данный Матвеевым анализ сегодняшней практики работы университета и кафедры в условиях перманентной реформы высшего образования в России в 1990−2000-е годы. Участники дискуссии отметили, что с аналогичными проблемами столкнулись и польские университеты. Прозвучала также мысль, что отмеченные негативные тенденции в не меньшей степени присутствуют и в университетах Западной Европы и в Америке. Главный вывод Матвеева, что магистральным путем совершенствования преподавания и подготовки специалистов является максимальный учет и раскрытие творческого потенциала студента, его заинтересованности в исследовательской работе уже на стадии специализации по кафедре, оказался созвучным аналогичному тезису Л. Заштовта о значении индивидуализации и личностной ориентации педагогической работы в высшей школе и, прежде всего, на университетском уровне. Матвеев особо остановился на вопросе о сотрудничестве коллектива кафедры с Комиссией историков России и Польши, которое внесло существенный вклад в развитие связей ученых Московского университета с учеными Польской академии наук и ведущих польских университетов, отметив, в частности, что профессора из Польши нередко принимают участие в проводимых в МГУ научных конференциях, посвященных проблемам российской истории.

Б.Н. Флоря в докладе «Комиссия историков России и Польши – актуальные задачи», говоря о «переплетении исторических судеб России и Польши», указал, что следствием этого «стало присутствие на территории Польши источников, важных для изучения русской истории, а на территории России – источников, важных для изучения польской истории». Он подчеркнул, что в силу разных объективных причин, например из-за перемещения и эвакуации архивных и музейных ценностей во время войн, такие исторические источники по воле случая могли оказаться в различных архивных собраниях и музейных коллекциях. Поэтому Комиссия историков России и Польши могла бы выступить с инициативой составления на двусторонней основе каталога или описи таких исторических источников польского и русского происхождения. Разумеется, подобная работа требует преодоления немалых формальных трудностей, прежде всего выделения для ее реализации двустороннего финансирования и выработки соответствующих критериев поиска, выявления и отчетности. Однако, полагает Б.Н. Флоря, Комиссия может дать импульс к началу столь важной для науки обеих стран работе.

Говоря об актуальных исследовательских проблемах, стоящих перед историками обеих стран, он обратил внимание на то, что в эпоху позднего Средневековья и раннего Нового времени на территории и России, и Польши (Речи Посполитой) наблюдается сходная картина главных процессов социально-экономического развития (правда, при условии существенных различий, хотя последние не носили принципиальный характер). Упомянутое сходство выявилось особенно ярко с формированием в обеих странах крепостнических отношений. Вместе с тем, в те же самые исторические периоды в обеих странах складываются совершенно разные модели отношений государственной власти и дворянского (шляхетского) сословия. В Польше, в России и в Литве названная социально-политическая система просуществовала более трехсот лет, до середины XIX в., что, безусловно, нуждается в сравнительно-историческом изучении историками трех стран. Свой вклад в организацию этой работы, констатировал Б.Н. Флоря, может внести Комиссия историков России и Польши.

Упомянутый тезис об общих чертах и особенностях социально-экономического и политического развития России и Польши Нового времени получил развитие в докладе Б.В. Носова «Комиссия историков России и Польши и российские исследования по проблемам истории Польши XIX в.». Докладчик отметил, что в новейшей российской и польской историографии существенно пересматриваются концепции развития России и Польши XIX в. по всем направлениям – от процессов экономического и социального развития до истории общественного движения и культуры. Пересмотр часто сопровождается огульным отрицанием достижений предшествовавшей историографии. Объективная аргументированная критика, отметил Носов, − естественный процесс развития научного знания, однако отрицание вкладов предшественников в науку без критического анализа только на основании «устарелости» или идеологической неактуальности противоречит логике развития науки и свидетельствует о наличии существенных кризисных тенденций, что послужило основанием обратиться к анализу вклада российской части Комиссии историков в исследования процессов трансформации России и Польши в XIX в. Этот круг проблем, как показал докладчик, занимал одно из центральных мест в работе Комиссии на протяжении всей ее деятельности, особенно в 1990-е и в 2000-е годы.

Обсуждение проблемы общности исторических судеб России и Польши в рамках европейской истории и культуры, начатое Б.Н. Флорей, было продолжено в докладах польских участников конференции, посвященных выдающимся польским ученым – признанным специалистам по истории России XIX в. В. Цабан и П. Глушковский представили доклад «Деятельность профессора Виктории Сливовской в Комиссии историков в контексте ее научных исследований». Докладчики особо отметили роль Сливовской в развитии творческого сотрудничества ученых России и Польши. Существенным вкладом в общее дело стала ее книга под говорящим заглавием «Россия – наша любовь», написанной совместно с мужем Рене Сливовским. В настоящее время готовится к изданию ее перевод на русский язык. Все это сыграло решающую роль, когда в 1998 г. Сливовская возглавила польскую часть Комиссии историков. О ее вкладе в польскую и российскую историческую науку не раз писали и польские, и русские авторы, в том числе и профессор В. Цабан [2. С. 81–94], однако в данном докладе в центре внимания оказался, по нашему мнению, важный этап, когда, возглавив комиссию, Сливовская провела первую в своём новом статусе польско-российскую конференцию, посвященную новейшей польской и российской историографии с публицистически заостренным подзаголовком: «Произошел ли поворот?». Действительно, в 1990-е годы и российская, и польская наука пережили тяжелые времена, вызванные системной трансформацией социально-политических отношений, в ходе которой Польской и Российской академиям наук удалось сохранить и возродить на новых основах традиции российско-польского научного сотрудничества. Это в полной мере касалось и Комиссии историков России и Польши. Не случайно конференция 1999 г. была посвящена новейшей историографии, поскольку тогда, более двадцати лет тому назад, как и сегодня, нам предстояло ответить на вопросы об оценке сделанного, о дальнейших путях развития исторической науки и о задачах Комиссии историков. На конференции 1999 г., труды которой в полном объеме, к сожалению, не были опубликованы и не сохранились, развернулась дискуссия между, говоря условно, «традиционалистами» и «обновленцами». Первые утверждали, что достижения историографии 1980-х годов оптимальны и лишь нуждаются в дополнениях в контексте раскрытия так называемых белых пятен. «Обновленцы», напротив, заявляли, что сам факт крушения СССР является якобы неопровержимым доказательством несостоятельности и ложности как методологии, так и содержания, условно говоря, всей «советской» историографии, что вся историография новейшей истории должна быть создана заново и на новых идеологических основаниях. В связи с этим встает вопрос, какое содержание в понятие «поворот», вкладывала Сливовская, когда формулировала тему конференции. Она сама говорила, что не приемлет превращение исторической науки в «мартирологию», т.е. идеологического отрицания предшествующей историографии. Она выступала за исследование истории во всей ее противоречивости, против как коммунистического, так и антикоммунистического догматизма, против национальной ограниченности исторического знания, тем более против националистического толкования прошлого как польским обществом, так и российским. Как констатировали П. Глушковский и В. Цабан, аналогичные вопросы встают перед российскими и польскими историками и сегодня.

Тема места и роли России, а также значения польско-российских отношений в международной политике и в развитии культуры европейских народов была поднята в докладе И. Шиллер-Валицкой «Профессор Анджей Валицкий и его видение исследования России и русской общественной мысли». Действительный член Польской академии наук Анджей Валицкий (1930−2020) широко известен в России как выдающийся философ и историк, как специалист по истории русской общественной мысли и русской литературе XIX−XX вв. (см. [1]). Его труды получили заслуженную высокую оценку в нашей стране, что только подтверждается их многочисленными переводами на русский язык. В центре представленного доклада были вопросы сотрудничества А. Валицкого с Комиссией историков России и Польши, а также проблемы формирования образа России в общественном сознании современной Польши, чему была посвящена последняя книга Валицкого, опубликованная незадолго до его кончины. На основе материалов данной книги, личного архива ученого, а главное, личного общения И. Шиллер-Валицкая показала, что Валицкий выступал последовательным критиком политики нынешнего польского правительства в отношении России. Он исходил из общности исторической судьбы народов России и Польши, обосновывая этот тезис философски, исторически и с культурно-исторической точки зрения, несмотря на своеобразие польской и российской цивилизаций. С политической точки зрения, из этого вытекала объективная потребность конструктивного сотрудничества и взаимного учета интересов двух стран в рамках единого европейского пространства.

Как уже отмечалось в докладе Ю.А. Петрова, одно из главных направлений в работе Комиссии историков со времени ее основания была публикация и введение в научный оборот исторических источников. Среди достижений последних лет в этой области он отметил работу А.Ф. Носковой над публикацией документов по истории российско-польских отношений 1943−1945 гг. С докладом об этой публикации на конференции выступила и сама А.Ф. Носкова («Комиссия историков России и Польши и новейшие публикации архивных документов по истории советско-польских отношений»). Задачей доклада, по ее словам, было проанализировать ход работ над проектом Федерального архивного агентства России по изданию специального сборника «СССР и польское военно-политическое подполье». Хронологические рамки публикации: апрель 1943 г., когда были приостановлены официальные отношения СССР и польского правительства в Лондоне, и до конца 1945 г., когда на освобожденной Красной армией территории Польши власть перешла к объединенным вокруг Польской рабочей партии (ППР) левым силам. Отбором документов, их источниковедческой критикой и научным комментированием занимался главным образом Институт славяноведения РАН, причем на долю Носковой как составителя и комментатора легла основная тяжесть работы. При выявлении необходимых документов был принят за основу принцип сочетания впервые вводимых в научный оборот архивных источников и уже изданных, в том числе рассекреченных в СССР/России советских материалов, а также материалов польского, английского, американского происхождения, опубликованных за рубежом, включая англоязычные издания документов польского правительства и его подполья.

Важное место в работе конференции заняли доклады по истории Комиссии. В центре внимания доклада Л.П. Марней «Научные связи России и Польши (СССР–ПНР) во второй половине 1980-х – начале 1990-х годов: двусторонние комиссии – опыт сотрудничества» оказался кризисный период в истории России и Польши, когда обе страны, пройдя через период распада социалистической системы вступили в сложный этап социально-политической трансформации. В эти годы произошли существенные изменения в системе научных учреждений обеих стран, возник ряд организаций, комиссий и групп, претендовавших на роль организатора и координатора международного научного сотрудничества, а разногласия в оценках тех или иных исторических событий и процессов становились основанием для политических интриг и кадровых манипуляций, когда критически нарушилась выстроенная ранее система научных публикаций, в том числе и публикаций трудов Комиссии историков России и Польши. Думается, что представленный доклад Марней станет важным шагом в исследовании этого сложного и противоречивого периода в развитии сотрудничества и контактов историков России и Польши.

К вопросам истории Комиссии обратились сотрудники Казанского университета И.И. Шарифжанов и В.Е. Туманин, выступившие с докладом «Казанский университет и деятельность Комиссии историков России и Польши», который заслуживает особого внимания, по меньшей мере, по двум причинам: во-первых, сотрудничество с региональными центрами России и Польши всегда было одним из основных направлений работы Комиссии, что остается ее важнейшей задачей и сейчас. И во-вторых, в 1990-е годы Казань и Казанский университет внесли в этот трудный период важнейший вклад в работу Комиссии, став центром проведения ряда научных конференций, в организации которых огромная заслуга принадлежит члену Комиссии профессору, заслуженному деятелю науки РФ И.И. Шарифжанову.

На октябрьской конференции 2021 г. в Москве главное внимание было уделено задачам и перспективам работы Комиссии историков России и Польши. Обзор конференции был бы не полон, если не остановиться кратко на применении в ее работе передовых цифровых технологий. В начале обзора мы писали, что конференция вынужденно проходила в онлайн-формате, что было нашим первым опытом в проведении российско-польских научных форумов. Однако тема цифровизации этим на конференции не ограничилась. С докладом выступил директор Института истории науки ПАН профессор Я. Сошиньский («Цифровизация в гуманитарных науках и ее важность для российско-польских исследований: на примере исследования происхождения книг»). В докладе речь шла о значении для науки создания «банка» электронных копий материалов архивных и библиотечных собраний, имеющих особое значение для исследователей из разных стран. В этом отношении тезисы Я. Сошиньского перекликались с предложениями, выдвинутыми Б.Н. Флорей. Вместе с тем польский ученый на конкретных примерах (в том числе изучения книг из библиотеки Н. Коперника) показал, как составление компьютерных баз данных и оцифровка редких книжных собраний помогает значительно интенсифицировать процесс реконструкции тех или иных книжных собраний, которые ранее считались утраченными, будучи рассеяны по самым разным книгохранилищам, в том числе заграничным, в результате войн и различных политических катаклизмов.

Подводя итоги конференции, профессор Лешек Заштовт и профессор Ю.А. Петров констатировали, что проделанный анализ и внесенные рекомендации свидетельствуют о позитивном характере сотрудничества историков России и Польши, что Комиссия историков России и Польши, опираясь на накопленный потенциал, уверенно строит планы на будущее, и выразили надежду на их успешную реализацию.

References

  1. 1. Nosov B.V. Istoriia russkoi obshchestvennoi mysli XIX – nachala XX veka v nauchnom nasledii Andzheia Valitskogo. Slavianovedenije, 2021, no. 3, pp. 122−133. (In Russ.)
  2. 2. Tsaban V. Professor Viktoriia Slivovska – issledovatel’ istorii Rossii i ssyl’nykh poliakov v Sibiri XIX veka. Rossiia v pol’skoi istoriografii, Pol’sha v rossiiskoi istoriografii (k 50-letiiu Komissii istorikov Rossii i Pol’shi), ed. N.A. Makarov, Moscow, Indrik Publ., 2017, pp. 81–94. (In Russ.)
QR
Translate

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Higher Attestation Commission

At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation

Scopus

Scientific Electronic Library