The Republic of Buryatia universities' graduates: professional and life plans
The Republic of Buryatia universities' graduates: professional and life plans
Annotation
PII
S013216250014676-6-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Yulia G. Byuraeva 
Occupation: Leading Research Fellow
Affiliation: Buryat Science Center of the Siberian Branch of Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Ulan-Ude
Edition
Pages
132-138
Abstract

The professional and educational choice, education and work motivation, professional and life plans are analyzed, the activity level of graduates in mastering  their profession is assessed in the article basing on the results of a survey of graduate students of full-time departments of the Republic of Buryatia universities (2018). The results of the study showed an internal contradiction and a variety of attitudes, which have both positive and a negative impact on the professional growth of graduates.

Keywords
Republic of Buryatia, youth, professional and educational choice, motivation, professional and life plans
Received
15.10.2021
Date of publication
19.10.2021
Number of purchasers
6
Views
82
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
1 В Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 г. в качестве главной цели предусмотрено достижение высокого уровня и качества жизни населения на основе развития эффективной инновационной экономики1. Очевидно, что для ее успешной реализации необходимы квалифицированные профессиональные кадры. В связи с этим внимательного изучения требуют основные характеристики и установки молодежи, находящихся на этапе выбора жизненной и трудовой стратегии.
1. Стратегия социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года. URL: >>>> (дата обращения: 21.01.2021).
2 Главные трудности современной молодежи Бурятии проистекают из проблем республики, являющейся одним из самых неблагополучных регионов РФ. Несмотря на включение Бурятии в состав ДФО в 2018 г. для получения действующих на Дальнем Востоке преференций развития, ее положение ухудшается. Если по итогам 2019 г. республика занимала 77-е место в рейтинге регионов РФ по качеству жизни, то в 2020 г. она вошла в пятерку аутсайдеров, заняв 81-е место2, что обусловлено падением уровня жизни, сокращением рабочих мест, ростом социальной напряженности и миграционного оттока, маргинализацией населения и пр. Ситуация усугубляется слабостью управленческого аппарата и, как следствие, ростом протестных настроений. Так, в январе 2021 г. правительство Республики Бурятия было отправлено в отставку. Однако результат от действий главы оказался, скорее, негативным, поскольку кадровая составляющая правительства почти не изменилась3. В результате эффективность главы республики оценивается как крайне низкая, что соответствует 81-у месту в национальном рейтинге губернаторов4.
2. Качество жизни в российских регионах – Рейтинг 2020. URL: >>>> (дата обращения: 22.06.2021).

3. Главу Бурятии раскритиковали за отставки: «Цыденов плодит сущности». URL: >>>> (дата обращения: 24.06.2021).

4. Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2021). URL: >>>> (дата обращения 23.06.2021).
3 Наблюдаются существенная зависимость рабочей силы от занятости в бюджетном секторе экономики (56,5%), невысокая рентабельность малого и среднего бизнеса из-за сложной логистики, высоких энергозатрат, а также ограниченные перспективы развития традиционных отраслей из-за экологических ограничений, связанных с охраной Байкала. Доходная часть бюджета стремительно сокращается, Бурятия становится все более дотационным регионом5. Таким образом, формирование профессиональных установок будущих специалистов в республике происходит под влиянием этих негативных тенденций.
5. Закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» от от 25 декабря 2020 г. № 1292-VI.
4 Эмпирической базой исследования послужили данные 1) Бурятстата6 и Росстатта7; 2) социологического исследования, проведенного в 2018 г. среди студентов выпускных курсов очных отделений вузов Республики Бурятия с целью выявления их жизненных и трудовых стратегий. Всего методом случайной гнездовой выборки8 по всей республике было отобрано и проанкетировано 790 студентов вузов9.
6. Официальная статистика // Бурятстат. URL: >>>> (дата обращения: 22.06.2021).

7. Регионы России. Социально-экономические показатели. URL: >>>> (дата обращения: 22.06.2021).

8. Для вузов (во всех по республике) случайным образом отбирались выпускные группы, внутри которых проводился сплошной опрос.

9. Из них: 38,7% – мужчины, 61,3% – женщины; 44,1% – русские, 46,6% – буряты, 9,4% – представители других национальностей; средний возраст – 22,3 лет. Обучаются: по программам бакалавриата – 72,5%, магистратуры – 21,4%, специалитета – 6,1%; по направлениям науки об обществе – 37,3 %, гуманитарные науки – 8,9 %, математические и естественные науки – 12,7 %, инженерное дело и технологии – 15,4 %, педагогика – 11,1%, сельское хозяйство – 6,3 %, медицина – 4,1 %, искусство и культура – 4,2 %.
5 Образовательный выбор. Несмотря на достаточно развитую систему высшего образования, включающую 5 вузов, 3 филиала московского и новосибирских вузов и достаточно широкую программу обучения (155 программам бакалавриата, 15 – специалитета, 88 – магистратуры)10, происходит значительное снижение ее востребованности. За пятилетний период резко уменьшилась численность студентов вузов. В 2015–2016 гг. на 10000 населения приходилось 342 студента, что соответствовало 19 месту по РФ и позволяло опережать ближайших соседей – Иркутскую область (22 место), обладающую большим образовательным потенциалом, и традиционно отстающий Забайкальский край (51 место). В 2019–2020 гг. республика опустилась на 50 место с показателем – 209 студентов на 10000 населения. В то время как соседним регионам удалось сохранить почти те же позиции (27 и 48 место соответственно). Сокращение численности вузовской молодежи главным образом происходит за счет усиления образовательной миграции за пределы Бурятии.
10. Высшее образование. URL: >>>> (дата обращения: 19.02.2021).
6 Еще на этапе выбора вуза абитуриенты оценивают возможности республики и делают выбор в пользу более развитых регионов, в которых есть возможности для карьерного роста и обеспечения высокого уровня жизни. В частности, качество образования в региональных вузах не является для абитуриентов фактором, значительно влияющим на выбор вуза. Только для пятой части респондентов оно имело значение при образовательном выборе. В большей степени образовательные планы обусловлены субъективным восприятием социально-экономических условий региона, в котором они хотели бы получать образование. Аналогичные тенденции наблюдаются и в других регионах с невысоким социально-экономическим развитием. Например, в исследовании роли вузов при учебной миграции в Ульяновской области выявлено, что наиболее существенной причиной является качество жизни в регионе, а качество образования в региональных вузах значимо для небольшого числа респондентов [Захарова, 2019].
7 В Бурятии ежегодно наблюдается рост численности выпускников школ, предпочитавших обучение в вузах других регионов и стран, который составил 19,4% по сравнению с 2015 г. Численность абитуриентов выбирающих, местные вузы, напротив, значительно сокращается (-41,4%), что свидетельствует о снижении их конкурентоспособности. Выпускники школ с высокими баллами ЕГЭ предпочитают обучение в более рейтинговых вузах. На протяжении ряда лет республика характеризовалась низким качеством приема в вузы11. Поэтому средний уровень подготовленности абитуриентов, поступающих в республиканские вузы, а вследствие и средний уровень студентов снижается.
11. Мониторинг качества приема в вузы. URL: >>>> (дата обращения: 03.03.2021).
8 В этой связи выбор вуза и специальности современных выпускников нельзя охарактеризовать как вполне осознанный и целенаправленный. Так, случайный выбор вуза произошел у 17% респондентов, специальности – 10,2 %. Также к нецелевым факторам, повлиявшим на выбор вуза, можно отнести отсутствие денег для обучения в другом вузе (16,5%), практические соображения (41,4%). При выборе специальности также значительна доля ответов, подразумевающих случайность выбора. Возможностью бесплатного обучения по данной специальности руководствовались 27,5% студентов, а еще 20,5% отметили, что на данную специальность было проще поступить.
9 Тем не менее чаще всего студенты выбирали учебное заведение по наличию нужной специальности (44,8 %), а саму специальность на основе личной склонности (60,5%). Такие факторы, как репутация вуза, советы родителей и учителей, наличие спроса на специалистов данного профиля, престиж профессии, указали 20–25 % студентов.
10 Реклама повлияла на выбор вуза всего в 7,7 % случаев. СМИ оказали воздействие при решении обучаться определенной специальности только на 3,3% студентов. Активизация взаимодействия вузов и школ – резерв для влияния на образовательный выбор абитуриентов. Пока качество профориентационной работы оставляет желать лучшего. Только в 2,4% случаев она оказала влияние на выбор будущей профессии.
11 К концу обучения почти половина опрошенных сомневаются в своем образовательном выборе. Однозначно правильным выбор вуза оказался только для 37,3 % выпускников. С выбором специальности ситуация выглядит несколько лучше – 42,4 %.
12 Неудовлетворенность образовательным выбором респонденты связывают со снижением здоровой конкурентной среды среди студентов вследствие уменьшения контингента обучающихся в республиканских вузах, а также качества образования, оцененного как удовлетворительное12. Формирование конкурентоспособной личности в такой атмосфере становится затруднительным.
12. Оценка включала пять уровней: неудовлетворительный, удовлетворительный, допустимый, средний, высокий.
13 В совокупности это свидетельствует о слабой образовательной мотивации и гораздо большем влиянии случайных факторов, а также указывает на резервы улучшения качества подготовки. Поэтому вузам следует усилить работу по ее повышению, поскольку мотивация значительно влияет результативность студентов в овладении профессиональными компетенциями.
14 Пока для студентов не один из стимулов учебы не является особо значимым. При этом преобладают карьерно-меркантильные цели – желанием быстрее получить диплом и приступить к работе руководствуются 50,1% студентов. Профессиональные стимулы, такие как интерес к получаемым знаниям и желание реализовать свое призвание, находятся на втором месте – их отметили 45,6 и 43,8 % соответственно (рис. 1). При этом наблюдается осознание респондентами данной проблемы. Среди способов, влияющих на повышение качества получаемого образования, наиболее значимо улучшение отношения к учебе самих студентов (50,1%).
15

Рис. 1. Стимулы учебы студентов (% к ответившим)

16 Примечание. Итоговое количество может превышать 100%, т.к. респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов.
17 Жизненные планы после получения диплома имеют ряд особенностей. В первую очередь необходимо отметить довольно выраженные миграционные намерения выпускников вузов – 30,8% планируют переезд из республики после окончания вуза. Ключевыми факторами, выталкивающими молодежь за пределы республики, являются небольшая зарплата, безработица, желание продолжить образование на более высоком уровне, проблемы с жильем, а также низкая удовлетворенность различными сферами жизни – качеством получаемого образования и выбором вуза, социально-экономическими условиями и перспективами их развития [Бюраева, 2020]. Так экономическое благополучие региона продолжает оказывать доминирующее влияние на миграционные планы выпускников.
18 Остаться в Бурятии намерены 31,8% респондентов. При этом довольно значительна доля не определившихся по данному вопросу (37,5%), поэтому высока вероятность увеличения объема потенциальной миграции. С учетом того, что почти половина абитуриентов уже уехала из республики для получения образования13, это весьма тревожные для нее результаты.
13. Образовательная миграция выпускников школ в 2020 г. URL: >>>> (дата обращения: 21.03.2021).
19 Трудоустроиться планирует большая часть выпускников (57,8%). При этом поиск работы вызывает сильное беспокойство у более трети респондентов. Лишь 4,2% респондентов уже смогли решить данную проблему. В регионе с высоким уровнем безработицы (10,6%)14 трудоустройство молодых людей без опыта весьма затруднительно. Ситуация осложняется сохранением структурного дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, распространенностью неформальных каналов трудоустройства (блата). Проблема решается, если в резюме есть пресловутое: «Я от дяди Баира», ставшее мемом Бурятии.
14. Бурятия лидирует по уровню безработицы среди регионов ДФО. URL: >>>> (дата обращения: 29.06.2021).
20 Для выпускников характерна двойственность в профессиональном самоопределении. Несмотря на то что большинство выказали твердое намерение работать по специальности (69%), за исключением студентов сельскохозяйственной академии (55,1%) и из семей с высоким уровнем дохода (55%), соответствие получаемой специальности не входит в число наиболее значимых факторов при выборе места работы. Его указали только 31 % респондентов. Здесь превалирует стремление к материальной обеспеченности в виде высокого уровня зарплаты (72,4%) и карьерному росту (69,4%), зачастую не обязательно по специальности. При этом для юношей гораздо важнее статусные характеристики будущей работы, а для девушек стабильность, соблюдение социальных гарантий, соответствие полученной специальности.
21 Предпринимательский потенциал выпускников слабо развит – только 13,5 % хотят основать собственное дело. Сказывается ухудшение экономической обстановки и инвестиционного климата в республике, характеризующегося пониженным потенциалом на фоне высокого риска15. Сегодня молодые люди более ориентированы на получение стабильного дохода в менее рискованных сферах. Тогда как согласно исследованию 2007 г., доля выпускников, планирующих создание собственного дела, составляла 33 % [Урбан, 2007]. При этом студенты БГСХА наименее ориентированы на предпринимательскую деятельность ввиду специфики вуза. Обучение в сельскохозяйственном вузе воспринимается ими зачастую как способ получения диплома, о чем также свидетельствует более низкая ориентация на работу по специальности.
15. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов RAEX за 2020 год. URL: >>>> (дата обращения: 03.07.2021).
22 Довольно высока доля планирующих продолжить обучение (40,6%), в том числе параллельно трудоустройству. При этом потенциальные мигранты в большей степени нацелены на продолжение обучения, но в меньшей степени – на трудоустройство, по сравнению с планирующими остаться в Бурятии, т.е. образовательная миграция имеет место и на этапе окончания вуза.
23 Формальные показатели успеваемости послужили основой для оценки уровня активности выпускников при освоении выбранной специальности в процессе учебной и внеучебной деятельности. Наблюдается довольно высокий процент успеваемости студентов – 75,6% учатся без троек, пятая часть которых в основном на «отлично». Преимущественно удовлетворительную успеваемость имеют всего 2,9 % студентов (рис. 2).
24

Рис. 2. Успеваемость студентов в школе и вузе (% к ответившим)

25 Можно заключить, что по формальным критериям аттестации большинство выпускников вполне успешны и активны в освоении профессии, а также достигли показателей профессионального развития, соответствующие качественному образованию. Вместе с тем только половина студентов довольны своей успеваемостью (52,8%), а еще 40,3% могли бы учиться лучше, при должном стимулировании учебы. Резервы в отношении улучшения как образовательной мотивации, так и качества подготовки имеются.
26 Внеучебная деятельность по овладению профессиональных навыков и повышению своих конкурентных преимуществ в основном подразумевает самообразование с использованием специальной литературы по профессии (44,1%). Наиболее активной является небольшая часть выпускников, которые диверсифицируют свою профессиональную подготовку через другие формы образования – получают дополнительную специализацию на курсах 9,6% студентов, прибегают к услугам репетитора 8,5%. В то же время значительная часть студентов дополнительно ничего не предпринимает, обучаясь по обязательной программе в рамках учебного процесса (43,7%).
27 Таким образом, отмечаются внутренняя противоречивость и разнообразие жизненных установок выпускников республиканских вузов, так или иначе оказывающих влияние на профессиональное становление будущих специалистов. Результаты исследования показали частичное соответствие профессиональной подготовки студентов вузов требованиям рынка труда и целям социально-экономического развития республики. Система высшего профессионального образования в республике как поставщик квалифицированных кадров пока не может рассматриваться в качестве основы формирования инновационной экономики.
28 Отмечается преимущественно формальный характер учебной деятельности большинства выпускников. Ведущими в обучении являются карьерно-меркантильные мотивы. У части выпускников наблюдается неудовлетворенность образовательным выбором, формирование негативной установки на свою профессию, в том числе под влиянием случайных факторов при выборе вуза и профессии. Как следствие часть студентов апатична и не стремится к получению более глубоких знаний по сравнению с другими, что негативно влияет на уровень профессиональной подготовки.
29 Вместе с тем большинство будущих специалистов проявляют определенную активность в повышении конкурентных преимуществ, демонстрируя довольно высокие показатели успеваемости и используя дополнительные способы профессиональной подготовки, что указывает на ориентацию выпускников преимущественно на активные формы адаптации к условиям конкурентного рынка труда.

References

1. Byuraeva Yu.G. (2020) Youth Migration in the Republic of Buryatia: Trends and Causes. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 10: 52–62. (In Russ.) DOI: 10.31857/S013216250010001-4

2. Urban O.A. (2007) Levels of Professional Training of Graduates of Kuzbass Universities: the Experience of Typological Analysis Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 11: 83–90. (In Russ.)

3. Zakharova I.V. (2019) The Role of Universities in Curbing Interregional Educational Migration. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. Vol. 28. No. 7: 71–84. (In Russ.)

Comments

No posts found

Write a review

(additional_1.xlsx) [Link]

(additional_2.xlsx) [Link]

(additional_3.xlsx) [Link]

(additional_4.xlsx) [Link]

Translate