Утопичность в романе Марии Майеровой «Площадь республики»
Утопичность в романе Марии Майеровой «Площадь республики»
Аннотация
Код статьи
S0869544X0014975-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Амелина Анна Вячеславовна 
Должность: младший научный сотрудник
Аффилиация: Институт славяноведения РАН
Адрес: Москва, Россия
Выпуск
Страницы
57-63
Аннотация

Статья написана в рамках разработки темы утопичности в творчестве клас-сика чешского соцреализма М. Майеровой (1882–1967) и посвящена утопизму ее раннего политического романа о французских анархистах «Площадь республики» (1914).

 
Ключевые слова
соцреализм, утопизм, утопия, антиутопия, чешская литература
Классификатор
Получено
17.05.2021
Дата публикации
17.05.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
114
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 Мария Майерова – одна из выдающихся фигур чешской литературы ХХ в., журналист, публицист, политический активист рабочего коммунистического движения и признанный классик литературы. После «бархатной» революции она была издателями и литературоведами забыта почти на 20 лет, однако в последние годы интерес к ней возвращается. Прежде всего исследователей интересует нереалистические элементы эстетики писательницы. В 2006 г. появляется статья Марии Мравцовой «Плотина, авангардный роман Марии Майеровой» [1], где автор обратилась к той стороне поэтики, которая выходит за рамки соцреализма – к мозаичности и монтажности сюжета и к кубичности описаний. В 2010 г. этот антиутопический роман «Плотина» был впервые переиздан, мало того – после смены политического режима это было первое переиздание Майеровой вообще. В том же году выходит книга Даны Нывтловой «Мария Майерова. Фам-фаталь чешского авангарда» [2] с подзаголовком «Мария Майерова – чешская коммунистка сквозь призму феминизма», где жизнь и творчество писательницы рассматриваются в гендерном аспекте и с точки зрения истории феминистического движения. Таким образом, спустя более чем 15 лет, величайшая представительница чешской литературы начинает вновь привлекать внимание исследователей, но уже в другом ракурсе, вне канонов соцреализма. И Мария Майерова в этом смысле не единственный автор ХХ в., возвращение к крупным писателям отвергнутой идеологии является частью общей тенденции.
2 Утопическая «волна» в чешской литературе межвоенного периода оставила огромное количество художественных и публицистических текстов, причем первые – в основной массе утопии со знаком «минус» (если не брать в расчет авторов массовой продукции), это произведения К. Чапека, Я. Вайсса, И. Гауссманна, Э. Вахека и др. Мир этих антиутопий – мир современной авторам цивилизации, апофеозом развития которой стала Первая мировая война.
3 Утопичность со знаком «плюс» среди «признанных» проявляется, в первую очередь, в документально-художественных жанрах (путевых очерках), а их утопический мир – это мир советской России. Уникальность этого феномена в том, что, с одной стороны, авторы подобных текстов (утопий со знаком «плюс», дающих образ идеального мира) были сторонниками революции, представителями левого политического крыла, изначально настроенными на положительное изображение страны Советов, а значит – являлись носителями утопического сознания и, намеренно или нет, несмотря на документальную природу очерка, пропускали в ткань текста жанровые маркеры утопии. С другой стороны, победа революции в России и полное переустройство общества в соответствии с социалистическими доктринами сами по себе были утопическим проектом, претворившимся в жизнь, что также направляло восприятие в определенное русло. Таким образом, и субъект восприятия (чешские писатели), и объект восприятия (советская Россия) еще до создания текстов предопределили их утопическое наполнение.
4 Как и другим убежденным коммунистам, Майеровой было присуще утопическое сознание, которое находит выражение в ее текстах. Изображая советскую Россию, впервые посетив ее в 1924 г., в изданной в следующем году книге очерков «День после революции» писательница претендует на историческую правду, и, тем не менее, получившийся образ, сказку из детства Майеровой, можно называть утопическим – даже в очерк проникают жанровые элементы утопии [3].
5 В романе «Плотина» (книгой вышел в 1932 г.) писательница демонстрирует другую сторону утопического сознания и создает утопический текст на этот раз намеренно (в отличие от очерков), а именно – антиутопию, хотя, что касается жанра, она значительно отступает от канона. Этот роман выделяется на фоне десятков утопических и антиутопических романов, к тому времени вышедших в Чехии, прежде всего тем, что автор, переносясь в недалекое будущее и критически изображая пражское общество накануне готовящейся «утопической» революции и подрыва строящейся плотины, утопическую форму выбирает из цензурных соображений (о чем она сама потом напишет), тем самым словно насмехаясь над жанром не только утопии (что и есть суть жанра антиутопии), но и над антиутопией (это проявилось и в том, что подрыв плотины оказался фикцией), таким образом она вновь возвращает читателя к утопии, но уже воспринимаемой писательницей как достижимая реальность (сравним с арифметическим «минус на минус дают плюс») [4].
6 В своем раннем романе «Площадь Республики» (1914), созданном под впечатлением от поездки во Францию и основанном на реальных событиях (в 1906 г., например, в Париже взорвали бомбу анархист Стрига и его товарищ, студент Александр Соколов), Майерова описывает быт и характеризует взгляды французских анархистов. В свое время это произведение стало уникальным явлением, поскольку было единственным успешным политическим романом [5. С. 225226]. Написан он был до Октябрьской революции и до обретения Чехией независимости от немцев, т.е. и национальная, и социалистическая утопия еще не были для автора настолько возможны в ближайшей перспективе, как это стало при написании романа «Плотина».
7 В целом Майерова, очевидно, настроена к утопии анархистов крайне скептически, отсутствие четкой программы действий, организации, необходимых для социальной революции, о которой грезит автор, аморфность лидеров, гедонизм, опора на моральное перерождение общества вместо его материальной трансформации – все это не приемлет чешская писательница как недостаточную, слишком абстрактную и размытую, далекую от реальности утопию, противопоставляя ей при этом свою утопию, достижимую: «Лука предчувствовал назревающую революцию – скорые суды, кровавые казни тиранов, разрушение ненавистных зданий, динамит под тюрьмами, бегство банкиров и биржевиков за границу, братские объятия солдат и революционеров, переселение обитателей подвалов в роскошные венские особняки в центре города» [6. C. 10].
8 В этом романе также проявляется особенность утопичности Майеровой, и вообще всех славянских утопий в целом, – она, будучи чешкой, большое значение придавала не только классовой солидарности, но и национальной, о чем писательница сама говорит в романе. Национальный мотив просматривается и в судьбе главного героя, который, будучи по происхождению евреем (Яков Гольдшмидт), скрываясь от «погромов» и царской полиции, эмигрировал в Вену, где его сородичи не проявили никакой «национальной солидарности» и лишь пользовались его беззащитным положением и платили ему за работу гроши [6. C. 8]. Герой сделал новые документы и стал называться евангелическим именем Лука. Момент этот достаточно интересен с точки зрения взглядов Майеровой на национальную проблему. Очевидно, что она ценит национальную сплоченность и взаимовыручку, однако этого не находит у евреев, являющихся, в ее представлении, оплотом капиталистического уклада, с которым она так рьяно борется. И в отказе от еврейства в пользу классового движения автор, по сути, видит для них выход. Так, например, в очерках «День после революции» она одобрительно пишет о Троцком, что в нем нет ничего еврейского [7. C. 50]. Лука же, в свою очередь, – «двадцатилетний русский еврей с задумчивыми глазами, Лука – мечтатель, неисправимый мечтатель» в косоворотке [6. C. 12].
9 Впрочем, отношение героя к анархистам представлено в «Площади республики» в динамике. Сначала Лука очень увлекается идеями анархистов, а Либертад, их лидер, обращает его в свою практически сектантскую веру, но постепенно наступает разочарование. Вероятно, что-то подобное произошло и с самой Майеровой во время ее поездки.
10 Главный герой, отвернувшийся впоследствии от анархистов и решившийся на политическое убийство, представляется читателю мечтателем-идеалистом. Парадоксально, насколько этот образ контрастирует с приземленными французскими анархистами, слишком озабоченными материальным комфортом. Анархисты не терпят мещанской среды, они исповедуют «высокую идею прогресса», в то время как остальные «замечают только, что хлеб стал дороже» [6. C. 29], однако по сути они в обыденной жизни мало чем отличаются от мещан и не преминут насладиться благами цивилизации. Интересно, что анархисты при этом упрекают социалистов в идеализме: «Бывают такие […], толкуют о государстве будущего, а у самих башмаки каши просят и в животе урчит с голодухи. – Это называется социалистический идеализм» [6. C. 47]. В то же время Лука смущен их образом жизни, далеким от борьбы за существование пролетариев: «Лука никак не мог представить себе рабочего в роли дачника – сидит себе сложа руки у моря и наслаждается природой» [6. C. 4647]. Контрастны и описания Парижа: с одной стороны, трущобы, по котором бродит голодный и замерзший Лука, и с другой – Люксембургский сад, место встречи анархистов, при «райской летней погоде», где на солнце играют нарядные дети, играет музыка и благоухают розы. Эти два парижских пространства отражают и разницу двух миров: нищих рабочих и разглагольствующих анархистов.
11 Есть, однако, у Луки с анархистами и что-то общее. Их привлекают эксперименты: один из анархистов, Жаваль, поливал больного ребенка зимой холодной водой, таким образом пытаясь его закалить и вылечить, чем чуть не довел его до смерти, а Лука за него «невольно вступился, потому что всегда испытывал безмерное уважение к научным экспериментам» [6. C. 52]. Жаваль утверждал, что жизнь без болезней и страданий может обеспечить только наука, а «жертвы бывают всюду […], ты лучше подумай, скольким людям помогла наука» [6. C. 55]. Такая вера в науку и пренебрежение жертвами свойственны носителям утопического сознания, и поэтому именно она, очевидно, стала точкой соприкосновения революционера Луки и анархистов, а ознакомившись с трудом Либертада «Анархия», Лука стал его воспринимать как истинного пророка, нового Моисея.
12 Но со временем герой разуверивается, причем чем дальше, тем больше, в особенности в Либертаде. Сначала Луку смущали пристрастия к «мещанским» благам, которые ставились во главу угла и трактовались как первичные ценности по отношению к борьбе: «Разве только буржуям полагается есть вкусно и регулярно? что в этом зазорного? […] Только когда люди научатся правильно питаться, три раза в день […], только тогда они будут способны вести борьбу за освобождение» [6. C. 67], «Не знаю, почему анархисту нельзя пить вино, если оно ему по вкусу и известно, что оно не вредно» [6. C. 70]. Таким же было и отношение Либертада к «любви»: «человек не должен пренебрегать духовными радостями, иначе он обеднит свою жизнь, а это не может быть целью науки» [6. C. 73]. Разочаровывает Луку и Росита, в которую он был влюблен, – она жила за счет присылаемых дедом денег, ни в чем себе не отказывала и оказалось привыкшей к «легкой и беспечной жизни и не решилась бы связать себя хотя бы даже внешне моральными обязательствами» [6. C. 69], однако носила при этом украинскую вышитую сорочку.
13 Вскоре Лука понимает, что анархисты не стремятся к немедленному преобразованию мира и не приемлют революцию и насилие: «Анархист […] и разумный человек никогда не совершит насилия над своим ближним. Он не станет швырять бомб. Зачем рисковать? Ведь на месте одной снесенной головы у гидры вырастет десять других» [6. C. 75]. Колония Либертада казалась Луке «моделью будущих человеческих отношений. Либертад создал грядущее общество в миниатюре, Либертад находит новую красоту в свободной любви […], создает новую мораль» [6. C. 76], однако своего применения здесь Лука найти не смог. Как и многие утописты, Либертад ищет основы в первобытном, видя в нем свободу: «А разве некультурны были люди, обитавшие в джунглях? […] Человек создал себе культуру потому, что ему необходимо было возместить утраченную свободу, привольную жизнь» [6. C. 86]. Либертаду все равно, кто правит страной, он признает только человечество как общество, обладающее целостностью интересов, и свою коммуну, в то время как отдельные государства ему безразличны.
14 Создавая собственную новую мораль, Либертад не признавал законы и мораль внешнего мира, тем самым встав на одну доску с обычными уголовниками в глазах Луки: «Что это, Либертад? Ведь это… кража! […] – Собственность есть кража» [6. C. 111], – начал свое долгое оправдание Либертад. «Мораль, Лука, […] каждый творит по своим потребностям. Одну мораль человек создает для себя и скрыто, но постоянно придерживается ее. Ось этой морали – его “я”, интересы этого “я”» [6. C. 112]. Потом, вроде, Лука ухватился за идею Либертада об отчуждении наследства, но вскоре пришел к выводу, что наследники взбунтуются и сильные мира сего с ними объединятся: «Нет, общественный переворот не обойдется без кровопролития, и поэтому правы террористы, призывающие никого не щадить…» [6. C. 115]. Таким образом, отдаленность, туманность и сомнительная достижимость идей анархистов все больше толкали Луку к действию. Их программа нравственного исправления общества была слишком долгой и утопично-идеалистичной и его не устраивала: «Каждый шаг на пути прогресса общества приближает нас к возможной революции. Только после длительного процесса развития, когда мы проветрим, вычистим и вымоем все уголки, когда идеи будут отобраны, как зерна для посева, а люди, прикрывавшиеся словами, будто щитом, отбросят их и с боевым пылом, в открытую, ринутся друг на друга, только после всего этого станет возможно привести в систему критику существующего общества, выбрать из нее лучшее, чтобы нарисовать верную картину будущего, за которое мы будем бороться…» [6. C. 141]; «Вести работу? Насильно организоваться и заставлять себя вести работу? Нет, наша цель не в этом. Мы стремимся создать сознательную личность. Это трудная, но плодотворная задача, результаты ее надежны» [6. C. 168].
15 Почитав по совету соратников труды французских философов в библиотеке, Лука пришел к тому, что немедленное претворение своих идей в действительность стало для него неотвратимым и естественным: «Если бы я не знал преимуществ коммунистического строя, я отстаивал бы нынешнюю демократическую республику и никогда бы не стремился к ее свержению», – думал он про себя [6. C. 149], «Свободная Республика! […] Допустимо ли, чтобы в республике старые люди умирали на улице? Мысли в голове путались […]. Он сознавал, что теряет веру» [6. C. 149]. Нищета, с которой он столкнулся на парижских улицах, особенно в сравнении с достатком в коммуне анархистов, поставило на его последних сомнениях точку: «Республика для меня больше не существует! […] Где были мои глаза, почему я не видел всего этого прежде? Не видел нищих детей, не видел девочек в коротких юбчонках, продающих себя на бульваре Клиши, подростков, замученных поденщиной…» [6. C. 153]. Лука осознает, что нет больше путей мира и покоя, «есть пути, по которым тянутся толпы, они идут за знаменами, за звучными лозунгами к прекрасным целям. Но они идут по этому пути не как паломники, проводящие время в служении вере, исполненные солидарности, нет, они ссорятся, дерутся. Как звери, пожирают друг друга и вместо лозунгов солидарности пишут на своих знаменах заносчивые слова, выражающие их личные интересы» [6. C. 173]1. К таким мыслям привели его наблюдения за ведущим мещанский образ жизни французским пролетариатом, из которого вырастает впоследствии буржуазия. Отчаяние от невозможности единения приводит Луку к мысли о терроре: «”Не будь капиталистов – распался бы капитал […] Перестрелять бы их одного за другим! А потом увидим, что можно сделать. Если даже не настанет сразу всеобщее братство, идеальное братство Прудона, хуже, чем сейчас, не будет”. […] Мысль о терроре, которая вернула его к жизни, становится все настойчивее и настойчивее и кажется ему особенно правильной и обоснованной именно потому, что все другие средства не привели к цели. “Другого пути нет”, – говорит он себе» [6. C. 197]; «Ждать, пока все пойдет своим путем естественного развития […]. Справедливо ли это? Почему так долго должны ждать те, к кому счастливая жизнь придет только в результате постепенной эволюции общества, то есть через несколько столетий? А не возникнет ли и тогда в ходе этого развития новый класс пролетариев, новых отверженных?» [6. C. 198].
1. Добавим, что уже здесь у Майеровой появляется мотив реки, стихии, которая может все снести, реализовавшийся полноценно в «Плотине»: «Человеческая река безудержно неслась; в нее торопливо, волнуясь, вливались все новые безымянные ручейки. Лука стоял уже час, а река все катила свои волны, два часа, и картина не менялась. Что это, волшебство? Что здесь происходит? Может быть, это призраки? Нет, нет, река и впрямь бесконечна, впечатляюща и покойна. А ведь эти люди могли бы… Но, что же, значит, они не хотят? Значит, ничего не произойдет, ничего? […] Где же действие? Где освобождение?» [6. C. 11].
16 Такой поворот к террору у Майеровой видится типичным, косоворотка в Париже, по ее утверждению, в те годы ассоциировалась с русскими революционерами и террористами [6. C. 24]. Причину этого писательница усматривает в русской национальной традиции: деды ждали раскрепощения от Бога и потеряли в него веру, отцы от царя – и получали пулю в лоб, а сыны, потеряв веру и в Бога, и в царя, ждут революцию от французских анархистов [6. C. 139] и, не находя выхода своей энергии среди них, они решаются на террор – таков сюжетный итог романа.
17 Если взглянуть на все творчество Майеровой в целом, можно сделать вывод, что она, во-первых, однозначно является носителем утопического сознания, однако воплощается оно не столько в форме утопии в ее классическом понимании, сколько в так называемом утопизме. Утопизм – понятие, которое рассматривается, например, в статьях Е.Л. Чертковой как отдельный тип сознания, возникший на основе специфического понимания и применения утопических идей и поисков. «“Мифическое” преображение мира вытесняется в утопизме стремлением к его реальному преобразованию в соответствии с предлагаемой моделью, а построение идеального мира усилиями мысли и воображения вытесняется революционными методами его преобразования ради осуществления абстрактных принципов» [8]. Особенностью утопизма как разновидности утопии является то, что идеал подменяется целью и становится проектом. Это разведение утопии и утопизма позволяет нам понять суть неприятия Майервой анархистов. Последние пытались воплотить свои идеи на микроуровне, на уровне одной общины, их идеи касались больше морали и могли претвориться в жизнь на макроуровне лишь в их фантазиях. То есть, по сути, их утопия гораздо ближе к утопии Платона и относится больше к миру идей, чем к миру вещей. В то время как утопизм самой Майеровой уже в обозримом будущем направлен на системное изменение реальности, трансформацию макросоциума. Однако, несмотря на такую цель, Майерова, очевидно, отказалась от изображения идеи ее насильственного достижения (и, видимо, от самой идеи также). В очерках о России она о революции не упоминает ни разу, у нее представлены два различных мира – реализованная социалистическая утопия и капиталистическая антиутопия, но переход между ними в виде революции и гражданской войны она словно игнорирует. Как и многие чехи, писательница вряд ли желала своей стране таких потрясений, а альтернативу она по сути представила уже в романе «Плотина» это труд и развитие технической цивилизации.
18 Мария Майерова, безусловно, непростой автор с точки зрения исследования утопичности. С одной стороны, как убежденная коммунистка она верит в заведомо утопическую идею. С другой стороны, рациональность и критичность ее мышления, а также осознанный выбор реализма в качестве своей эстетической доминанты не позволяют ей уйти в идеализм и мечтательство и создать чистую художественную утопию. Утопичность у нее скрывается под масками очерков и анти-антиутопии, но все равно просвечивает как идейно и композиционно, так и жанровыми признаками утопии, глубоко укоренившимися в ее художественном сознании. Написать реалистичную утопию невозможно в принципе, поскольку утопия предполагает обрезку и фрагментарность реальности (возможно, поэтому «Плотина» считается авангардным романом) и поскольку она, многогранная и многополюсная, в односторонне идеальную утопию просто не вмещается.

Библиография

1. Mravcová M. Přehrada. Avantgardní román Marie Majerové // Český jazyk a literatura. 2006. Ročník 56. Č. 5.

2. Nývtlová D. M. Femme fatale české avantgardy: Marie Majerová – česká komunistka ve víru. Praha, 2011.

3. Амелина А.В. Утопичность в восприятии Советской России в чешской среде в 1920–1930-е гг. (Я. Вайсс, М. Майерова, Ю. Фучик) // Русский человек и Россия в восприятии славянских народов. М., 2014.

4. Амелина А.В. «Плотина» – «утопический» роман Марии Майеровой // Славянский мир: общность и многообразие. Тезисы конференции молодых ученых в рамках Дней славянской письменности и культуры. 21–22 мая 2019 г. М., 2019.

5. Пиша А.М. Послесловие // Майерова М. Площадь Республики. Лучший из миров. М., 1970.

6. Майерова М. Площадь Республики. Лучший из миров. М., 1970.

7. Majerová M. Den po revoluci. Praha, 1925.

8. Черткова Е.Л. Утопизм социальный // Новая философская энциклопедия. М., 2001. Т. 4.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести