Толстовские чтения XXI–XXVI (2017–2022)
Толстовские чтения XXI–XXVI (2017–2022)
Аннотация
Код статьи
S0869544X0025352-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Толстая Светлана Михайловна 
Должность: Зав. отделом
Аффилиация: Институт славяноведения РАН
Адрес: Москва , Ленинский проспект, 32А, Москва, Россия, 119991
Выпуск
Страницы
72-78
Аннотация

Толстая С.М. Толстовские чтения XXI–XXVI(2017–2022)

Ключевые слова
Н.И. Толстой, научная жизнь, языкознание, человек
Классификатор
Получено
17.02.2023
Дата публикации
30.04.2023
Всего подписок
12
Всего просмотров
146
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 В 2023 г. исполняется 100 лет со дня рождения академика Н.И. Толстого. За годы, прошедшие со времени его смерти (1996), его коллеги и ученики провели 26 конференций, посвященных его памяти, под названием «Толстовские чтения». Неизменным координатором этих чтений была и остается А.А. Плотникова. Хроника первых 10 чтений (1997–2006) опубликована в журнале «Славяноведение», 2007, № 2; вторых десяти чтений (2007–2016) – в журнале «Славяноведение», 2016, № 6. Чтения последних лет проходили до 2019 г. в музее-усадьбе Ясная Поляна, а в 2020, 2021 и 2022 гг. в связи с пандемией – online. В чтениях принимали участие, помимо сотрудников Института, этнолингвисты из других научных и учебных заведений, в том числе зарубежных. В юбилейном 2023 г. Толстовские чтения пройдут в формате большой международной конференции. Ниже публикуется хроника последних шести конференций.
2 Чтения XXI (2017) завершали обсуждение вопросов, связанных с обширной общей темой МИР И ЧЕЛОВЕК. Если предыдущие чтения этого цикла были посвящены человеку как биологическому существу, его анатомии, физиологии, психологии, происхождению, мифологии, семиотике возраста и пола, рождения и смерти, здоровья и болезни (2015), а затем – человеку социальному в его отношениях с другими людьми, его социальным ролям и функциям (2016), то на чтениях 2017 г. речь шла о проблеме «Человек в ритуале». Человек на протяжении всей своей жизни (и даже за ее границами, т.е. до своего рождения и после своей смерти) оказывается включенным в систему ритуальной жизни социума – в качестве субъекта, объекта или адресата обрядовых действий. Это один из важных аспектов народной антропологии, до сих пор недостаточно привлекавший внимание исследователей. Между тем данный аспект заслуживает изучения как в отношении языковом (терминология участников ритуалов и их функций; эпитеты, метафоры, антропонимия и топонимия, восходящая к подобным номинациям), так и в этнокультурном отношении (ритуальные роли человека и их обусловленность физическими, физиологическими, психологическими, моральными свойствами человека, его родственными отношениями, социальным статусом, ср. запреты и предписания, касающиеся ритуального поведения беременной женщины, бесплодной женщины, вдовы, повивальной бабки, новорожденного ребенка, первого или последнего ребенка, крестных родителей, сватов, полазника, первого встречного, сеятеля, участника магических обходов, опахивания, изготовления обыденных предметов, отгона градовой тучи и т.д.). Важным также является изучение влияния отдельных характеристик на ритуальный статус человека (пола, возраста, семейного и имущественного положения, родственных связей, черт характера, способностей и умений, авторитета и т.п.). На широком общеславянском материале разных языков и традиций эти вопросы рассматривались в докладах участников конференции, российских (ИСл РАН, МГУ) и зарубежных (Австрия, Белоруссия).
3 На конференции в Ясной Поляне были прочитаны и обсуждены следующие доклады: С.М. Толстая. Человек в ритуале: субъект, объект, адресат, медиум; Н.П. Антропов. Человек-волк: волколак на картах «Белорусского фольклорно-этнолингвистического атласа»; А. Кречмер. Человек как подданный (Петровское время в сравнении с XVII веком) на материале челобитных, сказок, расспросных речей; В.Я. Петрухин. Человек социальный с палкой; Л.Н. Виноградова. Индивидуальная магия: ритуальное поведение человека во время природных первособытий (при первом громе, радуге, куковании кукушки и т.п.); А.А. Плотникова. Человек против непогоды (по данным центрального ареала Южной Славии); М.Н. Толстая. Человек и птица: к семантике весенних обрядов в Полесье; А.В. Гура. Регламентация поведения человека в связи со сновидениями; О.В. Трефилова. Роль священника в погребально-поминальной обрядности болгар Румынии округа Дымбовица; М.В. Ясинская. Зрительный код в похоронно-поминальной обрядности славян; Т.А. Агапкина. Грамматический род и культурная семантика: о женских и мужских деревьях в славянской традиционной культуре; М.М. Валенцова. Об одном случае обрядовой персонификации дерева («троицкий король»); О.В. Чёха. «Клидонас» и «Мермеруса» в северногреческой весенне-летней обрядности (по материалам экспедиций 2016–2017 гг.); О.В. Белова. «Свои» и «чужие» в обрядовом контексте: по материалам этнографических источников и современных полевых исследований; Е.С. Узенёва. Запреты и предписания в повседневной и обрядовой жизни у болгар-мусульман; К.А. Климова. Греческая диалектная терминология родства (по полевым материалам).
4 По материалам трех конференций из цикла «Мир и человек» были изданы два сборника статьей [1; 2].
5 Чтения XXII (2018) были посвящены теме «Принципы и методы ареальных сопоставлений в сфере языка и традиционной культуры славян». Они были приурочены к 95-летию со дня рождения акад. Н.И. Толстого, который уделял особое внимание архаическим зонам Славии (Полесье, Кашубия, северо-восточная Сербия, западная Болгария, Русский Север, Карпаты и некоторые другие). Такие зоны отличает не только архаический характер языковой и культурной традиции, но и ее хорошая сохранность. В ареалогических исследованиях есть два разных аспекта: с акцентом на изучаемом явлении (его географическом распространении и соотношении с другими явлениями) и с акцентом на изучаемой территории (ср. понятие языкового, культурного, фольклорного и т.д. ландшафта, типология ареалов). Предметом сравнения могут быть явления языка и культуры любого масштаба и типа – терминология, фразеология, структурные или содержательные элементы (мотивы) обрядов, верований, фольклорных текстов, более крупные единицы – обряды и их фрагменты, целостные тексты. Различными могут быть и масштабы сравнения: отдельных архаических зон друг с другом, локальных ареалов, целых этнокультурных традиций, всей Славии, славянских и соседних традиций и т.п.). Многое в этой области еще требует прояснения как со стороны изучаемого объекта (какие объекты и как картографировать, как членить сложные объекты), так и со стороны самой пространственной проекции (как интерпретировать получившиеся границы и ареалы, как их соотносить с границами и ареалами других явлений, как выделять архаические и инновационные ареалы и т.п.). В работе конференции приняли участие ученые из разных отделов ИСл РАН и из МГУ, а также гости из Белоруссии. Были прочитаны следующие доклады: С.М. Толстая. Ареальные исследования в языкознании, этнографии и этнолингвистике; Н.П. Антропов. Белорусско-инославянские изодоксы в картографической проекции: радуга; Т.А. Агапкина. Славянский этнодендрарий в ареальном аспекте; А.В. Гура. Жанр снотолкований у славян в ареальном и историко-генетическом отношении; В.Я. Петрухин. Вацлав Гаек и «Славянские древности»: чешская средневековая традиция; А.А. Плотникова. Юго-восточная Сербия в балканославянском ареальном континуитете: этнолингвистический подход; И.А. Седакова. Западноболгарский архаический ареал на этнокультурной карте Болгарии (по материалам диалектного словаря «Горно поле. Дупнишко» Н.В. Котовой); Е.С. Узенёва. Народная традиция у помаков в зоне болгарско-греческого пограничья: общее и различное; О.В. Трефилова. Мифологические представления болгар Румынии в ареальном аспекте; Л.Н. Виноградова. Региональные разновидности быличек на сюжет: «ситуация абсурда/чуда как средство отгона нечистой силы (Карпаты –Полесье)»; М.Н. Толстая. «Сознательные» ведьмы (карпатские данные и их инославянские параллели); М.М. Валенцова. О проблемах сопоставления близкородственных традиций смежных ареалов (русинская и восточнословацкая демонология); О.В. Белова. Из «народной Библии» русско-белорусского пограничья (по материалам полевых сезонов 2015–2017 гг.); Г.П. Пилипенко. Обрядовые костры на словенско-романском пограничье; М.В. Ясинская. Поминальные обряды и обычаи словенцев Италии в ареальном аспекте; Д.Ю. Ващенко. Венгерская зимняя обрядность на общеславянском фоне (к вопросу о венгерско-южнославянских параллелях); К.А. Климова. Ареальные исследования на примере сопоставительного изучения новогреческой диалектной лексики обрядовой выпечки (*κολλίκιον, κουλίκι, κλίκι, κλικ); О.В. Чёха. О славянских заимствованиях в греческой обрядовой лексике.
6 Чтения XXIII (2019) были связаны с подготовкой коллективного труда «Славянские архаические ареалы в пространстве Европы» [3; 4] и посвящены теме «Язык и традиционная народная культура архаических ареалов Славии на общеславянском и европейском фоне» Многолетний опыт коллектива по этнолингвистическому изучению Полесья в 1970–1980-х годах показал, что отдельные ареалы могут обладать особой значимостью в общеславянской перспективе и служить в определенной степени моделью праславянского языкового и культурного состояния. В конференции, прошедшей 18–20 апреля 2019 г. в Ясной Поляне, приняли участие коллеги из разных отделов Института славяноведения РАН и МГУ, из Университета им. Б.Н. Ельцина (Екатеринбург), а также гости из Белоруссии и Германии. Доклады были основаны на языковом, фольклорном, обрядовом материале таких архаических регионов, как Полесье, Архангельское Поморье, словенское Прекмурье, украинские Карпаты и др. Был проанализирован и введен в научный оборот богатый полевой материал, накопленный в последние годы во время этнолингвистических экспедиций в различные славянские регионы, в том числе находящиеся в границах западноевропейских неславянских государств. Были прослушаны 19 докладов: С.М. Толстая. Полесские причитания в сопоставлении с украинскими и севернорусскими; Н.П. Антропов. К стратификации белорусской лингвистической и этнокультурной архаики; Е.Л. Березович Архангельское Поморье как зона русско-германских лингвокультурных контактов (новые полевые материалы); Л.Н. Виноградова. Восточнославянские версии праславянского сюжета «Громовержец преследует своего противника»: сопоставительно-ареалогический аспект; А.В. Гура. Свадебный обряд словенского Прекмурья: архаические особенности и славянские соответствия; А.А. Плотникова. Балканославянский контекст рождественского диалога-ритуала на Пчине; А.И. Чиварзина. Кумановский регион на стыке балканославянских традиций (изгнание «гадов» и диких животных); Д.Ю. Ващенко. Лексика похоронной обрядности градищанских хорватов южной Словакии в ареальном аспекте; М.В. Ясинская. Обрядовая поминальная пища словенцев; К.С. Задоя. Хлеб в святочной обрядности восточнославянского населения украинских Карпат; Е.С. Узенёва. Народная мифология с. Моравка (регион Моравия, Чехия) на общеславянском и европейском фоне; М.М. Валенцова. Об этимологии западнокарпатского мифонима осинавец; Е.Д. Бондаренко. Наивная диалектная лексикография как феномен метаязыковой деятельности диалектоносителей (на материале любительских словарей жителей Русского Севера); О.Д. Сурикова. Еще раз о значимости «большой воды» для поморов (традиция Архангельского Беломорья); М.Н. Толстая. Элементы тверской святочной обрядности в сопоставлении с полесской; Т.А. Агапкина. Восточно-южнославянские параллели в сфере вербальной магии; О.В. Трефилова. Почитание св. Марины на Балканах в этнолингвистической перспективе (ареальный аспект); К.А. Климова. Традиционная культура славян-мусульман Фракии в греческом окружении; О.В. Чёха. Названия традиционных святочных блюд в северной Греции.
7 Чтения XXIV (2020) прошли 5–7 октября в Институте славяноведения в режиме online. Их тематика носила смешанный характер и была определена как «Язык и фольклор в этнолингвистических исследованиях». Первое заседание было посвящено 70-летнему юбилею А.В. Гуры, одного из самых верных и последовательных учеников Н.И.Толстого. Вступительное слово С.М. Толстой было посвящено обзору научной деятельности А.В. Гуры, его участию в полесских экспедициях, его планомерной и многолетней работе над несколькими темами по общеславянской этнолингвистике, завершившейся изданием фундаментальных монографий «Символика животных в славянской народной традиции» (1997) и «Брак и свадьба в славянской народной культуре. Семантика и символика» (2012), ставших поистине бестселлерами в славистике; еще одна тема, касающаяся сновидений в славянской народной культуре, близится к завершению. В честь юбиляра были прочитаны доклады: В.Я. Петрухин. Конь в средневековой магии славян; Е.Л. Березович. «Птицы и камни» и другие «каменные» сюжеты; И.А. Седакова. Черты к этнолингвистическому портрету болгарской змеи; Д.Ю. Ващенко. Градищанскохорватская терминология свадебных чинов в ареальном аспекте; С.М. Толстая. Ритмика «Причитаний Северного края». Завершил это заседание доклад самого юбиляра: А.В. Гура. Метеорологическая символика в снотолкованиях. На следующих двух заседаниях прозвучали доклады: М.М. Валенцова. Загадка Бабы-Яги: мифология vs этимология; Л.Н. Виноградова. Стереотипы речевого поведения, приписываемые умершим некрещеным детям (полесские и карпатоукраинские данные); А.А. Плотникова. Сербская народная мифология в ареальном аспекте; К.А. Климова. Мифологическая лексика и традиционные демонологические нарративы юго-западного Крита (по материалам полевых исследований 2020 г.); О.В. Белова. «Народный язык» русско-белорусского пограничья глазами приходского духовенства Смоленской губернии (по материалам начала XX в. из ГАСО); В.С. Кучко. Лексические древности Костромского Поволжья: находки последнего полевого сезона Топонимической экспедиции УрФУ; М.Н. Толстая. Христианские мотивы в народной магии Закарпатья (по полевым материалам); О.Д. Сурикова. Женские праздники Костромского Поволжья; Т.А. Агапкина. Параллели в области вербальной магии у восточных и южных славян: «житийный текст» как заговор; K.С. Задоя. Заговоры в народной медицине восточнославянского населения украинских Карпат; Г.Б. Григоров, О.В. Трефилова. Мотивы, связанные с образом Александра Македонского, и их истоки в гагаузской народной прозе; О.В. Чёха. Новогреческие ритуалы дня св. Трифона и легенды о святом; М.В. Ясинская. Зимние календарные обходы в словенском Прекмурье на словенском и славянском фоне; А.И. Чиварзина. О весенне-летних ритуальных обходах села лазарице в районе Куманова (Северная Македония).
8 Благодаря новому формату, на конференции смогли выступить с докладами и презентациями новых книг иностранные коллеги (из Германии, Болгарии, Молдавии).
9 Чтения XXV (2021) на тему «Проблемы текста в ареальных исследованиях» (видеоконференция с международным участием) прошли 13–15 апреля. В них приняли участие, помимо сотрудников Института славяноведения, коллеги из МГУ (Москва), из Университета им. Б.Н. Ельцина (Екатеринбург), а также иностранные коллеги (из Германии и Китая). Многие доклады были посвящены собственно фольклорным текстам (заговорам, быличкам, мифологическим рассказам, легендам, преданиям и т.д.) и этнолингвистическому подходу к текстам разных жанров. В ряде докладов обряд рассматривался как текст с применением семиотического подхода к ритуально-обрядовым формам традиционной народной духовной культуры. Часть докладов была ориентирована на анализ отдельных слов и словесных клише, исследование которых показало их функционирование как свернутых текстов в языке и культуре. Все доклады предполагали изучение текста в ареальном аспекте, причем особое внимание было уделено явлениям языка и культуры архаических славянских ареалов. На трех заседаниях были заслушаны и обсуждены следующие доклады: С.М. Толстая. Приветствия и пожелания: грамматика и прагматика; В.Я. Петрухин. Близнечный миф: от Балтики до Балкан; Т.А. Агапкина. Концепт воли в восточнославянском фольклоре; Е.Л. Березович. Лексика жизненных сил в русских народных говорах; И.А. Седакова. Текст в тексте: прецедентные формулы в болгарских фольклорных балладах; О.Д. Сурикова. Ономастикон фольклорного текста как региональный маркер (на примере «Причитаний Северного края» Е.В. Барсова); Е.Д. Бондаренко. Лексика и фразеология традиционной народной культуры в любительском диалектном словаре; М.М. Валенцова. Возможности применения понятия «мотив» для описания системы демонологических персонажей; А.А. Плотникова. Персонажи «низшей» мифологии в региональных хорватских нарративах; М.В. Ясинская. Мифологические представления поляков Южного Подлясья: ареальный аспект; К.А. Климова. Этнолингвистическая география новогреческого мифологического нарратива; Лю Ху. Народные нарративы как способ изучения мифологемы летающего змея (на сербском и китайском материале); А.В. Гура. Вода и огонь в славянской символике сновидений; О.В. Трефилова. Обмирания и сновидения, связанные с чудом (по экспедиционным материалам из северо-восточной Болгарии); М.Н. Толстая. Мотив «ведьма вредит своим родным»: карпатские полевые материалы; О.В. Белова. «Цимлянское море» в устных рассказах жителей затопленных (переселенных) станиц; Е.С. Узенева. Легенды о сакральных местах у помаков Греции; О.В. Чёха. Греческий календарный год в загадках, легендах и обрядовых действиях; Л.Н. Виноградова. Человек, моделирующий свое будущее на ближайший год: ритуалы по случаю природных первособытий; К.С. Задоя. Структура и типы колядок у восточнославянского населения украинских Карпат; Д.Ю. Ващенко. Обрядность зимнего цикла у градищанских хорватов Венгрии и Словакии в свете ареалогии; А.И. Чиварзина. Архаические зоны Македонии: Куманово и Дебар (календарная обрядность).
10 Чтения XXVI (2022) были посвящены теме «Народная демонология славян в типологическом и ареальном аспекте», связанной с работой над коллективной монографией по низшей мифологии славян. В этой области к настоящему времени накоплен и в значительной мере систематизирован (в виде сводных словарей и монографий) богатый материал всех славянских традиций. В докладах были представлены некоторые аспекты этой обширной темы, касающиеся мифологических персонажей, связанных с ними верований и текстов, принципов их систематизации и интерпретации: С.М. Толстая. Локальная версия народной демонологии: Польское Подгалье; В.Я. Петрухин. «Хозяйка зверей» в мотивах русской вышивки; А.В. Гура. Звукосимволические названия щекотки в славянских языках; М.М. Валенцова. Чешская народная демонология в контексте западнославянских традиций; Д.Ю. Ващенко. Народная мифология северо-западной Венгрии в ареальном аспекте; М.Н. Толстая. Из селижаровской демонологии; О.В. Трефилова. Отражение народных мифологических представлений славян в памятниках старославянского языка; Л.Н. Виноградова. Особенности бытования карпатоукраинских поверий о волколаке на фоне восточнославянских данных; Е.Л. Березович. Духи-хранители камня у русских: этнолингвистический аспект; М.В. Ясинская. Духи-землемеры в народной демонологии словенцев; Лю Ху. Дух-хозяин приисков: сербский «беркман» vs китайский дух камня; Т.А. Агапкина. Змия скорпия в рукописной заговорной традиции Русского Севера; О.В. Белова. Речевые «закрепки» в восточнославянских этиологических легендах; И.А. Седакова. Оппозиция «мягкий / твердый» в сопоставительном русско-болгарском этнолингвистическом освещении; Е.С. Узенёва. Вредоносные демоны у славян-мусульман в балканославянском контексте; К.А. Климова. Персонификация смерти и болезней человека в народной мифологии современной Греции; О.В. Чёха. Имена и мифологический образ домашней змеи у греков, албанцев и балканских славян; А.И. Чиварзина. Македонские мифологические представления в рамках похоронно-поминального комплекса на общебалканском фоне.

Библиография

1. Антропоцентризм в языке и культуре / отв. ред. С.М. Толстая. М.: Индрик, 2017.

2. Образ человека в языке и культуре / отв. ред. С.М. Толстая. М.: Индрик, 2018.

3. Славянские архаические ареалы в пространстве Европы / отв. ред. С.М. Толстая. М.: Индрик, 2019.

4. Славянские архаические ареалы в пространстве Европы. 2. / отв. ред. С.М. Толстая. М.: Индрик, 2021.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести