Avant-garde «in fetters» of freedom: Suprematism of Kazimir Malevics and Zenithism of Lubomir Micić
Table of contents
Share
QR
Metrics
Avant-garde «in fetters» of freedom: Suprematism of Kazimir Malevics and Zenithism of Lubomir Micić
Annotation
PII
S0869544X0008128-3-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Nataliya Zlydneva 
Occupation: chief of division
Affiliation: Institute of Slavic Studies RAS
Address: Moscow, Leninsky Prospct, 32A, Moscow, Russia, 119991
Edition
Pages
64-66
Abstract

The article discusses the concept of will in the poetics of the historical avant-garde. On the basis of a comparative analysis of the connotations of the word will/volition/freedom (‘volya’ in Russian) in Malevich’s poetry and the neologism invented by Lubomír Micić (the South Slavic avant-garde), the idea of a typological proximity of the two artistic phenomena of the twentieth century, remote in space and different in forms of manifestation, is put forward.

Keywords
will, avant-garde, poetry, Kasimir Malevich, South Slavs, Zenit, Lubomir Micić
Received
28.01.2020
Date of publication
28.01.2020
Number of purchasers
28
Views
666
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1 Концепт воли всего ярче обнаруживает себя в практике и теории исторического авангарда. Все семантическое поле слова воля можно свести к двум значениям: 1) воля как свобода (отсутствие преград) и 2) воля как воление, т.е. желание-устремление субъекта. В авангарде воля часто синонимична свободе, в соответствии с которой новое искусство освобождается от императива вчерашней (но не позавчерашней!) традиции, присвоения капиталом/идеологией/властью привязанности к предмету (в случае изобразительного искусства) и внетекстовому референту (во всех остальных случаях) и т.п. Между тем, тот же концепт воли выявляет и противоположную тенденцию – общеизвестную генетическую связь авангарда с символизмом, и тут реализуется преимущественно второе значение слова – воление как изъявление желания-устремления субъекта. В аспекте реализаций этих двух семантических кластеров интересно рассмотреть творчество позднего Казимира Малевича, лидера наиболее радикального прорыва в русской и европейской истории искусства начала прошлого века.
2 Несмотря на обилие научной литературы о Малевиче, на сегодня все еще остается во многом загадочным последний период его творчества, а именно, причины отхода художника от супрематизма в 1929–1933 гг. и его обращения к фигуративной сюжетной композиции с обилием различного рода символов (крестов – в том числе православных, геральдических знаков, сакральных чисел 2 и 3, архаической цветовой символики – красное/белое/черное). Столь резкий разрыв трудно объяснить, опираясь только на данные изобразительного искусства. Однако свет на его причины может пролить литературное творчество Малевича, т.е. поэзия художника – вербальные тексты, которые в данном случае выступают как параллельный код «дешифровки». Словоформа воля в рассматриваемых текстах Малевича играет ведущую роль.
3 Поэтическое наследие Малевича не обширно, но разнообразно по форме: здесь и заумные стихи, и «дачные» вирши, и те, которые занимают промежуточную позицию между стихом и трактатом, и визуально-вербальные конструкции, предвосхищающие московский концептуализм 1970-х годов. Среди этого корпуса текстов мы остановимся на произведениях, написанных белым стихом с четким графическим разделением строк и ритмически повторяющимися однокоренными словами. Эти стихи написаны в конце 1910-х и начале 1920-х годов, т.е. предшествуют повороту мастера к фигуративной живописи примерно на десятилетие.
4 Воля попадает в число наиболее частотных слов-мотивов в поэзии Малевича. Среди других – мир и планеты (луна и солнце), земля, вещь, бег, ветер и пыль. Распределение по универсальным противопоставлениям следующее: планеты отнесены к верху, земля – к низу, первое отмечено позитивно, второе – негативно. Но при этом возникает оксюморон: земля – это одновременно и планетарное явление, и низовая стихия: «Не забывайте, что земля – одна из пылинок среди солнечного скипетра и что целое-единица есть весь мир под скипетром солнца» [1. С. 80]. Вещь занимает срединную позицию между небом и землей (мир – по Малевичу – это тюрьма вещей), тяготея к низу, а пыль (распыление) представляет собой агента хаоса, из которого рождаются вещи (распыление мира предшествует новому космосу, наводящему правильный – авангардный – порядок, пришедший на смену старому миру), но последние – принадлежность земли, и от них художнику нового мира, равновеликого с верховным Творцом, следует освобождаться.
5 Особенный интерес представляет словоформа пыль и ее производные. Как известно, мотив пыли – один из самых распространенных в поэзии русского символизма [2; 3]. У первого поколения символистов пыль связывается с тварным, низовым началом (Брюсов), у второго поколения, напротив, пыль – зачастую звездная пыль – отсылает к верху и обладает выраженной динамикой, соединяясь с мотивом ветра и смерти как экстатического конца (Белый, Блок). Ветер и бег – значимое сочетание мотивов у Малевича, обнаруживающее автореференциальную семантику. В его стихотворении 1921 г. «Я нахожусь в 17 верстах от Москвы» читаем: «Так зачался я неустанный бег иду к опровержению / обеспеченности знаков смертию […] и мчу себя сокрушая и выпрямляя. / Я стал тем чем бывает ветер» [1. С. 104]
6 От этого ницшеанского Я Малевича и метаморфоз пыли – рукой подать до мировой воли, которую – по версии супрематиста – вершит Художник нового мира. Воля связывается с творческим началом (человека и мира), сообщает миру антропоморфный масштаб, отнесена ко всему новому и сильному. В стихотворении «Мы разграничили» (1918) воля – это условие освобождения оков традиции в искусстве: «Мы […] всегда вели войну с поработившими волю и сознание Академизмом заковавшим / волю оковами вещей» [1. С. 101]. Во фрагменте 1917 г. читаем: «Но самое интересное из всего созданного – Человек» [1. C. 84], а далее встречаем слово воля в сочетании со словами творчество и искусство: «распростайте [так!] шире плечи воли и осветим / себя сознанием и дадим новый день нашего / искусства и будет он нашим лицом» [1. С. 85].
7 Из приведенных примеров видно, что воля в текстах Малевича не синонимична свободе, а наследует понятия философии XIX в., в частности теорию искусства А. Ригля, оперировавшего понятием Kunstwollenнепреодолимого внеличностного закона смены стилей исторической эпохи. По своему контекстуальному содержанию концепт воля – это знак глубинной связи Малевича с символизмом. Можно говорить, таким образом, о том, что поэзия Малевича конца 1910 – 1920-х годов указывает на след символизма в поэтическом мышлении художника, что в конечном итоге вылилось в символические формы живописи. Разумеется, символизм был отринут, преодолен, перечеркнут в супрематизме. Возвращение к символистическому типу миропонимания в поздней фигурации следует рассматривать как не возврат к собственно символизму, а как новый виток символистической мифопоэтики.
8 Концепт воли Малевича интересно сравнить с идеей свободы в манифестах южных славян, а именно – в авангардистском журнале «Zenit», выпускавшемся в 1920-е годы в Загребе, а затем в Белграде. Основатель этого журнала и теоретик авангарда Любомир Мицич не оперировал словами воля или свобода. Концепт проявился в его текстах косвенным образом – в форме художественного жеста как призыва завоевать Европу балканскими «варварами». Он даже придумал термин «варварогений», и этот неологизм реализовывал значение волевого поведения художника новой формации. Смысл инволюции для югославянских авангардистов – возвращение к архаическим эпохам с целью сбросить с себя оковы миметической традиции и оздоровить дряхлеющую Европу молодой кровью развивающихся славянских культур. «Зенитизм – это искусство свободного духа […] это новое искусство Балкан и освобождение Варварогения» [4. S. 1]. Концепт воли у Л. Мицича, таким образом, имплицитно связан с первым значением воли и с концептом свободы. Но эта свобода – слияние с природным началом, с погружением во времена синкретизма, поднятого на штык еще символизмом. Если Малевич зовет вперед и призывает к воле в смысле усилия духа в созидательном труде, Мицич – назад, к до-культурной общности людей, к воле как свободе и дикарской необузданности, т.е. скорее к вольнице, чем к воле.
9 Сравнение словотворчества русского и сербского художников показывает, что концепт воли в славянских культурах многомерен: он позволяет обнаружить глубинную связь исторического авангарда с символизмом, одновременно преодолевая и заново утверждая последний.

References

1. Malevich Kazimir. Poehziya / Sostavlenie, publikatsiya, vstupitel'naya stat'ya, podgotovka teksta, kommentarii i primechaniya A.S. Shatskikh. M., 2000.

2. Khanzen-Lyove A. Russkij simvolizm. Sistema poehticheskikh motivov. Rannij simvolizm. SPb., 1999.

3. Khanzen-Lyove A. Mifopoehticheskij simvolizm. Sistema poehticheskikh motivov. SPb., 2003

4. Micić Ljubomir. Zenit-manifest // Zenit. Internacionalni časopis za novu umetnost. 1922. № 11

Comments

No posts found

Write a review
Translate