Антикризисная политика правительства и Банка Японии во время пандемии COVID-19
Антикризисная политика правительства и Банка Японии во время пандемии COVID-19
Аннотация
Код статьи
S032150750019246-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Суслов Денис Владимирович 
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт экономических исследований ДВО РАН
Адрес: Хабарвоск, 153, ул. Тихоокеанская
Выпуск
Страницы
14-21
Аннотация

Приведены параметры и оценены меры антикризисной политики по элиминированию экономических шоков воздействия пандемии COVID-19 в Японии в период с января 2020 г. по июль 2021 г. Рассмотрены основные меры экономической политики правительства Японии для поддержки домохозяйств и компаний. Экономическая политика реагирования на шоки пандемии со стороны правительства страны, была своевременной и адекватной текущим кризисным явлениям. 

По сравнению с другими развитыми странами, в 2020 г. удалось эффективно использовать свою систему здравоохранения в борьбе с COVID-19 и уменьшить экономические потери в начальной стадии пандемии. Это было связано со спецификой, как эпидемиологической стратегии, так и денежно-кредитной и структурной политики.

Пакет антикризисных мер оказался одним из крупнейших в мире по объемам и в ближайшие годы его реализация приведет, на наш взгляд, к резкому увеличению бюджетного дефицита и государственного долга. Установлено, что своевременные меры фискальной политики в рамках дополнительных бюджетов и денежно-кредитной политики Банка Японии, в целом, привели к возвращению японской экономики к второму кварталу 2021 г. на траекторию развития с положительными темпами роста (порядка 2% в год). 

При этом процесс восстановления японской экономики остается неустойчивым в связи с низкими темпами вакцинации населения и ограничениями, которые сдерживают активность частного сектора экономики.

Ключевые слова
Япония, COVID-19, пандемия, правительство, меры экономической политики, Банк Японии, монетарная политика
Классификатор
Получено
12.12.2021
Дата публикации
24.03.2022
Всего подписок
14
Всего просмотров
1222
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1

ВВЕДЕНИЕ

2 В современном изучении социально-экономического развития стран большое значение имеет исследование проблематики, связанной с особыми условиями функционирования экономик в условиях влияния инфекции COVID-19. В данной статье представлен опыт одной из ведущих стран мира - Японии - в преодолении распространения эпидемии. С этой целью рассмотрены меры антикризисной политики правительства Японии по элиминированию экономических шоков, вызванных воздействием пандемии COVID-19 в период с января 2020 г. по июль 2021 г.; выделены и оценены основные меры властей для поддержки домохозяйств и компаний; даны характеристики эффективности экономической политики реагирования на шоки пандемии со стороны правительства страны и Банка Японии и их своевременности и адекватности текущим кризисным явлениям.
3

ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ COVID-19

4 О первом подтвержденном случае COVID-19 в Японии было сообщено 16 января 2020 г. В ответ на вспышку власти приняли ряд действий сдерживанию распространения инфекции. Япония ввела запреты на въезд тех иностранцев, кто посетил страны и регионы, затронутые COVID-19, в течение последних 14 дней. Затем 7 апреля 2020 г. премьер-министр Синдзо Абэ объявил чрезвычайное положение для семи префектур (Токио, Сайтама, Канагава, Тиба, Осака, Хёго и Фукуока), и 16 апреля 2020 г расширил охват чрезвычайного положения на все префектуры страны (действовал до 6 мая).
5 Чрезвычайное положение позволило губернаторам префектур в обозначенных регионах просить людей оставаться дома, отдать приказ о закрытии школ и общественных учреждений, строить временные медицинские учреждения и принимать меры по поддержке в покупке медицинских и продовольственных товаров.
6 4 мая 2020 г. С.Абэ продлил общенациональное чрезвычайное положение до 31 мая 2020 г., а летние Олимпийские игры-2020 в Токио были перенесены на 2021 год1.
1. Международный олимпийский комитет, Международный паралимпийский комитет, Оргкомитет Токио и правительство Японии 20 марта 2021 г. постановили, что зрителям из-за рубежа не будет разрешен въезд в Японию для посещения Олимпийских и Паралимпийских соревнований, а 21 июня 2021 г. лимит зрителей на Олимпийских играх был установлен на уровне 50% вместимости объекта, максимум до 10 тыс. человек на всех объектах. Как мы знаем, игры прошли вовсе без зрителей (прим. авт.).
7 На фоне тенденции к снижению ежедневных новых подтвержденных случаев COVID-19 с начала мая 2020 г. чрезвычайное положение было отменено 14 мая 2020 г. в 39 префектурах из 47 префектур, а в Осаке, Киото и Хёго 21 мая. 25 мая 2020 г. чрезвычайное положение было отменено для всех префектур раньше, чем первоначальная дата 31 мая. Ограничения на поездки между префектурами были сняты 19 июня 2020 г.
8 После второй волны заражений Токио поднял уровень предупреждения о COVID-19 до самого высокого 15 июля 2020 г. На этом фоне жителей попросили воздержаться от поездок за пределы Токио, а караоке-заведения и рестораны, где подают алкоголь, должны были закрываться к 22:00. В августе в префектурах Аичи, Осака, Миядзаки, Окинава также потребовали от ресторанов, где подают алкоголь, и караоке-баров, сократить часы работы и закрыть в 20:00 и 22:00, соответственно. Поскольку число новых случаев инфекции продолжало снижаться, 10 сентября 2020 г. в Токио снизили уровень тревоги на одну ступень с самого высокого уровня, и с 16 сентября отменили меры, которые сокращали часы работы для ресторанов и караоке
9 По мере роста числа новых случаев заражения 19 ноября 2020 г. в Токио вновь повысили уровень предупреждения о COVID-19 до самого высокого и потребовали от жителей воздерживаться от выхода на улицу, а караоке-бары и рестораны, где подают алкоголь, должны были закрываться к 22:00 до середины декабря. Так же поступили правительства Хоккайдо, Ибараки, Сайтама, Тиба, Канагава, Аичи, Осака.
10 Саппоро и Осака были временно исключены из числа пунктов назначения национальной туристической кампании Go-to-Travel (программы государственных субсидий для продвижения внутренних поездок) до 8 декабря 2020 г. 14 декабря 2020 г. правительство временно приостановило общенациональную кампанию Go-to-Travel с 28 декабря 2020 г. 7 января 2021 г. уже премьер-министр Суга объявил чрезвычайное положение в Токио и трех соседних префектурах (Сайтама, Канагава и Тиба) - семь префектур (Гифу, Аичи, Киото, Осака, Хёго, Тотиги и Фукуока) были добавлены 14 января 2021 г. на период с 8 января по 7 февраля 2021 г. 2 февраля 2021 г. премьер-министр Суга продлил чрезвычайное положение в 10 префектурах (кроме Тотиги) до 7 марта 2021 г. С 22 марта 2021 г. Япония отменила чрезвычайное положение во всех префектурах.
11 5 апреля 2021 г., на фоне четвертой волны пандемии, в Мияги, Осаке и Хёго вступили в силу первоочередные профилактические меры: рестораны и бары закрывались к 20:002. В условиях чрезвычайного положения правительство призвало компании разрешить удаленную работу и потребовало от ресторанов сократить часы работы до 20:00; рестораны, бары и караоке-салоны, где подают алкоголь, а также универмаги и другие крупные коммерческие объекты должны быть закрыты, а крупные мероприятия проводиться без зрителей.
2. Первоочередные превентивные меры были впоследствии распространены на Токио, Киото и Окинаву 12 апреля 2021 г., Сайтаму, Тибу, Канагава и Аити - 20 апреля 2021 г. и Эхимэ - 25 апреля 2021 г. 23 апреля 2021 г. Япония объявила чрезвычайное положение в Токио, Осаке и Киото и префектуре Хёго, действовавшее с 25 апреля по 11 мая, а существующие приоритетные профилактические меры для остальных префектур действовали до 11 мая 2021 г.
12 Впоследствии правительство продлило действие чрезвычайного положения и приоритетных превентивных мер до 20 июня 2021 г.
13 С 12 мая чрезвычайное положение было расширено на Аити и Фукуока; Хоккайдо, Хиросима и Окаяма - с 16 мая; Окинава - с 23 мая и т.д.; первоочередные превентивные меры для Хоккайдо, Гифу и Миэ с 9 мая, затем Гунма, Исикава и Кумамото с 16 мая, а также отмены для префектур Мияги 12 мая и Эхимэ 23 мая.
14 По мере улучшения ситуации губернаторы префектур несколько ослабили ограничения для универмагов и других коммерческих объектов, разрешалось проводить крупные мероприятия с ограничением до 5 тыс. человек и 50% вместимости объекта. Затем, отменив чрезвычайное положение, власти Японии, и заменило его приоритетными превентивными мерами для Токио, Осаки, Киото, Хиого, Айти, Хоккайдо и Фукуока с 21 июня по 11 июля 2021 г.; на Окинаве было продлено - до 11 июля, как и в отношении Канагавы, Сайтамы и Тибы.
15 Что касается трансграничных поездок, Япония возобновила повторный въезд в Японию для всех иностранных граждан, обладающих статусом для проживания с сентября 2020 г. Япония согласовала т.н. статус «вида на жительство», который позволяет осуществлять деловой обмен гражданами между странами при условии, что они принимают превентивные и карантинные меры, с Брунеем, Камбоджей, Китаем, Лаосом, Мьянмой, Малайзией, Сингапуром, Южной Кореей, Тайванем, Таиландом и Вьетнамом. Кроме того, Япония договорилась с Китаем, Сингапуром, Южной Кореей и Вьетнамом о «Бизнес-треке», который позволяет ограниченную деловую активность в течение 14-дневного периода пребывания дома (частично ослабляет ограничения на такую ​​деятельность) сразу после прибытия в эти страны/регионы или Японии, при условии, что путешественники примут дополнительные карантинные меры, такие как предоставление «Графика мероприятий в Японии».
16 Начиная с октября 2020 г. обладатели статусов проживания «Студент», «Иждивенец» и другие, в дополнение к трансграничным бизнес-путешественникам из всех стран и регионов, могут въезжать в Японию при условии, что это лицо принимает компания/организация, которая может обеспечить соблюдение карантинных мер. 30 октября 2020 г. правительство Японии сняло запрет на въезд в Австралию, Бруней, Китай (включая Гонконг и Макао), Новую Зеландию, Республику Корея, Сингапур, Тайвань, Таиланд и Вьетнам. Однако 13 января 2021 г. правительство приостановило действие статусов «Бизнес-трека» и «Резидентов» до отмены чрезвычайного положения.
17 В качестве меры предосторожности против вызывающих озабоченность штаммов COVID-19. Япония приостановила въезд в страну иностранных граждан-нерезидентов с 28 декабря 2020 г. до дальнейшего уведомления.
18 Япония усилила меры пограничного контроля, чтобы предотвратить распространение вызывающих озабоченность штаммов коронавируса. В августе 2021 г. текущие карантинные меры были усилены для всех путешественников, которые въезжают, повторно въезжают или возвращаются в Японию из указанных стран/регионов в ответ на распространение новых штаммов короновируса, вызывающие особую озабоченность, в отношении пограничных мер, так и другие меры, в зависимости от стран/регионов [1]. Правительство требует от всех граждан Японии и иностранных граждан предоставить отрицательные результаты теста ПЦР на COVID-19 в течение 72 часов до вылета и пройти тесты по прибытии в страну.
19

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ

20 8 сентября 2021 г. канцелярия кабинета министров объявила пересмотренные цифры по ВВП за II квартал текущего года в сторону повышения с учетом значительных капитальных расходов, несмотря на то, что вспышка COVID-19 оказывает понижательное давление на секторы услуг и потребления [2]. Согласно уточненным данным, прирост ВВП во II квартале 2021 г. составил в годовом исчислении 1,9%, что превысило первоначальную оценку этого показателя в 1,3% и усредненный прогноз экономистов в 1,6%.
21 Улучшение показателей роста вызвано тем, что инвестиционные расходы оказались больше первоначальных оценок на фоне восстановления мировой экономики и увеличения объема фабричного производства, что перекрыло потери в секторе услуг. Однако процесс восстановления японской экономики остается хрупким в связи с низкими темпами вакцинации населения и ограничениями по пандемии, которые сдерживают активность частного сектора экономики. При этом прогнозы международных организаций [3; 4: 5] выглядят гораздо оптимистичнее, чем собственно японские.
22 Старший экономист токийского исследовательского института «Норинтюкин» Такэси Минами заявил: «Восстановление Японии идет медленнее, чем в других развитых экономиках. В связи с этим полного восстановления национальной экономики следует ожидать не раньше начала следующего года» [6].
23 Глобальная нехватка электронных компонентов может отрицательно сказаться на производстве автомобилей и на их зарубежных поставках. Одновременно фактором, вызывающим беспокойство, является появление признаков замедления темпов развития китайской экономики. Главный экономист Института экономических исследований «Дайити сэймэй» Ёсики Синкэ утверждает: «Экономический рост на 1,9% недостаточен, чтобы перекрыть его падение почти на 4% в I квартале. В целом, состояние японской экономики в первой половине 2021 финансового года можно охарактеризовать как застой» [6].
24 Инвестиционные расходы во II квартале увеличились по сравнению с первым кварталом 2021 г. на 2,4%, что выше первоначальной оценки в 1,7% и прогноза частных экономистов в 2%. Объем личного потребления, которое формирует более половины ВВП страны, увеличился по сравнению с первым кварталом на 0,9%, что ненамного выше первоначальной оценки в 0,8%. Внутреннее потребление внесло 0,8 процентного пункта в показатели экономического роста, а чистый экспорт (экспорт за минусом импорта) отнял у темпов прироста 0,3 п.п.
25

ФИСКАЛЬНЫЕ МЕРЫ

26 7 апреля 2020 г. правительство Японии приняло Пакет мер чрезвычайной экономической помощи против COVID-19 в размере 117,1 трлн иен ($1,097 трлн) (20,9% ВВП 2019 г.) и включил оставшуюся часть ранее объявленных пакетов: пакет мер стимулирования за декабрь 2019 г. (принят в январе 2020 г.) и два пакета мер реагирования на COVID-19, объявленные 13 февраля и 10 марта 2020 г., соответственно [7; 8; 9]. Апрельский пакет мер 2020 г. был нацелен на достижение пяти целей, в том числе:
27 - разработать превентивные меры против распространения инфекции и укрепить потенциал системы здравоохранения (расходы составляют 0,4% ВВП 2019 г.);
28 - защитить занятость и бизнес (15,8% ВВП 2019 г.);
29 - восстановление экономической активности после замедления (1,5% ВВП 2019 г.);
30 - восстановление устойчивой экономической структуры (2,8% ВВП 2019 г.), и
31 - повышение готовности к будущему (0,3% ВВП 2019 г.).
32 Ключевые меры включали выдачу денежных средств каждому отдельному лицу и пострадавшим фирмам, отсрочку налоговых платежей и отчислений на социальное страхование, а также льготные ссуды от государственных и частных финансовых учреждений. 27 мая 2020 г. правительство Японии объявило второй проект дополнительного бюджета на 2020 фин. год (принят 12 июня 2020 г.). Пакет стоимостью 117,1 трлн иен (20,9% ВВП 2019 г.) охватывал следующее: (i) меры, связанные со здоровьем, (ii) поддержку бизнеса, (iii) поддержку домашних хозяйств, (iv) трансферты местным органам власти, и (v) повышение потолка резервного фонда COVID-19.
33 Конкретные меры включали расширение субсидий на работу, предоставление субординированных займов государственными финансовыми учреждениями пострадавшим фирмам и субсидии пострадавшим фирмам по их арендной плате.
34 8 декабря 2020 г. правительство Японии приняло Пакет комплексных экономических мер по сохранению жизни людей и средств к их существованию на пути к облегчению и надежде [8]. Пакет стоимостью 73,6 трлн иен (13,1% ВВП 2019 г.) охватывал меры по: (i) сдерживанию COVID-19, (ii) содействию структурным изменениям и положительным экономическим циклам в эпоху после пандемии, и (iii) обеспечению безопасности и помощь в борьбе со стихийными бедствиями вместе с выделением резервного фонда COVID-19.
35 Конкретные меры включали стимулы для компаний инвестировать в цифровизацию и зеленые технологии, а также расширение текущих мер реагирования на COVID-19, таких, как предоставление льготных кредитов пострадавшим фирмам.
36 Рассмотрим более подробно меры правительства Японии в рамках дополнительного бюджетного финансирования (88,7 трлн иен; 16,5% ВВП 2019 г.)3. Дополнительные расходы и недополученные доходы в секторе здравоохранения составили 10,1 трлн иен (1,9% ВВП 2019 г.). Они включали в себя - на производство, закупку и распространение критически важного оборудования и СИЗ (такого, как маски и вентиляторы) (800 млрд иен); трансферты местным органам власти, связанные со здоровьем и долгосрочным уходом, включая денежные выплаты практикующим врачам и специалистам по долгосрочному уходу (3,7 трлн); другие меры, связанные со здоровьем (закупка вакцин и т.д.) (5,6 трлн). Дополнительные расходы и недополученные доходы в других секторах экономики составили 78,6 трлн иен (14,6% ВВП 2019 г.).
3. Приведено по данным Fiscal Monitor Database of Country Fiscal Measures in Response to the COVID-19 Pandemic. >>>> (accessed 18.08.2021)
37 Ключевые меры расходов в рамках Пакета чрезвычайных экономических мер (78 трлн иен) против COVID-19 включали в себя, в частности, - единовременную выдачу наличных в размере 100 тыс. иен на человека (12,9 трлн); единовременные выплаты пострадавшим фирмам (2 млн на МСП, 1 млн - для самозанятых); субсидии для кредитования финансовых организаций (3,8 трлн); стимулы для ускорения восстановления, в т.ч. для потребления в сфере услуг и инвестиций в инфраструктуру (10,8 трлн иен).
38 Дополнительные меры от 27.05.2020 г., в частности - расширение субсидий на работу (1,3 трлн); субсидии для кредитования государственных / частных финансовых организаций (9,3 трлн); субсидии пострадавшим фирмам для оплаты аренды (2 трлн иен). Дополнительные меры от 08.12.2020 г., в том числе - стимулы для компаний инвестировать в «зеленые» технологии (2 трлн); субсидии для ускорения реструктуризации бизнеса МСП (1,1 трлн иен); субсидии для кредитования финансовых организаций (3,2 трлн); меры по повышению устойчивости страны (в первую очередь, государственные инвестиции) (4,4 трлн иен).
39 В апреле 2020 г. правительство решило потратить часть резервного фонда COVID-19 на медицинские и немедицинские меры на общую сумму 9,8 трлн иен (без учета расходов, утвержденных 11.12.2020 г.). Эти меры включали - денежные переводы пострадавшим фирмам; пополнение программы экстренного кредитования пострадавшим домохозяйствам; увеличение потенциала здравоохранения; закупку вакцин (1,3 трлн); Упущенные доходы правительства: меры по выручке, включенные в прошлые экономические пакеты, включали расширение схем переноса убытков и переноса убытков, налоговые льготы для декарбонизации и цифровизации компаний, а также снижение налога на имущество и налога на авиационное топливо. Срочные расходы и отложенные доходы в других областях, помимо здравоохранения составили 2,9 трлн иен (0,5% ВВП 2019 г.). Доходы будущих периодов (3 трлн): отсрочка уплаты налогов и взносов на социальное страхование затронутыми фирмами и домохозяйствами на один год.
40 В рамках обычного бюджета приведем меры правительства Японии (152,6 трлн иен; 28,3% ВВП 2019 г.). В частности - гарантии по депозитам, ссудам и прочим обязательствам (15,7 трлн; 2,9% ВВП 2019 г.), включая гарантии по облигациям / займам от Банка развития Японии и Японской финансовой корпорации (7,6 трлн); гарантии по внешним облигациям, выпущенные Банком развития Японии и Японским банком международного сотрудничества (1,1 трлн); расширены страховые возможности Nippon Export and Investment Insurance (1,5 трлн).
41

МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА

42 16 марта 2020 г. Банк Японии созвал заседание по денежно-кредитной политике и объявил о всеобъемлющем комплексе мер [10] по поддержанию бесперебойного функционирования финансовых рынков (особенно рынков финансирования в долларах США) и стимулированию предоставления кредитов. К ним относятся целевое обеспечение ликвидности за счет увеличения размера и частоты покупок японских государственных облигаций (Japanese government bond - JGB), специальные операции по предоставлению средств для предоставления кредитов финансовым учреждениям для облегчения финансирования корпораций, временное увеличение ежегодных темпов покупок Банком Японии ценных бумаг биржевых торгуемых фондов (Exchange Traded Funds - ETF) и японских инвестиционных фондов недвижимости (Japan-Real Estate Investment Trusts - J-REIT), а также временное дополнительное увеличение целевых покупок коммерческих ценных бумаг и корпоративных облигаций.
43 Банк Японии предоставил кредитную поддержку через специальные операции по предоставлению средств и осуществил покупку японских государственных ценных бумаг, коммерческих бумаг, корпоративных облигаций и фондов, обращающихся на бирже.
44 На заседании по денежно-кредитной политике 27 апреля 2020 г. Банк Японии объявил о дополнительных мерах по поддержанию стабильности на финансовых рынках и поддержке предоставления кредитов [11]. Общий размер специальной операции по предоставлению средств и новые меры по предоставлению средств составлял около 90 трлн иен.
45 Банк Японии в сотрудничестве с Банком Канады, Банком Англии, Европейским центральным банком, Федеральной резервной системой и Швейцарским национальным банком увеличил предоставление ликвидности в долларах США 15 марта 2020 г., снизив цены на постоянные позиции своп ликвидности по доллару США на 25 базисных пунктов. Япония также имеет несколько важных двусторонних и региональных соглашений об обмене валютой (свопы) с азиатскими странами.
46 Правительство увеличило объем льготных кредитов (беспроцентных и беззалоговых) в первую очередь для микро-, малых и средних предприятий, пострадавших от COVID-19, через Японскую финансовую корпорацию (Japan Finance Corporation) и другие учреждения. Правительство также расширило доступ к кредитам на тех же условиях от местных финансовых учреждений, таких, как местные банки. Для поддержки заемщиков в этот кризисный периода Агентство финансовых услуг (Financial Services Agency - FSA) заверило банки, что они могут присвоить нулевой весовой коэффициент риска по ссудам, гарантированным в рамках схем государственных гарантий, и использовать свой регулятивный капитал и системно важные банковские буферы для поддержки предложения кредитов, а также использовать свои запасы высококачественных ликвидных активов ниже минимального требования к коэффициенту покрытия ликвидности.
47 FSA также обратилось к банкам с просьбой отложить выплаты основной суммы по ипотечным кредитам по мере необходимости и воздержаться от взимания комиссий за изменение условий ипотечных кредитов.
48 12 июня 2020 г. парламент одобрил поправку к Закону о специальных мерах по усилению финансовых функций, которая продлила крайний срок подачи заявления региональными банками на вливание государственного капитала с 31 марта 2022 г. до 31 марта 2026 г. и предусматривает смягчение условия подачи заявки для региональных банков, пострадавших от COVID-19. Закон направлен на усиление функции финансового посредничества региональных банков путем облегчения вливания в них государственного капитала. Кроме того, в качестве меры предосторожности Парламент также одобрил расширение лимита государственных гарантий на вливание капитала в региональные банки с 12 трлн иен до 15 трлн. Валютная политика в Японии позволяет гибко и свободно устанавливать обменные курсы иены к основным валютам мира.
49 Руководство Банка Японии 22 сентября 2021 г. заявило, что оно сохраняет монетарную политику без изменений, но при этом сообщило, что банк осторожно оценивает перспективы производства и экспорта [12]. Это усиливает ожидания, что банк продолжит свою политику массированного стимулирования экономики, даже если многие партнеры будут рассматривать отход от поддержки кризисного типа. Как ожидается, банк сохранит процентную ставку на краткосрочные вклады на уровне минус 0,1%, а на облигации со сроком погашения 10 лет - на уровне около 0%. В заявлении банка, в частности, говорится: «Экспорт и промышленное производство продолжают расти, хотя они частично испытывают негативное влияние проблем в цепочках поставок», указав на то, что многие японские производственные компании страдают от остановки предприятий-контрагентов в азиатских странах из-за пандемии коронавируса.
50 Банк Японии сохранил свою оценку экономической ситуации, заявив, что «тенденция роста усиливается, хотя в экономике остаются сложности в результате влияния пандемии», что также подтвердил 27 сентября 2021 г. и глава Банка Японии Харухико Курода [13]. Аналитики при этом отмечают, что оценка экономики была дана накануне смены руководства правящей либерально-демократической партии (ЛДП)4, в результате чего возможно, что новая администрация отойдет от рефляционистской политики бывшего премьер-министра Синдзо Абэ, получившей название «Абэномики» [14].
4. 29 сентября 2021 г. Кисида Фумио, бывший министр иностранных дел, стал главой ЛДП Японии и автоматически следующим премьер-министром страны. В начале октября он утвержден парламентом в должности премьер-министра и сменил досрочно ушедшего со своего поста Ёсихидэ Сугу (прим. авт.).
51 При этом внутри верхушки ЛДП существует согласованная позиция о необходимости продолжения массированной монетарной поддержки экономики в настоящее время, однако есть разные представления о том, как долго она может продолжаться. Благодаря устойчивому росту спроса на глобальных рынках японская экономика восстанавливается после прошлогодних проблем, однако сохраняющийся режим чрезвычайного положения, введенный для борьбы с COVID-19, продолжает серьезно сдерживать потребление.
52 Так, в июле 2021 г. основные потребительские цены снизились по сравнению с июлем прошлого года на 0,2%. Снижение цен продолжается 12 месяцев подряд, поскольку вялое потребление сдерживает намерения компаний повысить цены на свою продукцию в связи с увеличением стоимости сырьевых материалов и, таким образом, переложить рост цен на домохозяйства.
53 Несмотря на политические, олимпиадные и пандемические перипетии этого лета еще в июне 2021 г. правительство приняло ряд стратегических документов, реализация которых должна придать дополнительный импульс качественному экономическому развитию, ориентированному на инновации и новую стратегию роста [15; 16]. Их еще предстоит внимательно изучить и оценить влияние на кратко- и среднесрочные перспективы развития страны.
54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

55 Таким образом, к концу 2021 г. подтвердились выводы, сделанные в начале года как зарубежными, так и российскими специалистами [17], что по сравнению с другими развитыми странами в начальный период пандемии COVID-19 Японии удалось эффективнее использовать свою систему здравоохранения и минимизировать смертность, а также уменьшить экономические потери. Это объяснялось спецификой, как эпидемиологической стратегии, так и денежно-кредитной политикой Банка Японии, и структурной политикой правительства [18; 19; 20, c. 146-162].
56 Пакет антикризисных мер оказался одним из крупнейших в мире по объемам, что автоматически приведет в ближайшие годы к существенному увеличению размера государственного долга. Можно положительно оценить предпринятые и принимаемые меры правительством Японии для элиминации шоков пандемии COVID-19 в стране. Своевременные меры фискальной политики в рамках дополнительных бюджетов и денежно-кредитной политики Банка Японии, в целом, привели к возвращению японской экономики в первой половине 2021 г. на траекторию развития с положительными темпами роста (порядка 2% в год), которые ожидается достичь и в среднесрочном периоде.
57 В сентябре 2021 г. канцелярия кабинета министров объявила пересмотренные данные по ВВП за II квартал года в сторону повышения с учетом значительных инвестиционных расходов, несмотря на то, что пандемия COVID-19 оказывает понижательное давление на секторы услуг и личное потребление. Прирост ВВП во II квартале 2021 г. составил 1,9% (в годовом исчислении), что превысило его первоначальную оценку (1,3%) и усредненный прогноз экономистов (1,6%). Такое улучшение показателей роста связано с тем, что на фоне восстановления мировой экономики и увеличения объемов промышленного производства, инвестиционные расходы в этот период оказались больше первоначальных оценок, что превысило потери в секторе услуг.
58 Однако процесс восстановления японской экономики остается неустойчивым в связи с низкими темпами вакцинации населения и ограничениями по пандемии, которые сдерживают активность частного сектора экономики.

Библиография

1. Border enforcement measures to prevent the spread of novel coronavirus (COVID-19). August 16, 2021. https://www.mofa.go.jp/ ca/fna/page4e_001053.html (accessed 13.09.2021)

2. Quarterly Estimates of GDP for Apr.-Jun. 2021(The Second Preliminary). https://www.esri.cao.go.jp/en/sna/sokuhou/sokuhou_ top.html (accessed 18.09.2021)

3. International Monetary Fund. 2021. World Economic Outlook: Managing Divergent Recoveries. Washington, DC, April. 2021.

4. International Monetary Fund, World Economic Outlook, July 2021 Update. https://www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/ 2021/07/27/world-economic-outlook-update-july-2021 (accessed 17.09.2021)

5. World Bank. 2021. Global Economic Prospects, June 2021. Washington, DC: World Bank. doi:10.1596/978-1-4648-1665-9.

6. Japan upgrades Q2 GDP on stronger business spending. https://www.reuters.com/business/japan-upgrades-q2-gdp-stronger-business-spending-2021-09-08/ (accessed 23.09.2021)

7. Comprehensive Economic Measures to Create a Future with Security and Growth (Dec 5, 2019). https://www5.cao.go.jp/keizai1/ keizaitaisaku/2019/20191205_economic_measures_all.pdf (accessed 27.09.2021)

8. Comprehensive Economic Measures to Secure People's Lives and Livelihoods towards Relief and Hope (Dec 8, 2020). https://www5.cao.go.jp/keizai1/keizaitaisaku/2020-2/20201208_economic_measures_all.pdf (accessed 28.09.2021)

9. Emergency Economic Measures to Cope with COVID-19 (April 7, 2020, amended on April 20, 2020). https://www5.cao.go.jp/ keizai1/keizaitaisaku/2020/20200420_economic_measures_all.pdf (accessed 02.11.2021)

10. Minutes of the Monetary Policy Meeting on March 16, 2020. https://www.boj.or.jp/en/mopo/mpmsche_minu/minu_2020/g200 316.pdf (accessed 26.09.2021)

11. Minutes of the Monetary Policy Meeting on April 27, 2020. https://www.boj.or.jp/en/mopo/mpmsche_minu/minu_2020/g200 427.pdf (accessed 30.09.2021).

12. Statement on Monetary Policy. https://www.boj.or.jp/en/announcements/release_2021/k210922a.pdf (accessed 28.09.2021).

13. Kuroda Haruhiko. Japan's Economy and Monetary Policy Speech at a Meeting with Business Leaders in Osaka (via webcast). https://www.boj.or.jp/en/announcements/press/koen_2021/data/ko210927a1.pdf (accessed 28.09.2021)

14. Рензин О.М., Суслов Д.В. Экономическая динамика в Японии: детализация институциональных контуров политики «Абэномики». Японские исследования. 2020. № 1. С. 85-105.

15. Growth Strategy and Execution Plan (In Jap.). https://www8.cao.go.jp/cstp/tougosenryaku/togo2021_honbun.pdf (accessed 07.11.2021)

16. Integrated Innovation Strategy 2021. (In Jap.) https://www8.cao.go.jp/cstp/tougosenryaku/togo2021_honbun.pdf (accessed 28.09.2021)

17. Белов А. Экономическая политика Японии в период пандемии. Мировая экономика и международные отношения. 2021. Т. 65, № 1. С. 33-41.

18. Fiscal 2021 Economic Outlook and Basic Stance for Economic and Fiscal Management, Decided by the Cabinet on December 18, 2020. https://www5.cao.go.jp/keizai1/mitoshi/2020/r021218mitoshi-e.pdf (accessed 17.07.2021)

19. Fiscal 2021 Economic Outlook and Basic Stance for Economic and Fiscal Management, Decided by the Cabinet on January 18, 2021. https://www5.cao.go.jp/keizai1/mitoshi/2020/r030118mitoshi-e.pdf (accessed 15.07.2021)

20. Greer Scott L. Coronavirus Politics: The Comparative Politics and Policy of COVID-19. E-book, Ann Arbor, MI: University of Michigan Press, 2021. https://doi.org/10.3998/mpub.11927713 (accessed 20.07.2021)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести