США - Африка. Визит Государственного секретаря Э. Блинкена в Кению, Нигерию и Сенегал (ноябрь 2021 г.). Часть 1
США - Африка. Визит Государственного секретаря Э. Блинкена в Кению, Нигерию и Сенегал (ноябрь 2021 г.). Часть 1
Аннотация
Код статьи
S032150750019235-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Урнов Андрей Юрьевич 
Должность: главный научный сотрудник, Центр изучения российско-африканских отношений и внешней политики стран Африки
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: Российская Федерация,
Выпуск
Страницы
5-13
Аннотация

веке» (Абуджа, 17 ноября 2021 г.). Обозначены 5 сфер «общих интересов», в которых, согласно Э.Блинкену, США и Африке надлежит сотрудничать: глобальное здравоохранение, климатический кризис, инклюзивный экономический рост, демократия, мир и безопасность. Кратко изложено содержание бесед госсекретаря с президентами У.Кениата, М.Бухари и М.Салл, представлена информация о его совместных пресс-конференциях с министрами иностранных дел трёх стран.

Дан обзор двустороннего сотрудничества США в указанных сферах с тремя принимающими странами. На основе высказываний госсекретаря характеризуются позиции США по конфликтным ситуациям в Эфиопии. Судане, Мали, Сомали.

Ключевые слова
Соединённые Штаты, Африка, партнёрство, общие интересы, глобальное здравоохранение, климатический кризис, инклюзивный экономический рост, демократия, мир и безопасность
Классификатор
Получено
17.01.2022
Дата публикации
24.03.2022
Всего подписок
14
Всего просмотров
1130
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 ВВЕДЕНИЕ
2 Объявленное президентом Дж.Байденом в речи 4 февраля 2021 г. «возвращение» США на мировую арену (America is back) нашло своё подтверждение в заметной активизации африканской политики Вашингтона. «США готовы быть вашим партнером», говорилось в обращении президента к участникам 34-го Саммита Африканского Союза 5 февраля 2021 г. [1]. В апреле 2021 г. государственный секретарь США Э.Блинкен нанес виртуальный визит в Кению и Нигерию, в ходе которого заочно встретился с президентами У.Кениата и М.Бухари.
3 Центральное событие - теперь уже очный визит Э.Блинкена в Кению, Нигерию и Сенегал 17-20 ноября 2021 г. Поездка состоялась по личному указанию Дж.Байдена [2].
4 ПРОГРАММНАЯ РЕЧЬ ОБ АМЕРИКАНО-АФРИКАНСКОМ ПАРТНЁРСТВЕ
5 19 ноября, будучи в Абудже, госсекретарь произнес программную речь «Соединенные Штаты и Африка: строительство партнерства в XXI веке» [3].
6 Квинтэссенцию сказанного Блинкеном было сочтено нужным отдельно опубликовать на сайте Госдепартамента. Цитируем: «Касается ли это пандемии COVID-19, строительство сильной инклюзивной экономики, борьбы с климатическим кризисом или оживления демократии и защиты прав человека, мы не сможем достичь наших целей в мире без лидерства африканских правительств, институтов и граждан. Пора перестать относиться к Африке как к объекту геополитики и начать относиться к ней как к важному геополитическому игроку, каковым она стала» [4].
7 «Лидерство» это, пожалуй, преувеличение - чего не скажешь, чтобы понравиться принимающей стороне. Но скрывалась за этим вполне реалистичная оценка: без участия Чёрного континента не могут быть решены не только региональные, но и глобальные проблемы. Другой вопрос, насколько совместимы эти справедливые установки с сохраняющимся курсом США на мировую гегемонию.
8 В обоснование растущей роли Африки в современном мире Э. Блинкен привел убедительные факты. К 2025 г. более половины населения Африки будет моложе 25 лет. К 2050 г. одним из четырёх жителей Земли станет африканец. Создаваемая Африканская континентальная зона свободной торговли (АфКСЗТ) станет «пятым крупнейшим экономическим блоком мира, огромным источником рабочей силы, потребителей и инноваций, сможет формировать мировую экономику». Африка обладает наибольшим в мире потенциалом обновляемой энергетики [3].
9 Госсекретарь назвал пять сфер американо-африканского сотрудничества, добавив к четырем, указанным в приведенной выше цитате, «продвижение устойчивой безопасности и мира». Об этом ниже. А сейчас обратимся к тому, как виделись Э.Блинкену роль и место США на африканском континенте в условиях развернувшегося в мире «более острого соперничества между ведущими державами» [3].
10 Отметим, что в ходе поездки госсекретарь США избегал конфронтационных заявлений, не стал пугать Африку угрозой китайского и российского «авторитаризма». Вступив на африканскую почву, он принял в расчет, что в своих отношениях с внешним миром Афросоюз, субрегиональные сообщества и подавляющее большинство государств континента предпочитают, как и прежде, следовать принципу неприсоединения, и стремился говорить с ними на равных. «Многие страны в регионе, - заявил он, - опасаются, что в мире более острого соперничества между ведущими державами их заставят сделать выбор. Вношу ясность - Соединенные Штаты не хотят ограничивать вашего партнерства с другими странами. Мы не хотим заставлять вас выбирать, мы хотим предложить вам выбор» [3].
11 Ни Китай, ни Россия в речи Э.Блинкена упомянуты не были. Госсекретарь ограничился набором узнаваемых критических замечаний, которые США обычно высказывали в адрес китайской помощи Африке. Предлагаемые проекты (кем, не уточнено. - А.У.) часто «непрозрачные», «принудительные», обремененные «неподдающимися выплате долгами», «экологически деструктивные», «не приносящие пользы людям», сетовал он [3].
12 На вопрос об американо-китайской конкуренции в Африке Э. Блинкену пришлось отвечать на совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Нигерии 18 ноября 2021 г. Госсекретарь был верен себе. «Наша вовлечённость в Африку, наше партнерство с Нигерией и многими другими странами, это не вопрос Китая или любой другой третьей страны. Это вопрос Африки, это вопрос совместной работы по инвестициям в Африку, инвестициям в её народ, с тем, чтобы, в конечном счёте, помочь создать условия для подлинно африканских решений стоящих перед Африкой вызовов… но наша поддержка, я думаю, может иметь критическое значение», - подстраховался он [5].
13 Э.Блинкен признавал, что, помогая Африке решать стоящие перед ней задачи, Соединённые Штаты действуют не бескорыстно, добиваясь одновременно достижения собственных целей. Выстраивалась отрадная картина - в выигрыше оказывались обе стороны. «Строительство партнерства с Африкой на будущее - это хорошо для Соединённых Штатов, и я верю, это хорошо и для африканцев», - заявил он [2].
14 Но, рассуждал Э.Блинкен, чтобы интересы совпадали, оказывающий помощь должен следовать «принципам». Важно «не просто предоставление ресурсов, а то, как они используются». Именно из этого исходят США. Их действия направлены на то, чтобы страна-получатель была в состоянии выплачивать задолженность по инвестициям, права рабочих и окружающая среда защищены, коррупция пресекалась, проекты осуществлялись «в соответствии с наивысшими стандартами», а средства направлялись «в сферы и сектора, которые будут определять будущее Африки и всего мира». Сам по себе «приход в Африку инвестиций и торговли, откуда бы то ни было, включая Китай, вещь замечательная», - отметил Блинкен [2]. От прямой критики Китая он и на сей раз воздержался. Однако, контрастные различия между достоинствами американской и изъянами «неправильной» (читай, китайской. - А.У.) политики бросались в глаза.
15 Заученный ответ был дан и на ещё один вопрос о Китае. Предыдущая администрация говорила, что её политика в Африке состоит в оказании отпора Китаю. «В чём состоит ваша?», - спросила А.Сои, корреспондент Би-би-си в Африке. «Наша африканская политика - это вопрос Африки, а не Китая. Это вопрос отношений США с 64 н странами континента. Все, что мы стараемся сделать в мире для прогресса нашего собственного народа, не может быть сделано без Африки. Такова базовая реальность» [6]. (Кстати, «базовая реальность» - это 54, а не 64 страны. Ошибка или оговорка? - А.У.)
16 Госсекретарь кратко охарактеризовал «5 сфер общих интересов» США и Африки.
17 Первое - глобальное здравоохранение. Задача состоит в том, чтобы покончить с пандемией COVID-19 и быть готовыми к следующей глобальной чрезвычайной ситуации в области здравоохранения. «Пандемия показала, насколько все мы уязвимы». США и страны Африки много десятилетий вместе работали над укреплением системы здравоохранения на континенте, что позволяет им «возглавить усилия» по продвижению к глобальной безопасности в этой сфере. Соединенные Штаты снабжают мир антиковидной вакциной. На этой неделе количество предоставленных доз достигло 250 млн, а к следующей весне - превысит 1 млрд. Общая сумма зарубежной помощи США в борьбе с COVID-19 составляет $1,9 млрд. 43 африканские страны получили от США 50 млн доз. Новые поставки уже в пути. Сотрудничество осуществляется на двусторонней основе и через Афросоюз. Сенегалу и ЮАР оказывается помощь в производстве собственной вакцины [3].
18 Второе - климатический кризис. Катастрофические последствия кризиса очевидны на всём континенте - засухи, обезлесение, падение урожаев, наводнения, наступление пустыни, нехватка продовольствия и питьевой воды. За последние 60 лет площадь озера Чад уменьшилась в 20 раз. Развитые страны, в т.ч. США, несут ответственность за ухудшение климата и должны помочь Африке, подчеркнул Блинкен. Несколько недель назад, продолжал он, президент Байден выдвинул «Чрезвычайный план адаптации и сопротивляемости», предусматривающий финансирование различных климатических проектов в мире ежегодно на сумму $3 млрд. Предложение прорабатывается в Конгрессе. Частью этого плана станет поддержка «Африканской адаптационной инициативы», запущенной главами государств континента 6 лет назад [3].
19 Особое внимание - «чистой энергетике». Программа «Африка-Энергетика» обеспечила доступ к электричеству 25 млн домохозяйств и предпринимателей, причём 80% электроэнергии производится с использованием возобновляемых источников. «Международная финансовая корпорация развития США» (МФК) участвует в финансировании ветряных электростанций в Кении и Сенегале и солнечной электростанции в Нигерии [3].
20 Блинкен посетил в Найроби штаб-квартиру «Программы ООН по окружающей среде» (ЮНЕП). В своем выступлении он рассказал об участии США в работе конференции по климату в Глазго (31 октября - 12 ноября 2021 г.), высказался в поддержку таких экологических инициатив, как «Обет сокращения эмиссии метана», заключение соглашения о борьбе с загрязнением океана пластиком, оказание экономической поддержки островным странам и территориям [7].
21 Третье. «Строительство более стабильной и инклюзивной глобальной экономики». Приведенные выше высказывания Э.Блинкена о преимуществах американской модели экономического сотрудничества с развивающимися странами сопровождалось рассуждениями о важности совместных усилий по строительству мира в постковидный период. «Мы являемся естественными экономическими партнерами» и нам следует «гораздо дальше идти вперед». Генеральный план - принятая на встрече «Большой Семерки» в июне 2021 г. инициатива «Вернем лучший мир» (Build Back Better World). Госсекретарь с «восхищением» отозвался о рассчитанном на 2021-2027 гг. «Плане действий Афросоюза по экономическому («зелёному») восстановлению». Инструментом укрепления «экономической силы Африки в мире» призвана стать Африканская континентальная зона свободной торговли [3].
22 Ответ Э.Блинкена на вопрос «чего будет больше - помощи или торговли?» свидетельствовал, что курс взят на развитие коммерческих отношений. «Торговля и инвестиции являются наиболее мощными средствами продвижения вперед, над этим мы и работаем», - сказал он [6]. В другом интервью, говоря о рациональном использовании предоставляемых ресурсов, он уточнил, что инвестиции бывают не только «твёрдыми», но и «мягкими»; «Нам нужно делиться не только инфраструктурой, но и знаниями»; «Таково истинное партнерство» [2].
23 Культ «зелёной энергетики» вынудил обычно красноречивого Блинкена сбивчиво и туманно ответить на вопрос о нежелании многих стран отказаться от использования нефти и газа для перехода на возобновляемые источники энергии. «Мы должны ускорить использование возобновляемой энергии. Но это транзит, и он не может быть осуществлен за одну ночь. Мы понимаем, что для некоторых стран, некоторых партнеров, в некоторых ситуациях такой переход потребует использования иных, не возобновляемых методов, но это на какое-то время, до того, как транзит можно будет осуществить [2].
24 Конкретных данных о торговле и капвложениях США в Африке Блинкен не привел.
25 Четвёртое. «Мы должны укреплять демократию». «Авторитаризм на подъёме во всём мире, - констатировал Э.Блинкен. - Это глобальная проблема. Моя собственная страна ведет борьбу с угрозами нашей демократии» [3].
26 Африка - не исключение. Руководители нарушают сроки пребывания в должности; выборы откладываются; в ходе выборов допускается мошенничество; социальное недовольство используется для захвата или сохранения власти; оппозиционеры подвергаются арестам; наносятся удары по СМИ; силам безопасности позволяют грубо навязывать пандемические рестрикции. В общем, многие африканцы ныне живут под властью, «по меньшей мере, частично авторитарных правительств». В 2021 г. военные четырежды свергали гражданские правительства. Это самый большой показатель за четыре десятилетия в Африке. Есть, правда, и хорошие новости, отметил госсекретарь. В Нигере в 2021 г. произошла первая за всю историю страны мирная передача власти. В Замбии оппозиционная партия победила на выборах. И все же отступление демократии в Африке «нельзя отрицать». «Поэтому, - сказал Э.Блинкен, - руководителям нужно проявить лидерство и остановить откат демократии, который разрушает надежды их граждан». И продолжил: «Мы должны показать, как быстро и эффективно демократии могут предоставлять своим гражданам то, чего они хотят. Если мы этого не сделаем, люди потеряют веру в демократическую модель и это подкрепит аргументы авторитарных правительств о том, что их система лучше». О Китае и России - ни слова [3].
27 Э.Блинкен признал, что одним из его самых любимых примеров партнерства США-Африка является «Инициатива молодые африканские лидеры». Она «создает сеть возможностей для экстраординарной молодежи во всей Африке». «Давайте построим будущее, которого молодые люди во всех наших странах хотят и заслуживают» [3].
28 Пятое. «Мы должны продвигать прочный мир и безопасность». В перечень стран Африки, «почти всех жителей которых постоянно тревожит отсутствие стабильности и безопасности», Э.Блинкен включил Нигерию, Эфиопию, Сомали, Мозамбик, Камерун, Мали и Нигер. Эффективные и профессиональные силы безопасности и борьба с правонарушениями необходимы, но это лишь «часть ответа», отметил госсекретарь. В ходе операции против экстремистов нельзя допускать нарушений прав человека, иначе можно получить «обратный эффект», усилить недовольство и «цикл насилия» [3].
29 Данных о практической помощи Африке в области безопасности приведено не было. Говоря об урегулировании конфликтов, госсекретарь отметил значение «быстрой и непрерывной дипломатии». Соединенные Штаты «как только могут, используют свою дипломатию» для оказания поддержки усилиям дипломатии Африки в Эфиопии, Судане и Сомали [3].
30 Итак, основные сферы сотрудничества определены. На очереди - созыв Саммита США-Африка с тем, чтобы договориться о «дипломатии и взаимодействии на высоком уровне», что позволит «трансформировать наши отношения», сделать «наше сотрудничество эффективным» (сейчас эффективности не хватает? - А.У). Инициатива президента о проведении Саммита «служит свидетельством нашей приверженности партнерствам на всём континенте», - подчеркнул государственный секретарь [3].
31 КЕНИЯ
32 Визиты государственного секретаря США были задуманы и служили демонстрацией политической близости Вашингтона с Найроби, Абуджей, а также Дакаром (о чем - во второй части статьи), их стремления к дальнейшему углублению сотрудничества.
33 Кения была одним из наиболее приближенных к США государств Африки. В 2018 г. президенты Д.Трамп и У.Кениата договорились поднять уровень партнёрства, поименовав его стратегическим. Первый двусторонний диалог состоялся в Вашингтоне в 2019 г. Основывался он на 5 «столпах» - экономическое процветание; оборона; демократия и гражданская безопасность; многосторонние и региональные вопросы; общественное здравоохранение [8]. Векторы - традиционные, формулировки и последовательность - произвольные.
34 Главные события - беседа госсекретаря с президентом У.Кениатой и второй Стратегический диалог под председательством Э.Блинкена и министра иностранных дел Кении Рейчел Омамо. Официального сообщения о приеме у президента не публиковалось.
35 Визит Э.Блинкена и проведение стратегического диалога - кстати сказать, после почти двухлетнего перерыва - стороны характеризовали как этапный шаг на пути «укрепления», «углубления» и «расширения» двустороннего сотрудничества. Определения эти употреблялись постоянно.
36 «Не случайным» назвал Э.Блинкен тот факт, что, посещая Африку в качестве госсекретаря США, он сделал первую остановку в Кении. «Это свидетельство важности, которую президент Дж.Байден придает партнерству Кении и США». Оно «будет продолжать углубляться и крепнуть» [9]. Сделав Кению своим «первым портом захода», Э.Блинкен подтвердил «уникальность» и «особость» американо-кенийских отношений, заявила Р.Омамо, а дискуссии «откроют ворота» к дальнейшему укреплению сотрудничества и его «омоложению» [10; 9].
37 По итогам диалога стороны приняли совместное заявление. В нём по пунктам были перечислены «столпы» партнерства, кратко обозначены задачи, которые предстоит совместно решать на каждом из пяти направлений сотрудничества. Установок - множество, конкретики- маловато. «Кения и США решили изучить дополнительные механизмы расширения двусторонней торговли и инвестиций, в т.ч. путем максимизации «Закона об экономическом росте и торговых возможностях Африки» (АГОА), программ «Процветай, Африка» и «Африка - Энергетика», инициативы «Вернем лучший мир», - говорилось в экономическом подразделе заявления. В повестку дня диалога был добавлен вопрос о «безопасном Интернете и стабильном гиперпространстве». С общих позиций оценивалась обстановка на Африканском Роге, в Эфиопии, Сомали, Судане и Южном Судане. Одна из немногих практических договоренностей - провести третий Стратегический диалог в Вашингтоне в 2022 г. [11].
38 Данные о состоянии двустороннего сотрудничества содержались в опубликованном накануне визита справочном материале «Соединенные Штаты и Кения: стратегические партнёры» [8], а также в выступлениях двух министров.
39 Экономика. «Мы гордимся крепкими экономическими отношениями, которые построили наши страны», заявил Бдинкен на совместной пресс-конференции с Р.Омамо [10]. В 2020 фин.г. в рамках 5 «столпов» партнерства США оказали Кении помощь на сумму $560 млн. В 2021 г. было дополнительно предоставлено $98 млн гуманитарной помощи [8]. «За последнее время» (не уточняется - А.У.) инвестиции частного американского капитала в различные сектора экономики Кении, включая малые и средние предприятия, превысили $725 млн [10].
40 Госсекретарь назвал Кению «моделью инвестиций и возобновляемой энергетики». Сегодня в этом секторе производится 90% кенийского электричества. Поставлена задача к 2030 г. выйти на 100% [10]. С 2013 г. «Агентство по торговле и развитию», «Африка - Энергетика» и «Международная финансовая корпорация развития» израсходовали на финансирование и техническую помощь кенийским проектам возобновляемой энергетики около $600 млн. Это позволило дополнительно привлечь в указанные проекты $1.8 млрд частных инвестиций. Сегодня они генерируют 20% чистого электричества страны. Среди них - геотермическая станция «Ормат Олкариа Ш», которая производит 5% всей электроэнергии Кении. За последние 6 лет частный сектор США, действуя через «Африка - Энергетика», обеспечил доступ к электричеству 10 млн кенийцам. В стране было создано 40 тыс. рабочих мест [8].
41 В последние 10 лет торговый обмен был сбалансированным и держался на уровне $1 млрд. В 2020 г. экспорт США в Кению составил $370 млн, импорт - $568,9 млн. Ежегодные денежные переводы из США в Кению достигли $1 мдрд [8].
42 Э.Блинкену был задан вопрос, почему, говоря об углублении экономического сотрудничества с Кенией, он не упомянул двустороннего соглашения о свободной торговле. Предложение заключить такое соглашение было выдвинуто администрацией Д.Трампа. Одно время оно считалось «моделью» будущих торговых отношений США с африканскими странами. Госсекретарь заявил, что это - «портфель» руководителя (федерального) Офиса торгового представителя США Кэтрин Таи, которая и ведет с кенийской стороной переговоры о том, как «даже ещё больше укрепить» двусторонние торговые отношения. От ответа на прямой вопрос, намереваются ли США возобновить переговоры по соглашению о свободной торговле, Э.Блинкен ушёл, подтвердив тем самым, что Вашингтон от данного проекта отказался [12].
43 Здравоохранение. США являлись самым крупным зарубежным донором Кении вэ той сфере. В последние 3 года на поддержку здравоохранения США ежегодно предоставляли Кении $450 млн. Помощь получили около 25 млн кенийцев, в т.ч. 1,2 млн лечились от ВИЧ/СПИД. По оценке Госдепа, американские вложения и «коллаборативные усилия» правительства Кении позволили с 2000 г. на 56% снизить смертность детей в возрасте моложе 5 лет и на 15 лет - увеличить продолжительность жизни в стране, т.е. с 51 до 66 [8].
44 На борьбу с COVID-19 Кении было выделено $76 млн, передано 4 млн доз вакцины и 6 млн масок, созданы передвижные полевые госпитали и лаборатории, где было проведено около половины всех тестов на COVID-19 [13].
45 Безопасность. В 2020 фин.г. помощь США Кении по статье «мир и безопасность» составила $560 млн. За прошедшие 3 года страна закупила у США военное имущество на сумму $139 млн, что, как отмечалось в справочном материале Госдепа, сделало её «ключевым стратегическим военным партнером» США.
46 Главные векторы сотрудничества - контртерроризм, пограничная, авиационная и морская безопасность, повышение профессионального уровня сил, обеспечивающих стабильность и правопорядок. С 2017 г. на поддержку борьбы с терроризмом Кении было предоставлено $19 млн. В 2021 г. госдеп ассигновал $69 млн на финансирование 14 контртеррористических проектов, которые в течение 5 лет предстояло осуществить органам гражданской власти Кении. Министерство обороны США выделило $24 млн в помощь военным институтам Кении [8].
47 География военной активности - Африканский Рог и прилегающие воды Индийского океана. В совместном заявлении стороны обязались продолжать оказывать давление на «Аш-Шабаб» и другие террористические группировки путем маневров, совместных операций и поставок специмущества. «Аплодисментов» сторон удостоился первый за последнее десятилетие заход в порт Момбаса 8 февраля 2021 г. корабля ВМФ США - специальной мобильной базы Хершел «Вуди» [11].
48 США высоко оценили участие кенийских вооруженных сил в Миссии Афросоюза в Сомали (АМИСОМ), приём в Кении 500 тыс. беженцев из Судана, Южного Судана, ДРК и Эфиопии. В 2015-2021 фин. гг. на оказание им помощи США выделили $790 млн [8].
49 Климат. Экология. Ещё одну высокую оценку дал Вашингтон «лидерству Кении» в вопросах, касающихся «глобального климата». Стороны обязались следовать решениям климатической конференции в Глазго, добиваться достижения к 2050 г., или ранее, «нулевой глобальной эмиссии», вносить вклад в общие усилия по предотвращению потепления, превышающего 1,5о по Цельсию [8].
50 Э.Блинкен принял участие в церемонии запуска инициативы «Национальная география - дети Африки» в поддержку разворачивающегося на континенте молодежного движения в защиту природы и животного мира Африки. Среди участников инициативы - компания «Уолт Дисней», Госдепартамент, ЮСАИД [14].
51 Управление и права человека. «Глубина и крепость нашего партнерства основываются на приверженности общим демократическим ценностям», - заявил на совместной пресс-конференции Э.Блинкен [10]. Демократию в Кении он именовал «вибрирующей» (живой, энергичной - А.У.), системы её избирательных и судебных органов - «крепкими»1 [15].
1. Secretary Antony J.Blinken Remarks at a Roundtable with Civil Society. Remarks. Nairobi, Kenya. November 17, 2021. >>>> (accessed 2.12.2021)
52 Но пределов для совершенства нет, и США «тесно работали» с Кенией по вопросам участия населения в управлении, транспарентности и ответственности органов власти, уважения прав человека и гендерного равенства, повышения роли гражданского общества и СМИ, борьбы с коррупцией. В 2020 фин.г. помощь США Кении по статье «демократия и управление» составила $8,7 млн [8].
53 Оказывалась поддержка в подготовке президентских выборов, намеченных на август 2022 г. Корреспондент спросил Э.Блинкена, как «восстановить доверие избирателей к выборам» с учётом того, что итоги трёх ранее состоявшихся в Кении выборов «жёстко оспаривались» (в 2017 г. их пришлось проводить дважды, поскольку Верховный суд результаты первых выборов аннулировал. - А.У.). Ответ госсекретаря прозвучал оптимистично: в условиях, когда доверие к демократии в мире падает, Кения получает «экстраординарную возможность» стать «моделью проведения выборов», «подать мощный пример, который получит резонанс далеко за её пределами» [12].
54 Госсекретарь остался на оптимистических позициях после встречи с представителями гражданского общества, которые высказывали «серьёзную озабоченность» по поводу происходящих в стране «произвольных арестов, задержаний и внесудебных убийств активистов и журналистов» [15].
55 Короче, причин для обеспокоенности за кенийскую демократию государственный секретарь не усмотрел.
56 Отношения между людьми. Образование. «Наши семейные и культурные связи уходят в историю многих поколений», «Десятки тысяч американцев с гордостью подчёркивают своё кенийское наследие, включая моего бывшего босса президента Обаму», - заявил Э.Блинкен на пресс-конференции [10].
57 Согласно фактическому материалу Госдепа, в 2019 г. Кению посетили 250 тыс. граждан США. Постоянно проживали в стране 36 тыс. американцев. Число кенийцев, получивших разрешение на въезд в США в качестве мигрантов, составило 5 тыс. Было выдано 21 тыс, обычных въездных виз, включая 1,5 тыс. студенческих. В связи с эпидемией COVID-19 выдача виз сократилась на 75%. В сообществе кенийских выпускников учебных заведений США насчитывалось 4,9 тыс. членов. Более 200 из них участвовали в очных и виртуальных программах обмена, ежегодно спонсируемых правительством США [8].
58 НИГЕРИЯ
59 Нигерию заслуженно именуют «гигантом Африки». «Ваша сила неоспорима - динамичная демократия, энергичная экономика, очень влиятельное гражданское общество», - говорил Э.Блинкен в своей программной речи в Абудже [3]. Президент США созывает Саммит за демократию и «очевидно, что в этой сфере у нас очень много общего.., «архитектура нашего управления и система базируются на американской модели, так что очень многое объединяет нас и сводит вместе», - заявил на совместной пресс-конференции c Э.Блинкеном министр иностранных дел Нигерии Джефри Оньяма [5].
60 В опубликованном Госдепом визита справочном материале накануне Блинкена «эта страна была названа «одним из наших наиболее важных партнеров на континенте» [17]. Приводим некоторые данные по основным сферам двусторонних отношений.
61 Экономика. Нигерия - второй после ЮАР торговый партнёр США в Африке. В 2019 г. товарооборот превысил $10 млрд, объём прямых капвложений составил $5,5 млрд, что в документе расценивалось как «предмет гордости» для США. В 2020-2021 гг. сумма предоставленных гарантий по займам возросла до $80 млн. Программа «Накормим будущее» и Западноафриканский торговый и экономический хаб ЮСАИД оказывали помощь 2,5 млн фермерских хозяйств. С 2013 г. «Африка - Энергетика» мобилизовала $4,3 млрд на финансирование проектов, обеспечивших доступ к электричеству 2 млн семей и предпринимателей [16; 17]. ЮСАИД планировал в течение 5 лет вложить в энергетический сектор Нигерии $110 млн. Сооружалась ветряная станция «Найджа», ожидалось, что реализация этого проекта позволит снабдить электричеством 25 млн нигерийцев, создаст в энергосекторе 250 тыс. новых рабочих мест, будет ежегодно приносить $18,5 млн налоговых поступлений [5].
62 Во время визита Э.Блинкен и Дж.Оньяма подписали «Соглашение о помощи развитию Нигерии» на сумму $2,1 млрд [17; 18]. Соглашение преподносилось как вклад США в усилия Нигерии по преодолению последствий пандемии COVID-19. Текст документа опубликован не был. По сообщениям СМИ, инвестиции планировались в экономику, здравоохранение, образование и управление.
63 Обратило на себя внимание, что, в отличие от кенийского и сенегальского собеседников Э.Блинкена, министр иностранных дел Нигерии, хоть и не скупился на благодарности за поддержку, позволил себе ряд критических замечаний и просьб.
64 США некогда были самым крупным рынком для нигерийской нефти. Ныне этот рынок «исчез», поскольку в импорте нефти США более не нуждаются. Отсюда заинтересованность Нигерии в диверсификации торговых связей. В Абудже рассчитывают, что США облегчат доступ на свой рынок нигерийской сельхозпродукции, смягчат фитосанитарные рестрикции, сказал Дж.Оньяма. В адрес США и других индустриальных стран был высказан упрек, что их обещание выделить развивающимся странам $100 млрд на адаптацию к изменениям климата «скорее нарушается, чем соблюдается».
65 Ещё одна проблема. Нигерия и ряд других стран, будучи производителями газа и нефти, используют эти виды топлива для собственных энергетических нужд. Между тем, некоторые крупные индустриальные державы и финансовые институты прекращают финансирование газовых проектов. Для такой страны, как Нигерия - это «огромный удар». Ей нужно время, чтобы подготовиться к «нулевой эмиссии» в 2050-2060 гг. «Надеемся, что США проявят понимание и окажут нам поддержку, побудив финансовые институты, подобные Всемирному банку, оставить в покое страны, которые нуждаются в этом топливе в переходный период», - сказал Дж.Оньяма [5].
66 Дискутировать на заданную тему госсекретарь не стал. Его не очень складное заявление о переходном периоде приведено выше.
67 Интерес представляет ответ Дж.Оньямы на вопрос, в какой степени «большая зависимость от китайских денег и займов», может служить Китаю «рычагом воздействия» на Нигерию. «Мы стараемся быть очень осторожными»; соотношение нашего долга и ВВП «очень хорошее», но мы остро нуждаемся в инфраструктуре, и мы увидели «великую возможность» в «огромных проектах капвложений, инфраструктурных проектах Китая»; «Мы готовы иметь дело с любым, кто предлагает нечто конкурентно приемлемое». Они (китайцы. - А.У.) присутствуют во многих областях. Есть и другие, подобно немецкому «Сименсу»; «Дело не в той или другой стране, как таковой… Это вопрос наилучшей сделки, которую мы можем заключить… И мы за это платим»; «Проблема китайского влияния тут не при чём. Это не гранты и не поддержка», - рассуждал Дж.Оньяма [5].
68 Что касается конкуренции США и Китая в Африке, продолжал министр, то «не хочу прозвучать цинично», но «это хорошо, когда вы являетесь привлекательной невестой и вам предлагают различные замечательные вещи. И вы берете, что можно, у каждого из них». Такова ситуация. «У нас замечательные отношения с США и у нас замечательные отношения с Китаем, экономические отношения». «Это основывается на интересах Нигерии, а не на интересах Китая или интересах США» [5].
69 Здравоохранение. Нигерии оказывалась внушительная помощь, охватывавшая в общей сложности 66 млн человек. К июню 2021 г. более 1,6 млн нигерийцев поучали лечение от ВИЧ/СПИД по Президентской программе чрезвычайной помощи больным СПИД. Ожидалось, что в предстоящие два года заболевание будет поставлено под полный контроль. 33 млн нигерийских детей моложе 5 лет находились под наблюдением и получали прививки от полиомиелита, что позволило покончить с этой болезнью. На борьбу с малярией США выделили Нигерии $712 млн.
70 На противодействие пандемии COVID в Нигерии США ассигновали $119 млн. Было передано 7,6 млн доз вакцин, создан передвижной полевой госпиталь и 153 тестовых лаборатории. Для наблюдения и контроля за ситуацией было подготовлено около 200 тыс. военных и гражданских активистов [17].
71 Мир и безопасность. Соединенные Штаты помогают Нигерии противостоять вызовам безопасности, исходящим от «Боко Харам», «ИГИЛ - Западная Африка» и других экстремистских и террористических групп, -заявил Блинкен [5]. С 2015 г. США выделили $2,1 млрд двум миллионам домохозяйств, пострадавшим от конфликтов на северо-востоке Нигерии. В 2021 г. финансирование составило $364 млн [16; 17].
72 С 2017 г. Нигерии по статье «безопасность» была оказана помощь на сумму $650 млн, продано военной техники и имущества на $500 млн. Самой дорогостоящей поставкой оружия США в Африку к югу от Сахары стала продажа Нигерии 12 боевых самолетов А-29 Супер Тукано. Сотрудничество было многовекторным: велись обучение и подготовка военнослужащих, персонала правоохранительных и судебных органов; оказывалась поддержка погранохране, таможенной, миграционной и контрнаркотической службам; проводились совместные учения и маневры. В 2021 г. началась отработка интегрированных военно-воздушных и наземных операций. Взаимодействовали военно-морские и специальные силы двух стран. В августе 2021 г. корабль ВМФ США Хершел «Вуди» вслед за Момбасой нанёс первый визит в нигерийский порт [16]
73 Поддержка демократии. Тон был задан на встрече Блинкена с президентом М.Бухари, в ходе которой собеседники «отметили важность укрепления демократии в Западной Африке, утверждения демократических принципов свободы прессы и цифровой свободы (? - А.У.), права на мирные протесты и выражение несогласия, уважения прав человека [18]. Госсекретарь принял в посольстве США представителей гражданского общества Нигерии. «Я хочу выслушать каждого из вас». «Вы добиваетесь прогресса в наиболее значимых вопросах…Правительство не может действовать в одиночку. Вы являетесь критической составляющей уравнения», - заявил Э.Блинкен [19]. Какие именно вопросы поднимали приглашённые гражданские активисты в сообщении о встрече сказано не было.
74 Согласно фактическому материалу Госдепа, Соединенные Штаты оказывали содействие сотрудничеству между правительством и гражданским обществом Нигерии «на всех уровнях». «Конструктивный диалог» был, в частности, налажен с более чем 200-ми организациями, представляющими женщин и маргинализированные группы населения [17].
75 (Окончание следует)

Библиография

1. President Biden’s Message to African Union Summit Participants. Recorded: February 2, 2021. Aired: February 5, 2021. https://lr.usembassy.gov/president-bidens-message-to-african-union-summit-participants/ (accessed 20.02.2021)

2. Secretary Antony J.Blinken with Alassane Samba Diop and Mamadou Ibra Kane of E-Media Group. Interview. Dakar, Senegal. November 20, 2021. https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-with-alassane-samba-diop-and-mamadou-ibra-kane-of-e-media-group/ (accessed 30.11.2021)

3. The United States and Africa: Building a 21st Century Partnership. Speech. Antony J.Blinken, Abuja Nigeria. November 19, 2021. https://www.state.gov/the-united-states-and-africa-building-a-21st-century-partnership/ (accessed 29.11.2021)

4. U.S.-Africa Partnership. November 23. 2021. https://www.state.gov/u-s-africa-enduring-partnership/ (accessed 5.12.2021)

5. Secretary Antony J.Blinken and Nigerian Foreign Minister Geoffrey Onyeama at a Joint Press Availability. Remarks. Abuja. Nigeria. November 18, 2021. https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-and-nigerian-foreign-minister-geoffrey-onyeama-at-a-joint-press-availability/ (accessed 1.12.2021)

6. Secretary Antony J.Blinken with Anne Soy of BBC Africa. Interview. Nairobi, Kenya. November 19, 2021. https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-with-anne-soy-of-bbc-africa/ (accessed 2.12.2021)

7. Secretary Antony J.Blinken at an Ocean Plastics Event. Remarks. Nairobi, Kenya. November 18, 2021. https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-at-an-ocean-plastics-event/ (accessed 25.11.2021)

8. The United States and Kenya: Strategic Partners. Fact Sheet. November 16, 2021. https://www.state.gov/the-united-states-and-kenya-strategic-partners-2/ (accessed 22.11.2021)

9. Secretary Antony J.Blinken Remarks at Bilateral Strategic Dialogue with Kenyan Cabinet Secretary of Foreign Affairs Raychelle Omamo. Nairobi, Kenya. November 17, 2021. https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-remarks-at-bilateral-strategic-dialogue-with-kenyan-cabinet-secretary-of-foreign-affairs-raychelle-omamo/ (accessed 25.11.2021)

10. Secretary Antony J.Blinken and Kenyan Cabinet Secretary of Foreign Affairs Raychelle Omamo at a Joint Press Avalability. Nairobi, Kenya. November 17, 2021. https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-and-kenyan-cabinet-secretary-of-foreign-affa-irs-raychelle-omamo-at-a-joint-press-availability/ (accessed 26.11.2021)

11. Joint Statement on the Second Kenya-U.S. Bilateral Strategic Dialogue. Media Note. November 17, 2021. https://www.state.gov/ joint-statement-on-the-second-kenya-u-s-bilateral-strategic-dialogue/ (accessed 26.11.2021)

12. Secretary Antony J.Blinken with Linus Kaikai of Citizen TV. Interview. Nairobi, Kenya. November 18, 2021. https://www.state. gov/secretary-antony-j-blinken-with-linus-kaikai-of-citizen-tv/ (accessed 28.11.2021)

13. Secretary Antony J.Blinken to Mission Kenya Staff. Remarks. Nairobi, Kenya. November 18, 2021. https://www.state.gov/secreta-ry-antony-j-blinken-to-mission-kenya-staff/ (accessed 24.11.2021)

14. The U.S. Department of State, USAID, The Walt Disney Company, and Wildlife Direct Launch National Geographic Kids Africa. Media Note. November 17, 2021. https://www.state.gov/the-u-s-department-of-state-u-s-agency-for-international-development-usaid-the-walt-disney-company-and-wildlifedirect-launch-national-geographic-kids-africa/ (accessed 29.11.2021)

15. Secretary Antony J.Blinken Remarks at a Roundtable with Civil Society. Nairobi, Kenya. November 17, 2021. https://www.state. gov/secretary-antony-j-blinken-remarks-at-a-roundtable-with-civil-society/ (accessed 26.11.2021)

16. The United States and Nigeria: Strategic Partners. Fact Sheet. Office of the Spokesperson. November 18, 2021. https://www.state.gov/the-united-states-and-nigeria-strategic-partners-2/ (accessed 26.11.2021)

17. Secretary Antony J.Blinken Remarks at the Signing Ceremony for $2.1 Billion Development Assistance Agreement with Nigerian Vice President Yemi Osinbajo and Nigerian Foreign Minister Geoffrey Onyeama. Abuja, Nigeria. November 18, 2021. https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-remarks-at-the-signing-ceremony-for-2-1-billion-development-assistance-agreement-with-nigerian-vice-president-yemi-osinbajo-and-nigerian-foreign-minister-geoffrey-onyeam/ (accessed 27.11.2021)

18. Secretary Blinken’s Meeting with Nigerian President Buhari. Readout. November 18, 2021. https://www.state.gov/secretary-blinkens-meeting-with-nigerian-president-buhari/ (accessed 25.11.2021)

19. Secretary Antony J.Blinken at a Discussion with Civil Society. Abuja, Nigeria. November 19, 2021. https://www.state.gov/secreta-ry-antony-j-blinken-at-a-discussion-with-civil-society/ (accessed 26.11.2021)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести