Conference «The concept of family in the Slavic and Jewish cultural tradition»
Table of contents
Share
QR
Metrics
Conference «The concept of family in the Slavic and Jewish cultural tradition»
Annotation
PII
S0869544X0009523-8-1
Publication type
Review
Status
Published
Authors
Irina Kopchenova 
Occupation: junior researcher
Affiliation: Institute of Slavic Studies RAS
Address: Moscow, Leninsky Prospect, 32A, Moscow, Russia, 119991
Edition
Pages
134-136
Abstract

   

Received
17.06.2020
Date of publication
18.06.2020
Number of purchasers
28
Views
636
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1

29–31 января 2020г. в Институте славяноведения РАН состоялась международная конференция «Концепт семьи в славянской и еврейской культурной традиции», организованная Центром славяно-иудаики Института славяноведения РАН совместно с Центром научных работников и преподавателей иудаики в вузах «СЭФЕР». Двадцать третья по счету конференция проводилась в рамках международного проекта «Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия» (материалы всех конференций 1995–2018 гг. опубликованы, полные тексты сборников выложены на сайте >>>> ).

2 На конференции участники обсудили широкий круг вопросов, связанных с проблемами семейных и родственных отношений, межэтнических браков, диалога поколений в рамках традиционных верований и обрядов. Предметом исследования стали семейные и родовые ценности, семейные роли и их воплощение в обрядах и ритуалах, ритуалы инициации и социализации, обряды «перехода», конфликты и диалог поколений в семейной культуре славян и евреев, термины свойства, семейное право и его отражение в традиционной культуре, образ семьи в разных жанрах фольклора и литературы. Эти проблемы составляют неотъемлемую часть традиционной культуры, коррелируют с системой ценностей этнических и конфессиональных традиций и продолжают тему диалога поколений, начатую на конференции, прошедшей в 2009 г.
3

В конференции приняли участие 42 докладчика из Австрии, Белоруссии, Германии, Израиля, Латвии, Польши, России, Чехии, Франции, в том числе пять сотрудников Института славяноведения. На первом заседании состояласьпрезентациявыпуска ежегодника академической серии «Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия», основанного на материалах прошлогодней встречи «Вещьсимволзнак в славянской и еврейской культурной традиции» (под ред. C.Н. Амосовой, О.В. Беловой (отв. ред.), А.И. Грищенко, И.В. Копченовой, В.В. Мочаловой, М.В. Ясинской. М., 2019).

4 Конференцию открыли доклады, посвященные отражению концепта семьи и семейных ценностей в искусстве и материальной культуре. Дильшат Харман (РГГУ, Москва) рассказала о причинах возникновения мотива «семьи за столом» в еврейских рукописях конца XIII–XV вв., его иконографических вариантах, символическом и культурологическом значении. Сергей Грунтов (НАН РБ, Минск) рассмотрел трансформацию традиции указания на родственников умершего наряду с его именем («собирание семьи») в надгробных католических и еврейских эпитафиях на материале исследования белорусских кладбищ ХІХ–ХХ вв. Юлия Лейбенсон (КФУ им. В.И. Вернадского, Симферополь) на основе материалов собственного исследования старого еврейского некрополя в Симферополе показала отражение «голоса семьи» в билингвальных эпитафиях: перечисление родственных связей, обстоятельств смерти и формульного и неформульного выражения скорби.
5 Следующий тематический блок объединил доклады по семейной культуре славян на материалах устной истории, фольклора, лингвистики, в обрядовых практиках. Сергей Алпатов (МГУ, Москва) систематизировал, с одной стороны, частные образные и идейные мотивировки катастрофических событий фольклорных нарративов на сюжет ATU 1343* The Children Play at Hog-Killing, а с другой стороны, глубинное сходство и качественные различия в интерпретациях родительского греха, предлагаемых рассказчиками разных этноконфессиональных традиций. Валентина Запорожец (РУДН, Москва) проследила сохранность и адаптационную трансформацию нетрадиционных практик в быту славян на примере жизни и деятельности членов семейного клана народных целителей (по материалам полевых исследований 2000–2001 гг. в Ярославской области). Марина Кляус (ИЭА РАН, Москва) представила результаты исследования брачно-семейных и межпоколенческих отношений болгар-переселенцев Российской империи XIX – начала XX в. Совместный доклад Ксении Климовой (МГУ, Москва) и Елены Узенёвой (ИнСлав РАН, Москва) показал влияние исторических, политических и экономических факторов на динамику семейных ценностей у славян-мусульман помаков Северной Греции. Ирина Качинская (МГУ, Москва) рассмотрела систему родства по браку и инвентарь терминов свойства, представленных в архангельских говорах. Петр Якимов (Оренбургский государственный педагогический ун-т, Оренбург) предпринял попытку охарактеризовать особенности происхождения лексем, входящих в лексико-семантическую группу «Семья и семейный уклад» в оренбургских говорах (на материале «Оренбургского областного словаря» Б.А. Моисеева), и определить особенности тюркского влияния на культуру, быт и семейный уклад жителей Оренбуржья. Андрей Мороз (РГГУ, НИУ ВШЭ, Москва) посвятил доклад складыванию современного культа себежского идола Пестуна, важной составляющей мифологии обрядности которого являются исцеление от бесплодия и дарования детей. Артем Крестьянинов (КФУ, Казань) рассмотрел брачно-семейные отношения в Рябиновом согласии в первой половине XIX в., одном из самых малоизученных старообрядческих движений в историографии.
6 Тема образа семьи в книжной культуре древности, художественной и мемуарной литературе была представлена семью докладами. Ури Гершович (ИСАА МГУ, СПбГУ, Москва) провел параллель между разводом мужчины и женщины, описанным во Втор 24 и талмудической литературе, и разладом между народом Израиля и Богом, выраженным в разрушении Второго Храма. Екатерина Кузнецова н-т Регенсбурга, Берлин) рассмотрела развитие образа еврейской семьи у классиков и модернистов литературы на идише (Ш.-Я. Абрамовича, Шолом-Алейхема, Д. Бергельсона, И. Кипниса). Галина Элиасберг (РГГУ, Москва) проследила историю межпоколенческого конфликта, связанного с ассимиляционными процессами, и семейных взаимоотношений в семье Полины Венгеровой и ее потомков по мемуарным и эпистолярным текстам рубежа XIXXX вв. В центре доклада Георгия Прохорова (ГСГУ, Коломна) – анализ амбивалентного изображения еврейской семьи и семейных ценностей в мемуарной литературе выкрестов XIX в. на примере текстов А. Ковнера, В. Нахласа и Я. Брафмана. Николас Драйер (Ун-ет Бамберга, Альтдорф-бай-Нюрнберг) находит в исторических романах писателей XIX в. Б. Ауэрбаха, М. Ринга и Л. Филиппсона отображение современных авторам проблем модернизации и ассимиляции еврейского общества, а в изображении еврейской семьи – попытку спасения традиционных еврейских ценностей в эпоху перемен. Владислав Зеев Слепой (Ун-т Зальцбурга, ун-т Галле, Лейпциг) рассматривает переосмысление концепта еврейской семьи в еврейско-немецкой нео-ортодоксии XIX – начала XX в. на примере произведений лидеров этого течения С.Р. Гирша, Р. Бройера и Й. Карлебаха. Виктория Мочалова (ИнСлав РАН, Москва) посвятила доклад семейной саге И. Ольчак-Роникер «В саду памяти», в которой отразилась история известной польско-еврейской семьи, ставшей неотъемлемой частью польской культуры и не утратившей своей еврейской идентичности.
7 Блок докладов, посвященный образу семьи в еврейском фольклоре, открыл доклад Валерия Дымшица (ЕУСПб, Санкт Петербург), представивший на основе полевых записей, мемуарной и художественной литературы свадьбу как ключевой социальный регулятор в традиционной еврейской общине, проследив влияние модернизационных процессов на изменение свадебных ритуалов. В сообщении Марины Гехт (Музей «Евреи в Латвии», Рига) шла речь о локальных особенностях детских игр евреев Латвии, их отличиях от игр евреев других регионов, а также параллелях с традиционными играми иноэтнических соседей. Мария Каспина (РГГУ, Москва) обратилась к образу жены Рыбницкого ребе Хаима-Занвла Абрамовича – ребецн Сурки, выступавшей в роли прижизненного и посмертного посредника в культе праведника. Светлана Погодина (Латвийский ун-т, Рига) рассмотрела практики современного имянаречения у горских евреев города Дербента и близлежащих сел на основе материалов полевых экспедиций центра славяно-иудаики Института славяноведения в Дагестан в 2018–2019 гг. Светлана Амосова (ИнСлав РАН) продолжила тему имянаречения, остановившись на правилах выбора имени и изменения имен у советских евреев. Лариса Привальская (независимый исследователь, Москва) представила собственную классификацию темы семейных мотивов в еврейских анекдотах на идише, опубликованных в сборниках начала ХХ в. в Восточной Европе и Америке.
8 Большой блок докладов рассматривал семью и семейные отношения в контексте изучения еврейской идентичности в современном мире. Любовь Дерябкина (КубГУ, Краснодар) представила исследование дискриминационного отношения к чайлдфри и «позднему» материнству в Израиле со стороны членов русскоговорящей общины. Марина Давыдова (РГГУ, Москва) попыталась выяснить, каким религиозным практикам следуют родители в России в формировании еврейской идентичности своих детей. Елена Носенко-Штейн (ИВ РАН, Москва) рассмотрела роль семьи среди последователей реформистского иудаизма в современной России, стремясь выявить ее роль в конструировании еврейской идентичности и специфику соблюдения ритуалов. Наталья Киреева (РГГУ, Москва), Любовь Чиркина (НИУ ВШЭ, Москва) изучили стратегии сосуществования еврейской и славянской традиций в смешенных браках в позднесоветский и постсоветский периоды на территории Приднестровья и Молдовы на основе полевых материалах 2017–2019 гг. В совместном докладе Александра Полян (ИСАА МГУ, Москва) и Екатерина Карасева (независимый исследователь, Санкт-Петербург) показали попытку конструирования новой традиции под видом старой на основе исполнения заповеди «ахнасат кала» (введение невесты под хупу)  в современной еврейской общине в России. Варвара Редмонд (Варшавский ун-т, Варшава) рассмотрела эволюцию нарративов о законах о ритуальной чистоте и микве в современной ультраортодоксальной еврейской общине с точки зрения женского восприятия. Галина Зеленина (РГГУ, Москва) представила текст доклада, посвященного динамике отношения к еврейским корням и семейному прошлому в различных нарративах позднесоветского и постсоветского периодов. Дарья Веденяпина (Сорбонна, Париж) попыталась определить роль семейной трансмиссии в конструировании идентичности российскими евреями поколения 20–40-летних на основе исследований среди членов Московской и Санкт-Петербургской еврейской общины в 2018–2019 гг.
9 Исторический блок докладов охватывал значительный исторический период, начиная с конца XVII в. и заканчивая первой половиной XIX в., и затрагивал проблемы семьи и родственных отношений, конфликта и диалога поколений в еврейском обществе. Анежка Гребикова (Карлов ун-т, Масариков ин-т – Архив АН ЧР, Прага) попыталась показать семейные связи знаменитого российского политического деятеля еврейского происхождения Пeтра Павловича Шафирова. Дмитрий Фельдман (РГАДА, Москва) обратился к теме конфликтов в еврейских семьях Российской империи вследствие ухода девушек из семьи и их крещения на основе архивных и мемуарных источников начала XIX в., рассматривая эти факты в контексте русско-еврейского диалога интенсивного взаимодействия двух культурных традиций. Дмитрий Прохоров (КФА им. В.И. Вернадского, Симферополь) представил обзор и классификацию документов органов караимского конфессионального самоуправления в Крыму о смешанных браках, отражающих процессы внутриобщинных трансформаций, происходивших на фоне конструирования караимами своей этнической и конфессиональной идентичности в середине XIX – начале XX в. Доклад Максима Гаммала (ИСАА МГУ, Москва) был посвящен новым данным о биографии ведущего галахического авторитета караимов Крыма во второй четверти XIX в. Авраама Луцкого и жизни его семьи. Дмитрий Нечипорук (ТюмГУ, Тюмень) рассмотрел семейные истории иммигрантов из Российской империи, сумевших успешно адаптироваться к конкурентной жизни в США, но сохранивших в той или иной степени свою еврейскую идентичность в конце XIX – начале XX в. Юлия Лень (Музей «Евреи в Латвии», Рига) проследила процесс советизации еврейских детей и молодежи и его последствия в 1920-е годы на примере города Бердичева. Демьян Валуев (СмолГУ, Смоленск) сделал попытку реконструкции последствий «лишенчества» для семейных связей и отношений между поколениями в среде русского и еврейского населения Смоленщины, чтобы понять особенности трансформации традиционной культурной среды в эпоху радикальных политических и социальных перемен.
10 В 2020 г. по материалам конференции выйдет одноименный том статей в ежегоднике академической серии «Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия».

Comments

No posts found

Write a review
Translate