Круглый стол «Прекрасный голубой Дунай: водный рубеж, транспортная артерия, художественный образ»
Круглый стол «Прекрасный голубой Дунай: водный рубеж, транспортная артерия, художественный образ»
Аннотация
Код статьи
S0869544X0016752-0-1
Тип публикации
Обзор
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Новосельцева Людмила Константиновна 
Должность: Младший научный сотрудник Центра по изучению истории многонациональной Австрийской империи
Аффилиация: Институт славяноведения РАН
Адрес: Москва, Российская Федерация
Выпуск
Страницы
153-155
Аннотация

  

Источник финансирования
Круглый стол состоялся в рамках проекта РФФИ № 19-59-23005 «Монархия Габсбургов: новые направления в изучении экономического, социально-политического и национального развития композитарного государства Центральной Европы».
Классификатор
Получено
14.09.2021
Дата публикации
11.12.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
93
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 15 апреля 2021 г. на платформе Zoom в рамках Междисциплинарного центральноевропейского семинара состоялся международный круглый стол «The Blue Danube: Borders, Transport Arteries, and Artistic Images» («Прекрасный голубой Дунай: водный рубеж, транспортная артерия, художественный образ»). Организатором выступил Центр по изучению истории многонациональной Австрийской империи Института славяноведения РАН. Первое слово взяла О.В. Хаванова (ИСл РАН, Москва), которая приветствовала участников мероприятия и, представив краткий обзор отечественных исследований, посвященных Дунаю, обрисовала круг проблем, вынесенных докладчиками на обсуждение.
2 Л. Рац (Сегедский ун-т, Сегед) продемонстрировал в докладе реконструкцию климатических и экологических изменений в Карпато-Дунайском бассейне, начиная с позднего Средневековья. Главной особенностью региона он назвал годовое распределение осадков, которое до XX в. было непредсказуемым для человека и периодически провоцировало стихийные бедствия – наводнения и засухи. Если паводки наносили существенный урон в XIV–XIX вв. (на это время пришелся малый ледниковый период), то в настоящее время, в связи с нынешним потеплением речь идет о недостатке воды. По мнению исследователя, помимо создавшихся климатических условий, проблему для региона представляет и неправильная технологическая адаптация, широкое распространение и эксплуатация современных систем жизнеобеспечения (кондиционеры, отопительные приборы).
3 Инженерным работам на Дунае и проектам превращения реки в безопасную транспортную артерию был посвящен доклад Л. Гатежель (Ин-т Южной и Юго-Восточной Европы им. Лейбница, Регенсбург). При поддержке международных организаций и речных комиссий за «долгий XIX век» инженерам удалось «заставить реку течь в нужном направлении», создать необходимую для судоходства инфраструктуру и преобразить окружающую Дунай среду. Докладчица отметила особую роль инженеров-гидротехников как медиаторов в сложной системе политических и экономических отношений не только прибрежных стран, но и других европейских государств.
4 Д. Денда (Ин-т стратегических исследований / Ун-т обороны Министерства обороны Республики Сербия, Белград) охарактеризовал Дунай как важную коммуникационную линию и стратегический барьер для Сербии в первой половине XX в. В начале века Дунай играл роль главной транспортной магистрали для Сербии, связывая страну с Черноморским регионом и государствами Центральной Европы. Не менее важным было значение Дуная как естественного оборонительного рубежа Сербии в годы Первой мировой войны. По ее окончанию Королевство СХС/Югославия получило крупнейший коммерческий флот, который впоследствии осуществлял 40 % всех грузоперевозок, в том числе и для снабжения балканским сырьем нацисткой Германии в конце 1930-х годов. Поэтому Дунай в целом и Железные ворота (сужение реки на югославско-румынской границе) имели важное стратегическое значение в планах противоборствующих сторон в годы Второй мировой войны.
5 В продолжение темы о значении Дуная для Сербии выступил М. Гулич (Ин-т новейшей истории, Белград) с докладом о дунайских мостах. В фокусе внимания оказалась проблема разрушений мостов в ходе Второй мировой войны в 1941 и 1944 г. и агрессии НАТО против Югославии в 1999 г., которые имели тяжелейшие последствия для страны. Докладчик обратил внимание, что история многострадальных югославских мостов — символическое отражение истории страны, которая их строила, и которой больше нет.
6 Б. Остаймер (Хорватский ин-т истории, Загреб) поднял вопрос о «бытовом взаимодействии» человека и Дуная ‒ в докладе он осветил различные аспекты повседневной жизни жителей Вуковара в конце XIX–XX в. Несмотря на преимущества, которые давало выгодное расположение, город многократно подвергался наводнениям и неконтролируемым разливам, что подтолкнуло местные власти к попытке приручить реку ‒ изменить ландшафт и благоустроить берега. Эта акция не принесла желаемого избавления от хронической проблемы, но вместе с тем, облагороженные берега Дуная поспособствовали развитию новых форм коллективного досуга.
7 Э. Кирай (Ин-т культурологии и истории театра Австрийской академии наук, Вена) проанализировала различия между двумя книгами ‒ «Дунай. Биография одной реки» Эрнста Троста и «Дунай» Клаудио Магриса. Докладчица отметила, что несмотря на то, что формы презентации реальности в работах различаются ‒ Трост следовал страноведческому принципу подачи информации, Магрис сознательно вышел за рамки сугубо научного исследования ‒ их книги нечто большее, чем травелоги, поскольку представляют Дунай как связующую нить между габсбургским культурным ландшафтом и более широким центральноевропейским.
8 Подтвердила эту мысль Д. Гучкова (Ин-т словацкой литературы Словацкой академии наук, Братислава), упомянувшая «Дунай» Магриса, который назвал реку неотъемлемой частью центральноевропейской идентичности. Но вместе с тем образ Дуная выполнял и функцию разграничения, как на примере словацкой литературы XIX–XXI вв. показала докладчица. Символическое восприятие реки имеет как географическое («от Татр до Дуная» как метафора Словакии в поэзии второй половины XIX в.), так и историческое измерение (ассоциация реки со Второй мировой войной). Более того, Дунай является важным компонентом литературного образа Братиславы.
9 О.А. Якименко (Российский государственный педагогический ун-т им. А.П. Герцена, Санкт-Петербург) представила образ Дуная на большом экране. На заре кинематографа, следуя за национальной литературой, режиссеры отводили реке роль движущей силы и моста между прошлым и будущим. Но «актерский» диапазон Дуная гораздо шире ‒ от красивой декорации в лентах периода между мировыми войнами до протагониста в современном артхаусном кино. Река выступает и как источник материальных благ для «хозяина природы», и как метафора истории и судьбы.
10 Формат круглого стола позволил подробно обсудить проблемы, с которыми докладчики ознакомили коллег. В работе первой секции не раз поднимался вопрос о дунайской логистике, в связи с чем ученые поделились наблюдениями о развитии речной инфраструктуры в странах региона в XIX – начале XXI в. Дискуссия второй секции была связана с восприятием Дуная как физической и ментальной границы между частями света, странами и даже в пределах одного государства. Так же предметом обсуждения стало качество перевода художественных и научных текстов на другие языки. В рамках интенсивного обмена мнениями участники попытались определить перспективные направления будущих исследований, связанных с Дунаем, как для национальных школ, так и для международного научного междисциплинарного сотрудничества.

Библиография

1.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести