Brave Children’s Day: The Sikh Version in the General Indian Context
Table of contents
Share
QR
Metrics
Brave Children’s Day: The Sikh Version in the General Indian Context
Annotation
PII
S032150750020986-6-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Kirill Demichev 
Occupation: Director of the Scientific center
Affiliation: Nizhny Novgorod Institute of Management Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Address: Nizhny Novgorod, Ivanov Vasily St. 14/4-35
Edition
Pages
70-76
Abstract

The article examines the reaction and discussion in the Sikh environment to the decision of Indian Prime Minister Narendra Modi to introduce a new all-Indian Holiday Veer Baal Diwas (“Brave Children’s Day”), which will be celebrated every December 26 starting from 2022 in memory of the martyrdom of the Sons of the Tenth Sikh Guru Gobind Singh. The article analyzes the historical context of the plot related to the refusal of the younger Sons of Guru – Zorawar Singh and Fateh Singh to save their lives by adopting Islam and renouncing Sikhism, loyalty to Guru and Dharma. The initiative of the Prime Minister, with its general positive perception, divided the Sikhs into supporters of the unconditional acceptance of the concept of a new Holiday and those who supported the critical approach of the Shiromani Gurdwara Parbandhak Committee and the Sikh political party Akali Dal, who considered the name of the Holiday unacceptable and at odds with the Sikh religious tradition. If there is no correction of the name of the Veer Baal Diwas Holiday, then it is appropriate to predict an explosion of discontent and criticism from the relevant political and religious forces and the part of the Sikh community that has joined them.

Keywords
India, Punjab, Sikhism, Veer Baal Diwas, Sahibzade, Narendra Modi
Received
30.03.2023
Date of publication
30.03.2023
Number of purchasers
14
Views
319
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1

ВВЕДЕНИЕ

2 9 января 2022 г. премьер-министр Индии Нарендра Моди выступил если не с сенсационным, то с более чем резонансным заявлением, которое продолжает широко обсуждаться уже на протяжении нескольких месяцев не только на территории Индийского субконтинента, но и далеко за его пределами.
3 В своем твиттере в трех коротких текстовых сообщениях, которые были приурочены ко дню рождения 10-го сикхского гуру Гобинда Сингха1, Н.Моди объявил, что «начиная с этого (2022 – К.Д.) года, 26 декабря будет отмечаться как Вир Баал Дивас («День отважных детей»). Это дань мужеству Сахибзаде2 и их стремлению к правде»3. Далее он отметил, что празднование Вир Баал Дивас приурочено ко дню, «когда Сахибзаде Зоравар Сингх Джи и Сахибзаде Фатех Сингх Джи приняли мученическую смерть после того, как были заживо замурованы в стене. Эти два великих человека предпочли смерть отступлению от благородных принципов дхармы»4.
1. О 10-м сикхском гуру Гобинде Сингхе и сикхизме, в т.ч. современном, см.: [1; 2] (прим. авт.).

2. Сахибзаде – уважительное арабо-персидское обращение к наследнику правителя (прим. авт.).

3.  https://twitter.com/narendramodi/status/1480064047894523905?ref_src=twsrc%5Etfw%7Ctwcamp%5Etweetembed%7Ctwterm%5E1480064047894523905%7Ctwgr%5E%7Ctwcon%5Es1_&ref_url=https%3A%2F%2Fwww.narendramodi.in%2Fprime-minister-narendra-modi-announces-26th-december-as-E28098veer-baal-diwas-to-mark-martyrdom-of-sahibzada-zorawar-singh-ji-and-sahibzada-fateh-singh-ji-559370 (accessed 04.07.2022)

4. Дхарма (от корня «дхар» – поддерживать) – то, на чём держится нечто или мир, общество, – важнейшее понятие индийской культуры. Эквивалента не имеет, контекстно переводится как «правило», «право», «мораль», «нравственность», «религиозный долг», «закон», «обязанности», «правда», «устои» и т.п. Рассматривается как совокупность установленных правил, прежде всего ритуальных, соблюдение которых является необходимым условием поддержания космического порядка (прим. авт.).
4 В завершающем, третьем твитте было подчеркнуто, что храбрость и идеалы гуру Гобинда Сингха и четырех Сахибзаде, которые никогда не склонялись перед несправедливостью, придают силы миллионам людей. «Сейчас необходимо, чтобы о них узнало как можно больше людей», – резюмировал Нарендра Моди.
5 Уже спустя чуть более пяти часов заявление премьер-министра было продублировано на его официальном сайте «Narendra Modi» с активной ссылкой на все три твитта. При этом один из ведущих федеральных новостных порталов «Hindustan Times» опубликовал эту новость даже на полчаса раньше, чем она появилась на сайте премьер-министра5. На резонансную новость быстро откликнулись авторитетные новостные порталы «India Today»6 и «The Times of India».
5.  https://indiatoday.in/india/story/veer-baal-diwas-to-be-observed-on-dec-26-as-tribute-to-guru-gobind-singh-s-sons-1897866-2022-01-09 (accessed 04.07.2022)

6. См. например: >>>> (accessed 04.07.2022)
6 В течение 9 и 10 января практически все индийские новостные ресурсы отреагировали на заявление Н.Моди, опубликовав информацию в целом в нейтральном либо положительном ключе.
7

ПЕРВАЯ РЕАКЦИЯ

8 Реакция на заявление премьер-министра Индии последовала незамедлительно. Первыми, как это сейчас всегда и бывает при функционировании социальных сетей, отреагировали подписчики Н.Моди в Твиттере, которые выразили свое одобрение, поставив т.н. лайки под тремя текстовыми сообщениями, а также сделав в первый же день публикации несколько тысяч ретвиттов и оставив под каждым из сообщений несколько сотен комментариев в подавляющем большинстве случаев также одобрительного характера. Показательно, что на момент написания данной статьи, т.е. спустя несколько месяцев с момента появления в сети твиттов Н.Моди, каждый из них собрал внушительное количество лайков: первый твитт – более 100 тыс., второй – почти 70 тыс., а третий – около 40 тыс.
9 Заявление премьер-министра, который является лидером индусской Бхаратия джаната партии (БДП), не могли не поддержать её видные функционеры. Первым отреагировал министр внутренних дел Амит Шах, который поздравил своего лидера с этим решением и отметил, что празднование Вир Баал Дивас позволит миллионам детей внести свой вклад в служение нации, черпая вдохновение в примере четырех Сахибзаде, самопожертвование которых запомнится не только нынешним, но и грядущим поколениям7.
7.  https://hindustannewshub.com/india-news/pm-modi-announced-to-celebrate-veer-bal-diwas-on-26th-december/ (accessed 04.07. 2022)
10 Разумеется, новость, касающаяся героического и одновременно трагического сюжета сикхской истории, который одновременно имел и ярко выраженную религиозную окраску, не могла быть обойдена вниманием сикхской общественности8. В ответ на твитты Н.Моди одним из первых выступил известный политик, военный историк, в недавнем прошлом главный министр штата Панджаб капитан Амариндер Сингх: «Я приветствую решение премьер-министра отметить 26 декабря, как Вир Баал Дивас. Мужество, проявленное Сахибзаде в условиях грандиозного угнетения, не имеет себе равных, и во всем мире должны знать об их величайшей жертве»9.
8. По данным последней переписи населения Индии (2021 г.) сикхизм исповедует 1,7% всех жителей страны, что составляет 20,8 млн человек. Cм.: Census of India 2021. >>>> (accessed 07.07.2022)

9. >>>> (accessed 07.07.2022)
11 Судя по почти двум сотням положительных комментариев под приветствием капитана А.Сингха, большому количеству ретвиттов и лайков, позиция этого авторитетного политика оказалась близка для многих сикхов – активных пользователей социальных сетей.
12 Нельзя не отметить, что в потоке одобрения и приветствия инициативы премьер-министра были явно слышны и скептические голоса. Так, весьма показательным является комментарий Хараджа Сингха Сохи, докторанта Школы менеджмента Ксавье,10 января 2022 г. в ответ на запрос на социальном сервисе Quora, что за история стоит за Вир Баал Дивас; Харадж Сингх с сожалением отметил, что празднование «Вир Баал Дивас» может свести вдохновляющую дхармическую битву к одномерному нарративу о детской храбрости»10. В целом, приветствуя, пусть и запоздалое признание жертвы во имя дхармы, истины и праведности, комментатор указал на необходимость создания собственных цивилизационных нарративов вместо тех, которые слепо копируются с запада и не имеют никакого отношения к индийской культуре и, более того, относятся к ней изначально пренебрежительно. Другими словами, при общей поддержке инициативы Моди было высказано опасение, что форма может подменить собой содержание, а следовательно, выхолостить духовно-религиозную составляющую жертвы сыновей последнего сикхского гуру. Следует отметить, что вопрос именно о содержании нового праздника стал впоследствии ключевым.
10. >>>> (accessed 14.07.2022)
13 Пояснение Хараджа Сингха Сохи в социальных сетях становится гораздо более понятным, если обратиться к официальным комментариям сикхского Комитета по управлению гурдварами (КУГ, Shiromani Gurdwara Parbandhak Committee) в день заявления премьер-министра. В данном случае президент этой организации Харджиндер Сингх Дхони выразил очень четкую и недвусмысленную позицию, отметив: «Мы ценим мнение премьер-министра, но связывание мученической смерти Сахибзаде с существительным “Баал” (ребенок) не соответствует их мученичеству»11.
11. >>>> (accessed 14.07.2022)
14 Х.Сингх Дхони указал на то, что использование для нового праздника такого названия, как «День отважных детей», не соответствует ни самому феномену мученичества, ни сикхским традициям, поскольку жертва Сахибзаде – это жертва, подобная жертве великих воинов. Кроме того, в сикхской традиции при упоминании имен сыновей 10-го гуру к ним присоединяется уважительное обращение – бабá, которое используется применительно к святым. В целом, президент КУГ отметил, что, учитывая уникальность сикхского вероучения и истории, принимать какие-либо решения, связанные с ними, можно только по согласованию с самими сикхами и по указанию Шри Акала-тахта Сахиба12.
12. Шри Акала-тахт Сахиб (Уважаемый Трон Вечного [Бога]) – наиболее авторитетный храм-гурдвара в панджабском городе Амритсаре, который имеет право издавать указы, обязательные для исполнения всеми членами сикхской общины. Подробнее см.: [3] (прим. авт.).
15 Не осталась в стороне и сикхская политическая партия Shiromani Akali Dal. Секретарь партии д-р Далджит Сингх Чима высоко оценил решение Моди, но при этом отметил, что название дня празднования должно быть согласовано с Комитетом по управлению гурдварами, а также: «Чтобы назвать этот день, следует обратиться к сикхской религиозной литературе»13.
13. >>>> (accessed 14.07.2022)
16 В целом, говоря о реакции в первые несколько дней с момента заявления премьер-министра о праздновании 26 декабря как «Дня отважных детей», можно констатировать, что индийское общество восприняло эту новость в целом весьма положительно. Что же касается непосредственно сикхов, то их наиболее авторитетные религиозные и политические деятели проявили умеренно-сдержанную реакцию. Поддержав саму инициативу увековечивания подвига сыновей 10-го сикхского гуру Гобинда Сингха, они тем не менее выразили свое принципиальное несогласие с тем названием, под которым этот праздник был анонсирован.
17

КТО ОНИ, «ОТВАЖНЫЕ ДЕТИ»?

18 Однако кто же такие эти «отважные дети» и что за подвиг они совершили, учитывая, что решение о праздновании дня их памяти было принято на общеиндийском уровне спустя почти 317 лет с момента их гибели?
19 Имена героев и их происхождение хорошо известны, они были сыновьями последнего, десятого, гуру сикхов Гобинда Сингха (1666–1708) – Сахибзаде Аджит Сингх (1687–1705), Сахибзаде Джуджхар Сингх (1691–1705), Сахибзаде Зоравар Сингх (1696–1705), Сахибзаде Фатех Сингх (1699–1705).
20 Рождение четырех сыновей Гобинда Сингха пришлось на то время, когда он продолжил кровопролитную войну с империей Великих Моголов, начавшуюся еще при 6-м сикхском гуру Харгобинде, который принял достоинство гуру в 1606 г. Показательно, что отец Харгобинда – 5-й гуру Арджун – был первым гуру-мучеником, чью судьбу во многом повторили спустя 100 лет его юные потомки. Арджун был обвинен императором Джахангиром в поддержке его мятежного сына принца Хусру, и, что самое главное, в совращении в сикхизм не только «…многих простодушных индусов, но и невежественных и глупых последователей ислама» [4, pp. 72–3], а затем казнен.
21 Начавшаяся впоследствии война с империей Великих Моголов, длившаяся с небольшими перерывами почти два столетия, стала войной на выживание, столкновением, где на кону было сохранение собственной веры, которая для сикхов была неотделима от самой жизни14.
14. О милитаризации сикхской общины и её борьбе с империей Великих Моголов см.: [5; 6] (прим. авт.).
22 Гобинд Сингх вел войну со своими противниками начиная с 1682 г. Причем делал это настолько успешно, что, по свидетельству современника этих событий лахорского мусульманина Муххамада Касима, написавшего в первой четверти XVIII в. сочинение «Ибратнама», «…не было года и месяца, когда дороги не были бы забиты караванами людей, желающими присоединиться к нему (к Гобинду Сингху – К.Д.)» [7, p. 113].
23 В 1705 г. ставка гуру Анандпур («Обитель блаженства») попала в многомесячную осаду. В декабре император Аурангзеб послал письмо с гарантией свободного выхода для гуру и его сторонников. Он писал: «Я поклялся на Коране не причинять тебе вреда… Прекрати же военные действия и прибудь ко мне. Если же ты не захочешь явиться сюда, то иди, куда тебе заблагорассудится» [9, p. 179].
24 Доверившись клятве Великого Могола, Гобинд Сингх вышел из своей осажденной ставки двумя отрядами, которые практически сразу были атакованы. Один из отрядов, возглавляемый самим гуру, укрылся в небольшом форте Чамкаур, где старшие сыновья Гобинда Сингха приняли свою последнюю битву во имя своего отца и гуру [9, p. 189].
25 Жертва двух старших сыновей Гобинда Сингха не была напрасной: гуру сумел спастись, покинув ночью крепость. Спустя несколько дней он пишет в стихотворной форме письмо Аурангзебу, в котором обвиняет могольского императора в клятвопреступлении, нарушении слова и бесчестности:
26 «Подобно коварному и хитрому шакалу, ты вероломно со мной поступил.
27 И пусть двух моих сыновей погубил, не заблуждайся, что ты победил»15 [10, p. 79].
15. Перевод автора.
28 Сикхский гуру был готов продолжать борьбу с моголами, однако в своем письме он заблуждался, когда писал, что Великий Могол виновен в гибели только двоих сыновей, с честью павших во имя своего гуру и дхармы на поле боя. К этому времени он еще не знал, что и двое его младших детей уже расстались с жизнью, да так, что память об этом будет жить в веках.
29 Младшие сыновья гуру были захвачены в плен при отступлении из Анандпура со вторым отрядом сикхов и доставлены к наместнику Сирхинда Вазир-хану.
30 Наместник Сирхинда, понимавший, какой политический и религиозный резонанс вызовет обращение в ислам детей 10-го сикхского гуру, предпринимал многочисленные попытки их обращения, суля всяческие блага и угрожая страшными карами в случае отказа.
31 Сикхское предание гласит, что в ответ Сахибзаде Зоравар Сингх обратился к Вазир-хану с гневной отповедью: «…Я отвергаю твою религию и не откажусь от своей. В нашей семье вошло в обычай отказываться от жизни, но не от веры. Мы никогда не будем введены в искушение ложными благами, которые предлагаешь ты…» [9, p. 197].
32 Разгневанный ответом отважных сыновей гуру Вазир-хан повелел их казнить. 26 декабря 1705 г. последние двое сыновей 10-го сикхского гуру – Зоравар Сингх и Фатех Сингх – были подвергнуты мучительной казни – замурованы в стену заживо.
33

КРУГИ НА ВОДЕ: ПОСЛЕДУЮЩАЯ РЕАКЦИЯ В ИНДИИ И НЕ ТОЛЬКО

34 Весть об инициативе премьер-министра Нарендра Моди широко разошлась не только по Индии, но и далеко за её пределами. И, конечно же, наиболее активно эта новость обсуждалась среди представителей сикхской общины, прежде всего, среди сикхов-халса, в т.ч. среди многочисленных зарубежных диаспор.
35 19 января 2022 г. последовала реакция президента непризнанного и не существующего в реальных территориальных границах сикхского «государства Халистан»16 – Севы Сингха Лалли. Он заявил, что правительство Индии предприняло очень важные шаги в отношении сикхизма и со стороны сикхов нуждается в поддержке17.
16. Халистан (в переводе с панджаби – букв. «страна чистых») – политическое устремление, несуществующее и непризнанное на международном уровне сикхское государство на территории индийского штата Панджаб и на территории пакистанской провинции Панджаб. Подробнее о Халистане см.: [11].

17.  https://newsroompost.com/india/self-styled-president-of-khalistan-praises-pm-modi-on-declaration-of-veer-bal-diwas-virtuous-deeds-towards-sikhism/5056080.html (accessed 25.07.2022)
36 В данном случае лидер Халистана фактически прямо подчеркнул необходимость поддержки партии БДП и действующего премьер-министра, тем более что в феврале должны были пройти региональные выборы в Панджабе, где БДП были жизненно необходимы дополнительные голоса18.
18. Спустя несколько месяцев после региональных выборов в Панджабе, можно уверено констатировать: даже если у Н.Моди и был политический расчет в анонсе праздника Вир Баал Дивас, что ему неоднократно приписывали, то этот расчет не оправдался. По результатам выборов 20 февраля 2022 г. партия БДП сумела получить в Законодательном собрании Панджаба только 2 места из 117 (прим. авт.).
37 Сева Сингх Лалли подчеркнул роль партии БДП и лично Нарендры Моди в популяризации информации о мученической гибели Сахибзаде, отметив, что теперь об истории самопожертвования «отважных детей» можно будет узнать в школах, колледжах и других учебных заведениях по всей Индии. По этой причине сикхские лидеры обязаны уважать решение о праздновании, поскольку оно принято в пользу сикхизма.
38 Последний тезис Сингха Лалли получился достаточно двусмысленным. Не было сказано прямо, как именно нужно поддержать решение о празднике 26 декабря – в формулировке Н.Моди или же с учетом корректировки, которая соответствовала бы требованиям к почитанию сыновей гуру Гобинда Сингха в сикхской традиции, чего требовал Комитет по управлению гурдварами.
39 9 февраля 2022 г. в Джамму (союзная территория Джамму и Кашмир) в поддержку инициативы Моди выступили представители различных сикхских организаций региона, включая Сикхский фронт благосостояния и Сикхский совет. На пресс-конференции было особо отмечено, что дань уважения, отданная мученичеству четырех Сахибзаде, способствует значительному росту морального духа членов сикхской общины. Последовало обращение к премьер-министру с предложением учесть заслуги сикхской общины перед индийской историей и расширить представительство сикхов в региональных законодательных собраниях и парламенте страны19. В завершении пресс-конференции сикхские организации призвали направить благодарственные письма на имя премьер-министра как знак глубочайшей признательности за его историческую инициативу.
19.  https://www.business-standard.com/article/elections/punjab-election-result-2022-live-updates-aap-congress-bjp-sad-bjp-kejriwal-bhagwant-mann-counting-highlights-farmers-sidhu-122031000060_1.html (accessed 25.07.2022)
40 Следует отметить, что призыв сикхов Джамму был, несомненно, услышан, хотя очевидно, что сикхские организации всего мира, так же как и отдельные представители сикхской общины, направляли свои письма еще до того, как состоялась пресс-конференция 9 февраля. На имя Нарендры Моди действительно поступили тысячи писем, в которых сикхи благодарили премьер-министра за увековечивание памяти жертвы Сахибзаде20.
20.  https://swarajyamag.com/politics/sikh-bodies-others-write-to-pm-modi-in-praise-of-veer-bal-diwas-announcement (accessed 27.07. 2022)
41 Интересная реакция на объявление праздником 26 декабря фиксировалась и на местах. Например, Делийский комитет по управлению гурдварами обратился к главному министру Дели с требованием включить историю четырех сыновей гуру Гобинда Сингха в школьную программу Дели21.
21.  https://tribuneindia.com/news/punjab/teach-history-of-sahibzadas-in-delhi-schools-demands-dsgmc-368829 (accessed 27.07. 2022)
42 18 февраля 2022 г. в Нью-Дели в резиденции премьер-министра состоялась торжественная встреча Н.Моди с представительной сикхской делегацией в составе 38 видных лидеров сикхских религиозных организацией. Поводом для такого приема стало выражение благодарности премьер-министру за многолетнюю работу на благо сикхской общины, который был использован и для обсуждения вопросов, прежде всего, связанных с открытием новых сикхских учебных заведений различного уровня. В ходе этого обсуждения было предложено включить историю Сахибзаде в программу Национального совета по образовательным исследованиям и обучению, т.е. фактически сделать этот сюжет обязательным для изучения во всех образовательных учреждениях Индии22. При этом стоит указать, что вопрос о названии праздника не поднимался.
22. >>>> Veer-Bal-Diwas%E2%80%99-as-a-National-Day%C2%A0(Watch-Video) (accessed 28.07.2022)
43 Применительно к встрече в Нью-Дели необходимо отметить, что далеко не все сикхи поддержали благожелательный и благодарный настрой делегации. Были высказаны очень жесткие критические замечания практически по всем проблемам, которые были затронуты в ходе диалога с премьер-министром23. Однако показательным здесь является то, что единственный вопрос, который не был подвергнут критике, это был вопрос о праздновании Вир Баал Дивас, что только подтверждает значимость такого праздника для всех сикхов, независимо от их политических убеждений и внутренних разногласий.
23. >>>> (accessed 29.07.2022)
44 После приема представителей сикхских организаций в Нью-Дели обсуждение празднования Вир Баал Дивас в прессе и социальных сетях стало резко угасать. Эффект новизны к этому времени уже в значительной степени пропал, основные мнения и пожелания были высказаны. Оставалось только дождаться первого празднования памяти трагической жертвы сыновей 10-го сикхского гуру 26 декабря 2022 г.
45

ПЕРВЫЙ ОПЫТ ПРАЗДНОВАНИЯ

46 Несмотря на все дискуссии о том, должен ли Вир Баал Дивас упразднить Баал Дивас (День детей), который традиционно отмечается 14 ноября начиная с 1957 г. в день рождения первого премьер-министра Индии Джавахарлала Неру, очередное празднование Дня детей прошло 14 ноября 2022 г. в традиционном формате светлого и радостного детского праздника.
47 В свою очередь, 26 декабря 2022 г. состоялось первое празднование Вир Баал Дивас как дня, связанного с памятью, долгом, жертвой и идеалом служения. Основное действие развернулось при участии премьер-министра Нарендры Моди на главном национальном стадионе «Дхиан Чанд» в Дели, где прошел памятный марш трех тысяч школьников и состоялось чтение традиционных сикхских гимнов Шабд Киртана24. Одновременно по всей стране в университетах, колледжах и в других учебных заведениях прошли интерактивные выставки, посвященные Сахибзаде. Аналогичные выставки были проведены в аэропортах, на железнодорожных вокзалах и в других общественных местах. Высокопоставленные чиновники выступили в разных регионах страны с рассказом о жизни, смерти и жертве Сахибзаде25. При этом необходимо отметить, что праздничные мероприятия не ограничились только 26 декабря.
24.  https://narendramodi.in/prime-minister-narendra-modi-to-participate-in-a-historic-programme-marking-‘veer-bal-diwas-at-major-dhyan-chand-national-stadium-on-26th-december-566652 (accessed 28.12.2022)

25. >>>> (accessed 28.12.2022)
48 На протяжении нескольких дней по всей Индии для миллионов школьников было организованно большое количество конкурсов, в т.ч. конкурсов-эссе, викторин, посвященных мученической смерти Сахибзаде, причем все участники получили именные сертификаты. Кроме того, на различных уровнях были организованы тысячи семинаров и дискуссионных площадок, в рамках которых прошли активные обсуждения и обмен мнениями.
49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

50 В целом, можно достаточно уверенно говорить, что празднование Вир Баал Дивас прошло успешно и сам праздник был положительно воспринят в Индии. Между тем, первоначальные противоречия внутри сикхского сообщества никуда не исчезли после 26 декабря. Шри Акала-тахт Сахиб продолжил критику названия и концепции праздника, указав, что с точки зрения сикхской традиции он должен называться День мучеников Сахибзаде26. Несомненно, что позицию авторитетнейшего сикхского храма разделяет и часть сикхов. Однако не менее очевидно, что, несмотря на все сложности становления, праздник Вир Баал Дивас будет жить, играя всё более важную роль в формировании индийской идентичности.
26. >>>> (accessed 28.12.2022)

References

1. Uspenskaya Ye.N., Kotin I.Yu. 2007. Sikhism. Saint Petersburg. (In Russ.)

2. Jacobsen K.A., Mann G.S., Myrvold K., Nesbitt E. (eds). 2017. Brill’s Encyclopedia of Sikhism. Vol. 1. Leiden – Boston, Brill.

3. Bochkovskaya A.V. 2021. The Sixth Takht: To be or not to be? Asia and Africa today. № 6. Pp. 57–61. (In Russ.). DOI: 10.31857/S032150750015269-7

4. The Tuzuk-i-Jahangiri; or, Memoirs of Jahangir / Transl. by A.Rogers. London: Royal Asiatic Society, 1909.

5. Demichev K.A. 2014. Militarized Sikh Community under the first nine Gurus in the 16ᵗʰ–17ᵗʰ centuries. Journal of Historical, Philological and Cultural Studies. № 1(43). Magnitogorsk. Pp. 157–170. (In Russ.)

6. Demichev K.A. 2015. Reform efforts of the Tenth Guru Gobind Singh in the context of completion of the Sikh Community militarization. Journal of Historical, Philological and Cultural Studies. № 4(50). Magnitogorsk, Pp. 148–155. (In Russ.)

7. Habib I., Greval J. S. (eds. and trans.). Sikhs History from Persian Sources. Delhi: India History Congress and Tulika, 2001.

8. Bochkovskaya A.V. 2019. ‘Nanak Shah FAKIR’: On the construction of taboos in contemporary Sikhism. Asia and Africa today. № 11. Pp. 43–48. (In Russ.). DOI 10.31857/S032150750007465-3

9. Macauliffe M.A. The Sikhs Religion. Its Gurus, Sacred Writing and Authors. In VI vols. Vol. V. Oxford, Clarendon press, 1909.

10. Fatehnama and Zafarnama of Guru Gobind Singh. (ed. by Devindar Singh). Jullundur: Institute of Sikh Studies, 1980.

11. Axel B.K. The Nation’s Tortured Body: Violence, Representation, and the Formation of a Sikh “Diaspora”. Duke University Press, Durham, London, 2001.

Comments

No posts found

Write a review
Translate