Institute of constitutional duties of a man and citizen as a factor of security at the present stage of the constitutional development in Russia
Table of contents
Share
QR
Metrics
Institute of constitutional duties of a man and citizen as a factor of security at the present stage of the constitutional development in Russia
Annotation
PII
S013207690008545-1-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Svetlana Khamatova 
Affiliation: Constitutional Court of the Republic of North Ossetia-Alania
Address: 44 Nikolaeva str., 362021 Vladikavkaz, Republic of North Ossetia-Alania, Russia
Edition
Pages
79-88
Abstract

The research message of the security relevance through the legal Institute of constitutional duties of a man and citizen is due to the awareness of this issue importance at the current stage of society development. Current trends give reasons to believe that issues related to the positioning of the institution of constitutional duties of a person and a citizen as a significant legal tool designed to ensure the security of the state as a whole are of current importance. The author defines the institution of constitutional duties of a person as universal complex means of ensuring effective public administration in the sphere of security. As a result of a comprehensive analysis of the legislation in this area, the author proposes to make appropriate additions to the articles of the Federal Law "On security" and the Concept of public security in the Russian Federation. The author comes to the conclusion that high-quality security of the state is achieved not only through the consolidated work of all public authorities, but also through the effective implementation of the constitutional duties of institution norms of a man and citizen.

Keywords
Constitution of the Russian Federation, institution of constitutional duties, security system, improvement of legislation in the field of security
Received
31.03.2020
Date of publication
31.03.2020
Number of purchasers
41
Views
3010
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1 ХХI столетие проходит под знаком перехода от блокового противостояния к принципам многовекторного устройства мира. В результате появления и укрепления новых центров политического влияния и экономического роста складывается качественно новая геополитическая ситуация, которая определяет особую остроту и значимость проблем обеспечения безопасности государства. Вместе с тем в условиях глобализации обострились риски человеческой деятельности, особенно военного, экологического, техногенного, террористического и информационного характера – они «приобретают кумулятивный эффект, существенно дополняющий друг друга»1. При этом ресурсный потенциал России и прагматичная политика его использования расширили возможности страны по укреплению ее влияния на мировой арене. Российская Федерация обладает достаточным потенциалом для того, чтобы рассчитывать на создание в среднесрочной перспективе условий для закрепления в числе государств – лидеров в мировом пространстве на основе повышения глобальной конкурентоспособности национальной экономики, эффективного участия в мировом разделении труда, укреплении оборонного потенциала. Сохранение этой роли требует постоянного внимания Российского государства и общества к национальным интересам страны и прежде всего к обеспечению национальной безопасности.
1. Зорькин В.Д. Право в условиях глобальных перемен. М., 2013. С. 396.
2 Обращая внимание на фундаментальные изменения и те реалии, которые сложились в мире и в новой России, представляется необходимым обозначить особенности нормативного закрепления, а также соотношения норм института конституционных обязанностей и положений в области обеспечения безопасности, поскольку появляются закономерности нового предназначения и соответственно нового качества конституционного права. По мнению С.А. Авакьяна, это выражается как в новых чертах традиционного конституционно-правового регулирования, так и в появлении новых направлений развития конституционного права2.
2. См.: Авакьян С.А. Основные тенденции современного развития конституционного права // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 4.
3 Для более полного анализа поставленных вопросов прежде всего необходимо определиться по понятию «безопасность». Конституционная категория «безопасность» по общему признанию является фундаментальной и обладает признаками, имеющими характер предельного обобщения. При этом безопасность имеет определяющее значение для отраслевых правовых понятий и конструкций. Ее методологическая ценность рассматривается как системообразующая категория, что дает основание для ученых-правоведов исследовать проблему безопасности с разных ракурсов, в т.ч. и в направлении моделирования процессов обеспечения состояния защищенности объектов и систем, имеющих общественное и государственное значение3. Соответственно конституционная безопасность составляет основу правопорядка и целостности всей государственно-правовой системы. Нельзя не согласиться и с тем, что она выступает в качестве основы внутренней безопасности Российского государства и представляет собой состояние защищенности конституционного строя от угроз различного характера4.
3. См.: Бачило И.Л. Методология правового регулирования процесса информатизации и обеспечения информационной безопасности // Информационные ресурсы развития Российской Федерации. Правовые проблемы. М., 2003. С. 293 - 307; Полякова Т.А. Правовые основы информационной безопасности в России. М., 2008; Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Кроткова Н.В. Обзор Международной научно-практической конференции «Информационное пространство: обеспечение информационной безопасности и право» Первые Бачиловские чтения // Государство и право. 2018. № 9. С. 138–148. DOI: 10.31857/S013207690001525-9.

4. См.: Гончаров И.В. Конституционно-правовые основы обеспечения внутренней безопасности Российской Федерации // Органы внутренних дел и безопасность государства: история и современность. М., 2006. С. 40, 41.
4 В политико-юридической литературе существует множество дефиниций понятия «безопасность» и ее видов, при этом все зависит от предмета охраны и защищаемых интересов. Понятие «безопасность» является многоуровневым и разносторонним: оно имеет родовое значение и составляет теоретико-методологическую основу для выделения производных от него понятий: национальная, государственная, военная, общественная, экономическая, информационная, экологическая, правовая, научно-техническая безопасность и др. Множественность дефиниций безопасности не снимает проблему постижения сущности этого явления на современном этапе конституционного развития. В этом контексте наиболее удачным, на наш взгляд, представляется определение В.Н. Конина: безопасность – это система общественных отношений (государственных, правовых, политических, экономических, культурных, духовных, религиозных и др.), образующих особое состояние жизнедеятельности социума, его структур и институтов, при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности, гармоничное функционирование и поступательное развитие5.
5. См.: Конин В.Н. Обеспечение общественной безопасности на федеральном уровне // Административное право и процесс. 2010. № 6.
5 Безопасность занимает основное место в правовой системе Российской Федерации и определяет смысл и содержание деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Необходимо отметить, что в современных условиях термин «безопасность» постепенно интегрируется с понятием конституционной безопасности, способным заменить понятие национальной безопасности. Конституционная безопасность включает в себя безопасность личности, общества и государства, стабильность конституционного строя6. Сторонники такого подхода исходят из того, что конституционная безопасность обеспечивает охрану юридической конституции, а национальная безопасность – фактической конституции страны7.
6. См.: Федотова Ю.Г. Конституционный строй Российской Федерации и достижение его стабильности путем обеспечения конституционной безопасности // Современное право. 2015. № 3. С. 27.

7. См.: Мамонов В.В. Понятие и место национальной безопасности в системе конституционного строя России // Журнал росс. права. 2007. № 6; Галузин А.Ф. >>>> безопасности // Право и политика. 2007. № 12.
6 Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации8 и положениям Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ (в ред. от 05.10.2015 г.) «О безопасности», национальная безопасность охватывает безопасность государства, общества и личности, иные виды безопасности. К основным элементам безопасности государства относится и обеспечение общественной безопасности. При этом общественная безопасность – неотъемлемая часть, охватывающая те общественные отношения, которые связаны с предотвращением или устранением угрозы для жизни и здоровья людей и их имущества, т.е. она органически связана с личной безопасностью граждан и общественным порядком. Следует поддержать позицию Б.Т. Хамхоева, который под общественной безопасностью понимает такое качественное состояние общественных отношений, при котором обеспечивается устойчивое существование общества, удовлетворение и реализация необходимых потребностей и интересов его граждан, способность к эффективному предотвращению или устранению различного рода опасностей и угроз, прогрессу и развитию9. Вместе с тем, создавая условия для государственной безопасности, органы власти гарантируют безопасность личности, и, наоборот, обеспечение безопасности и защита прав и свобод личности способствуют предупреждению, предотвращению и пресечению угроз государственной безопасности10.
8. Утверждена Указом Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683.

9. См.: Хамхоев Б.Т. Проблемы определения общественной безопасности // Административное право и процесс. 2011. № 7.

10. См.: Федотова Ю.Г. >>>> через обеспечение безопасности личности // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 8. С. 54.
7 В характеристике современного вектора развития российского права нельзя оставить без внимания примечательную особенность: с развитием институтов конституционного права наметились тенденции, которые оказывают существенное влияние на обеспечение безопасности в целом и отдельных ее видов, в частности. Многоаспектность и значимость данных проблем определяет принципиальный интерес для исследования роли и значения ряда институтов конституционного права в области обеспечения безопасности государства, т.е. рассмотрение вопросов, каким образом механизмы реализации их норм способны ответить на вызовы нового времени. Сказанное подтверждается некоторыми исследованиями ученых-конституционалистов в данном направлении11. При этом мнения, высказанные в научной литературе, позволяют подходить к характеристике безопасности с различных научных ракурсов.
11. См.: Кардашова И.Б. Укрепление конституционных основ общественной безопасности // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 4; Федотова Ю.Г. Безопасность личности как элемент конституционной безопасности Российской Федерации // Адвокатская практика. 2014. № 4; и др.
8 Общеизвестно, что конституционные обязанности наряду с правами и свободами являются основными структурными элементами правового статуса человека и гражданина, которые также закладывают правовые основы для гармоничного развития государства, общества в целом и каждой конкретной личности. Отмечая актуальность и значимость вопросов безопасности, необходимо иметь в виду, что институт конституционных обязанностей человека и гражданина, безусловно, составляет одну из основ конституционного строя. При этом понятие «основы конституционного строя» охватывает собой понятие «безопасность государства», поскольку составляет базис государства, о безопасности которого ведется речь12.
12. См.: Винокуров В.А. Безопасность государства: конституционно-правовой аспект // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 12. С. 34.
9 На наш взгляд, современные тенденции дают основание полагать, что актуальное значение приобретают вопросы, касающиеся определения роли и позиционирования института конституционных обязанностей человека и гражданина как значимого юридического инструментария, предназначенного для обеспечения безопасности государства. Действительно, с явным преимуществом данный тезис подтверждается самой сущностью конституционной обязанности защищать Отечество и нести военную службу. Однако остальные конституционные обязанности не менее значимы в нынешних условиях для обеспечения различных видов безопасности.
10 Сложность и объемность обозначенных вопросов требуют определиться с конкретным содержанием конституционных обязанностей человека и гражданина и их соотношением с проблемами обеспечения безопасности.
11 1. Важнейшей обязанностью человека и гражданина является соблюдение Конституции и законов (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Данная обязанность практически поглощает все иные конституционные обязанности. Она является универсальной, поскольку распространяется на все субъекты правоотношений. Сам факт ее закрепления в гл. 1 Конституции свидетельствует о том, что исполнение этой обязанности есть гарантия конституционного строя России, ее соблюдение является необходимым условием построения правового государства, обеспечения законности, правопорядка, стабильности в обществе, реализации демократического потенциала конституционного строя Российской Федерации и, следовательно, обеспечения безопасности государства.
12 2. Как уже отмечалось, безопасность как конституционная категория и ценность становится фактором, имеющим глобальный характер и обеспечивающим сдерживание и нейтрализацию общих для цивилизации рисков, и это прежде всего относится к военной сфере. Поэтому в настоящее время все более актуализируется конституционная обязанность по защите Отечества. Защита Отечества – вечная и непреходящая ценность, которая упоминается в Преамбуле Конституции РФ и воспроизводится в ст. 59 как долг и обязанность гражданина Российской Федерации. Под защитой Отечества следует прежде всего понимать охрану суверенитета и безопасности государства, обеспечение целостности и неприкосновенности его территории. Обязанность по защите Отечества не только определяет поведение гражданина в связи с угрозами отечественной государственности извне, но и обязывает его противостоять любым внутренним угрозам суверенитету, независимости, территориальной целостности Российской Федерации, ее конституционному строю, от кого бы они ни исходили13. При этом, как отметил Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 26 декабря 2002 г. № 17-П, лица, несущие военную службу, являющуюся службой, осуществляемой в публичных интересах, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную и аналогичные ей службы, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в т.ч. сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.
13. См.: Комментарий к Конституции РФ / под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М., 2009. С. 512.
13 В настоящее время с учетом международной обстановки защита Отечества - важнейшее направление в деятельности Российского государства. В то же время уяснение природы, нормативного содержания и путей реализации конституционной обязанности по защите Отечества имеет все увеличивающееся теоретическое и практическое значение. От успешного разрешения существующих в данной сфере проблем зависит не много не мало будущее России как суверенного государства и полноправного субъекта международного права.
14 3. Экономическая составляющая наряду с политической и правовой является важным элементом конституционной безопасности, поскольку без развитой экономики нет безопасного общества и государства. Конституционное закрепление обязанности по уплате налогов и сборов (ст. 57 Конституции РФ) обусловлено чрезвычайной важностью функции налогообложения и взимания налогов для обеспечения стабильного функционирования государства и жизнедеятельности общества. Осуществление данной конституционной обязанности призвано вместе с правами и свободами обеспечить баланс, устойчивость и динамизм правового регулирования. Налоги - необходимое условие существования государства, экономическая основа его деятельности, условие реализации им своих публичных функций14. В данном случае единство прав и обязанностей в обществе есть важнейший конституционный принцип, выражающий гармоничное сочетание личных и общественных интересов, взаимную ответственность и взаимные социальные требования, что в итоге призвано обеспечить экономическую и финансовую безопасность государства.
14. См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 г. № 20-П.
15 4. Одним из стратегических приоритетов государства сегодня является обеспечение реализации в полной мере и конституционной нормы об обязательном получении основного общего образования (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ), улучшение структурных и качественных характеристик национальной системы общего образования. В этом контексте следует обратить внимание на еще одно толкование понятия «безопасность государства», предложенное В.П. Галкиным, который полагает, что безопасность государства обеспечивается не наличием специальных органов, а наличием реальной интеллектуальной элиты, научного, производственного, сырьевого потенциала и общественных отношений, позволяющих выдвигаться в нее людям честным и умным. При этом немаловажное значение имеет существующая в государстве система образования15.
15. См.: Галкин В.П. Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений. Чебоксары, 2001. URL: >>>> (дата обращения: 22.10.2017).
16 Безусловно, в совершенствовании образования значительную роль играет его система, которая входит в число важнейших подсистем общества, обеспечивающих сохранение и накопление человеческого капитала. В силу того, что человеческий капитал оказывает все большее воздействие на конкурентоспособность страны, роль образования в современном обществе неуклонно возрастает. Можно говорить о том, что уже в ближайшее время конкурентоспособность стран на мировой арене будет в первую очередь определяться конкурентоспособностью их систем образования16. Поэтому уровень и качество образования - один из ключевых показателей развития общества и обеспечения национальной безопасности, поскольку без эффективной средней школы современное российское общество не сможет не только устойчиво развиваться, но и просто воспроизводить интеллектуальный потенциал в новых поколениях. При этом совершенствование системы образования на каждом уровне, безусловно, положительно влияет на общее состояние жизни, повышение социально-экономического престижа страны, оздоровление нации, на снижение уровня преступности, укрепление безопасности страны.
16. См.: Клячко Т.Л. Образование в России: основные проблемы и возможные решения. М., 2013. С. 3.
17 5. В ст. 38 Конституции РФ закреплены две конституционные обязанности человека: родители обязаны заботиться о детях, их воспитании; трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. К большому сожалению, неисполнение родителями обязанности по воспитанию и содержанию своих детей становится одной из социальных бед современной России, что является одной из причин увеличения в России детей-сирот при живых родителях.
18 В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что существует реальная необходимость усиления роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего несовершеннолетних, совершенствования нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, обеспечения государственной и общественной безопасности путем повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб, создания единой государственной системы профилактики правонарушений, в первую очередь среди несовершеннолетних.
19 Об особом отношении законодателя к интересам несовершеннолетних свидетельствует, в частности, и тот факт, что соответствующие нормы права выделены в самостоятельный ювенальный институт.
20 Следует согласиться с мнением Н.В. Румянцева: выстраивая механизм правового регулирования безопасности, следует иметь в виду, что с учетом выработанных юридической наукой воззрений на его структуру и содержание все аспекты указанного механизма (нормы права; правоотношения; акты толкования; акты применения правовых норм) требуют детальной проработки не только в абстрактном варианте, но и применительно к конкретным задачам, решаемым в повседневной правоохранительной практике17.
17. См.: Румянцев Н.В. Безопасность как объект государственного управления // Административное право и процесс. 2011. № 7. С. 3.
21 Совершенно справедливо, что всесторонняя защита несовершеннолетних, обеспечение их прав, свобод и интересов находятся в сфере повышенного внимания государства и общества. При этом не менее справедливым является и то, что не только несовершеннолетние нуждаются в охране и защите. В настоящее время все более частыми становятся прецеденты, когда государство и социум в целом, а также отдельные индивиды нуждаются в защите от самих несовершеннолетних. Данные уголовной статистики неумолимо свидетельствуют об активизации криминальной деятельности несовершеннолетних. Именно поэтому состояние преступности среди несовершеннолетних вызывает закономерную тревогу в обществе. Серьезную озабоченность у специалистов вызывает и то обстоятельство, что в структуре подростковой преступности достаточно высокой остается доля тяжких и особо тяжких преступлений.
22 Негативное состояние деликтности несовершеннолетних в настоящее время свидетельствует о том, что в науке до конца не исследованы ее базовые детерминанты, существуют проблемы в нормативно-правовом регулировании административной и уголовной ответственности несовершеннолетних. Кроме того, в полном объеме не проанализированы вопросы содержания и особенностей правового статуса органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, не выявлен и практически не задействован тот превентивный потенциал в их деятельности, носителем которого они должны являться.
23 При этом необходимо учитывать, что состояние и характер преступной активности несовершеннолетних составляют одну из основ для воспроизводства преступности в целом, что не может не отражаться на вопросах общественной безопасности. Поэтому целесообразно, чтобы в современных условиях направление по предупреждению подростковой преступности являлось одним из приоритетных в деятельности государственных структур, что позволит повысить эффективность всей системы профилактики с целью снижения количественных и качественных показателей преступности несовершеннолетних. Акцент должен ставиться, в том числе, и на вопросах безусловного соблюдения и реализации конституционной обязанности заботиться о детях.
24 6. Согласно Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года18, экологическая безопасность России есть составная часть национальной безопасности. Правовое регулирование вопросов обеспечения экологической безопасности имеет непосредственное конституционное значение. Действительно, право на благоприятную окружающую среду – это фундаментальное конституционное право, обеспечивающее достойное качество жизни населения. Составным элементом реализации данного права является обеспечение экологической безопасности как элемента укрепления всей национальной безопасности и жизненно важных интересов государства и граждан Российской Федерации.
18. Утверждена Указом Президента РФ от 19.04.2017 г. № 176.
25 Выполнение государством и его органами своих природоохранных обязанностей существенным образом влияет на формирование экологического правопорядка и реализацию конституционных прав граждан. Вместе с тем закрепленная в ст. 58 Конституции РФ обязанность граждан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам должна выполняться как в повседневной деятельности человека, так и при осуществлении хозяйствования. Важно отметить, что эти проблемы в настоящее время все более актуализируются. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо создание такого положения, когда любое управленческое, хозяйственное и иное экономически значимое решение в стране будет подготавливаться и приниматься строго в соответствии с правовыми экологическими требованиями и только на основе конституционных норм.
26 7. Социокультурная составляющая также является неотъемлемой частью национальной безопасности. С конституционным правом на участие в культурной жизни и на доступ к культурным ценностям связана предусмотренная ч. 3 ст. 44 Конституции РФ обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
27 Между тем, в качестве угроз конституционной безопасности в литературе выделяют, например, утрату «стратегических ориентиров при поиске баланса между публичными и частными интересами. Речь идет об опасности смещения маятника российской истории на новом этапе ее развития от одной крайности (в лице идеологии государственного патернализма и примата государства над личностью) к другой – признанию абсолютного "суверенитета" личности, ее высшей самоценности, в том числе в соотношении с историческими социокультурными ценностями российской цивилизации»19.
19. Бондарь Н.С. Конституционная безопасность личности, общества, государства: постановка проблемы в свете конституционного правосудия, обеспечения социальной справедливости, равенства и прав человека // Законодательство и экономика. 2004. № 4.
28 Без сомнения, историческое и культурное наследие есть непреходящая ценность для любой цивилизации. Неуважение к своей истории и культурному наследию дорого обходится: народы, лишенные исторической памяти, как правило, исчезают с лица земли. Значимость культуры для обеспечения национальной безопасности подчеркивают многие культурологи, историки, государственные и общественные деятели, поскольку потеря национальной идентичности равносильна гибели и полному разрушению. Не случайно именно культура рассматривается как важнейший фактор сохранения национальной идентичности в современный период. Именно поэтому в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года20 культура определяется как один из стратегических приоритетов устойчивого развития страны в период глобализации. В этом документе помимо всего прочего названы и цели обеспечения национальной безопасности в сфере культуры.
20. Утверждена Указом Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537.
29 По нашему мнению, культурные ценности для России – это важнейший стратегический ресурс, до настоящего времени еще не оцененный по достоинству. Все это предопределяет высочайшую ответственность народа и государства за сохранение своего наследия и передачу его последующим поколениям. Только совместными усилиями государства и общества, неукоснительно соблюдая нормы Конституции РФ, возможно сохранить уникальное культурное наследие, оставленное нам нашими предками.
30 Таким образом, содержащаяся в Конституции РФ основа общеправового режима предопределяет содержание всего правового массива, поэтому вышеперечисленные конституционные положения нашли отражение в целом ряде федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, постановлений Правительства РФ и нормативных документах соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Однако следует признать, что большинство из них носят фрагментарный характер, касаются частных угроз и порождают локальные, разрозненные массивы правовых норм, относящиеся к различным отраслям права. Последнее связано с тем, что вопросы государственной безопасности пронизывают фактически все сферы общественных отношений и объективно могут быть предметом регулирования в любой из существующих отраслей права21.
21. См.: Вишнякова В.Г., Андриченко Л.В., Боголюбов С.А. и др. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ // Журнал росс. права. 2005. № 2. С. 31.
31 Базовым нормативным правовым актом в области обеспечения безопасности является Федеральный закон «О безопасности», который, аккумулировав апробированную предшествующую нормативную практику, определил основные направления государственной политики в указанной области. В нем закреплены принципы, содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности страны, основные цели международного сотрудничества. Существенной новеллой Закона , требующей своего осмысления, являются положения, касающиеся основных принципов обеспечения безопасности (ст. 2). К ним относятся: соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
32 Еще один важный документ в этой сфере - Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, которая представляет собой систему взглядов на обеспечение общественной безопасности как части национальной безопасности нашего государства. В ст. 27 данной Концепции перечислены принципы, на основе которых осуществляется обеспечение общественной безопасности. К ним законодатель относит: соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексность применения силами обеспечения общественной безопасности политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер по обеспечению общественной безопасности; приоритет профилактических мер по обеспечению общественной безопасности; взаимодействие сил обеспечения общественной безопасности с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях комплексного и своевременного реагирования на угрозы общественной безопасности.
33 Как видим, не только в статьях, определяющих принципы, но и в Федеральном законе «О безопасности», а также в Концепции общественной безопасности в Российской Федерации нет даже упоминания о конституционных обязанностях человека и гражданина. Научный анализ вопроса объективно подводит нас к необходимости внесения дополнений в ст. 2 Федерального закона «О безопасности» и ст. 27 Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, а именно: к основополагающим принципам обеспечения безопасности важно отнести и принцип единства прав и обязанностей человека и гражданина, что будет способствовать безусловному соблюдению и реализации конституционных обязанностей граждан. * * *
34 Учитывая изложенное выше, проанализировав, каким образом нормы института конституционных обязанностей коррелируются с требованиями российского законодательства в сфере безопасности, можно сделать следующие выводы.
35 Конституционные институты как правовой инструментарий особого качества не только концентрируют в себе правовые основы жизни страны, но и являются значимыми ориентирами устойчивого развития государства и укрепления конституционной безопасности, которая в свою очередь создает и определяет предпосылки для обеспечения прав и свобод человека. Системный анализ положений Конституции РФ в части соблюдения и реализации конституционных обязанностей человека показывает, что первоочередное внимание должно уделяться личной безопасности, вместе с тем обеспечение безопасности человека и общества должно рассматриваться исключительно в связи с безопасностью институтов государства.
36 На современном этапе общественного развития в России можно констатировать возникновение и развитие крупного блока в науке конституционного права, в том числе серии норм института конституционных обязанностей человека и гражданина, регулирующих общественные отношения в сфере обеспечения безопасности: национальной, политической, военной, экономической, общественной, научно-технической, экологической и др. Последовательное перечисление видов безопасности с учетом конституционных приоритетов представляется правильным и не ослабит, а напротив, укрепит их взаимообусловленность.
37 Институт конституционных обязанностей человека и гражданина в целом можно охарактеризовать как универсальное комплексное средство обеспечения действенного государственного управления в сфере безопасности. Для нормальной и безопасной жизни общества законодатель предусматривает возможность использования комплекса нормативно-правовых средств, относящихся к данному институту, в различных комбинациях, зависящих от совокупности условий их реализации. Более того, в зависимости от решаемых практических задач допустимо их любое вариативное соотношение.
38 Давая юридическую характеристику и оценивая возможности эффективного использования комплекса нормативно-правовых средств института конституционных обязанностей, важно отметить, что их содержание обусловлено рассматриваемыми в единстве и взаимосвязи целевой установкой, характером и спецификой объектов правоприменительного воздействия в рамках обеспечения безопасности. Важное значение при этом приобретают вопросы, касающиеся определения направлений и способов совершенствования правовых средств института конституционных обязанностей как особого юридического инструментария, предназначенного для обеспечения безопасности государства.
39 Вполне очевидно, что ценность Конституции РФ определяется не только ее содержанием, но и, что еще важнее, практической реализацией, а это в решающей степени зависит от уровня политико-правовой культуры в обществе. На современном этапе развития России представляется важным рассматривать несоблюдение норм института конституционных обязанностей как посягательство на безопасность государства. Иными словами, в конституционно-правовом смысле для безопасности государства необходимо обеспечить механизм соблюдения норм, установленных Конституцией РФ, своевременно предупреждая их возможные нарушения.
40 Таким образом, исходя из вышесказанного, можно заключить, что институт конституционных обязанностей человека и гражданина и категория безопасности, имея собственные социально-правовое содержание и природу, вместе с тем находятся в тесной диалектической взаимосвязи и взаимозависимости, обладают единой социальной обусловленностью, практически совпадающими предметными сферами и субъектным составом их обеспечения, во многом схожими конституционно-правовыми основами, предназначением и конституционным измерением. Качественное обеспечение безопасности государства достигается не только благодаря консолидированной работе всех органов публичной власти, но и посредством эффективной реализации норм института конституционных обязанностей человека и гражданина.

References

1. Avakyan S.A. Main trends of modern development of Constitutional Law // Constitutional and Municipal Law. 2017. No. 4 (in Russ.).

2. Bachilo I.L. Methodology of legal regulation of the process of informatization and ensuring information security // Information resources of the development of the Russian Federation. Legal problem. M., 2003. P. 293 - 307 (in Russ.).

3. Bondar N.S. Constitutional security of the individual, society, and state: setting the problem in the light of constitutional justice, ensuring social justice, equality, and human rights // Legislation and Economics. 2004. No. 4 (in Russ.).

4. Vinokurov V.A. Security of the state: constitutional and legal aspect // Constitutional and Municipal Law. 2017. No. 12. P. 34 (in Russ.).

5. Vishnyakova V.G., Andrichenko L.V., Bogolyubov S.A. and others. National security of the Russian Federation: problems of strengthening the state-legal fundamental basis // Journal of the Russ. law. 2005. No. 2. P. 31 (in Russ.).

6. Galkin V.P. Theoretical aspects and bases of ecological problem: interpreter of words and idiomatic expressions. Cheboksary, 2001. URL: http://www.terme.ru/dictionary/519 (accessed: 22.10.2017) (in Russ.).

7. Galuzin A.F. Legal security as an independent type of security // Law and policy. 2007. No. 12 (in Russ.).

8. Goncharov I.V. Constitutional and legal bases of ensuring internal security of the Russian Federation // Internal Affairs Bodies and state security: history and modernity. M., 2006. P. 40, 41 (in Russ.).

9. Zorkin V.D. Law in the conditions of global changes. M., 2013. P. 396 (in Russ.).

10. Kardashova I.B. Strengthening the constitutional foundations of public security // Laws of Russia: experience, analysis, practice. 2010. No. 4 (in Russ.).

11. Klyachko T.L. Education in Russia: main problems and possible solutions. M., 2013. P. 3 (in Russ.).

12. Comment to the Constitution of the Russian Federation / ed. by V.D. Zorkin, L.V. Lazarev. M., 2009. P. 512 (in Russ.).

13. Konin V.N. Ensuring public safety at the Federal level // Administrative Law and process. 2010. No. 6 (in Russ.).

14. Mamonov V.V. The Concept and place of national security in the system of the constitutional system of Russia // Journal of the Russ. law. 2007. No. 6 (in Russ.).

15. Polyakova T.A. Legal bases of information security in Russia. M., 2008 (in Russ.).

16. Polyakova T.A., Minbaleev A.V., Krotkova N.V. Review of the International scientific and practical conference "Information space: ensuring information security and law" - the First Bachilov readings // State and Law. 2018. No. 9. P. 138 - 148. DOI: 10.31857/S013207690001525-9 (in Russ.).

17. Rumyantsev N.V. Security as an object of state administration // Administrative Law and process. 2011. No. 7. P. 3 (in Russ.).

18. Fedotova Yu. G. Personal Security as an element of constitutional security of the Russian Federation // Lawyer practice. 2014. No. 4 (in Russ.).

19. Fedotova Yu. G. The constitutional system of the Russian Federation and achieving its stability by ensuring constitutional security // Modern law. 2015. No. 3. P. 27 (in Russ.).

20. Fedotova Yu. G. Ensuring the security of the state through ensuring the security of the individual // State power and local self-government. 2015. No. 8. P. 54 (in Russ.).

21. Khamkhoev B.T. Problems of determining public safety // Administrative Law and process. 2011. No. 7 (in Russ.).

Comments

No posts found

Write a review
Translate