- PII
- S0869544X0010420-5-1
- DOI
- 10.31857/S0869544X0010420-5
- Publication type
- Article
- Status
- Published
- Authors
- Volume/ Edition
- Volume / Issue 4
- Pages
- 50-67
- Abstract
The article introduces into scientific usea previously unknown edition of the Life of Nikon of Radonezh, composed in XV century. The analysis results show that, this edition traces back to the text of the Short edition, which most of researchers attribute to Pachomius Logothetes, and that this unknown editional so contains several readings from the Special edition, preserved in Pachomius Logothetes’ own handwriting. In the text of the newly discovered edition, 24 of the 25 borrowings were preserved from the Panegyric of patriarch Euthymius of Tarnovo, which were already included in the text of the earliest, according to the time of creation, Short edition. Some editorial changes parallelizes among changes that were made to the text of the Life of Sergius of Radonezh when editing by Pachomius Logothetes. With great probability it can be concluded that the considered edition is the second revision of the Life of abbot Nikon, made by Pachomius Logothetes no later than in the 60s of XVcentury. The text of the monument is published in the Annex to the article according to the manuscript Тr. 762.
- Keywords
- Old Russian hagiography, Pachomius Logothetes, Life of Nikon of Radonezh, Life of Sergius of Radonezh, Gregory Tsamblak, Panegyric of patriarch Euthymius of Tarnovo.
- Date of publication
- 12.08.2020
- Year of publication
- 2020
- Number of purchasers
- 14
- Views
- 763
Житие Никона Радонежского традиционно рассматривается во всех работах, так или иначе затрагивающих вопросы творческой истории Жития Сергия Радонежского, литературной деятельности Пахомия Логофета на Руси и истории Троице-Сергиевой лавры, однако за редкими исключениями не менее традиционно авторы пересказывают одни и те же более или менее надежно установленные факты из истории его текста. Достоверно известно немногое: что в XV в. афонский иеромонах, серб по происхождению, Пахомий Логофет, приехав на Русь и оказавшись в Троицком монастыре, написал житие игумена Никона и службу ему; позднее либо самим Пахомием, либо анонимным автором XVI в., в связи с прославлением Никона на поместном соборе 1547 г., была составлена еще одна редакция пахомиева Жития. По всей видимости, на отсутствие интереса к этому памятнику повлияла оценка выдающегося русского историка В. О. Ключевского, автора труда о житиях русских святых как историческом источнике, который написал, что Житие «не представляет связного рассказа не только о всей жизни Никона, но и о его игуменстве в Троицком монастыре» [1. С. 152–153].
Большинству исследователей Житие Никона было известно всего в двух редакциях: Краткой (нач. «Сеи блаженныи богоносныи отец Никон...») и Пространной (нач. «Кто убо исповедати возможет...»). Третья редакция (Особая, нач. «Елма благоизволи Бог...») получила свой текстологический статус в работе Б. М. Клосса 1998 г. [2. С. 238–239]1. Несмотря на обнаружение автографа Пахомия Логофета Тр. 763 с текстом Особой редакции, являющейся переработкой Краткой, очевидный ответ на вопрос о том, какая из редакций была первоначальной и принадлежала перу Пахомия Логофета, не получил признания специалистов. Так, в современных авторитетных справочных изданиях говорится о Краткой анонимной и Пространной пахомиевой редакциях Жития [5. С. 42. № 118] и – вслед за В. Яблонским – о принадлежности Пахомию и Краткой, и Пространной редакций [6. С. 716]. Таким образом, нужно заключить, что вопросы о взаимоотношении редакций Жития и об их авторе и по сей день представляют собой нерешенную литературоведческую проблему.
Вывод о позднем происхождении Пространной редакции Б. М. Клосс подкрепляет только одним аргументом: «Встречающееся иногда в литературе мнение, что Пространная редакция является первичной, опровергается рукописной традицией: списки Пространной редакции не древнее середины XVI в., стало быть, создание редакции можно связывать с канонизационными соборами конца 40-х годов XVI в.» [3. С. 290]. Признавая этот аргумент слабым, нельзя не согласиться с итоговым выводом. О вторичном характере Пространной редакции говорит то, что из 25 установленных заимствований из Похвального слова патриарху Евфимию Тырновскому, читающихся в Краткой редакции полностью, в Пространной 11 представлены в сокращенном и/или измененном виде и 14 исключены из текста [7]. Представляется маловероятным, что исправления были сделаны тем самым книжником, который ввел заимствования в текст Краткой редакции. Напротив, в Особой редакции большая часть заимствований сохранена без изменений (изменены четыре: B–B, V–V, Y–Y, Q–Q), что дает основание считать ее автором также Пахомия Логофета, а Краткую и Особую редакции Жития Никона Радонежского по аналогии с Житием Сергия Радонежского называть 1-й Пахомиевской и 2-й Пахомиевской соответственно (далее для краткости они называются также 1-й и 2-й).
В настоящей статье вводится в научный оборот четвертая редакция Жития Никона, третья из редакций, составленных в XV в., которая далее будет условно называться 3-й Пахомиевской (или кратко 3-й). В статье рассматриваются источники новообнаруженной редакции и редакторские изменения и ставится вопрос о том, какой состав Житие в этой редакции имело в первоначальном виде, а какие изменения были внесены поздними переписчиками.
Датировки рукописей, названия и датировки редакций Жития Сергия Радонежского приводятся по Б. М. Клоссу [2].
- Источники
3-я Пахомиевская редакция Жития Никона Радонежского (нач. «Сеи блаженныи духоносныи отец Никон...») известна на сегодняшний день в тринадцати рукописях XV–XVII вв.2: Тр. 762, 60-е годы ХV в.; Соф. 1384, 1490 г.; Сол. 518/537, 1494 г.; Тр. 643, кон. ХV в.; РГБ, ф. 98 (собрание Е. Е. Егорова), № 895, 20-е годы XVI в., л. 295об.– 304об. [2. С. 236. № 8]; Q.I.999, перв. четв. XVI в.; Погод. 648, сер. XVI в.; Вяз. Q.273, начало 50-х годов XVI в.; Больш. 20, 60-е годы XVI в.; РГБ, ф. 209 (собрание П. А. Овчинникова), № 282, начало 20-х годов XVII в., л. 270–277 [2. С. 238. № 27]; РГБ, ф. 209 (собрание П. А. Овчинникова), № 281, 20–30-е годы XVII в., л. 542об.–552, без конца [2. С. 238. № 28]; Погод. 640, 1 пол. XVII в.; РГБ, ф. 98 (собрание Е. Е. Егорова), № 921, XVII в., л. 72об.–77об.
В Софийской II и Львовской летописях под 6916 годом после статьи «О Едигееве рати» помещена часть Жития Никона [10. С. 372; 11. С. 235]. Летописный фрагмент Жития восходит к 3-й Пахомиевской редакции и охватывает части 1–7 (от рождения до строительства Троицкой церкви). Эта версия имеет множество вторичных чтений и некоторые редакторские исправления, в частности последовательную замену наречия «sло» наречием «велми», и в дальнейшем не принимается во внимание.
Основным источником 3-й Пахомиевской редакции была 1-я (Краткая) редакция Жития Никона Радонежского. Ниже приводятся примеры, когда во 2-й (Особой) редакции отсутствует тот или иной отрывок, читающийся в 1-й и 3-й редакциях, или содержится переработанный текст. Парными прописными латинскими буквами обозначены заимствования из Похвального слова патриарху Евфимию.
1-я Пахомиевская (Краткая) редакция | 2-я Пахомиевская (Особая) редакция | 3-я Пахомиевская редакция |
– | Елма блгоизволи бь и вь посл(д)ни(х)| днхь рода нашего <рскы(х) стран-(х)>3 многи(м) и вели|кымь мжемь вь добродтеле(х) про|сїти | – |
Съ блженыи бгоносныи ць ник(н). рож(д)е|нїе имше гра(д) юрьєвъ зов(м). еще же юна(г)| възраста. изволи боу работати. и прихо(ди)|ть къ блжномоу сергїю. и молить є(г) въ еже| облещи въ иночьскыи бразъ. | ни(х)же бы(с) и сьи блжени ць| никонь коже ми повда ченикь ег(о)| присни игнатїе вди исперва роже|нїе и жи(т)е гра(д) юрьевь зово(м). еще юнь| си | Сеи блжныи дхоносныи ць нико|нъ, рож(д)енїє имаше гра(д) юръєвъ| зовомъ, єще же юнаго възраста| изволи боу работати, и приходи|ть къ блжномоу сергию, и моли(т)| єго въ єже блещи въ иночьскы|и бразъ, |
он же посы|лаеть є(г) в манастырь высокое нарицємъ.| къ своем оученик аанасью именемъ. и та|мо повелнїємь блжнаго сергїа, възлагаю(т)| на нь иночьскыи бразъ. (Тр. 116, л. 415: 3–11). | възлагаетъ на се иноческы бра(з)| вь монастыри высокое нарицаемь| (Тр. 763, л. 407: 4–12). | н же посылаєть єг| въ монастырь высокоє нарицає(м),| къ своємоу оучнкоу аанасїю| именемъ, и тамо повелнїємъ| блжнаго сергїа възлагають на нь| ино(ч)скыи бразъ, (Тр. 762, л. 60об.: 4–15). |
и не| ко на члка възира, нъ ко пре(д) бмь стоати мн(с)|| И елика повелнна бывахоу блжнаго. тъ| ко самы(х) х(с)выхъ оустъ прїимаше. и вс| с врою послшааше. (Тр. 116, л. 415: 26–415об.: 3). | и не ко на члвка вьзи|рае но ко пре(д) бмь стоти мнс| и елика повлннаа бывах блже|наго тьи ко х(с)вы(х) сть прїимаше| и вс сь врою послшааше. (Тр. 763, л. 407об.: 10–14). | и не ко на члвка въ|sираа, но ко пре(д) бмъ слоужа(а)ше| мнс. и ко самыхъ х(с)выхъ.| оустъ стго ре(ч)ннаа прїимаше,| (Тр. 762, л. 61: 15–18). |
и сице в мал(х) днхъ промеж(д)ю н(х) старець.| B–тако сїаше ко плотїю єдиною оумаленъ| агглъ познавати(с).–B (Тр. 116, л. 415об.: 6–8). | и сице въ| мал(х) днхь промж н(х) старець| ко свтило сїше. (Тр. 763, л. 407об.: 17–19). | и сице въ мал(х)|| днехъ посред нхъ старець, B–та|ко сїаше, ко плотїю єдиною оу|маленъ агглъ познаватис,|–B (Тр. 762, л. 61: 22–61об.: 3). |
блжномоу никоноу съ прочими братїа|ми нчто мало оуклонившюс мсто дае| грдщем гнв. (Тр. 116, л. 416об.: 26–28). | блженом же никон сь прочими бра|тїми на бжанїе грдщаго гн|| (sic!) оуклонис (Тр. 763, л. 409об.: 20–410: 1). | блжномоу| же съ братїами оуклоньшоус| мсто даа грдоущемоу гнв,| (Тр. 762, л. 63об.: 8–10). |
събравъ бо живописци| моужи въ добродтели съвръшеньны(х).| данила именемь и спо(с)тника єго ан(д)реа.| и нкы(х) с ними. и абїє длоу касаютс.| (Тр. 116, л. 417об.: 12–15). | сьбрав же жи|вописци мжи вь добродтели сь|вершени(х) данїила именемь и сьпо(с)|ника его ан(д)ре – и абїе дл касае(т)с| (Тр. 763, л. 411: 5–8). | и събира|єть скоро живописци моужїє и|зр(д)ны sло, всхъ превъсходи| в добродтелехъ съвръ(ше)ни, дани|лъ именемъ, и ан(д)ра спостни(к) єго| и нкыхъ с ними, спшно бо тво|рше дло сїє, (Тр. 762, л. 64об.: 16–22). |
коже и са|ма доброта црквьна, и проча. | коже и самаа доброта црковнаа| и прочаа. | |коже и сама доброта црквнаа,| и прочаастроєнїа монастырь|ска |
Y–аще и| не глсомъ вещми же паче | Y–аще и не гломь вещми| же паче | Y–аще и не гл(с)мъ вещьми же,| азъ же глю и глсы чю(д)ными | вещеи |
ко трбою| | ко троубою | коже троубами глас|ще. и |
проповдоують стго по(д)виги. | проповд|ють стго по(д)виги.4 –Y (Тр. 763, л. 411об.: 7–10). | проповдоують стго подвї||гы, |
И еже на| неви(ди)мыа врагы боренї.–Y (Тр. 116, л. 418: 13–17). | – | неже на невидимыа врагы| боренїа, –Y (Тр. 762, л. 65об.: 16–66: 2). |
Q-коже св(д)тельствють тогови поти и| трди еще в тле бртающїис тоа же| бители иноци св(д)тели извстни.|-Q (Тр. 116, л. 418об.: 2–4). | Q-коже св(д)тельствють тоговы| поти и трди. єще вь тл |бртающеис тоже бытели| иноци.-Q – (Тр. 763, л. 412: 7–10). | Q-ко| свдтельствоуєть того поты| и троуди єще въ тел бртаю|щїис тоа ж(д)е бители иноцї| свдтеле извстнии,-Q (Тр. 762, л. 66: 18–22). |
4. В рукописи знак выноски «+», но на полях никакого текста нет.
Доказательством того, что первоначальным был текст 1-й редакции (а не 3-й), могут служить заимствования из Похвального слова патриарху Евфимию G–G и V–V, которые в 3-й редакции были сокращены:
Похвальное слово патриарху Евфимию | 1-я Пахомиевская (Краткая) редакция | 2-я Пахомиевская (Особая) редакция | 3-я Пахомиевская редакция |
И не б погршено тнд никогдаже тоговых оучителствь санїе. Понеже слышщеи таковаа пржде очима на оучител зрх, образь б къ наказанїоу и крм слвесе, и о ихже добродтелех бесдаше, себе показовааше въсего длы пръвобразна [12. S. 44, 13–17]. | G-и не б погршно| ноу(д) тоговы(х) оучительствы(х). понеже бо| преж(д)е слышанїа такова на оучители чи|ма зрще. бразъ б к наказанїю дово|лень и кром словесъ. себе пре(д)лагаа дли| вс(м) прьвобразна-G (Тр. 116, л. 416: 8–13). | G-и не б погршно| н(д) таковы(х) чителствы(х). понеже| преже слышанї таковаа на чи|тели чима зрще бразь б кь| наказанїю доволень и кроме слове(с)| себе пре(д)лагае длы всми перво|бразна. -G (Тр. 763, л. 408 об.: 9–15). | G-и не б погршно н(д),| – – понеже бо и преж(д)е слышанїа та|кова на оучители чима зр|ще бразъ б къ наказанїю, до|воленъ и кром словесъ себ пре(д)|лагаа длы всмъ пръвобра||зна-G (Тр. 762, л. 62: 17–62об.: 1). |
«Ты же, чдо, мжай с, и да крпит с ср[ъ]дце твое, – рече – зам бо сподобиши с и гоненїоу апостолскомоу» [12. S. 34, 7–9]. | V-ты же чадо не скорби| нъ моужаис и да крпитс ср(д)це твоє|-V аще бо искшенїє в мал боудеть. нъ ко|нечнаго запоустнїа своб(д)но боуде(т), и бо|лми распространитс битель. (Тр. 116, л. 416об.: 8–12). | V-ты же чадо не ско|рби но мжаис.-V – аще бо|| искшенїе вь мал бдеть. но ко|нечнаго запстнiа свободно бде|ть мсто сїе. и по си(х) болми распро|странитс битель. (Тр. 763, л. 409: 20–409об.: 4) | V-ты же| чадо не скръби,-V – – аще бо и наказанї|є бжїє къ покаанїю послас, но| в мал боудеть и кон(е)чнаго запоу|стнїа свободно, битель же бо|лми распространитс, (Тр. 762, л. 63: 8–13). |
По крайней мере в двух случаях кроме 1-й редакции привлекается также 2-я редакция. Этот факт можно расценить как дополнительный аргумент в пользу того, что у 2-й и 3-й редакций был один автор:
1-я Пахомиевская (Краткая) редакция | 2-я Пахомиевская (Особая) редакция | 3-я Пахомиевская редакция |
и абїє црквь прьве древ|ноу въз(д)визаеть въ славоу стыа тр(о)ц.| (Тр. 116, л. 417: 18–19). – | и абїе црквь первее древе|ню вьз(д)визаеть вь слав сты| троица и проча строенї. (Тр. 763, л. 410об.: 1–3). | и абїє прь|вє црквь малоу въздвизає(т) въ| славоу стыа тр(о)ца, по семъ же и про|чаа трпеза и келїи и вс єже въ| потребоу ноужноую монастыр о|ного, (Тр. 762, л. 64: 12–17). |
и елико оубо сего блжнаго нико|на по члчьскомоу б єго тщанїє. соу|гоубо помощь бжїа поспшьствоваше.| (Тр. 116, л. 418: 19–21). – | и елико бо се|го блженаго никона по члвчьско|м б его тщанїе. сгбо помо|щь бжї поспшьствоваше.| коже бы рещи нь начинае| бь же вс вьскор сьвершаше| (Тр. 763, л. 411об.: 12–17). | и єлико бо єго по члвчь|скомоу потщанїє, соугоубо по|мощь бжїа поспшьствоваше| ємоу, коже бы рещи нъ на|чинаа, б(г)ъ же въскор вс съвръ|шаше, (Тр. 762, л. 66: 2–7). |
Еще два примера могут рассматриваться и как возможное использование автором 3-й редакции текста 2-й редакции, и как утрата в списке Тр. 116 1-й редакции. Тем не менее они приводятся здесь как вспомогательный материал для будущей реконструкции первоначального текста Жития:
елико многы(м) образъ| быти зрщимъ него. (Тр. 116, л. 415об.: 3–4). | єлико мно|гы(м) бразь быти зрщи(м) таковаа| него. (Тр. 763, л. 407об.: 14–16). | и єлико многымъ бразъ быти| зрщи(м) таковаа него, (Тр. 762, л. 61: 19–20). |
H-ко виднїа токмо| и обычаа оустроенїю доволн пре(д)подава|ше зрщи(м) полз.-H (Тр. 116, л. 416: 13–15). | H-ко единоговиднїа| тькмо и быча строенїю до|волн преподаваше зрщимь по|лзоу. -H (Тр. 763, л. 408об.: 15–18). | H-ко єдинаго виднїа токмо| и быча оустроенїю доволноу| преподаваше зрщимъ пльзоу,|-H (Тр. 762, л. 62об.: 1–3). |
Другие источники при создании 3-й Пахомиевской редакции не привлекались.
2. Редакторские изменения
Изменения в 3-й Пахомиевской редакции по сравнению с 1-й (Краткой) редакцией по большей части могут быть охарактеризованы как стилистическая правка. Но некоторые отличия более существенны.
В частности, нужно отметить последовательное исправление эпитетов, не всегда объясняемое литературными соображениями. Только в одном фрагменте (чудо об Акакии) замена эпитета «святый» была вызвана устранением повторов: Никон называется святым трижды в трех рядом стоящих фразах.
1-й Пахомиевская (Краткая) редакция | 3-я Пахомиевская редакция |
по преставленїи| же блжнаго никона. предре(ч)нныи акакїє| забвенїю предавь ре(ч)ннаа стымь. | по преста|вленїи же блжнаго никона пре(д)ре(ч)|нныи акакїє забвенїю предавъ ре(ч)|ннаа цемъ, |
ходить| въ пре(д)ре(ч)нноую весь. и тако постиже єго| с(д) прореченныи стымь. истоупивъ бо оу|м(м) и тако братїами приведенъ бы(с) въ| манастырь. | ходить въ пре(д)ре(ч)нь|ноую весь, и тамо постиже єго соу(д)| проре(ч)нныи стмъ, исстоупивъ бо| оумомъ, и тако братїами приве|денъ бы(с) въ монастырь, |
и вис емоу стыи никн.| дръжа жезлъ в роуц (Тр. 116, л. 419об.: 9–16). | и вис| ємоу ць никонъ дръжа жезлъ|| в роуц своєи (Тр. 762, л. 68: 14–68об.: 1). |
Причины остальных замен нуждаются в дополнительном анализе. Так, примененный к Никону эпитет «богоносный» заменяется эпитетом «духоносный»:
Съ блженыи бгоносныи ць ник(н). рож(д)е|нїе имше гра(д) юрьєвъ зов(м). (Тр. 116, л. 415: 3–4). | Сеи блжныи дхоносныи ць нико|нъ, рож(д)енїє имаше гра(д) юръєвъ| зовомъ, (Тр. 762, л. 60об.: 4–6). |
Примененный к Сергию эпитет «блаженный» заменяется эпитетами «великий» и «святый», при этом в первом случае добавляется уточнение «въ битель», а во втором случае устраняется, по-видимому воспринимаемое как избыточное, уточнение «сергїе».
и пакы прихо(ди)ть къ блженом сергїю. (Тр. 116, л. 415: 17). | и пакы приходи(т),| къ великомоу сергїю въ битель,| (Тр. 762, л. 61: 1–2). |
сего бо блжнныи сергїє.| A-слов(м) оученїа ко дъж(д)ь напаше того дшю.| (Тр. 116, л. 415: 19–20). | sло бо люблше сего стыи и A-сло|вомъ оученїа ко дож(д)ь напоаше| дшоу єго, (Тр. 762, л. 61: 5–7). |
В одном случае был заменен эпитет «блаженные», примененный к Сергию и митрополитам Петру и Алексею:
и бо връзъ| видить вленно блжны(х) келїи грдоущи(х).| (Тр. 116, л. 416об.: 17–18). | и оубо връ|зъ видить влено стхъ вльшихъ|с келїа грдоущихъ, (Тр. 762, л. 63: 19–21). |
Кроме того, в 3-й редакции появляется упоминание о том, что Никон был любимым учеником Сергия:
и сего| навыкъ ко исксна вож(д)а всем иночь|ском житїю. сего бо блжнныи сергїє.| A-слов(м) оученїа ко дъж(д)ь напаше того дшю.| (Тр. 116, л. 415: 17–20). | и сего навыкъ ко искоусна во|ж(д)а всемоу иночьскомоу житїю, sло бо люблше сего стыи и A-сло|вомъ оученїа ко дож(д)ь напоаше| дшоу єго, (Тр. 762, л. 61: 3–7). |
Подвергается редактированию описание строительства церкви:
N-и абїє црквь прьве древ|ноу въз(д)визаеть въ славоу стыа тр(о)ц.|-N По сем же [еже]5 <времени>6 тщитс еже въз(д)вигноути| црквь камн(н)оу надъ гроб(м) своєго ц.| и зъдчи всюдоу събравъ и всемогоущо|моу бг по его произволенїю поспшьство|вавшю. | N-и абїє прь|вє црквь малоу въздвизає(т) въ| славоу стыа тр(о)ца,-N по семъ же и про|чаа трпеза и келїи и вс єже въ| потребоу ноужноую монастыр о|ного, и по мал съвщеваєть съ| братїєю єже въз(д)вигноути храмъ| сты тр(о)ца црквь камена на(д) гробо(м)| своєго ца, и зъдчїи всю(д) събравъ,| и тако всемогоущемоу боу произво|ленїю єго поспшьствоующоу, |
црквь прекрасн въз(д)вижеть.| въ им иже на се поспшьствовавшом.| въ тр(о)ци славимомоу бг. и въ похвалоу| своемоу цю O-иже сего поборникь.-O (Тр. 116, л. 417: 18–27). | црквь|| прекрасноу въздвиже въ похвал| своємоу цю – єгоже млтвы непре|станно пре(д)варюще в помощь прї|сномоу чдоу, (Тр. 762, л. 64: 12–64об.: 4). |
6. Вписано над строкой.
Устраняется сравнение исцелений и чудес от мощей Никона с «кипящим» источником. По всей видимости, агиограф устранил его при исключении чуда о Семене Антонове из Жития Никона Радонежского (см. ниже п. 3), в результате чего в тексте остались всего два чуда. Как известно, сравнение чудес святого с источником, рекой (реками), морем и т. п. является «общим» местом агиографических и гимнографических сочинений. Данный пример свидетельствует о рационалистическом подходе редактора.
идже| бртаютс и донн. ч(с)тныа его и ц|лебныа мощи. исцленїа всмь подава|юще иже врою приходщи(м). и чюдеса ко|же нкыи источникь кыпще. ни(х)же| нечто речемь мнгы(х) мало. (Тр. 116, л. 419: 20–25). | идже бртаютс| и донн ч(с)тныа єго и цлебны|а мощи, исцленїа всмъ по|давающе и(ж) врою приходщи(м),| нихже нчто рече(м) многы(х) мало,|| (Тр. 762, л. 67об.: 18–22). |
Первые строки чуда о Матфее-архимандрите в 3-й редакции полностью переписываются. Нужно отметить, что в старшем списке 1-й редакции Тр. 116 этот текст тоже подвергся редакторской правке (исправлен другим почерком).
Не по(до)бає(т) и сего забытїю предати,| єже въ ныншна наша лта бы(с)| | |
Инъ же сщенникь | моужь ч(с)тнъ блгоговинъ вс||ми знаємъ, |
манасты|р того ж(д)е. матеи именемь. | начало има би|тели великаго сергїа. |
изыде из ма|настыр того на архиман(д)ритью въ град.|7 | съдръжа|и высочаишоую архиман(д)ри|тїю госпо(д)ствоующаго града| москвы, |
и тамо емоу пребывшю нколико врем.| въ болзнь впаде. (Тр. 116, л. 420об.: 16–20). | и тамо ємоу пребы|вшоу нколико врем, и в бо|лзнь впаде, (Тр. 762, л. 68об.: 20–69: 7). |
3. Чудо о Семене Антонове
Это чудо в 1-й Пахомиевской редакции Жития Никона является заимствованием из Жития Сергия Радонежского [1. С. 153]. В 3-й редакции Жития Никона текст чуда был заменен кратким указанием: «Се же ино скажемъ писано въ жи|тїи стго сергїа сїмен анто|нов чюдо чти » (Тр. 762, л. 68об.: 17–19). В. Яблонский отметил, что процитированная выше ссылка читается во всех известных ему списках Краткой редакции, и предположил, что она могла быть сделана самим автором [9. С. 73–74]. В действительности указание на Житие Сергия содержится только в списках 3-й Пахомиевской редакции и, по всей видимости, является ее отличительной особенностью.
В списках 3-й редакции Погод. 648 и Погод. 640 на месте указания на чудо о Семене Антонове содержатся вставки из Жития Сергия Радонежского. В Погод. 648 после чуда об Акакии вставлен текст чуда о Семене Антонове (л. 62: 10–63: 12), ср.: [13. Стлб. 1456–1457], и после чуда о Матфее-архимандрите и заключительной главы Жития – глава « преставленїи прп(до)бна(г) никона игмена» из Жития Сергия (л. 64: 7–64об.: 6), ср.: [13. Стлб. 1451–1452]. В Погод. 640 после чуда об Акакии читаются три дополнительных чуда из Жития Сергия: чудо о Семене Антонове (л. 13об.: 8–15: 13), ср.: [13. Стлб. 1456–1457], чудо о слепом (л. 15: 13–15об.: 18), ср.: [13. Стлб. 1459–1460], и чудо о слепой отроковице (л. 15об.: 19–16: 5), ср.: [13. Стлб. 1460], затем следует чудо о Матфее-архимандрите и заключение.
Оба списка содержат ряд вторичных чтений, которые говорят о том, что вставки в этих списках сделаны независимым образом, и о том, что в Погод. 648 и Погод. 640 отражены поздние этапы истории текста. Поскольку эти чтения служат также аргументом в пользу того, что в первоначальном тексте 3-й редакции Жития Никона текст чуда о Симеоне отсутствовал, они приводятся ниже.
Погод. 648: заглавие «М(с)ца ноемъврïа в. з. днь. житïа прп(до)бнаго| ца нашего. никона оучнка бывша блаженна(г)| сергïа. сведено вкратце. ги бл(с)ви че» (л. 57: 21–23); «к дож(д)емь напааше| дшоу его» (л. 57об.: 13–14) вместо «дождь»; «и оубо верзъ двери» (л. 59: 4) вместо «верзъ»; «что бо не побарааше, блженнои| нои дши печалны(х) въспрïати» (л. 59: 18–19) вместо «подобааше»; «и скорбнаа с радостïю прете|рпти наказавь» (л. 59об.: 3–4) вместо «преносити»; «црквь каменоу въз(д)виже в п|хвалоу своемоу цю» (л. 59об.: 12–13) вместо «прекрасноу»; после слов «црквь све|ршеноу» (л. 59об.: 21–22) пропущены слова «и симъ оукрашеноу»; «могоуща| зрщи(х) чеса вс(х) оудиви(ти) и донн» (л. 60: 6–7) вместо «зрщи(х)»; «и елико бо по члческомоу тщанïе» (л. 60об.: 4) вместо «бо его»; «за еже повдати| т(м) дховноую пищоу» (л. 61: 2–3) вместо «подати»; «жив же стыи в то(м) настоателств» (л. 61: 6) вместо «в то(м) добромъ»; «въ но свтлое покоище» (л. 61: 23) вместо «жилище»; «исцленïа пода|вающе» (л. 61об.: 7–8) вместо «всмь подавающе»; «забвенïю| предати» (л. 63: 13–14) вместо «забытïю»; «к на(м) же николиже при|ходи» (л. 63об.: 16–17) вместо «никакоже»; «сïе же мало нчто писанïю предахо(м)» (л. 64: 2) вместо «писанïємъ».
Погод. 640: заглавие « жити прп(д)бна ца ншго. ни|кона. оучнка бывшаго серги| ввено (sic!) вкра(т)ц. г(с)и блг(с)ви. че» (л. 6: 1–3); «Се блжныи. дхоносныи никонъ» (л. 6: 4) вместо «отець никонъ»; «еще же юностнаго во|зраста» (л. 6: 6–7) вместо « юнаго»; пропущены слова «начало сътвори прп(д)бныи сергïє» (л. 6: 16); «и пло(д) дхвныи по ап(с)л.| послшанïа прïимаше» (л. 6об.: 6–7) вместо «приношаше»; «и єлико мно|гы(х) бра(з) быти. зрщи(м) такова(а).| него» (л. 6об.: 15–17) вместо «многы(м)»; «и сюд|| показшес на конци. и сверше|ннаго возраста боуде(т)» (л. 6об.: 22–7: 2) вместо «како на конци»; «єже перваго| прозбенï» (л. 7: 3–4) вместо «єгда»; «но множае паче| дшевны(х)» (л. 7об.: 2–3) вместо « дховны(х)»; « оустъ (ж) єго млтву» (л. 7об.: 21) вместо «постъ же єго и»; «и(ж) свтило пре(ди) стекла| оутаити хотщем» (л. 8: 4–5) вместо «посре(ди)»; «вс попранна безбожны(х)» (л. 9: 11) вместо « беззаконны(х)»; «не оубо| не ниспаде печа(л)ю» (л. 9: 11–12) вместо «но»; «та|кова любом(д)рïа» (л. 9: 14–15) вместо «тогова»; «и абиє» (л. 9об.: 3) вместо «абие первее»; «црквь| мал воз(д)виже» (л. 9об.: 3–4) вместо «воз(д)визає(т)»; «на(д) гробо(м) стго ца» (л. 9об. 10) вместо «своєго»; «изы|дчи всюд собравъ» (л. 9об.: 10–11) вместо «и зъдчии»; после слов «великимъ| желаниє(м)» (л. 10: 2–3) пропущены слова «и врою»; «спшно твор|ше дло сиє» (л. 10: 10–11) вместо «спшно бо»; «дани(л)| же вïд андра» (л. 10об.: 11–12) вместо «ко вïд»; после слов «sло веселс дхмъ» (л. 10об.: 18) пропущено «гл»; «и с прочï|а строєнïа монастырьска» (л. 11: 2–3) вместо «прочаа»; «аще| не глемъ» (л. 11: 3–4) вместо «аще и не гласомъ»; «аз же глю глы| чю(д)ными вещеи» (л. 11: 4–5) вместо «и гласы»; «ко(ж) трбами| гласщими» (л. 11: 5–6) вместо «гласще»; «согбо (sic!) помощь| бжïа поспваше єм» (л. 11: 9–10) вместо «поспшьствоваше»; «ко(ж) бгъ жи|вы(м) бы реклъ. и (н) реченна воскор| вс свершааше» (л. 11: 10–12) вместо «бы рещи (н) начинаа бгъ же»; «постническы(м) собо|ромъ» (л. 11об.: 8–9) вместо «и постническы(х) собори»; «и єлико имщи(х) лице бга иковл» (л. 11об.: 11) вместо «ищщи(х)»; «прози|рахс имнïа» (л. 11об.: 16–17) вместо «презирахс»; «повсюд бо б никоново слышати» (л. 11об.: 20) вместо «никоново им»; после слов «сïа же и ина многа пооучивъ» (л. 12: 16) пропущено «и(х)»; «Нкто б инокъ то (ж) бители» (л. 12об.: 19) вместо «Нкыи бо»; «во єдин весе(и)|| монастырьскы(х)» (л. 12об.: 22–13: 1) вместо «монастыр оного»; «послди (ж)| ре(ч) ем блжныи» (л. 13: 5–6) вместо «прп(д)бныи»; «єда ка|ко» (л. 13: 6–7) вместо «когда»; «и тамо до|стиже єго соу(д)» (л. 13: 12–13) вместо «постиже»; «во|племъ великы(м) вопи» (л. 13: 21–22) вместо «крепкы(м)»; «мо|л с плаче(м)» (л. 13об.: 3–4) вместо «молс»; «и тако єм пребы(в)шю нколико вре|м» (л. 16: 12–13) вместо «тамо»; «пакыи| в болзнь впа(де)» (л. 16об.: 10–11) вместо «болзни нашедши на нь»; после слов «во битель прп(до)бны(х)» (л. 16об.: 14) пропущено «отець»; «что лïцемрс8» (л. 16об.: 17) вместо «что оубо»; «идже во|злюбилъ єси житиє» (л. 16об.: 21–22) вместо «жити»; «к на(м) же ника||коже приходиши» (л. 16об.: 22: 17: 1) вместо «приходи»; «сиє же мало| нчто написахо(м) и предахо(м)» (л. 17: 15–16) вместо «писаниємъ предахо(м)»; «к ревно|сти предателемъ» (л. 17: 16–17) вместо «послшателемъ»; «прочиє слово» (л. 17: 18) вместо «прочее зде»; «конець. да восприи|ме(м)» (л. 17: 18–19) вместо «восприиме(т)».
Заключение
Рассмотренная версия Жития Никона Радонежского содержит изменения текста, которые можно расценить как сделанные сознательно и единовременно, и по своему текстологическому статусу должна быть признана редакцией памятника. В тексте содержатся 24 из 25 заимствований из Похвального слова патриарху Евфимию Тырновскому, включенных Пахомием Логофетом в текст 1-й редакции Жития Никона; исключено было только самое короткое, состоящее всего из 3 слов (О–О). Эта редакция восходит сразу к двум редакциям Жития Никона (1-й и 2-й), подобно тому как 3-я Пахомиевская редакция Жития Сергия Радонежского объединяет чтения 1-й Пахомиевской и 2-й Пахомиевской редакций того же памятника. Некоторые изменения в ее тексте находят параллели среди изменений, которым подвергался текст Жития Сергия Радонежского при его редактировании Пахомием Логофетом. Вероятнее всего, новая редакция Жития Никона связана с очередным пересмотром Жития Сергия Радонежского, в результате которого возникла 5-я Пахомиевская редакция. Установлено, в частности, что в 5-ю Пахомиевскую редакцию было включено сообщение из Жития Никона о росписи Троицкой церкви Андреем Рублевым [2. С. 207]. Примечательно, что в пяти рукописях содержатся списки 3-й Пахомиевской редакции Жития Никона и 5-й Пахомиевской редакции Жития Сергия: Тр. 762, Тр. 643, Соф. 1384, Солов. 518/537, Q.I.999 [2. С. 207–209. № 1, 6, 4, 5, 8]. Не менее примечательно, что старшие списки всех трех пахомиевских редакций Жития Никона сохранились в собрании Троице-Сергиевой лавры РГБ (Тр. 116, Тр. 763, Тр. 762).
Таким образом, мы имеем достаточные основания считать рассмотренную редакцию принадлежащей агиографу XV в. Пахомию Логофету. Старший список Тр. 762 датируется 60-ми годами XV в. [2. С. 235. № 2], поэтому датировку 3-й Пахомиевской редакции Жития Никона нужно относить к периоду не позднее этого времени.
Творческую историю памятника следует дополнить новыми данными. Житие Никона Пахомий Логофет перерабатывал по крайней мере дважды (первый раз не позднее 1450-х, второй раз – не позднее 1460-х годов), по всей видимости в связи с переработкой Жития Сергия Радонежского. Все три редакции Жития Никона были составлены во время пребывания агиографа в Троицком монастыре, вследствие чего наиболее ранние и наиболее исправные из известных списков каждой из редакций оказались в собрании Троице-Сергиевой лавры РГБ. Однако изучение рукописной традиции памятника должно быть продолжено. По данным предварительного текстологического анализа старший список 3-й Пахомиевской редакции Тр. 762 содержит наименьшее число ошибок и лучше других списков представляет авторский текст. Этот список публикуется в приложении к статье.
Приложение
3-я Пахомиевская редакция Жития Никона Радонежского
В основу издания положен список РГБ, ф. 304/I (главное собрание библиотеки Троице-Сергиевой лавры), № 762, 60-е годы XV в., л. 60об.: 1–70об.: 5. Текст публикуется по тем же правилам, что и 1-я Пахомиевская (Краткая) редакция Жития [14. С. 366–374].
В примечаниях приводятся некоторые чтения списков Больш. 20, Вяз. Q.273, Соф. 1384, Солов. 518/537, Тр. 643, Q.I.999, подтверждающие чтения издаваемого списка или отражающие изменения в поздней рукописной традиции, которые могут помочь выявлению общих ошибок списков и построению stemma codicum. В некоторых неочевидных случаях даются также чтения списка 1-й Пахомиевской редакции Тр. 116 и списка 2-й Пахомиевской редакции Тр. 763.
Издается впервые.
(л. 60об.) 9 ЖИТЬ9 ПРП(Д)БНАГО ЦА НАШЕГО НИКОНА |ченика бывша блжнаго сергїа,| сведено въкратц (ч) блг(с)ви |10
10. На нижнем поле листа запись другим почерком: «никона памть ноєвриа въ. з.».
1. О рождении, приходе к Сергию и пострижении в Высоцком монастыре Сеи блжныи дхоносныи ць нико|нъ, рож(д)енїє имаше гра(д) юръєвъ| зовомъ, єще же юнаго възраста| изволи боу работати, и приходи|ть 12къ11 блжномоу12 сергию, и моли(т)| єго въ єже блещи13 въ иночьскы|и бразъ, н же посылаєть єг| въ монастырь высокоє нарицає(м),| къ своємоу оучнкоу аанасїю| именемъ,14 и тамо повелнїємъ| блжнаго сергїа възлагають на нь| ино(ч)скыи бразъ, ибо того пре(д)ре|ченаго монастыр начало сътво|ри прп(д)бныи сергїє, и тамо блже|номоу никоноу пребывающоу въ| вскомъ послоушанїи, и сми|ренїи,
12. «къ сто|моу» Соф. 1384, л. 242об.: 7–8; Солов. 518/537, л. 424: 18; Тр. 643, л. 165: 6; Q.I.999, л. 226об.: 6; Больш. 20, л. 302: 7
13. Буква «щ» исправлена из «н».
14. В рукописи «имемемъ».
2. О поставлении в священники и о втором приходе к Сергию доспвшоу (ж) ємоу съвръше|наго възраста, и сщеньствоу та||мо (л. 61) сподобльшоус, и пакы приходи(т),| къ великомоу сергїю въ битель,| и сего навыкъ ко искоусна во|ж(д)а всемоу иночьскомоу житїю,| sло бо люблше сего стыи и A-сло|вомъ оученїа ко дож(д)ь напоаше| дшоу єго, коупно же и тои раст|ше оуср(д)ьємь и врою єже къ сто|моу, и плодъ дхвныи по ап(с)лоу по|слоушанїа приношааше,-A (Рим 6: 16–23) єлма же| ць зр сего блгочинїє, повел|ваєть ємоу съ собою въ келїи пре|бывати, тои же съ вскымъ тща|нїємъ оуср(д)но повелннаа стго| сътворше, и не ко на члвка въ|sираа, но ко пре(д) бмъ слоужа(а)ше| мнс, и ко самыхъ х(с)выхъ| оустъ стго ре(ч)ннаа прїимаше,| и єлико многымъ бразъ быти| зрщи(м) таковаа него, тмже| и ць sло веселшес зр сего до|броє произволенїє, и сице въ мал(х)|| (л. 61об.) днехъ посред нхъ старець, та|ко сїаше, B-ко плотїю єдиною оу|маленъ агглъ познаватис,|-B и соудоу C-показоуашес како на| конци съвръшеннаго възраста б|де(т), коже и въ блгоро(д)ныхъ сад(х)| бываєть, єгда пръваго проsбе|нїа пре(д)възвщають длателю| настоащимъ видомъ цвта и|же напослдокъ добротоу плода,|-C тако ж(д)е и сего ра(з)соудителны(и) ць| сматра вноутренима чима| познаваше напослдокъ хот|щаа быти, и помышлше сего па|стыр бители своєи оустроити| єже и бы(с),
3. О предсмертном завещании и преставлении Сергия. О поставлении в игумены и по нколицхъ време|нехъ, преж(д)е шести(х) м(с)ць своєго пре|ставленїа, призыває(т)| весь ликъ| ць своєа бители, и семоу пре(д)| всми, аще томоу и не хотщоу| монастырьскоє строенїє, ко иск|сноу вож(д)оу блжномоу никоноу|| (л. 62) предаєть ра(з)соудителныи ць, D-са|мъ же краинеє безмлъвїа любом|дръствоваше,-D E-єлма же нъ пови|новашес повелнїю чю и бра|тїи попеченїа прохож(д)аше слоу(ж)б,|-E не токмо телесныхъ но множає| паче дхвныхъ, F-по мал же вре|мени и15 дхоноснаго ца къ г(с)оу |ше(д)ша, многыми почитаєть сле|sами, и ч(с)тн гробоу предаєть,| новы(и) исаакъ новаго авраама,| или коже дроугыи єлесеи вм|сто милоти тло наслдова че|є,-F
4. Об исправлении научений Сергия и ко вид блжныи ца къ г(с)| ше(д)ша, и вс єлика слыша нака|занїа него, тщашес собою и|справити, G-и не б погршно н(д),| понеже бо и преж(д)е слышанїа та|кова на оучители чима зр|ще бразъ б къ наказанїю, до|воленъ и кром словесъ себ пре(д)|лагаа длы всмъ пръвобра||зна-G (л. 62об.) H-ко єдинаго виднїа токмо| и быча оустроєнїю доволноу| преподаваше зрщимъ пльзоу,|-H постъ же єго и млтвоу и нощноє| стоанїє, равностоателн приоу|подобити бесплотнымъ, что же| пакы оутаити сїа чима зрщи(х)| тщашес I-страдаше подобн но|моу, иже свтило посред сть|кла оутаити16 хотщем,|-I
5. О нашествии Едигея и о видении Сергия и Петра и Алексея митрополитов времени же прише(д)шоу sло съ|кръби велиц, понеже слышаше|с безбожнаго єдеге съ прочи|ми варвары нашествїє съ сила|ми оубо великыми, и бше оубо| все православїє въ страс sло| оутснємо, что же блжныи, оу|мни чи на нбо възве(д) коупно же| и роуц въ своємъ правил в нощї| молшес, и млтвы стго ца прї|зываше помолитис къ бщему| вл(д)ц х(с)оу, ко да не предасть въ за||поустнїє (л. 63) мсто но безбожь|ныхъ, семоу же бываємоу, сдъ| мало почити, и абїє ко въ ист|плени бы(с), вис ємоу великыи се|ргїє съ двма архїєрема съ петро|мъ новымъ чюдотворцемъ и але|ємъ, влюще ко тако ре(ч) с|дбамъ бжїимъ изволис, V–ты же| чадо не скръби,–V аще бо и наказанї|є бжїє къ покаанїю послас, но| в мал боудеть и кон(е)чнаго запоу|стнїа свободно, битель же бо|лми распространитс, и тако чю|дотворивии блг(с)вивше блжнаго| никона миръ прирекше, и абїє| невидимы быша, възбноувъ же| блжны виднїа скоро притече| къ дверемъ келїи, и видить келї|ю затвореноу бычно, и оубо връ|зъ видить влено стхъ вльшихъ|с келїа грдоущихъ, и сего ра|зоум истиноу быти безбожны(х)|| (л. 63об.) нашествїє, что же блжныи ко| пре(д)оувид вол г(с)н да боудеть ре(ч)| бываємоє,
6. Об исполнении пророчества и разорении монастыря и понеже J-мало врем| преиде, и прореченнаа начало прї|имахоу, и варваромъ страны нї| плноующимъ-J доспша и блжна|го ца бители, и вс єлика бр|тоша гню предаша, блжномоу| же съ братїами оуклоньшоус|17 мсто даа грдоущемоу гнв,| варваро(м) же шедшимъ, пакы бла|женыи къ бители възвращаєть(с),| и видить възлюбленноє но м|сто и троуды ца гнемъ съжьже|ни, что оубо не подобаше блжнои| нои дши печалныхъ въспрїати| и sло рыдати тогда зр єлика б|хоу стго єго ца памте(м) достои|на, вс попранна безаконныхъ,| K-но оубо не ниспаде печалїю, не оу|ны или слаб18 подвига, или па|кы что провща мало или велико|| (л. 64) тогова любомоу(д)рїа недостоинъ глъ.| никакоже,-K но абїє въстаєть моу|жьскы L-коже нкыи доблествъ|ныи воєвода побж(д)енъ бывъ | съпротивныхъ,19 не даєть плещи| въ конець, но пакы съвъкоупль|с, съставлєть побдоу, тако| ж(д)е и сеи-L чю(д)ныи моужь,
18. Буква «» исправлена из «и»; «слаби» Соф. 1384, л. 245: 18; Больш. 20, л. 304: 21; «слаб» Солов. 518/537, л. 426об.: 4; Тр. 643, л. 168об.: 18; Q.I.999, л. 229: 21; Вяз. Q.273, л. 250об.: 15
19. Первая буква «ъ» исправлена из «о».
7. О строительстве монастыря M-понеже| црквь съгорвшю видвъ, множа|ишимъ подвигомъ въдає(т) себе-M и| бра(т)ю събравъ, и скръбнаа с радость|ю приносити наказавъ, N-и абїє прь|вє црквь малоу въздвизає(т) въ| славоу стыа тр(о)ца,-N по семъ же и про|чаа трпеза20 и келїи и вс єже21 въ| потребоу ноужноую монастыр о|ного, и по мал съвщеваєть съ| братїєю єже въз(д)вигноути храмъ| сты тр(о)ца црквь камена22 на(д) гробо(м)| своєго ца, и зъдчїи всю(д) събравъ,| и тако всемогоущемоу боу произво|ленїю єго поспшьствоующоу, црквь|| (л. 64об.) прекрасноу въздвиже въ похвал| своємоу цю єгоже млтвы23 непре|станно пре(д)варюще в помощь прї|сномоу чдоу, и тако многами| добротами оукрасивъ тоу, но оу|бо зр сию по(д)писанїємъ неоукра|шеноу, sло болзноваше24 дхмъ,| и тщашес вско и симъ оукраси|ти ю, но оубо нкыхъ братїи въ|збранємъ б прилоучившихс| прискръбныхъ скоудости ради,| но прп(д)бныи побж(д)аємъ великы|мъ желанїємъ и врою и в семъ| пребываа непреложенъ єже оузр|ти своима чима црквь съвръше|ноу и симъ оукрашеноу и събира|єть скоро живописци моужїє и|зр(д)ны sло, всхъ превъсходи| в добродтелехъ съвръ(ше)ни, дани|лъ именемъ, и ан(д)ра спостни(к) єго| и нкыхъ с ними, спшно бо тво|рше дло сїє, ко нчто прови||д (л. 65) дхмъ въскор дхвныхъ |нхъ моужїи живописцевъ| житїа сего и своє преставле|нїє, єже по мал и по съвръше|нїи дла и бы(с), но боу помогаю|щоу скончати дло прп(д)бнаго| абїє касаютьс ємоу оуср(д)но,| и sло различными по(д)писа|нми чю(д)н оудобривше тоу, мо|гоуща зрщихъ всхъ оудиви(т)| и донн, конечноє се роукод|лїє въ памть себ прп(д)бнїи |ставльше,25 и по семъ мало н|что пребывше, абїє смреныи| ан(д)ра ставль сию жизнь къ| г(с)оу иде преж(д)е, таже посл|ди и спостникъ єго даниилъ| преч(с)тныи ба добр поживъ|ша, и въ старости ч(с)тн блгы|и конець приаша, єгда бо хот|ше данилъ телеснаго съоуза ра|зршитис, абїє видить въ||злюбленнаго (л. 65об.) ємоу преж(д)еше(д)|шаго, ан(д)ра въ радости призыва|юща єго, данилъ же ко вид а|н(д)ра єгоже желаше, sло радо|сти исплънивъс, и братїи пре(д)|стоащимъ ємоу исповдаше| пришествїє спостника єго, и та|ко въ радости предасть дхъ свои| г(с)ви, видвъ же блжныи нико|нъ црквь съвръшеноу, sло ве|селшес дхомъ, <гл.>26 блгодарю т| х(с)е всхъ ц(с)рю ко не презрлъ| єси моє прошенїє, но даровалъ| ми єси сїа вс моима оузртї| чима, многыми и иными| добротами оукрасивъ тоу, |коже и сама доброта црквнаа,| и прочаа строєнїа монастырь|ска Y–аще и не гл(с)мъ вещьми же,| азъ же глю и глсы чю(д)ными | вещеи коже троубами глас|ще. и проповдоують стго подвї||гы, (л. 66) неже27 на невидимыа врагы| боренїа,–Y и єлико бо єго по члвчь|скомоу потщанїє,28 соугоубо по|мощь бжїа поспшьствоваше| ємоу, коже бы рещи нъ на|чинаа, б(г)ъ же въскор вс съвръ|шаше, єлма же єлика скръбна|а бхоу чима зрщихъ мона|стырьскоую красотоу съгор|вшоу, соугоубо веселїє приима|ша29 тхъ дша второє се зр блго|лпїє,
21. «же» Соф. 1384, л. 245об.: 8; Солов. 518/537, л. 426об.: 15; Тр. 643, л. 169: 16; Q.I.999, л. 229об.: 12; Больш. 20, л. 304об.: 9
22. «кам(н)ноу» Тр. 116, л. 417: 21; «камен» Тр. 763, л. 410об.: 5; Соф. 1384, л. 245об.: 12; Солов. 518/537, л. 426об.: 18; Тр. 643, л. 169: 20; Q.I.999, л. 229об.: 15; Вяз. Q.273, л. 251: 8–9; Больш. 20, л. 304об.: 12–13
23. «млтва» Соф. 1384, л. 245об.: 17; Больш. 20, л. 304об.: 17
24. «бол||зноваша» Солов. 518/537, л. 426об.: 25–427: 1
25. «стави|вше» Соф. 1384, л. 246: 18–19; Больш. 20, л. 305: 16
26. Дописано на поле.
27. «неже» Соф. 1384, л. 246об.: 18; Солов. 518/537, л. 427об.: 19; Тр. 643, л. 171: 10; Q.I.999, л. 231: 4; «и е(ж)» Вяз. Q.273, л. 252: 21
28. «тщанїє» Тр. 116, л. 418: 20; «тщанїе» Тр. 763, л. 411об.: 14; «тщанїе» Соф. 1384, л. 246об.: 20; Солов. 518/537, л. 427об.: 20; Тр. 643, л. 171: 12; Q.I.999, л. 231: 5; «почтанїе» Вяз. Q.273, л. 252: 23
29. «прїи|маше» Q.I.999, л. 231: 11–12; Вяз. Q.273, л. 252об.: 2
8. О процветании монастыря P-тмъ и сдоу повсю|доу влена бше моужа добро|дтель, и ко пръстомъ того| показоуаше єже житїа, и є|же слова солїю растворенна,| єже смренїа и єже самого| строєнїа монастырьскаго,-P Q-ко| свдтельствоуєть30 того поты| и троуди єще въ тел бртаю|щїис тоа ж(д)е бители иноцї| свдтеле извстнии,-Q R-къ си(м)|| (л. 66об.) и слово ап(с)льскоє исплънємо вї|дшес, єже роуц мои послоу|жиста мн и соущимъ со мно|ю, (Деян 20: 34) и дломъ оуврше31 глемоє,|-R S-къ симъ и оучнкъ ликъ зрше|с и постничьскыхъ събори, є|лико ч(с)тнъ, и єлико доволенъ,| нарицатис такова ца чдо(м),| єлико ищоущихъ лице ба ико|вл,-S и что многоглю вс соуг|ба познавахоус блг(д)тью х(с)вою,| єлико при блжнмъ ци сергї|и много множає32 нн, T-и б чю(д)|но видти, и промысла бжїа| достоино творимоє, презира|хоус имнїа, дмы и чьства,| и сеи чю(д)ныи никонъ искашес,| за єже подати тмъ дхвноую пї|щю,-T U-повсюдоу бо б никоново и|м слышати, ко сщенїє нко|є бносимо,-U и вскыми оусты| члчьскыми хвалимо,
31. Буква «ш» исправлена из «щ».
32. доб. «паче» Соф. 1384, л. 247: 20; Солов. 518/537, л. 428: 16; Тр. 643, л. 172: 2; Q.I.999, л. 231об.: 8
9. О преставлении живъ же|| (л. 67) стыи в томъ добромъ настоате|льств приложивъ се(д)мь къ трї|дестимъ лтомъ, ничтоже| подвига погршивъ єлика вї|д ца вс добр исправивъ,| и вроученноє ємоу стадо х(с)| оупасъ, и къ вышнимъ подви|затис наказавъ, и м(с)ца ноєврї|а телеснымъ недоугомъ бїа|тъ бы(с), и призываєть братїю и| всесщенныи съборъ, пооучи|въ ихъ пльз, X-заповдеи г(с)нї|хъ дръжатис, и вроу съхра|нити непорочноу, єже ради| не токмо къ вл(д)ц познаваєть|с любовъ, но и сла(в) послдоує(т)| иже сїа съхраншимъ,-X сїа же и ї|на многа пооучивъ и(х), провле|но же ємоу бы(с)ко(ж) пре(д) ре(ч)с ше|ствїє єго в мал времени по пре|ставленїи нхъ живописце|въ, тако ж(д)е и зде съ блжнымъ|| (л. 67об.) цмъ оуготованноє ємоу поко|ище, и пре(д)стощимъ ємоу оуче|нико(м) глше, несете м прочеє| въ но свтлоє жилище, иже оу|готоваша ми ца моєго млтвы,| сїа же на многъ ча(с) гор къ высо|т роукою показоу глше, и а|бїє ч(с)тноє и пр(с)тоє тло и кровь| г(с)а нашего (с)с х(с)а добраго споутнї|ка приимъ, и братїи посл(д)неє| блг(с)внїє ставль, ч(с)тноую и тр|долюбноую дшоу съ млтвою| г(с)ви дасть того же м(с)ца въ. .| братїа же проводивше єго ч(с)тно| лмопнїємъ, и на(д)гробными| коже достоить ца почетше,| близь ракы прп(д)бнаго сергїа поло|жиша, идже бртаютс| и донн ч(с)тныа єго и цлебны|а мощи, исцленїа всмъ по|давающе и(ж) врою приходщи(м),| нихже нчто рече(м) многы(х) мало,|| (л. 68)33
10. Чудо первое, об Акакии Нкыи бо инокъ то ж(д)е бите|ли, акакїє им ємоу, єще в се|и жизни блжномоу никоноу,| посылаємъ бы(с) него на слоужб| въ єдиноу весеи монастыр о|ного, нъ же не повиновашес| гл. ко не на се рекохс34 мира,| въ єже веси и грады бходити мї,| и много блжномоу молившоу є(г)| но тои не послоуша, послди же ре(ч)| ємоу прп(д)бныи, блюди брате єда| ког(д)а35 своимъ произволенїємъ| брщешис тамо и мьздоу съ|лоушанїа въспрїимеши, по преста|вленїи же блжнаго никона пре(д)ре(ч)|нныи акакїє забвенїю предавъ ре(ч)|ннаа цемъ, ходить въ пре(д)ре(ч)нь|ноую весь, и тамо36 постиже єго соу(д)| проре(ч)нныи стмъ, исстоупивъ бо| оумомъ, и тако братїами приве|денъ бы(с) въ монастырь, и вис| ємоу ць никонъ дръжа жезлъ|| (л. 68об.) в роуц своєи прт ємоу гл,| на се ли ре(ч)с мира (а)какїє въ| єже веси и грады бходити ми| реклъ єси, нъ же начатъ тре|петати страхомъ sлнымъ о|дръжимъ на многы дни воплемъ| крпкымъ вопїа ле ноуж(д)а ць| никонъ немл(с)тивно повел м| моучити, и тако ємоу страж|щоу и пребывающю оу ракы прп(д)|бныхъ молс съ плачемъ съ|гршенїи своємъ, тако же и бра|тїамъ молщемс немъ, и| блг(д)тїю х(с)вою и млтвами стыхъ| раз(д)ршенїє полоучивъ братъ,| бы(с) здравъ и смысленъ, ко(ж) и преж(д)е |
35. Буква «а» исправлена из «о».
36. Буква «м» исправлена из «к».
11. Чудо об исцелении больного, о Семене Антонове Се же ино скажемъ писано въ жи|тїи стго сергїа сїмен анто|нов чюдо чти 37
12. Чудо о Матфее архимандрите 38о ма(т)фї архїман(д)рї|т|38 Не по(до)бає(т) и сего забытїю предати,| єже въ ныншна наша лта бы(с)| моужь ч(с)тнъ блгоговинъ вс||ми (л. 69) знаємъ, начало има би|тели великаго сергїа. съдръжа|и высочаишоую архиман(д)ри|тїю госпо(д)ствоующаго града| москвы, и тамо ємоу пребы|вшоу нколико врем, и в бо|лзнь впаде, и привезенъ бы(с) въ| монастырь стго сергїа, и мало| ємоу тоу пребывшоу, и39 абїє мо|литвами блжныхъ ць исц|ленїє полоучи, но славою сана| побж(д)аємъ коже и въ мно|зхъ слоучаєтс, пакы въ|звращаєтс въ пре(д)реченныи| монастырь на архїман(д)рить|ство, ко тамо ч(с)ти и поклан|нїю всхъ и събранїю мног| сподоблємоу, и пребы(с) тамо| врем вроу има великоу къ| бители стхъ, но г(с)оу боу млтва|ми прп(д)бныхъ полезна строа|щоу немъ, абїє в недгъ впаде,|| (л. 69об.) и пакы везеноу ємоу бы|въшоу въ ноу битель40 стыхъ,| и оу ракы блжныхъ пребывш| и пакы исцленїє полоучивъ|шоу, но и тако не позна наказа|нїа. абїє възвращаєтс въ пре(д)|ре(ч)нноую ємоу, архїман(д)ритїю,| и по мал времени пакы болзь|ни наше(д)ши41 на нь и тако сълежа|щ ємоу въ немощи и въ истоу|плении бывъшоу, зрить себе прї|ше(д)шоу42 въ битель прп(д)бныхъ|43 ць, и срте єго блжныи ць| никонъ дръжа жезлъ въ роуц| своєи бличаа єго и гл, что оу|бо лицемрс к намъ прихо|диши болзнью оутснємъ,| и исцлениє полоучивъ пакы| ходиши на(с) к наслаж(д)енїю| соуєтномоу, но нн пребоудї| тамо идже възлюбилъ єси жї|ти, к намъ же никакоже при||ходи, (л. 70) възбноувъ же пре(д)ре(ч)нны|и архїман(д)ритъ виднїа стра|хомъ дръжимъ позна себе по|гршивша истиннаго поути,| наказанїи г(с)ни небрегша исхо|дща44 обители блжныхъ ць,| и абїє ходить скоро къ бите|ли стыхъ, и помысли не възвра|титис въспть, исповда|ше же братїи мл(с)тивноє наказа|нїє блжнаго ца никона, и тако| мало поболвъ въ покаанїи и| добр исповданїи 45къ г(с)оу45 и|де, и положенъ бы(с) съ ци,
39. нет Соф. 1384, л. 249: 2
40. В рукописи «битель».
41. «напад̍ ши» Соф. 1384, л. 249: 19
42. «прише(д)ш» Соф. 1384, л. 249: 21; Солов. 518/537, л. 430: 5; Q.I.999, л. 234: 17; «пришедша» Тр. 643, л. 175: 5
43. Написано поверх замытого текста.
44. Буква «а» исправлена из «е».
45. «къ боу» Соф. 1384, л. 249об.: 14; Солов. 518/537, л. 430: 21; Тр. 643, л. 175об.: 6; Q.I.999, л. 234об.: 22
13. Заключение мно|га же и ина чюдеса блжнаго же| преминоухомъ множьства ра(ди)| же въ живот и по смрти, сїє (ж)| мало нчто писанїємъ преда|хо(м), къ ревности послшателемъ,| Z-мн же немъ прочеє зде слово| конець да въспрїиметь, иде(ж) нъ| конець житїа въспрїатъ и нача||ло (л. 70об.) жизни вчныа, єже боу|ди всмъ намъ получити | х(с) ї(с)с г(с)и наше(м) ємоуже слава| съ цемъ и съ стымъ дхомъ| нн и пр(с)но и в вкы вко(м) ам+|-Z
Сокращенные названия библиотек и древлехранилищ
РГБРоссийская государственная библиотека (Москва), Научно-исследовательский отдел рукописей
РНБРоссийская Национальная библиотека (С.-Петербург), Отдел рукописей
Сокращенные обозначения рукописей
Больш. 20 РГБ, ф. 37 (собрание Т. Ф. Большакова), № 20, 60-е годы XVI в., л. 302: 1–308об.: 16 [2. С. 237. № 23].
Вяз. Q.273 РНБ, собрание П. П. Вяземского, Q.273, начало 50-х годов XVI в., л. 248: 1–254об.: 10 [2. С. 237. № 17].
Погод. 640 РНБ, собрание М. П. Погодина, № 640, 1 пол. XVII в., л. 6: 1–17: 22 [9. С. 71. Прим. 2; 15. С. 21–23].
Погод. 648 РНБ, собрание М. П. Погодина, № 648, сер. XVI в., л. 57: 21–64об.: 6 [9. С. 71. Прим. 2; 15. С. 29–31].
Солов. 518/537 РНБ, собрание Соловецкого монастыря, № 518/537, 1494 г., л. 424: 11–430об.: 6 [2. С. 235. № 5].
Соф. 1384 РНБ, Софийское собрание, № 1384, 1490 г., л. 242об.: 1–249об.: 27 [2. С. 235. № 4].
Тр. 116 РГБ, ф. 304/I (главное собрание библиотеки Троице-Сергиевой лавры), № 116, середина 40-х годов XV в., л. 415: 1–421об.: 6 [2. С. 235. № 1].
Тр. 643 РГБ, ф. 304/I (главное собрание библиотеки Троице-Сергиевой лавры), № 643, конец ХV в., л. 164об.: 17–175об.: 19 [2. С. 235. № 6].
Тр. 762 РГБ, ф. 304/I (главное собрание библиотеки Троице-Сергиевой лавры), № 762, 60-е годы ХV в., л. 60об.: 1–70об.: 5 [2. С. 235. № 2].
Тр. 763 РГБ, ф. 304/I (главное собрание библиотеки Троице-Сергиевой лавры), № 763, 50-е годы XV в., л. 407: 1–415: 7, между л. 412 и 413 утрачены 2 листа [2. С. 238. № 1].
Q.I.999 РНБ, ОСРК, Q.I.999, перв. четв. XVI в., л. 226: 23–235: 25 [9. С. 71. Прим. 2]46.
References
- 1. Klyuchevskij V. Drevnerusskie zhitiya svyatyh kak istoricheskij istochnik. M., 1871.
- 2. Kloss B. M. Izbrannye trudy. T. I: ZHitie Sergiya Radonezhskogo. M., 1998.
- 3. Kloss B. M. ZHitiya Sergiya i Nikona Radonezhskih v russkoj pis'mennosti XV–XVII vv. // Metodicheskie rekomendacii po opisaniyu slavyano-russkih rukopisnyh knig. M., 1990. Vyp. 3. CH. 2.
- 4. Tihonravov N. S. Drevnie zhitiya prepodobnogo Sergiya Radonezhskogo. M., 1892.
- 5. Tvorogov O. V. O «Svode drevnerusskih zhitij» // Russkaya agiografiya. Issledovaniya. Publikacii. Polemika. SPb., 2005.
- 6. Kuz'min A. V. Nikon, prp., igum. Troice-Sergieva mon-rya // Pravoslavnaya enciklopediya. M., 2018. T. 50.
- 7. Pak N. V. O neizvestnom istochnike ZHitiya Nikona Radonezhskogo // Slavia (v pechati).
- 8. Barsukov N. Istochniki russkoj agiografii. SPb., 1882.
- 9. YAblonskij V. Pahomij Serb i ego agiograficheskie pisaniya. Biograficheskij i bibliograficheski-literaturnyj ocherk. SPb., 1908.
- 10. Nasonov A. N. Istoriya russkogo letopisaniya XI – nachala XVIII veka: Ocherki i issledovaniya. M., 1969.
- 11. Lur'e YA. S. Obshcherusskie letopisi XIV–XV vv. L., 1976.
- 12. Kałužniacki E. Aus der panegyrischen Litteratur der Südslaven. Wien, 1901.
- 13. Velikie Minei CHetii, sobrannye Vserossijskim mitropolitom Makariem. Sentyabr'. Dni 25–30. SPb., 1883.
- 14. Pak N. V. Ob istochnikah ZHitiya Aleksandra Svirskogo: glava «o spisavshem" zhitie svyatago» // Slovĕne. 2017. T. 6. № 1.
- 15. Rukopisnye knigi sobraniya M.P. Pogodina: Katalog. SPb., 2004. Vyp. 3.