USA - Africa: Secretary of State Antony J.Blinken’s Visit to Kenya, Nigeria, and Senegal (November 2021). Part 1
Table of contents
Share
QR
Metrics
USA - Africa: Secretary of State Antony J.Blinken’s Visit to Kenya, Nigeria, and Senegal (November 2021). Part 1
Annotation
PII
S032150750019235-0-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Andrey Urnov 
Occupation: Principal Researcher, Center for the Study of Russian-African Relations and Foreign Policy of African Countries
Affiliation: Institute of African Studies
Address: Russian Federation,
Edition
Pages
5-13
Abstract

The article is devoted to the conceptional pillars and main vectors of the US African policy pursued as a part of “America is back” course declared by President Biden. Its goal is to restore the US global domination, this time under the guise of countering “authoritarianism”.

The analysis is based on the materials of the visit paid by the US Secretary of State Antony J. Blinken to Kenya, Nigeria and Senegal (November 17-20, 2021). It was in Abuja, on November 17, that the secretary made his keynote speech “The United States and Africa: Building a 21st Century Partnership”. Five areas of the US-Africa “common interests” and partnership are identified in the speech: global health, the climate crisis, inclusive economic growth, democracy, peace and security. The document is thoroughly reviewed.

Blinken was received by presidents U.Kenyatta, M.Buhari and M.Sall. The author describes the US bilateral cooperation with Kenya, Nigeria and Senegal in the above mention areas. Of interest are “Bilateral relations fact sheets” published by the Department of States on the eve of the visit. Presented are Blinken’s statements and answers concerning the US position on the conflict situations in Ethiopia, Sudan, Mali and Somalia.

Keywords
United States, Africa, partnership, common interests, global health, the climate crisis, inclusive economic growth, democracy, peace and security
Received
17.01.2022
Date of publication
24.03.2022
Number of purchasers
14
Views
1131
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1 ВВЕДЕНИЕ
2 Объявленное президентом Дж.Байденом в речи 4 февраля 2021 г. «возвращение» США на мировую арену (America is back) нашло своё подтверждение в заметной активизации африканской политики Вашингтона. «США готовы быть вашим партнером», говорилось в обращении президента к участникам 34-го Саммита Африканского Союза 5 февраля 2021 г. [1]. В апреле 2021 г. государственный секретарь США Э.Блинкен нанес виртуальный визит в Кению и Нигерию, в ходе которого заочно встретился с президентами У.Кениата и М.Бухари.
3 Центральное событие - теперь уже очный визит Э.Блинкена в Кению, Нигерию и Сенегал 17-20 ноября 2021 г. Поездка состоялась по личному указанию Дж.Байдена [2].
4 ПРОГРАММНАЯ РЕЧЬ ОБ АМЕРИКАНО-АФРИКАНСКОМ ПАРТНЁРСТВЕ
5 19 ноября, будучи в Абудже, госсекретарь произнес программную речь «Соединенные Штаты и Африка: строительство партнерства в XXI веке» [3].
6 Квинтэссенцию сказанного Блинкеном было сочтено нужным отдельно опубликовать на сайте Госдепартамента. Цитируем: «Касается ли это пандемии COVID-19, строительство сильной инклюзивной экономики, борьбы с климатическим кризисом или оживления демократии и защиты прав человека, мы не сможем достичь наших целей в мире без лидерства африканских правительств, институтов и граждан. Пора перестать относиться к Африке как к объекту геополитики и начать относиться к ней как к важному геополитическому игроку, каковым она стала» [4].
7 «Лидерство» это, пожалуй, преувеличение - чего не скажешь, чтобы понравиться принимающей стороне. Но скрывалась за этим вполне реалистичная оценка: без участия Чёрного континента не могут быть решены не только региональные, но и глобальные проблемы. Другой вопрос, насколько совместимы эти справедливые установки с сохраняющимся курсом США на мировую гегемонию.
8 В обоснование растущей роли Африки в современном мире Э. Блинкен привел убедительные факты. К 2025 г. более половины населения Африки будет моложе 25 лет. К 2050 г. одним из четырёх жителей Земли станет африканец. Создаваемая Африканская континентальная зона свободной торговли (АфКСЗТ) станет «пятым крупнейшим экономическим блоком мира, огромным источником рабочей силы, потребителей и инноваций, сможет формировать мировую экономику». Африка обладает наибольшим в мире потенциалом обновляемой энергетики [3].
9 Госсекретарь назвал пять сфер американо-африканского сотрудничества, добавив к четырем, указанным в приведенной выше цитате, «продвижение устойчивой безопасности и мира». Об этом ниже. А сейчас обратимся к тому, как виделись Э.Блинкену роль и место США на африканском континенте в условиях развернувшегося в мире «более острого соперничества между ведущими державами» [3].
10 Отметим, что в ходе поездки госсекретарь США избегал конфронтационных заявлений, не стал пугать Африку угрозой китайского и российского «авторитаризма». Вступив на африканскую почву, он принял в расчет, что в своих отношениях с внешним миром Афросоюз, субрегиональные сообщества и подавляющее большинство государств континента предпочитают, как и прежде, следовать принципу неприсоединения, и стремился говорить с ними на равных. «Многие страны в регионе, - заявил он, - опасаются, что в мире более острого соперничества между ведущими державами их заставят сделать выбор. Вношу ясность - Соединенные Штаты не хотят ограничивать вашего партнерства с другими странами. Мы не хотим заставлять вас выбирать, мы хотим предложить вам выбор» [3].
11 Ни Китай, ни Россия в речи Э.Блинкена упомянуты не были. Госсекретарь ограничился набором узнаваемых критических замечаний, которые США обычно высказывали в адрес китайской помощи Африке. Предлагаемые проекты (кем, не уточнено. - А.У.) часто «непрозрачные», «принудительные», обремененные «неподдающимися выплате долгами», «экологически деструктивные», «не приносящие пользы людям», сетовал он [3].
12 На вопрос об американо-китайской конкуренции в Африке Э. Блинкену пришлось отвечать на совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Нигерии 18 ноября 2021 г. Госсекретарь был верен себе. «Наша вовлечённость в Африку, наше партнерство с Нигерией и многими другими странами, это не вопрос Китая или любой другой третьей страны. Это вопрос Африки, это вопрос совместной работы по инвестициям в Африку, инвестициям в её народ, с тем, чтобы, в конечном счёте, помочь создать условия для подлинно африканских решений стоящих перед Африкой вызовов… но наша поддержка, я думаю, может иметь критическое значение», - подстраховался он [5].
13 Э.Блинкен признавал, что, помогая Африке решать стоящие перед ней задачи, Соединённые Штаты действуют не бескорыстно, добиваясь одновременно достижения собственных целей. Выстраивалась отрадная картина - в выигрыше оказывались обе стороны. «Строительство партнерства с Африкой на будущее - это хорошо для Соединённых Штатов, и я верю, это хорошо и для африканцев», - заявил он [2].
14 Но, рассуждал Э.Блинкен, чтобы интересы совпадали, оказывающий помощь должен следовать «принципам». Важно «не просто предоставление ресурсов, а то, как они используются». Именно из этого исходят США. Их действия направлены на то, чтобы страна-получатель была в состоянии выплачивать задолженность по инвестициям, права рабочих и окружающая среда защищены, коррупция пресекалась, проекты осуществлялись «в соответствии с наивысшими стандартами», а средства направлялись «в сферы и сектора, которые будут определять будущее Африки и всего мира». Сам по себе «приход в Африку инвестиций и торговли, откуда бы то ни было, включая Китай, вещь замечательная», - отметил Блинкен [2]. От прямой критики Китая он и на сей раз воздержался. Однако, контрастные различия между достоинствами американской и изъянами «неправильной» (читай, китайской. - А.У.) политики бросались в глаза.
15 Заученный ответ был дан и на ещё один вопрос о Китае. Предыдущая администрация говорила, что её политика в Африке состоит в оказании отпора Китаю. «В чём состоит ваша?», - спросила А.Сои, корреспондент Би-би-си в Африке. «Наша африканская политика - это вопрос Африки, а не Китая. Это вопрос отношений США с 64 н странами континента. Все, что мы стараемся сделать в мире для прогресса нашего собственного народа, не может быть сделано без Африки. Такова базовая реальность» [6]. (Кстати, «базовая реальность» - это 54, а не 64 страны. Ошибка или оговорка? - А.У.)
16 Госсекретарь кратко охарактеризовал «5 сфер общих интересов» США и Африки.
17 Первое - глобальное здравоохранение. Задача состоит в том, чтобы покончить с пандемией COVID-19 и быть готовыми к следующей глобальной чрезвычайной ситуации в области здравоохранения. «Пандемия показала, насколько все мы уязвимы». США и страны Африки много десятилетий вместе работали над укреплением системы здравоохранения на континенте, что позволяет им «возглавить усилия» по продвижению к глобальной безопасности в этой сфере. Соединенные Штаты снабжают мир антиковидной вакциной. На этой неделе количество предоставленных доз достигло 250 млн, а к следующей весне - превысит 1 млрд. Общая сумма зарубежной помощи США в борьбе с COVID-19 составляет $1,9 млрд. 43 африканские страны получили от США 50 млн доз. Новые поставки уже в пути. Сотрудничество осуществляется на двусторонней основе и через Афросоюз. Сенегалу и ЮАР оказывается помощь в производстве собственной вакцины [3].
18 Второе - климатический кризис. Катастрофические последствия кризиса очевидны на всём континенте - засухи, обезлесение, падение урожаев, наводнения, наступление пустыни, нехватка продовольствия и питьевой воды. За последние 60 лет площадь озера Чад уменьшилась в 20 раз. Развитые страны, в т.ч. США, несут ответственность за ухудшение климата и должны помочь Африке, подчеркнул Блинкен. Несколько недель назад, продолжал он, президент Байден выдвинул «Чрезвычайный план адаптации и сопротивляемости», предусматривающий финансирование различных климатических проектов в мире ежегодно на сумму $3 млрд. Предложение прорабатывается в Конгрессе. Частью этого плана станет поддержка «Африканской адаптационной инициативы», запущенной главами государств континента 6 лет назад [3].
19 Особое внимание - «чистой энергетике». Программа «Африка-Энергетика» обеспечила доступ к электричеству 25 млн домохозяйств и предпринимателей, причём 80% электроэнергии производится с использованием возобновляемых источников. «Международная финансовая корпорация развития США» (МФК) участвует в финансировании ветряных электростанций в Кении и Сенегале и солнечной электростанции в Нигерии [3].
20 Блинкен посетил в Найроби штаб-квартиру «Программы ООН по окружающей среде» (ЮНЕП). В своем выступлении он рассказал об участии США в работе конференции по климату в Глазго (31 октября - 12 ноября 2021 г.), высказался в поддержку таких экологических инициатив, как «Обет сокращения эмиссии метана», заключение соглашения о борьбе с загрязнением океана пластиком, оказание экономической поддержки островным странам и территориям [7].
21 Третье. «Строительство более стабильной и инклюзивной глобальной экономики». Приведенные выше высказывания Э.Блинкена о преимуществах американской модели экономического сотрудничества с развивающимися странами сопровождалось рассуждениями о важности совместных усилий по строительству мира в постковидный период. «Мы являемся естественными экономическими партнерами» и нам следует «гораздо дальше идти вперед». Генеральный план - принятая на встрече «Большой Семерки» в июне 2021 г. инициатива «Вернем лучший мир» (Build Back Better World). Госсекретарь с «восхищением» отозвался о рассчитанном на 2021-2027 гг. «Плане действий Афросоюза по экономическому («зелёному») восстановлению». Инструментом укрепления «экономической силы Африки в мире» призвана стать Африканская континентальная зона свободной торговли [3].
22 Ответ Э.Блинкена на вопрос «чего будет больше - помощи или торговли?» свидетельствовал, что курс взят на развитие коммерческих отношений. «Торговля и инвестиции являются наиболее мощными средствами продвижения вперед, над этим мы и работаем», - сказал он [6]. В другом интервью, говоря о рациональном использовании предоставляемых ресурсов, он уточнил, что инвестиции бывают не только «твёрдыми», но и «мягкими»; «Нам нужно делиться не только инфраструктурой, но и знаниями»; «Таково истинное партнерство» [2].
23 Культ «зелёной энергетики» вынудил обычно красноречивого Блинкена сбивчиво и туманно ответить на вопрос о нежелании многих стран отказаться от использования нефти и газа для перехода на возобновляемые источники энергии. «Мы должны ускорить использование возобновляемой энергии. Но это транзит, и он не может быть осуществлен за одну ночь. Мы понимаем, что для некоторых стран, некоторых партнеров, в некоторых ситуациях такой переход потребует использования иных, не возобновляемых методов, но это на какое-то время, до того, как транзит можно будет осуществить [2].
24 Конкретных данных о торговле и капвложениях США в Африке Блинкен не привел.
25 Четвёртое. «Мы должны укреплять демократию». «Авторитаризм на подъёме во всём мире, - констатировал Э.Блинкен. - Это глобальная проблема. Моя собственная страна ведет борьбу с угрозами нашей демократии» [3].
26 Африка - не исключение. Руководители нарушают сроки пребывания в должности; выборы откладываются; в ходе выборов допускается мошенничество; социальное недовольство используется для захвата или сохранения власти; оппозиционеры подвергаются арестам; наносятся удары по СМИ; силам безопасности позволяют грубо навязывать пандемические рестрикции. В общем, многие африканцы ныне живут под властью, «по меньшей мере, частично авторитарных правительств». В 2021 г. военные четырежды свергали гражданские правительства. Это самый большой показатель за четыре десятилетия в Африке. Есть, правда, и хорошие новости, отметил госсекретарь. В Нигере в 2021 г. произошла первая за всю историю страны мирная передача власти. В Замбии оппозиционная партия победила на выборах. И все же отступление демократии в Африке «нельзя отрицать». «Поэтому, - сказал Э.Блинкен, - руководителям нужно проявить лидерство и остановить откат демократии, который разрушает надежды их граждан». И продолжил: «Мы должны показать, как быстро и эффективно демократии могут предоставлять своим гражданам то, чего они хотят. Если мы этого не сделаем, люди потеряют веру в демократическую модель и это подкрепит аргументы авторитарных правительств о том, что их система лучше». О Китае и России - ни слова [3].
27 Э.Блинкен признал, что одним из его самых любимых примеров партнерства США-Африка является «Инициатива молодые африканские лидеры». Она «создает сеть возможностей для экстраординарной молодежи во всей Африке». «Давайте построим будущее, которого молодые люди во всех наших странах хотят и заслуживают» [3].
28 Пятое. «Мы должны продвигать прочный мир и безопасность». В перечень стран Африки, «почти всех жителей которых постоянно тревожит отсутствие стабильности и безопасности», Э.Блинкен включил Нигерию, Эфиопию, Сомали, Мозамбик, Камерун, Мали и Нигер. Эффективные и профессиональные силы безопасности и борьба с правонарушениями необходимы, но это лишь «часть ответа», отметил госсекретарь. В ходе операции против экстремистов нельзя допускать нарушений прав человека, иначе можно получить «обратный эффект», усилить недовольство и «цикл насилия» [3].
29 Данных о практической помощи Африке в области безопасности приведено не было. Говоря об урегулировании конфликтов, госсекретарь отметил значение «быстрой и непрерывной дипломатии». Соединенные Штаты «как только могут, используют свою дипломатию» для оказания поддержки усилиям дипломатии Африки в Эфиопии, Судане и Сомали [3].
30 Итак, основные сферы сотрудничества определены. На очереди - созыв Саммита США-Африка с тем, чтобы договориться о «дипломатии и взаимодействии на высоком уровне», что позволит «трансформировать наши отношения», сделать «наше сотрудничество эффективным» (сейчас эффективности не хватает? - А.У). Инициатива президента о проведении Саммита «служит свидетельством нашей приверженности партнерствам на всём континенте», - подчеркнул государственный секретарь [3].
31 КЕНИЯ
32 Визиты государственного секретаря США были задуманы и служили демонстрацией политической близости Вашингтона с Найроби, Абуджей, а также Дакаром (о чем - во второй части статьи), их стремления к дальнейшему углублению сотрудничества.
33 Кения была одним из наиболее приближенных к США государств Африки. В 2018 г. президенты Д.Трамп и У.Кениата договорились поднять уровень партнёрства, поименовав его стратегическим. Первый двусторонний диалог состоялся в Вашингтоне в 2019 г. Основывался он на 5 «столпах» - экономическое процветание; оборона; демократия и гражданская безопасность; многосторонние и региональные вопросы; общественное здравоохранение [8]. Векторы - традиционные, формулировки и последовательность - произвольные.
34 Главные события - беседа госсекретаря с президентом У.Кениатой и второй Стратегический диалог под председательством Э.Блинкена и министра иностранных дел Кении Рейчел Омамо. Официального сообщения о приеме у президента не публиковалось.
35 Визит Э.Блинкена и проведение стратегического диалога - кстати сказать, после почти двухлетнего перерыва - стороны характеризовали как этапный шаг на пути «укрепления», «углубления» и «расширения» двустороннего сотрудничества. Определения эти употреблялись постоянно.
36 «Не случайным» назвал Э.Блинкен тот факт, что, посещая Африку в качестве госсекретаря США, он сделал первую остановку в Кении. «Это свидетельство важности, которую президент Дж.Байден придает партнерству Кении и США». Оно «будет продолжать углубляться и крепнуть» [9]. Сделав Кению своим «первым портом захода», Э.Блинкен подтвердил «уникальность» и «особость» американо-кенийских отношений, заявила Р.Омамо, а дискуссии «откроют ворота» к дальнейшему укреплению сотрудничества и его «омоложению» [10; 9].
37 По итогам диалога стороны приняли совместное заявление. В нём по пунктам были перечислены «столпы» партнерства, кратко обозначены задачи, которые предстоит совместно решать на каждом из пяти направлений сотрудничества. Установок - множество, конкретики- маловато. «Кения и США решили изучить дополнительные механизмы расширения двусторонней торговли и инвестиций, в т.ч. путем максимизации «Закона об экономическом росте и торговых возможностях Африки» (АГОА), программ «Процветай, Африка» и «Африка - Энергетика», инициативы «Вернем лучший мир», - говорилось в экономическом подразделе заявления. В повестку дня диалога был добавлен вопрос о «безопасном Интернете и стабильном гиперпространстве». С общих позиций оценивалась обстановка на Африканском Роге, в Эфиопии, Сомали, Судане и Южном Судане. Одна из немногих практических договоренностей - провести третий Стратегический диалог в Вашингтоне в 2022 г. [11].
38 Данные о состоянии двустороннего сотрудничества содержались в опубликованном накануне визита справочном материале «Соединенные Штаты и Кения: стратегические партнёры» [8], а также в выступлениях двух министров.
39 Экономика. «Мы гордимся крепкими экономическими отношениями, которые построили наши страны», заявил Бдинкен на совместной пресс-конференции с Р.Омамо [10]. В 2020 фин.г. в рамках 5 «столпов» партнерства США оказали Кении помощь на сумму $560 млн. В 2021 г. было дополнительно предоставлено $98 млн гуманитарной помощи [8]. «За последнее время» (не уточняется - А.У.) инвестиции частного американского капитала в различные сектора экономики Кении, включая малые и средние предприятия, превысили $725 млн [10].
40 Госсекретарь назвал Кению «моделью инвестиций и возобновляемой энергетики». Сегодня в этом секторе производится 90% кенийского электричества. Поставлена задача к 2030 г. выйти на 100% [10]. С 2013 г. «Агентство по торговле и развитию», «Африка - Энергетика» и «Международная финансовая корпорация развития» израсходовали на финансирование и техническую помощь кенийским проектам возобновляемой энергетики около $600 млн. Это позволило дополнительно привлечь в указанные проекты $1.8 млрд частных инвестиций. Сегодня они генерируют 20% чистого электричества страны. Среди них - геотермическая станция «Ормат Олкариа Ш», которая производит 5% всей электроэнергии Кении. За последние 6 лет частный сектор США, действуя через «Африка - Энергетика», обеспечил доступ к электричеству 10 млн кенийцам. В стране было создано 40 тыс. рабочих мест [8].
41 В последние 10 лет торговый обмен был сбалансированным и держался на уровне $1 млрд. В 2020 г. экспорт США в Кению составил $370 млн, импорт - $568,9 млн. Ежегодные денежные переводы из США в Кению достигли $1 мдрд [8].
42 Э.Блинкену был задан вопрос, почему, говоря об углублении экономического сотрудничества с Кенией, он не упомянул двустороннего соглашения о свободной торговле. Предложение заключить такое соглашение было выдвинуто администрацией Д.Трампа. Одно время оно считалось «моделью» будущих торговых отношений США с африканскими странами. Госсекретарь заявил, что это - «портфель» руководителя (федерального) Офиса торгового представителя США Кэтрин Таи, которая и ведет с кенийской стороной переговоры о том, как «даже ещё больше укрепить» двусторонние торговые отношения. От ответа на прямой вопрос, намереваются ли США возобновить переговоры по соглашению о свободной торговле, Э.Блинкен ушёл, подтвердив тем самым, что Вашингтон от данного проекта отказался [12].
43 Здравоохранение. США являлись самым крупным зарубежным донором Кении вэ той сфере. В последние 3 года на поддержку здравоохранения США ежегодно предоставляли Кении $450 млн. Помощь получили около 25 млн кенийцев, в т.ч. 1,2 млн лечились от ВИЧ/СПИД. По оценке Госдепа, американские вложения и «коллаборативные усилия» правительства Кении позволили с 2000 г. на 56% снизить смертность детей в возрасте моложе 5 лет и на 15 лет - увеличить продолжительность жизни в стране, т.е. с 51 до 66 [8].
44 На борьбу с COVID-19 Кении было выделено $76 млн, передано 4 млн доз вакцины и 6 млн масок, созданы передвижные полевые госпитали и лаборатории, где было проведено около половины всех тестов на COVID-19 [13].
45 Безопасность. В 2020 фин.г. помощь США Кении по статье «мир и безопасность» составила $560 млн. За прошедшие 3 года страна закупила у США военное имущество на сумму $139 млн, что, как отмечалось в справочном материале Госдепа, сделало её «ключевым стратегическим военным партнером» США.
46 Главные векторы сотрудничества - контртерроризм, пограничная, авиационная и морская безопасность, повышение профессионального уровня сил, обеспечивающих стабильность и правопорядок. С 2017 г. на поддержку борьбы с терроризмом Кении было предоставлено $19 млн. В 2021 г. госдеп ассигновал $69 млн на финансирование 14 контртеррористических проектов, которые в течение 5 лет предстояло осуществить органам гражданской власти Кении. Министерство обороны США выделило $24 млн в помощь военным институтам Кении [8].
47 География военной активности - Африканский Рог и прилегающие воды Индийского океана. В совместном заявлении стороны обязались продолжать оказывать давление на «Аш-Шабаб» и другие террористические группировки путем маневров, совместных операций и поставок специмущества. «Аплодисментов» сторон удостоился первый за последнее десятилетие заход в порт Момбаса 8 февраля 2021 г. корабля ВМФ США - специальной мобильной базы Хершел «Вуди» [11].
48 США высоко оценили участие кенийских вооруженных сил в Миссии Афросоюза в Сомали (АМИСОМ), приём в Кении 500 тыс. беженцев из Судана, Южного Судана, ДРК и Эфиопии. В 2015-2021 фин. гг. на оказание им помощи США выделили $790 млн [8].
49 Климат. Экология. Ещё одну высокую оценку дал Вашингтон «лидерству Кении» в вопросах, касающихся «глобального климата». Стороны обязались следовать решениям климатической конференции в Глазго, добиваться достижения к 2050 г., или ранее, «нулевой глобальной эмиссии», вносить вклад в общие усилия по предотвращению потепления, превышающего 1,5о по Цельсию [8].
50 Э.Блинкен принял участие в церемонии запуска инициативы «Национальная география - дети Африки» в поддержку разворачивающегося на континенте молодежного движения в защиту природы и животного мира Африки. Среди участников инициативы - компания «Уолт Дисней», Госдепартамент, ЮСАИД [14].
51 Управление и права человека. «Глубина и крепость нашего партнерства основываются на приверженности общим демократическим ценностям», - заявил на совместной пресс-конференции Э.Блинкен [10]. Демократию в Кении он именовал «вибрирующей» (живой, энергичной - А.У.), системы её избирательных и судебных органов - «крепкими»1 [15].
1. Secretary Antony J.Blinken Remarks at a Roundtable with Civil Society. Remarks. Nairobi, Kenya. November 17, 2021. >>>> (accessed 2.12.2021)
52 Но пределов для совершенства нет, и США «тесно работали» с Кенией по вопросам участия населения в управлении, транспарентности и ответственности органов власти, уважения прав человека и гендерного равенства, повышения роли гражданского общества и СМИ, борьбы с коррупцией. В 2020 фин.г. помощь США Кении по статье «демократия и управление» составила $8,7 млн [8].
53 Оказывалась поддержка в подготовке президентских выборов, намеченных на август 2022 г. Корреспондент спросил Э.Блинкена, как «восстановить доверие избирателей к выборам» с учётом того, что итоги трёх ранее состоявшихся в Кении выборов «жёстко оспаривались» (в 2017 г. их пришлось проводить дважды, поскольку Верховный суд результаты первых выборов аннулировал. - А.У.). Ответ госсекретаря прозвучал оптимистично: в условиях, когда доверие к демократии в мире падает, Кения получает «экстраординарную возможность» стать «моделью проведения выборов», «подать мощный пример, который получит резонанс далеко за её пределами» [12].
54 Госсекретарь остался на оптимистических позициях после встречи с представителями гражданского общества, которые высказывали «серьёзную озабоченность» по поводу происходящих в стране «произвольных арестов, задержаний и внесудебных убийств активистов и журналистов» [15].
55 Короче, причин для обеспокоенности за кенийскую демократию государственный секретарь не усмотрел.
56 Отношения между людьми. Образование. «Наши семейные и культурные связи уходят в историю многих поколений», «Десятки тысяч американцев с гордостью подчёркивают своё кенийское наследие, включая моего бывшего босса президента Обаму», - заявил Э.Блинкен на пресс-конференции [10].
57 Согласно фактическому материалу Госдепа, в 2019 г. Кению посетили 250 тыс. граждан США. Постоянно проживали в стране 36 тыс. американцев. Число кенийцев, получивших разрешение на въезд в США в качестве мигрантов, составило 5 тыс. Было выдано 21 тыс, обычных въездных виз, включая 1,5 тыс. студенческих. В связи с эпидемией COVID-19 выдача виз сократилась на 75%. В сообществе кенийских выпускников учебных заведений США насчитывалось 4,9 тыс. членов. Более 200 из них участвовали в очных и виртуальных программах обмена, ежегодно спонсируемых правительством США [8].
58 НИГЕРИЯ
59 Нигерию заслуженно именуют «гигантом Африки». «Ваша сила неоспорима - динамичная демократия, энергичная экономика, очень влиятельное гражданское общество», - говорил Э.Блинкен в своей программной речи в Абудже [3]. Президент США созывает Саммит за демократию и «очевидно, что в этой сфере у нас очень много общего.., «архитектура нашего управления и система базируются на американской модели, так что очень многое объединяет нас и сводит вместе», - заявил на совместной пресс-конференции c Э.Блинкеном министр иностранных дел Нигерии Джефри Оньяма [5].
60 В опубликованном Госдепом визита справочном материале накануне Блинкена «эта страна была названа «одним из наших наиболее важных партнеров на континенте» [17]. Приводим некоторые данные по основным сферам двусторонних отношений.
61 Экономика. Нигерия - второй после ЮАР торговый партнёр США в Африке. В 2019 г. товарооборот превысил $10 млрд, объём прямых капвложений составил $5,5 млрд, что в документе расценивалось как «предмет гордости» для США. В 2020-2021 гг. сумма предоставленных гарантий по займам возросла до $80 млн. Программа «Накормим будущее» и Западноафриканский торговый и экономический хаб ЮСАИД оказывали помощь 2,5 млн фермерских хозяйств. С 2013 г. «Африка - Энергетика» мобилизовала $4,3 млрд на финансирование проектов, обеспечивших доступ к электричеству 2 млн семей и предпринимателей [16; 17]. ЮСАИД планировал в течение 5 лет вложить в энергетический сектор Нигерии $110 млн. Сооружалась ветряная станция «Найджа», ожидалось, что реализация этого проекта позволит снабдить электричеством 25 млн нигерийцев, создаст в энергосекторе 250 тыс. новых рабочих мест, будет ежегодно приносить $18,5 млн налоговых поступлений [5].
62 Во время визита Э.Блинкен и Дж.Оньяма подписали «Соглашение о помощи развитию Нигерии» на сумму $2,1 млрд [17; 18]. Соглашение преподносилось как вклад США в усилия Нигерии по преодолению последствий пандемии COVID-19. Текст документа опубликован не был. По сообщениям СМИ, инвестиции планировались в экономику, здравоохранение, образование и управление.
63 Обратило на себя внимание, что, в отличие от кенийского и сенегальского собеседников Э.Блинкена, министр иностранных дел Нигерии, хоть и не скупился на благодарности за поддержку, позволил себе ряд критических замечаний и просьб.
64 США некогда были самым крупным рынком для нигерийской нефти. Ныне этот рынок «исчез», поскольку в импорте нефти США более не нуждаются. Отсюда заинтересованность Нигерии в диверсификации торговых связей. В Абудже рассчитывают, что США облегчат доступ на свой рынок нигерийской сельхозпродукции, смягчат фитосанитарные рестрикции, сказал Дж.Оньяма. В адрес США и других индустриальных стран был высказан упрек, что их обещание выделить развивающимся странам $100 млрд на адаптацию к изменениям климата «скорее нарушается, чем соблюдается».
65 Ещё одна проблема. Нигерия и ряд других стран, будучи производителями газа и нефти, используют эти виды топлива для собственных энергетических нужд. Между тем, некоторые крупные индустриальные державы и финансовые институты прекращают финансирование газовых проектов. Для такой страны, как Нигерия - это «огромный удар». Ей нужно время, чтобы подготовиться к «нулевой эмиссии» в 2050-2060 гг. «Надеемся, что США проявят понимание и окажут нам поддержку, побудив финансовые институты, подобные Всемирному банку, оставить в покое страны, которые нуждаются в этом топливе в переходный период», - сказал Дж.Оньяма [5].
66 Дискутировать на заданную тему госсекретарь не стал. Его не очень складное заявление о переходном периоде приведено выше.
67 Интерес представляет ответ Дж.Оньямы на вопрос, в какой степени «большая зависимость от китайских денег и займов», может служить Китаю «рычагом воздействия» на Нигерию. «Мы стараемся быть очень осторожными»; соотношение нашего долга и ВВП «очень хорошее», но мы остро нуждаемся в инфраструктуре, и мы увидели «великую возможность» в «огромных проектах капвложений, инфраструктурных проектах Китая»; «Мы готовы иметь дело с любым, кто предлагает нечто конкурентно приемлемое». Они (китайцы. - А.У.) присутствуют во многих областях. Есть и другие, подобно немецкому «Сименсу»; «Дело не в той или другой стране, как таковой… Это вопрос наилучшей сделки, которую мы можем заключить… И мы за это платим»; «Проблема китайского влияния тут не при чём. Это не гранты и не поддержка», - рассуждал Дж.Оньяма [5].
68 Что касается конкуренции США и Китая в Африке, продолжал министр, то «не хочу прозвучать цинично», но «это хорошо, когда вы являетесь привлекательной невестой и вам предлагают различные замечательные вещи. И вы берете, что можно, у каждого из них». Такова ситуация. «У нас замечательные отношения с США и у нас замечательные отношения с Китаем, экономические отношения». «Это основывается на интересах Нигерии, а не на интересах Китая или интересах США» [5].
69 Здравоохранение. Нигерии оказывалась внушительная помощь, охватывавшая в общей сложности 66 млн человек. К июню 2021 г. более 1,6 млн нигерийцев поучали лечение от ВИЧ/СПИД по Президентской программе чрезвычайной помощи больным СПИД. Ожидалось, что в предстоящие два года заболевание будет поставлено под полный контроль. 33 млн нигерийских детей моложе 5 лет находились под наблюдением и получали прививки от полиомиелита, что позволило покончить с этой болезнью. На борьбу с малярией США выделили Нигерии $712 млн.
70 На противодействие пандемии COVID в Нигерии США ассигновали $119 млн. Было передано 7,6 млн доз вакцин, создан передвижной полевой госпиталь и 153 тестовых лаборатории. Для наблюдения и контроля за ситуацией было подготовлено около 200 тыс. военных и гражданских активистов [17].
71 Мир и безопасность. Соединенные Штаты помогают Нигерии противостоять вызовам безопасности, исходящим от «Боко Харам», «ИГИЛ - Западная Африка» и других экстремистских и террористических групп, -заявил Блинкен [5]. С 2015 г. США выделили $2,1 млрд двум миллионам домохозяйств, пострадавшим от конфликтов на северо-востоке Нигерии. В 2021 г. финансирование составило $364 млн [16; 17].
72 С 2017 г. Нигерии по статье «безопасность» была оказана помощь на сумму $650 млн, продано военной техники и имущества на $500 млн. Самой дорогостоящей поставкой оружия США в Африку к югу от Сахары стала продажа Нигерии 12 боевых самолетов А-29 Супер Тукано. Сотрудничество было многовекторным: велись обучение и подготовка военнослужащих, персонала правоохранительных и судебных органов; оказывалась поддержка погранохране, таможенной, миграционной и контрнаркотической службам; проводились совместные учения и маневры. В 2021 г. началась отработка интегрированных военно-воздушных и наземных операций. Взаимодействовали военно-морские и специальные силы двух стран. В августе 2021 г. корабль ВМФ США Хершел «Вуди» вслед за Момбасой нанёс первый визит в нигерийский порт [16]
73 Поддержка демократии. Тон был задан на встрече Блинкена с президентом М.Бухари, в ходе которой собеседники «отметили важность укрепления демократии в Западной Африке, утверждения демократических принципов свободы прессы и цифровой свободы (? - А.У.), права на мирные протесты и выражение несогласия, уважения прав человека [18]. Госсекретарь принял в посольстве США представителей гражданского общества Нигерии. «Я хочу выслушать каждого из вас». «Вы добиваетесь прогресса в наиболее значимых вопросах…Правительство не может действовать в одиночку. Вы являетесь критической составляющей уравнения», - заявил Э.Блинкен [19]. Какие именно вопросы поднимали приглашённые гражданские активисты в сообщении о встрече сказано не было.
74 Согласно фактическому материалу Госдепа, Соединенные Штаты оказывали содействие сотрудничеству между правительством и гражданским обществом Нигерии «на всех уровнях». «Конструктивный диалог» был, в частности, налажен с более чем 200-ми организациями, представляющими женщин и маргинализированные группы населения [17].
75 (Окончание следует)

References

1. President Biden’s Message to African Union Summit Participants. Recorded: February 2, 2021. Aired: February 5, 2021. https://lr.usembassy.gov/president-bidens-message-to-african-union-summit-participants/ (accessed 20.02.2021)

2. Secretary Antony J.Blinken with Alassane Samba Diop and Mamadou Ibra Kane of E-Media Group. Interview. Dakar, Senegal. November 20, 2021. https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-with-alassane-samba-diop-and-mamadou-ibra-kane-of-e-media-group/ (accessed 30.11.2021)

3. The United States and Africa: Building a 21st Century Partnership. Speech. Antony J.Blinken, Abuja Nigeria. November 19, 2021. https://www.state.gov/the-united-states-and-africa-building-a-21st-century-partnership/ (accessed 29.11.2021)

4. U.S.-Africa Partnership. November 23. 2021. https://www.state.gov/u-s-africa-enduring-partnership/ (accessed 5.12.2021)

5. Secretary Antony J.Blinken and Nigerian Foreign Minister Geoffrey Onyeama at a Joint Press Availability. Remarks. Abuja. Nigeria. November 18, 2021. https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-and-nigerian-foreign-minister-geoffrey-onyeama-at-a-joint-press-availability/ (accessed 1.12.2021)

6. Secretary Antony J.Blinken with Anne Soy of BBC Africa. Interview. Nairobi, Kenya. November 19, 2021. https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-with-anne-soy-of-bbc-africa/ (accessed 2.12.2021)

7. Secretary Antony J.Blinken at an Ocean Plastics Event. Remarks. Nairobi, Kenya. November 18, 2021. https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-at-an-ocean-plastics-event/ (accessed 25.11.2021)

8. The United States and Kenya: Strategic Partners. Fact Sheet. November 16, 2021. https://www.state.gov/the-united-states-and-kenya-strategic-partners-2/ (accessed 22.11.2021)

9. Secretary Antony J.Blinken Remarks at Bilateral Strategic Dialogue with Kenyan Cabinet Secretary of Foreign Affairs Raychelle Omamo. Nairobi, Kenya. November 17, 2021. https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-remarks-at-bilateral-strategic-dialogue-with-kenyan-cabinet-secretary-of-foreign-affairs-raychelle-omamo/ (accessed 25.11.2021)

10. Secretary Antony J.Blinken and Kenyan Cabinet Secretary of Foreign Affairs Raychelle Omamo at a Joint Press Avalability. Nairobi, Kenya. November 17, 2021. https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-and-kenyan-cabinet-secretary-of-foreign-affa-irs-raychelle-omamo-at-a-joint-press-availability/ (accessed 26.11.2021)

11. Joint Statement on the Second Kenya-U.S. Bilateral Strategic Dialogue. Media Note. November 17, 2021. https://www.state.gov/ joint-statement-on-the-second-kenya-u-s-bilateral-strategic-dialogue/ (accessed 26.11.2021)

12. Secretary Antony J.Blinken with Linus Kaikai of Citizen TV. Interview. Nairobi, Kenya. November 18, 2021. https://www.state. gov/secretary-antony-j-blinken-with-linus-kaikai-of-citizen-tv/ (accessed 28.11.2021)

13. Secretary Antony J.Blinken to Mission Kenya Staff. Remarks. Nairobi, Kenya. November 18, 2021. https://www.state.gov/secreta-ry-antony-j-blinken-to-mission-kenya-staff/ (accessed 24.11.2021)

14. The U.S. Department of State, USAID, The Walt Disney Company, and Wildlife Direct Launch National Geographic Kids Africa. Media Note. November 17, 2021. https://www.state.gov/the-u-s-department-of-state-u-s-agency-for-international-development-usaid-the-walt-disney-company-and-wildlifedirect-launch-national-geographic-kids-africa/ (accessed 29.11.2021)

15. Secretary Antony J.Blinken Remarks at a Roundtable with Civil Society. Nairobi, Kenya. November 17, 2021. https://www.state. gov/secretary-antony-j-blinken-remarks-at-a-roundtable-with-civil-society/ (accessed 26.11.2021)

16. The United States and Nigeria: Strategic Partners. Fact Sheet. Office of the Spokesperson. November 18, 2021. https://www.state.gov/the-united-states-and-nigeria-strategic-partners-2/ (accessed 26.11.2021)

17. Secretary Antony J.Blinken Remarks at the Signing Ceremony for $2.1 Billion Development Assistance Agreement with Nigerian Vice President Yemi Osinbajo and Nigerian Foreign Minister Geoffrey Onyeama. Abuja, Nigeria. November 18, 2021. https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-remarks-at-the-signing-ceremony-for-2-1-billion-development-assistance-agreement-with-nigerian-vice-president-yemi-osinbajo-and-nigerian-foreign-minister-geoffrey-onyeam/ (accessed 27.11.2021)

18. Secretary Blinken’s Meeting with Nigerian President Buhari. Readout. November 18, 2021. https://www.state.gov/secretary-blinkens-meeting-with-nigerian-president-buhari/ (accessed 25.11.2021)

19. Secretary Antony J.Blinken at a Discussion with Civil Society. Abuja, Nigeria. November 19, 2021. https://www.state.gov/secreta-ry-antony-j-blinken-at-a-discussion-with-civil-society/ (accessed 26.11.2021)

Comments

No posts found

Write a review
Translate