English
English
en
Русский
ru
About
Archive
Contact
Везде
Везде
Author
Title
Text
Keywords
Искать
Home
>
Issue 1
>
Fourth International Conference «Jewish Field: Experience and Conceptualization»
Fourth International Conference «Jewish Field: Experience and Conceptualization»
Table of contents
Annotation
Estimate
Publication content
References
Comments
Share
Metrics
Fourth International Conference «Jewish Field: Experience and Conceptualization»
1
Fourth International Conference «Jewish Field: Experience and Conceptualization»
Svetlana Amosova
Annotation
PII
S0869544X0018101-4-1
DOI
10.31857/S0869544X0018101-4
Publication type
Review
Status
Published
Authors
Svetlana Amosova
Send message
Occupation: Junior research fellow of Judaic-Slavic Centre
Affiliation:
Institute of Slavic Studies of Russian Academy of Sciences
Address: Moscow, Russian Federation
Edition
Issue 1
Pages
132-134
Abstract
Received
25.12.2021
Date of publication
28.01.2022
Number of purchasers
11
Views
72
Readers community rating
0.0
(0 votes)
Cite
Download pdf
GOST
Amosova S. Fourth International Conference «Jewish Field: Experience and Conceptualization» // Slavianovedenie. – 2022. – Issue 1 C. 132-134 . URL: https://slavras.ru/chetvertaya-mezhdunarodnaya-konferenciya-evreyskoe-pole-opyt-i-konceptualizaciya/?version_id=94120. DOI: 10.31857/S0869544X0018101-4
MLA
Amosova, Svetlana "Fourth International Conference «Jewish Field: Experience and Conceptualization»."
Slavianovedenie.
1 (2022).:132-134. DOI: 10.31857/S0869544X0018101-4
APA
Amosova S. (2022). Fourth International Conference «Jewish Field: Experience and Conceptualization».
Slavianovedenie.
no. 1, pp.132-134 DOI: 10.31857/S0869544X0018101-4
Publication content
1
9–11 ноября 2021 г. состоялась международная конференция «Еврейское поле: опыт и концептуализация». Это была уже четвертая встреча, организованная центром славяно-иудаики Института славяноведения РАН, Исследовательским центром «Еврейского музея и центра толерантности» и центром «Сэфер». Основной целью этих конференций является подведение итогов полевых сезонов в исследованиях, связанных с иудаикой, осмысление этих материалов, обсуждение новых методов и подходов в области полевых исследований. Конференция является многопрофильной, к участию приглашаются этнографы, фольклористы, социологи, антропологи, лингвисты, археологи – все исследователи, которые так или иначе ведут исследования в «поле», т.е. выезжают в экспедиции.
9–11 ноября 2021 г. состоялась международная конференция «Еврейское поле: опыт и концептуализация». Это была уже четвертая встреча, организованная центром славяно-иудаики Института славяноведения РАН, Исследовательским центром «Еврейского музея и центра толерантности» и центром «Сэфер». Основной целью этих конференций является подведение итогов полевых сезонов в исследованиях, связанных с иудаикой, осмысление этих материалов, обсуждение новых методов и подходов в области полевых исследований. Конференция является многопрофильной, к участию приглашаются этнографы, фольклористы, социологи, антропологи, лингвисты, археологи – все исследователи, которые так или иначе ведут исследования в «поле», т.е. выезжают в экспедиции.
9–11 ноября 2021 г. состоялась международная конференция «Еврейское поле: опыт и концептуализация». Это была уже четвертая встреча, организованная центром славяно-иудаики Института славяноведения РАН, Исследовательским центром «Еврейского музея и центра толерантности» и центром «Сэфер». Основной целью этих конференций является подведение итогов полевых сезонов в исследованиях, связанных с иудаикой, осмысление этих материалов, обсуждение новых методов и подходов в области полевых исследований. Конференция является многопрофильной, к участию приглашаются этнографы, фольклористы, социологи, антропологи, лингвисты, археологи – все исследователи, которые так или иначе ведут исследования в «поле», т.е. выезжают в экспедиции.
2
Конференция длилась три дня, каждый из дней открывался пленарным докладом. Первый день начался с доклада декана факультета социологии и антропологии университета Бар-Илана
Л
.
Ременник
. Она рассказала о результатах многолетнего исследования так называемого полуторного поколения эмигрантов из стран бывшего Советского Союза, т.е. тех, кто переехал в Израиль в 1990-е годы в детском или подростковом возрасте, об особенностях адаптации и взросления в новой стране этих детей.
Конференция длилась три дня, каждый из дней открывался пленарным докладом. Первый день начался с доклада декана факультета социологии и антропологии университета Бар-Илана <em>Л</em><em>.</em><em> Ременник</em>. Она рассказала о результатах многолетнего исследования так называемого полуторного поколения эмигрантов из стран бывшего Советского Союза, т.е. тех, кто переехал в Израиль в 1990-е годы в детском или подростковом возрасте, об особенностях адаптации и взросления в новой стране этих детей.
Конференция длилась три дня, каждый из дней открывался пленарным докладом. Первый день начался с доклада декана факультета социологии и антропологии университета Бар-Илана <em>Л</em><em>.</em><em> Ременник</em>. Она рассказала о результатах многолетнего исследования так называемого полуторного поколения эмигрантов из стран бывшего Советского Союза, т.е. тех, кто переехал в Израиль в 1990-е годы в детском или подростковом возрасте, об особенностях адаптации и взросления в новой стране этих детей.
3
Первая секция была посвящена цифровому полю, исследованиям в интернет-сообществах. В докладе
А
.
Агабабян
рассказывалось об этнологическом исследовании горских евреев в цифровых условиях, в частности речь шла о разного рода онлайн мероприятиях и платформах, целью которых является «спасение» языка джуури, который считается родным вернакуляром для горских евреев Кавказа, Израиля и диаспоры.
М
.
Шишигина
представила результаты исследования, посвященного изучению цифровых практик в общинах прогрессивного иудаизма в России во время пандемии COVID–19. Трансформация социальной жизни во время карантина способствовала активному включению интернета и цифровых площадок (таких как Zoom, Facebook, YouTube, Instagram) в повседневную жизнь религиозных общин. Опыт проведенного исследования позволил сделать предварительные выводы о том, что изменилось понятие общины и ее границ. В докладе «В поисках потерянного еврейства: между группой и границей»
А
.
Андрюшин
рассмотрел многосоставной подход к пониманию этнической идентичности: с точки зрения исследователя и с точки зрения информанта. В качестве эмпирического объекта он выбрал еврейскую общину Тулы.
Первая секция была посвящена цифровому полю, исследованиям в интернет-сообществах. В докладе <em>А</em><em>.</em><em> Агабабян </em>рассказывалось об этнологическом исследовании горских евреев в цифровых условиях, в частности речь шла о разного рода онлайн мероприятиях и платформах, целью которых является «спасение» языка джуури, который считается родным вернакуляром для горских евреев Кавказа, Израиля и диаспоры.<em> М</em><em>.</em><em> Шишигина </em>представила результаты исследования, посвященного изучению цифровых практик в общинах прогрессивного иудаизма в России во время пандемии COVID–19. Трансформация социальной жизни во время карантина способствовала активному включению интернета и цифровых площадок (таких как Zoom, Facebook, YouTube, Instagram) в повседневную жизнь религиозных общин. Опыт проведенного исследования позволил сделать предварительные выводы о том, что изменилось понятие общины и ее границ. В докладе «В поисках потерянного еврейства: между группой и границей» <em>А</em><em>. </em><em>Андрюшин </em>рассмотрел многосоставной подход к пониманию этнической идентичности: с точки зрения исследователя и с точки зрения информанта. В качестве эмпирического объекта он выбрал еврейскую общину Тулы.
Первая секция была посвящена цифровому полю, исследованиям в интернет-сообществах. В докладе <em>А</em><em>.</em><em> Агабабян </em>рассказывалось об этнологическом исследовании горских евреев в цифровых условиях, в частности речь шла о разного рода онлайн мероприятиях и платформах, целью которых является «спасение» языка джуури, который считается родным вернакуляром для горских евреев Кавказа, Израиля и диаспоры.<em> М</em><em>.</em><em> Шишигина </em>представила результаты исследования, посвященного изучению цифровых практик в общинах прогрессивного иудаизма в России во время пандемии COVID–19. Трансформация социальной жизни во время карантина способствовала активному включению интернета и цифровых площадок (таких как Zoom, Facebook, YouTube, Instagram) в повседневную жизнь религиозных общин. Опыт проведенного исследования позволил сделать предварительные выводы о том, что изменилось понятие общины и ее границ. В докладе «В поисках потерянного еврейства: между группой и границей» <em>А</em><em>. </em><em>Андрюшин </em>рассмотрел многосоставной подход к пониманию этнической идентичности: с точки зрения исследователя и с точки зрения информанта. В качестве эмпирического объекта он выбрал еврейскую общину Тулы.
4
Вторая секция была посвящена межэтническим отношениям и стереотипам о евреях.
М
.
Вятчина
продолжила свое исследование о чопе – локальной целительской практике, распространенной среди разных этнических групп Дагестана, в том числе среди горских евреев. В этом докладе она сфокусировалась на методологической стороне исследования чопа, провела наблюдение и фиксировала способы обсуждения этиологии чопа среди пользователей социальных сетей (преимущественно социальных сетей Instagram и ВКонтакте).
Ф
.
Райгородская
и
Л
.
Чиркина
посвятили свое сообщение межэтническим взаимоотношениям внутри еврейских общин Тулы. В городе существуют две еврейские общины, которые особым образом выстраивают отношения не только друг с другом, но и с представителями других конфессий. Главный принцип отношений с нееврейским сообществом – открытость, о которой не говорится напрямую, но которая становится очевидна при близком знакомстве с устройством организаций.
К
.
Задоя
и
Е
.
Будовская
рассказали о результатах полевой работы, которая началась в 1987 г. Это были фольклорные экспедиции в Карпатскую Украину (Львовская, Ивано-Франковская, Закарпатская области), где среди прочих материалов они записали мифологическую и немифологическую прозу о евреях. В докладе было показано неоднозначное отношение славянского населения к евреям. Доклад
А
.
Архиповой
«“Еврейский дом”, “еврейский чай”, “еврейский ум” и другие
ethnic slurs
в повседневной речи информантов» был основан на материалах экспедиций на Северный Кавказ в Ростовскую и Ставропольскую области в 2020–2021 гг. Она показала, что устойчивые паремические высказывания «еврейский дом», «еврейский ум», «еврейская погода», «еврейская заварка» и другие являются разновидностью
ethnic slurs
– этнофолизмов, с помощью которых в пейоративном ключе описывается чужая для говорящего этническая группа.
Вторая секция была посвящена межэтническим отношениям и стереотипам о евреях. <em>М</em><em>. </em><em>Вятчина </em>продолжила свое исследование о чопе – локальной целительской практике, распространенной среди разных этнических групп Дагестана, в том числе среди горских евреев. В этом докладе она сфокусировалась на методологической стороне исследования чопа, провела наблюдение и фиксировала способы обсуждения этиологии чопа среди пользователей социальных сетей (преимущественно социальных сетей Instagram и ВКонтакте). <em>Ф</em><em>.</em><em> Райгородская</em> и <em>Л</em><em>.</em><em> Чиркина</em> посвятили свое сообщение межэтническим взаимоотношениям внутри еврейских общин Тулы. В городе существуют две еврейские общины, которые особым образом выстраивают отношения не только друг с другом, но и с представителями других конфессий. Главный принцип отношений с нееврейским сообществом – открытость, о которой не говорится напрямую, но которая становится очевидна при близком знакомстве с устройством организаций. <em>К</em><em>.</em><em> Задоя</em> и <em>Е</em><em>.</em><em> Будовская </em>рассказали о результатах полевой работы, которая началась в 1987 г. Это были фольклорные экспедиции в Карпатскую Украину (Львовская, Ивано-Франковская, Закарпатская области), где среди прочих материалов они записали мифологическую и немифологическую прозу о евреях. В докладе было показано неоднозначное отношение славянского населения к евреям. Доклад <em>А</em><em>.</em><em> Архиповой</em> «“Еврейский дом”, “еврейский чай”, “еврейский ум” и другие <em>ethnic slurs</em> в повседневной речи информантов» был основан на материалах экспедиций на Северный Кавказ в Ростовскую и Ставропольскую области в 2020–2021 гг. Она показала, что устойчивые паремические высказывания «еврейский дом», «еврейский ум», «еврейская погода», «еврейская заварка» и другие являются разновидностью <em>ethnic slurs</em> – этнофолизмов, с помощью которых в пейоративном ключе описывается чужая для говорящего этническая группа.
Вторая секция была посвящена межэтническим отношениям и стереотипам о евреях. <em>М</em><em>. </em><em>Вятчина </em>продолжила свое исследование о чопе – локальной целительской практике, распространенной среди разных этнических групп Дагестана, в том числе среди горских евреев. В этом докладе она сфокусировалась на методологической стороне исследования чопа, провела наблюдение и фиксировала способы обсуждения этиологии чопа среди пользователей социальных сетей (преимущественно социальных сетей Instagram и ВКонтакте). <em>Ф</em><em>.</em><em> Райгородская</em> и <em>Л</em><em>.</em><em> Чиркина</em> посвятили свое сообщение межэтническим взаимоотношениям внутри еврейских общин Тулы. В городе существуют две еврейские общины, которые особым образом выстраивают отношения не только друг с другом, но и с представителями других конфессий. Главный принцип отношений с нееврейским сообществом – открытость, о которой не говорится напрямую, но которая становится очевидна при близком знакомстве с устройством организаций. <em>К</em><em>.</em><em> Задоя</em> и <em>Е</em><em>.</em><em> Будовская </em>рассказали о результатах полевой работы, которая началась в 1987 г. Это были фольклорные экспедиции в Карпатскую Украину (Львовская, Ивано-Франковская, Закарпатская области), где среди прочих материалов они записали мифологическую и немифологическую прозу о евреях. В докладе было показано неоднозначное отношение славянского населения к евреям. Доклад <em>А</em><em>.</em><em> Архиповой</em> «“Еврейский дом”, “еврейский чай”, “еврейский ум” и другие <em>ethnic slurs</em> в повседневной речи информантов» был основан на материалах экспедиций на Северный Кавказ в Ростовскую и Ставропольскую области в 2020–2021 гг. Она показала, что устойчивые паремические высказывания «еврейский дом», «еврейский ум», «еврейская погода», «еврейская заварка» и другие являются разновидностью <em>ethnic slurs</em> – этнофолизмов, с помощью которых в пейоративном ключе описывается чужая для говорящего этническая группа.
5
Последняя секция первого дня «Архивы и устная история» была посвящена соотношению письменных и устных источников.
С
.
Белянин
в докладе «Память о Холокосте: коммеморативные протесты в 1981–1987 гг.» обратился к анализу документов из архива Ваада о митингах памяти жертв Холокоста, проходивших в Москве и Ленинграде в 1980-е годы и сравнил их с современными материалами митингов.
Елизавета Заболотных
рассказала о сборе материалов для выставки «Еврейский Екатеринбург», а также поделилась проблемой сохранения личных архивов и их доступности для исследователей.
Последняя секция первого дня «Архивы и устная история» была посвящена соотношению письменных и устных источников. <em>С</em><em>.</em><em> Белянин </em>в докладе «Память о Холокосте: коммеморативные протесты в 1981–1987 гг.» обратился к анализу документов из архива Ваада о митингах памяти жертв Холокоста, проходивших в Москве и Ленинграде в 1980-е годы и сравнил их с современными материалами митингов. <em>Елизавета Заболотных</em> рассказала о сборе материалов для выставки «Еврейский Екатеринбург», а также поделилась проблемой сохранения личных архивов и их доступности для исследователей.
Последняя секция первого дня «Архивы и устная история» была посвящена соотношению письменных и устных источников. <em>С</em><em>.</em><em> Белянин </em>в докладе «Память о Холокосте: коммеморативные протесты в 1981–1987 гг.» обратился к анализу документов из архива Ваада о митингах памяти жертв Холокоста, проходивших в Москве и Ленинграде в 1980-е годы и сравнил их с современными материалами митингов. <em>Елизавета Заболотных</em> рассказала о сборе материалов для выставки «Еврейский Екатеринбург», а также поделилась проблемой сохранения личных архивов и их доступности для исследователей.
6
Второй день начался с пленарного доклада
В
.
Дымшица
«Тридцать лет и три года. Полевая работа как зеркало идеологических и институциональных изменений в жизни российской иудаики», в котором он проанализировал этапы становления и развития полевой работы в области иудаики в России, а также круг основных тем, которые становились предметом рассмотрения этнографов, фольклористов и антропологов, а также то, что осталось за пределами этих исследований.
Второй день начался с пленарного доклада <em>В</em><em>. </em><em>Дымшица</em> «Тридцать лет и три года. Полевая работа как зеркало идеологических и институциональных изменений в жизни российской иудаики», в котором он проанализировал этапы становления и развития полевой работы в области иудаики в России, а также круг основных тем, которые становились предметом рассмотрения этнографов, фольклористов и антропологов, а также то, что осталось за пределами этих исследований.
Второй день начался с пленарного доклада <em>В</em><em>. </em><em>Дымшица</em> «Тридцать лет и три года. Полевая работа как зеркало идеологических и институциональных изменений в жизни российской иудаики», в котором он проанализировал этапы становления и развития полевой работы в области иудаики в России, а также круг основных тем, которые становились предметом рассмотрения этнографов, фольклористов и антропологов, а также то, что осталось за пределами этих исследований.
7
Секция «Фольклорные сюжеты и мотивы в современных записях» состояла из четырех докладов.
М
.
Каспина
проанализировала фрагменты воспоминаний о поездках на могилу Веледниковского цадика в советское время, записанных во время экспедиций и опубликованных в мемуарах. Доклад
Е
.
Сидоровой
«Милостивый государь: встреча еврейской девочки с Николаем II» был посвящен историческому и фольклористическому анализу сюжета о встрече еврейской девочки с Николаем II в Петрограде. История была записана во время экспедиции в Тулу летом 2021 г.
Никита Морозов
рассмотрел кухню евреев Тулы с советского времени до наших дней на материале интервью, собранных в ходе полевой школы-экспедиции по этнографии центра «Сэфер».
Е
.
Закревская
посвятила свой доклад сюжетам и мотивам в устных текстах о войне и Холокосте, собранных в экспедиции в Брянскую область. Она рассмотрела способы комбинации мотивов в длинных историях и на основании полученных сочетаний выделила сценарии нарративизации, которые обозначила как обличительные и примирительные.
Секция «Фольклорные сюжеты и мотивы в современных записях» состояла из четырех докладов. <em>М</em><em>.</em><em> Каспина</em> проанализировала фрагменты воспоминаний о поездках на могилу Веледниковского цадика в советское время, записанных во время экспедиций и опубликованных в мемуарах. Доклад <em>Е</em><em>.</em> <em>Сидоровой</em> «Милостивый государь: встреча еврейской девочки с Николаем II» был посвящен историческому и фольклористическому анализу сюжета о встрече еврейской девочки с Николаем II в Петрограде. История была записана во время экспедиции в Тулу летом 2021 г. <em>Никита Морозов</em> рассмотрел кухню евреев Тулы с советского времени до наших дней на материале интервью, собранных в ходе полевой школы-экспедиции по этнографии центра «Сэфер». <em>Е</em><em>. </em><em>Закревская</em> посвятила свой доклад сюжетам и мотивам в устных текстах о войне и Холокосте, собранных в экспедиции в Брянскую область. Она рассмотрела способы комбинации мотивов в длинных историях и на основании полученных сочетаний выделила сценарии нарративизации, которые обозначила как обличительные и примирительные.
Секция «Фольклорные сюжеты и мотивы в современных записях» состояла из четырех докладов. <em>М</em><em>.</em><em> Каспина</em> проанализировала фрагменты воспоминаний о поездках на могилу Веледниковского цадика в советское время, записанных во время экспедиций и опубликованных в мемуарах. Доклад <em>Е</em><em>.</em> <em>Сидоровой</em> «Милостивый государь: встреча еврейской девочки с Николаем II» был посвящен историческому и фольклористическому анализу сюжета о встрече еврейской девочки с Николаем II в Петрограде. История была записана во время экспедиции в Тулу летом 2021 г. <em>Никита Морозов</em> рассмотрел кухню евреев Тулы с советского времени до наших дней на материале интервью, собранных в ходе полевой школы-экспедиции по этнографии центра «Сэфер». <em>Е</em><em>. </em><em>Закревская</em> посвятила свой доклад сюжетам и мотивам в устных текстах о войне и Холокосте, собранных в экспедиции в Брянскую область. Она рассмотрела способы комбинации мотивов в длинных историях и на основании полученных сочетаний выделила сценарии нарративизации, которые обозначила как обличительные и примирительные.
8
Тема Холокоста и Второй мировой войны была продолжена в следующей секции «Коммеморативные практики и фольклорные сюжеты о Холокосте».
А
.
Кирзюк
проанализировала нарративы, записанные в Калмыкии и Ставропольском крае весной 2021 г. и описывающие спасение еврейского мальчика во время нацистской оккупации. Она показала конфликт двух разных групп рассказчиков, каждой из них важно доказать, что именно их предки, а не предки семьи-конкурента прятали ребенка после расстрела еврейских беженцев в с. Зунда-Толга. Доклад
С
.
Амосовой
«Горские евреи vs таты: нарративы о Холокосте и спасении евреев Нальчика» был посвящен анализу текстов о спасении еврейской общины Нальчика и окрестностей, докладчица показала сюжеты, которые являются ключевыми в этих нарративах, а также рассказала о спорах ученых, связанных с идентичностью горских евреев, которая помогла спастись евреям из Нальчика во время Второй мировой войны.
Е
.
Закревская
и
С
.
Белянин
обратились к теме фольклоризации исторических текстов. Корпус фольклорных текстов о недавних исторических событиях, например о войне и Холокосте, в наше время только складывается. На материале интервью, посвященных памяти об оккупации и собранных в экспедициях в Ростове-на-Дону, Брянской область и на Северном Кавказе, они описали три механизма, с помощью которых рассказы о реальных событиях превращаются в квазиисторические фольклорные нарративы.
И
.
Козлова
продолжила исследование о современных коммеморативных практиках евреев Ставропольского края и Ростова-на-Дону. Она сравнила индивидуальные и коллективные практики поминовения в нескольких городах.
Тема Холокоста и Второй мировой войны была продолжена в следующей секции «Коммеморативные практики и фольклорные сюжеты о Холокосте». <em>А</em><em>.</em><em> Кирзюк</em> проанализировала нарративы, записанные в Калмыкии и Ставропольском крае весной 2021 г. и описывающие спасение еврейского мальчика во время нацистской оккупации. Она показала конфликт двух разных групп рассказчиков, каждой из них важно доказать, что именно их предки, а не предки семьи-конкурента прятали ребенка после расстрела еврейских беженцев в с. Зунда-Толга. Доклад <em>С</em><em>.</em><em> Амосовой</em> «Горские евреи vs таты: нарративы о Холокосте и спасении евреев Нальчика» был посвящен анализу текстов о спасении еврейской общины Нальчика и окрестностей, докладчица показала сюжеты, которые являются ключевыми в этих нарративах, а также рассказала о спорах ученых, связанных с идентичностью горских евреев, которая помогла спастись евреям из Нальчика во время Второй мировой войны. <em>Е</em><em>.</em><em> Закревская </em>и <em>С</em><em>.</em><em> Белянин</em> обратились к теме фольклоризации исторических текстов. Корпус фольклорных текстов о недавних исторических событиях, например о войне и Холокосте, в наше время только складывается. На материале интервью, посвященных памяти об оккупации и собранных в экспедициях в Ростове-на-Дону, Брянской область и на Северном Кавказе, они описали три механизма, с помощью которых рассказы о реальных событиях превращаются в квазиисторические фольклорные нарративы.<em> И</em><em>.</em><em> Козлова</em> продолжила исследование о современных коммеморативных практиках евреев Ставропольского края и Ростова-на-Дону. Она сравнила индивидуальные и коллективные практики поминовения в нескольких городах.
Тема Холокоста и Второй мировой войны была продолжена в следующей секции «Коммеморативные практики и фольклорные сюжеты о Холокосте». <em>А</em><em>.</em><em> Кирзюк</em> проанализировала нарративы, записанные в Калмыкии и Ставропольском крае весной 2021 г. и описывающие спасение еврейского мальчика во время нацистской оккупации. Она показала конфликт двух разных групп рассказчиков, каждой из них важно доказать, что именно их предки, а не предки семьи-конкурента прятали ребенка после расстрела еврейских беженцев в с. Зунда-Толга. Доклад <em>С</em><em>.</em><em> Амосовой</em> «Горские евреи vs таты: нарративы о Холокосте и спасении евреев Нальчика» был посвящен анализу текстов о спасении еврейской общины Нальчика и окрестностей, докладчица показала сюжеты, которые являются ключевыми в этих нарративах, а также рассказала о спорах ученых, связанных с идентичностью горских евреев, которая помогла спастись евреям из Нальчика во время Второй мировой войны. <em>Е</em><em>.</em><em> Закревская </em>и <em>С</em><em>.</em><em> Белянин</em> обратились к теме фольклоризации исторических текстов. Корпус фольклорных текстов о недавних исторических событиях, например о войне и Холокосте, в наше время только складывается. На материале интервью, посвященных памяти об оккупации и собранных в экспедициях в Ростове-на-Дону, Брянской область и на Северном Кавказе, они описали три механизма, с помощью которых рассказы о реальных событиях превращаются в квазиисторические фольклорные нарративы.<em> И</em><em>.</em><em> Козлова</em> продолжила исследование о современных коммеморативных практиках евреев Ставропольского края и Ростова-на-Дону. Она сравнила индивидуальные и коллективные практики поминовения в нескольких городах.
9
Третий день конференции открыл пленарный доклад
С
.
Лёзова
и
К
.
Кашинцевой
о
русской экспедиции в Тур-Абдине (Турция) летом 2021 г. Доклад был посвящен изучению семитского языка туройо в современных полевых исследованиях.
Третий день конференции открыл пленарный доклад <em>С</em><em>.</em><em> Лёзова</em> и <em>К</em><em>.</em><em> Кашинцевой </em>о<em> </em>русской экспедиции в Тур-Абдине (Турция) летом 2021 г. Доклад был посвящен изучению семитского языка туройо в современных полевых исследованиях.
Третий день конференции открыл пленарный доклад <em>С</em><em>.</em><em> Лёзова</em> и <em>К</em><em>.</em><em> Кашинцевой </em>о<em> </em>русской экспедиции в Тур-Абдине (Турция) летом 2021 г. Доклад был посвящен изучению семитского языка туройо в современных полевых исследованиях.
10
А
.
Лявданский
рассказал об образе еврея в фольклоре ассирийцев на материалах экспедиций последних нескольких лет в Иран, также он привел несколько текстов сказок, где появляется герой-еврей.
И
.
Никитина
посвятила свой доклад еврейской жизни Тулы через призму семейных нарративов. Доклад был основан на двух интервью – двоюродных брата и сестры, коренных жителей Тулы, но несмотря на такой ограниченный материал, репрезентативно была раскрыта частная семейная история, которая вписывается в более крупную картину советской еврейской истории.
А
.
Юдкина
проанализировала общинную жизнь тульской еврейской общины в советский период.
<em>А</em><em>.</em><em> Лявданский</em> рассказал об образе еврея в фольклоре ассирийцев на материалах экспедиций последних нескольких лет в Иран, также он привел несколько текстов сказок, где появляется герой-еврей. <em>И</em><em>.</em><em> Никитина</em> посвятила свой доклад еврейской жизни Тулы через призму семейных нарративов. Доклад был основан на двух интервью – двоюродных брата и сестры, коренных жителей Тулы, но несмотря на такой ограниченный материал, репрезентативно была раскрыта частная семейная история, которая вписывается в более крупную картину советской еврейской истории. <em>А</em><em>.</em><em> Юдкина</em> проанализировала общинную жизнь тульской еврейской общины в советский период.
<em>А</em><em>.</em><em> Лявданский</em> рассказал об образе еврея в фольклоре ассирийцев на материалах экспедиций последних нескольких лет в Иран, также он привел несколько текстов сказок, где появляется герой-еврей. <em>И</em><em>.</em><em> Никитина</em> посвятила свой доклад еврейской жизни Тулы через призму семейных нарративов. Доклад был основан на двух интервью – двоюродных брата и сестры, коренных жителей Тулы, но несмотря на такой ограниченный материал, репрезентативно была раскрыта частная семейная история, которая вписывается в более крупную картину советской еврейской истории. <em>А</em><em>.</em><em> Юдкина</em> проанализировала общинную жизнь тульской еврейской общины в советский период.
11
С
.
Погодина
в докладе «(Не)еврейский текст Екабпилса» рассказала о результатах экспедиции, прошедшей летом 2021 г. в латвийском городе Екабпилсе (бывший Якобштадт и Крейцбург/Крустпилс). В ходе экспедиции были записаны этнографические интервью на русском и латышском языках с представителями местной еврейской общины, а также нееврейскими информантами города – старообрядцами и католиками. Записанные сюжеты и нарративы отражают как этнографическую и культурную специфику региона, так и общие представления о евреях, известные по полевым исследованиям других областей бывшей черты оседлости.
Е
.
Берман
представила интересное сравнение двух еврейских и субботнических общин и кладбищ в Сибири: Амурского еврейского некрополя Иркутска и субботнического некрополя г. Зима. Исследовательница показала, что захоронения на общих кладбищах несут большое количество важнейшей этнокультурной информации о взаимоотношениях евреев и субботников. Тексты и изображения на надгробиях являются важной дополнительной информацией о еврейских и субботнических общинах Иркутской губернии, недоступной из других исторических источников.
Н
.
Огорелышева
и
В
.
Кирильцева
рассказали о продолжении проекта «Еврейское наследие Гомельщины: образы и смыслы».
<em>С</em><em>. </em><em>Погодина</em> в докладе «(Не)еврейский текст Екабпилса» рассказала о результатах экспедиции, прошедшей летом 2021 г. в латвийском городе Екабпилсе (бывший Якобштадт и Крейцбург/Крустпилс). В ходе экспедиции были записаны этнографические интервью на русском и латышском языках с представителями местной еврейской общины, а также нееврейскими информантами города – старообрядцами и католиками. Записанные сюжеты и нарративы отражают как этнографическую и культурную специфику региона, так и общие представления о евреях, известные по полевым исследованиям других областей бывшей черты оседлости. <em>Е</em><em>.</em><em> Берман </em>представила интересное сравнение двух еврейских и субботнических общин и кладбищ в Сибири: Амурского еврейского некрополя Иркутска и субботнического некрополя г. Зима. Исследовательница показала, что захоронения на общих кладбищах несут большое количество важнейшей этнокультурной информации о взаимоотношениях евреев и субботников. Тексты и изображения на надгробиях являются важной дополнительной информацией о еврейских и субботнических общинах Иркутской губернии, недоступной из других исторических источников. <em>Н</em><em>.</em><em> Огорелышева</em> и <em>В</em><em>. </em><em>Кирильцева</em> рассказали о продолжении проекта «Еврейское наследие Гомельщины: образы и смыслы».
<em>С</em><em>. </em><em>Погодина</em> в докладе «(Не)еврейский текст Екабпилса» рассказала о результатах экспедиции, прошедшей летом 2021 г. в латвийском городе Екабпилсе (бывший Якобштадт и Крейцбург/Крустпилс). В ходе экспедиции были записаны этнографические интервью на русском и латышском языках с представителями местной еврейской общины, а также нееврейскими информантами города – старообрядцами и католиками. Записанные сюжеты и нарративы отражают как этнографическую и культурную специфику региона, так и общие представления о евреях, известные по полевым исследованиям других областей бывшей черты оседлости. <em>Е</em><em>.</em><em> Берман </em>представила интересное сравнение двух еврейских и субботнических общин и кладбищ в Сибири: Амурского еврейского некрополя Иркутска и субботнического некрополя г. Зима. Исследовательница показала, что захоронения на общих кладбищах несут большое количество важнейшей этнокультурной информации о взаимоотношениях евреев и субботников. Тексты и изображения на надгробиях являются важной дополнительной информацией о еврейских и субботнических общинах Иркутской губернии, недоступной из других исторических источников. <em>Н</em><em>.</em><em> Огорелышева</em> и <em>В</em><em>. </em><em>Кирильцева</em> рассказали о продолжении проекта «Еврейское наследие Гомельщины: образы и смыслы».
12
Последняя секция была посвящена исследованиям еврейских кладбищ.
Ю
.
Орешина
и
А
.
Фишель
рассказали об исследовании еврейских кладбищ в Грузии. В 2021 г. в рамках проекта ESJF исследовательницы впервые попытались нанести на карту все еврейские кладбища Грузии, в том числе те, которые уже разрушены. Задача оказалась сложнее, чем они предполагали на начальном этапе исследования, поскольку некоторые методы поиска локаций не работают в Грузии так, как ожидалось по опыту работы в других странах. Кроме того, исследовательницы представили пособие «Исследуем еврейское кладбище» с фокусом на грузинском опыте, подготовленное по результатам исследования в Грузии.
М
.
Васильев
и
Г
.
Мороз
в докладе «Цифровые методы в еврейской некрополистике: визуализация и количественный анализ полевых данных» показали как можно анализировать большое количество данных, собранных в ходе экспедиций по эпиграфике (анализ имен, времени захоронения и пр.).
Последняя секция была посвящена исследованиям еврейских кладбищ.<strong> </strong><em>Ю</em><em>.</em><em> Орешина</em> и <em>А</em><em>.</em><em> Фишель</em> рассказали об исследовании еврейских кладбищ в Грузии. В 2021 г. в рамках проекта ESJF исследовательницы впервые попытались нанести на карту все еврейские кладбища Грузии, в том числе те, которые уже разрушены. Задача оказалась сложнее, чем они предполагали на начальном этапе исследования, поскольку некоторые методы поиска локаций не работают в Грузии так, как ожидалось по опыту работы в других странах. Кроме того, исследовательницы представили пособие «Исследуем еврейское кладбище» с фокусом на грузинском опыте, подготовленное по результатам исследования в Грузии. <em>М</em><em>.</em><em> Васильев</em> и <em>Г</em><em>.</em><em> Мороз</em> в докладе «Цифровые методы в еврейской некрополистике: визуализация и количественный анализ полевых данных» показали как можно анализировать большое количество данных, собранных в ходе экспедиций по эпиграфике (анализ имен, времени захоронения и пр.).
Последняя секция была посвящена исследованиям еврейских кладбищ.<strong> </strong><em>Ю</em><em>.</em><em> Орешина</em> и <em>А</em><em>.</em><em> Фишель</em> рассказали об исследовании еврейских кладбищ в Грузии. В 2021 г. в рамках проекта ESJF исследовательницы впервые попытались нанести на карту все еврейские кладбища Грузии, в том числе те, которые уже разрушены. Задача оказалась сложнее, чем они предполагали на начальном этапе исследования, поскольку некоторые методы поиска локаций не работают в Грузии так, как ожидалось по опыту работы в других странах. Кроме того, исследовательницы представили пособие «Исследуем еврейское кладбище» с фокусом на грузинском опыте, подготовленное по результатам исследования в Грузии. <em>М</em><em>.</em><em> Васильев</em> и <em>Г</em><em>.</em><em> Мороз</em> в докладе «Цифровые методы в еврейской некрополистике: визуализация и количественный анализ полевых данных» показали как можно анализировать большое количество данных, собранных в ходе экспедиций по эпиграфике (анализ имен, времени захоронения и пр.).
13
По итогам конференции планируется выпуск тематических подборок статей в профильных журналах.
По итогам конференции планируется выпуск тематических подборок статей в профильных журналах.
По итогам конференции планируется выпуск тематических подборок статей в профильных журналах.
References
1.
Comments
No posts found
Write a review
Translate
Sign in
Email
Password
Войти
Forgot your password?
Register
Via social network
Comments
No posts found