Африканский банк развития: влияние на экономический рост
Африканский банк развития: влияние на экономический рост
Аннотация
Код статьи
S032150750019247-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Матвеевский Сергей Сергеевич 
Аффилиация: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
22-28
Аннотация

В статье рассматривается влияние Африканского банка развития (АфБР) на экономический рост. Автор делает вывод о том, что экономический рост связан с использованием пяти стратегических программ: «Накорми Африку», «Предоставь энергию и мощность Африке», «Развивай индустриализацию Африки», «Интегрируй Африку» и «Обеспечь улучшение качества жизни для жителей Африки». 

Банк использует стратегии сотрудничества с африканскими странами, планируя и реализуя проекты по указанным стратегическим программам. Как следствие, создаются новые рабочие места, повышается продуктивность сельского хозяйства, развивается инфраструктура стран Африки. 

Эффективность деятельности АфБР связана с используемой им многоуровневой системой оценки (используется совокупность индикаторов), которая позволяет оценивать динамику развития в Африке в целом, его вклад в успешное выполнение запланированных и принятых к исполнению операций, их качество и эффективность Банка как организации. Данная система позволяет качественно и количественно оценивать выполненные проекты, достижение поставленных экономических и социальных целей. Инклюзивность экономического роста Банк связывает с возникновением при росте ВВП (росте доли ВВП на одного гражданина) позитивных последствий для значительной части населения африканских стран.

Ключевые слова
Африканский банк развития, страны-члены, цикл проекта, инклюзивный экономический рост, эффективность деятельности, многоуровневая система оценки
Классификатор
Получено
10.09.2021
Дата публикации
24.03.2022
Всего подписок
14
Всего просмотров
1128
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Банки развития (БР) обеспечивают долгосрочное финансирование, стимулирование инноваций и предпринимательства, повышают конкурентоспособность предприятий, обеспечивают развитие финансовых рынков, используют новые схемы привлечения и использования ресурсов частного бизнеса, расширяют возможности государственно-частного партнерства [1]. Сущность деятельности БР связана с планированием и реализацией проектов и программ в различных секторах экономики, что определяет необходимость привлечения БР финансовых ресурсов и использование т.н. цикла проекта (программы).
3 В настоящее время банки развития играют важную роль в мировой экономике: их активы, по оценкам, составляют около 10% глобальных инвестиций (более $14 трлн), они предоставляют в год около $2,4 трлн) кредитов [2]. В течение более 10 последних лет БР обеспечивают представление более 50% долгосрочных кредитов. Во время кризиса 2008-2009 гг. БР увеличили кредитование на 36%, которое дополнялось предоставлением кредитов и гарантий крупным предприятиям, финансовой поддержкой региональных и местных органов власти [3].
4 С целью усилить влияние БР на экономический рост, экспертами были сформулированы для них следующие рекомендации - регулярно предоставлять техническую поддержку, избирательно осуществлять прямые инвестиции в акционерный капитал, отдавать предпочтение проектам, которые обеспечат долгосрочные результаты (см.: [4]).
5 Оценка влияния БР на экономический рост увязывается специалистами с эффективностью данных банков, что определяет важность систем оценки деятельности банков развития. Были подготовлены следующие рекомендации по управлению системами оценки деятельности БР - изменять, в случае необходимости, мандат банка, выбирать значимые показатели, собираемые данные следует постоянно использовать при принятии решений, информация о деятельности БР должна быть доступна всем заинтересованным институтам [5].
6 В экономическом росте стран Восточной Азии БР сыграли ключевую роль: они проводили активную политику по предоставлению долгосрочных кредитов под низкие процентные ставки в промышленном секторе [6].
7

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АФРИКАНСКОГО БАНКА РАЗВИТИЯ

8 Африканский банк развития (далее - Банк, АфБР) - это многосторонний банк развития (МБР), уполномоченный поддерживать экономический и социальный прогресс в странах-членах своего региона. Он был основан в 1964 г., в настоящее время его акционерами является 81 страна (54 африканских и 27 нерегиональных стран).
9 Группа Банка (Bank Group) состоит из: собственно АфБР, Африканского фонда развития (African development Fund - ADF) и Целевого фонда Нигерии (Nigeria Trust Fund - NTF). Финансовые инструменты Банка - займы, кредитные линии, гарантии, инвестиции в акционерный капитал [4].
10 В табл. 1 представлены основные финансовые результаты Группы Банка. Динамика результатов позволяет заключить, что чистый операционный доход Группы Банка увеличивался, прочие расходы - сократились, чистая прибыль за год - увеличилась (следует отметить, что рост прибыли не является основной целью БР).
11 Таблица 1. Основные финансовые результаты членов Группы Банка (млн UA*)
12 Table 1. Main financial results of the members of the Bank Group (UA*, mln)
13
AфБР ADF NTF
2019 2020 2019 2020 2019 2020
Доходы от кредитов, инвестиций и прочие доходы 930.00 668.81 179.86 206.74 4.10 2.14
Затраты по займам и деривативам - 483.26 - 189.76 - 1.68 - 1.85 - -
Расходы, связанные с кредитами, инвестициями и капиталом - 113.31 - 61.36 - - - 0.36 -1.28
Прибыль / (убытки) от расчетов 8.13 - 23.17 - 4.36 0.26 - -
Чистый операционный доход 341.56 394.52 173.82 205.14 3.74 3.42
Прочие расходы - 215.39 -196.12 - 260.71 - 254.73 - 0.84 - 0.50
Прибыль до распределения, утвержденного Советом управляющих 126.17 198.40 - 86.88 - 49.59 2.90 2.92
Расходы, утвержденные Советом управляющих - 74.00 - 59.00 - - - 0.27 - 0.29
Чистая прибыль / (убыток) за год 52.17 139.40 - 86.88 - 49.59 2.63 2.63
14 * UA (Units of Account) - расчетные единицы Банка, 1 UA = $1,38283 (на конец 2019 г.).
15 Источник: African Development Bank Group. Annual Report 2020. >>>> /en/documents/annual-report-2020 (accessed 15.07.2021)
16 Общая сумма одобренных кредитов, грантов, капитала, а также платежи по ним в 2019 г. остались на высоком уровне и составили $7 млрд и $3,5 млрд, соответственно. В апреле 2020 г. Банк предоставил для борьбы с последствиями пандемии СOVID-19 займы на сумму до $10 млрд.
17 Уставный капитал Банка был увеличен с 67 млрд UA (около $93 млрд) в конце 2018 г. до 153 млрд UA (около $212 млрд) - на конец 2019 г. Общие активы АфБР на конец 2019 г. составляли $49 млрд [7].
18 В табл. 2 представлены избранные финансовые показатели Группы Банка. Динамика избранных финансовых показателей Группы 2016-2020 гг. позволяет сделать вывод о том, что Банк наращивал свои активы, наличные и их эквиваленты - увеличивались; деятельность ADF характеризовалась дефицитом ресурсов; активы NTF были, примерно, стабильными, деятельность - безубыточной.
19 Таблица 2. Избранные финансовые показатели Группы Банка, 2016-2020 гг. (млн UA)
20 Table 2. Selected financial indicators of the Bank Group, 2016-2020 (UA, mln)
21
2016 2017 2018 2019 2020
Банк
Активы 29,727.08 32,575.74 33,770.59 35,244.06 35,348.69
Чистая прибыль / (убыток) 25.07 176.43 41.68 52.17 139.40
Совокупный доход / (убыток) -174.41 - 235.22 - 3.43 - 9.41 60.37
Наличные и их эквиваленты 2,035.87 1,719.78 2,179.64 2,317.9 2,456.29
ADF
Чистые ресурсы для развития 5,457.84 5,219.81 4,953.58 4,883.11 4,719.76
Дефицит - 67.26 - 118.78 - 74.07 - 86.88 - 49.59
Наличные и их эквиваленты 874.80 564.19 1,373.14 1,505.50 1,170.86
NTF
Активы 192.43 169.36 176.21 179.47 174.46
Чистая прибыль / (убыток) 1.76 1.99 2.44 2.63 2.63
Совокупный доход / (убыток) 1.76 1.99 2.44 2.63 - 4.56
Наличные и их эквиваленты 21.57 12.20 10.07 11.11 17.55
22 Источник: African Development Bank Group. Annual report 2020…
23 Как и у других МБР, суверенный кредитный портфель Банка является концентрированным - на Марокко, Тунис, Египет, Южную Африку и Нигерию приходится около 50% общего объема портфеля [7].
24 Благодаря высокой кредитоспособности, Банк привлекает средства на международных рынках капитала на выгодных условиях [8], активно использует т.н. самофинансирование, что требует систематической работы с инвесторами [9].
25 Примером влияния Банка на экономический рост является проект «Модельная деревня Сэмаул Ундонг» (был профинансирован также Целевым фондом Корейско-африканского экономического сотрудничества и правительством Кот-д'Ивуар. Проект (был начат в 2018 г.) позволил улучшить жизнь 2961 жителя 2 деревень. Несколько жителей-предпринимателей получили небольшие ссуды (около $500 каждая), которые позволили резко увеличить производство сельхозпродукции за сезон (в частности, производство помидоров выросло до 16-20 т риса - до 30 т), были увеличена площадь используемой земли, количество наемных сотрудников. Сельские жители были обучены передовым методам в выращивании риса, капусты, помидоров.
26 Аналогичные проекты были запущены в Эфиопии и ДР Конго, проект планируется тиражировать на всем континенте [10].
27

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АФРИКАНСКОГО БАНКА РАЗВИТИЯ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

28 В 2020 г. АфБР сумел привлечь 909 млн UA софинансирования (64% от целевого значения в 1,4 млрд UA). Банк увязывает инклюзивный рост со следующими 5 стратегическими программами: «Накорми Африку», «Предоставь энергию и мощность Африке», «Развивай индустриализацию Африки», «Интегрируй Африку» и «Обеспечь улучшение качества жизни для жителей Африки» [7].
29 В 2020 г. общий объем финансирования проектов по 1-й программе составил 126,7 млн UA (3% от общего объема финансирования Банка). Примерами проектов, финансирование которых было начато, являются - проект по развитию сельского хозяйства и обеспечению продовольственной безопасности в Кот-д’Ивуаре (объем финансирования - $14,7 млн, напрямую затронет, по оценкам, 60 тыс. человек, даст возможность ежегодно дополнительно производить 522 т овощей, 4500 т зерна, 3750 т ямса и 1,5 млн голов птицы; проект, направленный на повышение устойчивости цепочек создания стоимости в сельском хозяйстве и животноводстве в Бурунди (15 млн UA, обеспечит увеличение урожайности в 2 раза, рост рабочих мест); развитие зоны агропромышленной переработки на Мадагаскаре (20 млн UA).
30 В целом, проекты, завершенные в 2020 г. по данной программе, позволили 16,4 млн человек (дополнительно) начать пользоваться преимуществами роста продуктивности сельского хозяйства. Было построено 3099 км подъездных дорог, обеспечено земледелие на новых или реконструированных землях площадью 16 500 га [7].
31 В 2020 г. по 2-й программе («Предоставь энергию и мощность Африке»), было одобрено финансирование на общую сумму 462,7 млн UA. В частности, были запущены - программа ускорения развития рынка мини-электросетей в Африке ($7 млн), программа поддержки электроэнергетики и зеленого роста в Египте (225 млн евро). Было начато: строительство гидроэлектростанции в Танзании ($120 млн, ожидаемый среднегодовой объем производства электроэнергии составит 181 ГВт-ч, что позволит обеспечить потребности в электроэнергии более 133 тыс. домохозяйств, ожидается снижение себестоимости электроэнергии в регионе с $0,33 за кВт-ч до $0,04; развитие структур передачи электроэнергии в Кот-д’Ивуар (1,62 млн евро; проект позволит обеспечить электроэнергией около 1400 населенных пунктов в 11 районах страны, подключить около 120 тыс. домохозяйств к национальной электросети).
32 В целом, в 2020 г. завершенные проекты по этой программе Банка, позволили обеспечить доступ к электричеству 260 тыс. человек, было простроено или модернизировано 327 км линий распределения электроэнергии, 175 км линий электропередач, созданы новые мощности по производству 202 МВт электроэнергии (101 МВт - возобновляемые источники энергии) [7].
33 В 2020 г. общий объем финансирования проектов по 3-й программе («Развивай индустриализацию Африки») составил 199,2 млн UA. В частности, были профинансированы следующие проекты - индустриализация и поддержка финансового сектора на Мадагаскаре (12,1 млн. UA, ожидается рост более чем на 40% предоставления потребительских кредитов); повышение эффективности и устойчивости кустарной промышленности и малых предприятий в Гвинее-Биссау, Либерии и Сьерра-Леоне (1 млн UA).
34 Отдельные проекты и программы, завершенные в 2020 г. по этой программе, обеспечили строительство (или ремонт) 926 км дорог, из которых 773 км находятся в странах с низким уровнем дохода; 1,4 млн человек воспользовались результатами завершенных инвестиционных проектов [7].
35 В 2020 г. общий объем финансирования проектов по 4-й программе («Интегрируй Африку») составил 183,7 млн UA. Можно выделить следующие проекты: поддержка систем здравоохранения стран с низким уровнем дохода (Гамбия, Мали и Нигер) в борьбе с пандемией COVID-19 (12,6 млн UA); создание единого африканского рынка авиаперевозок (1 этап, 4,5 млн UA); строительства железнодорожного моста через реку Конго (этап I, 19,7 млн ​​UA); подготовка технико-экономического обоснования строительства железной дороги, соединяющей Эфиопию и Судан (2,2 млн UA); развитие региональной сети автомобильных дорог в бассейне озера Чад (32,1 млн UA).
36 Проекты, завершенные в 2020 г. обеспечили строительство (или ремонт) 356 км трансграничных дорог, 9,2 млн человек получили доступ к лучшим транспортным услугам [7].
37 В 2020 г. общий объем финансирования проектов и программ по 5-й программе («Обеспечь улучшение качества жизни для жителей Африки») составил 3,2 млрд UA. В частности, было выделено финансирование на: медицинские операции (349 млн UA, улучшение инфраструктуры здравоохранения по всему континенту, борьба с пандемией COVID-19), водоснабжение и санитария (204,45 млн UA), многоцелевое освоение водных ресурсов в Руанде (121,5 млн евро, создание гидроэнергетической мощности в 740 кВт, годовая выработка электроэнергии составит 5 719 МВт-ч; будут орошаться 7 380 га земель; будет обеспечено водоснабжение для 300 тыс. человек.
38 Отдельные проекты и программы, завершенные в 2020 г. по данной программе, позволили 8,3 млн человек получить новый или улучшенный доступ к водоснабжению и санитарии, 170 тыс. получили улучшенный доступ к образованию, было обучено 118 тыс. человек [7].
39 Приведенные примеры выполненных только в 2020 г. проектов (год активной фазы пандемии COVID-19), позволяют говорить о том, что АфБР успешно действует по выбранным стратегическим направлениям, проекты непосредственно влияют на экономику африканских стран, создают рабочие места.
40 Необходимо отметить, что использованием Банком формулировки «инклюзивный рост» не является случайным - еще в 2016 г. сотрудники АфБР провели экспериментальную количественную оценку динамики инклюзивного роста в странах Северной Африки (использовались статистические данные международных организаций) [11]. Как следствие, Банк учитывает необходимость инклюзивности при разработке стратегии сотрудничества с африканскими странами.
41

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА

42 Проблема оценки эффективности деятельности АфБР связана со сложностью «присвоения» результатов развития одному банку развития: результаты развития обусловлены не только конкретными вмешательствами Банка, но и внешними факторами и решениями, принятыми многочисленными участниками, включая правительства, компании, домохозяйства и пр.
43 Для решения этих методологических проблем Банк использует 4-х уровневую систему измерения результатов, которая отслеживает производительность в достижении целей развития - показатели уровня 1 позволяют оценивать динамику развития в Африке в целом, показатели уровня 2 - вклад Банка в развитие при выполнении всех операций, показатели уровня 3 - качество операций банка, а показатели уровня 4 - эффективность Банка как организации.
44 Например, для оценки инклюзивного роста измеряется динамика по четырем направлениям: экономической, социальной, пространственной интеграции и политической инклюзии [12].
45 Многоуровневая система оценки результатов Банка имеет следующую структуру:
46 - Уровень 1. Динамика развития Африки. Результат коллективных усилий стран, партнеров по развитию и частного сектора. Для оценки значений индикаторов уровня 1 используются статистические данные международных организаций (например, МВФ и
47 Всемирного банка).
48 - Уровень 2: Влияние операций Банка. Оценивается влияние завершенных операций Банка на развитие. Информация включает в себя результаты проектов и программ (например,
49 количество построенных километров дорог, сокращение времени в пути и др.) и, как правило, описание бенефициаров проектов. Используются средние значения за период. В частности, Банк отчитывается только о собственном вкладе в проект (программу).
50 - Уровни 3 и 4: оценка эффективности и результативности деятельности Банка. Осуществляется оценка организационной эффективности Банка и реализуется мониторинг ее динамики (в частности, финансовых показателей, способности привлекать ресурсы, эффективности). Данные предоставляются информационными системами Банка.
51 Для оценки динамики результатов используется система «светофор» (позволяет перевести количественные показатели в качественные и идентифицирует достижение целей Банка по всем 4-м уровням). Цвета - зеленый, желтый или красный - назначаются для каждого показателя (зеленый сигнализирует о том, что индикатор достиг 95% или более от годового целевого показателя, желтый - менее 95%, но выше базового значения, и красный - значение индикатора ниже базового значения).
52 В частности, для оценки деятельности на уровне 1 («Развитие Африки»), Банк использует следующие показатели:
53 - рост реального валового внутреннего продукта (ВВП) (%),
54 - ВВП на душу населения (в $),
55 - индекс эффективности государственного управления в Африке (изменяется от 0 до 100, чем больше, тем выше качество),
56 - эффективность производства (кг выбросов CO2 на единицу ВВП в $) [12].
57 АфБР начал использовать инновационные подходы к оценке своего влияния на экономическое развитие - оцениваются не только прямые эффекты (например, люди, которые получили работу в связи с реализацией проекта), но также косвенные (например, рабочие места в цепочке поставок) и индуцированные эффекты (например, рабочие места, созданные проектом). Данный подход позволяет Банку отслеживать, как его финансирование «проходит» через экономику и измерять соответствующее влияние на ее развитие [12].
58 Департамент IDEV (Independent development evaluation) Банка занимается повышением эффективности его деятельности с помощью: независимых оценок, контроля над процессами. IDEV проводит независимую оценку операций, политики и стратегий БР, анализируя проекты, программы, регионы и страны. Материалы проверок отчетов о завершении проектов предоставляет правлению и руководству Банка, его персоналу доказательства качества проектов, позволяют готовить рекомендации, направленные на обеспечение более качественной разработки, реализации и мониторинга проектов.
59 Система регистрации действий управления была создана в Банке еще в 2013 г. Эта система использует оценки IDEV, в нее загружаются индивидуальные рекомендации, ответы руководителей подразделений Банка. Далее руководство Банка готовит и вводит в систему необходимые управляющие воздействия. В частности, по состоянию на 31 декабря 2019 г., в системе было зарегистрировано 54 оценки, 486 рекомендаций и 827 действий (70% выполнявшихся действий были завершены, а 23% - продолжались) [13].
60 В 2019 г. подразделение проверки Банка реализовала две проверки соответствия и три мониторинговых отчета по жалобам, связанным с проектами в сферах агробизнеса, энергетики и транспорта в Гвинее, Мали, Сенегале, Южной Африке и Уганде. Руководство АфБР одобрило рекомендации по выборочной проверке проектов, связанных с частными предприятиями в Тунисе и двумя государственными предприятиями (транспорта и водоснабжение) - в Камеруне [14].
61 По мнению автора, именно оценка качества реализации проектов, возможность использования Банком корректирующих управляющих воздействий, определяют эффективность его деятельности, его влияние на экономический рост [15].
62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

63 Банки развития обеспечивают проведение промышленной политики, долгосрочное финансирование проектов и программ, развивают возможности государственно-частного партнерства; значение БР для мировой экономики, ее роста определяется величиной активов БР и объемами ежегодно выдаваемых кредитов. По мнению специалистов, воздействие БР на экономический рост непосредственно связано с операциями этих банков и их качеством.
64 Несмотря на то, что Африканский банк развития работает во всех странах Африки, 50% его кредитного портфеля приходится на пять стран - Марокко, Тунис, Египет, Южную Африку и Нигерию. Банк демонстрирует стабильный объем прибыли, что позволяет говорить о его финансовой устойчивости [7].
65 Проекты и программы, выполненные Банком, в частности, в 2020 г., обеспечили, строительство подъездных и трансграничных дорог, десятков мостов, был постое большой объем линий электропередач (обеспечение доступа к электроэнергии сотен тысяч человек); реализуются проекты в области возобновляемых источников энергии; создан большой объем новых рабочих мест, обеспечено улучшение водоснабжения и санитарии части населения Африки.
66 Банк активно использует софинансирование проектов и программ, помимо собственных средств, привлекаются и используются средства других инвесторов.
67 Таким образом, можно говорить о том, что влияние АфБР на инклюзивный экономический рост стран Африки осуществляется с помощью реализуемых проектов и программ, их прямого (создание новых рабочих мест) и косвенного влияния на экономику как отдельных стран, так и групп стран.

Библиография

1. De Luna-Martínez J. 2017 Survey of National Development Banks / J. De Luna-Martínez / Global report//World Bank Group. https://documents1.worldbank.org /curated/en/977821525438071799/pdf/2017-Survey-of-National-development-banks.pdf (accessed 22.06.2019)

2. Griffith-Jones S. 2021. The roles and importance of development banks. CEPAL, Seminario Fiscal, 23 de abril, 2021. https://www.cepal.org/sites/default/files/presentations/stephany_griffith-jones.pdf (accessed 15.06.2021)

3. Wruuck P. 2015. Promoting investment and growth: The role of development banks in Europe. Deutsche Bank research. EU Monitor. Global financial markets. https://www.dbresearch.com/PROD/RPS_ENPROD/PROD0000000000441779/Pro-moting_invest-ment_and_growth%3A_The_role_of_devel.pdf?undefined&realload=QupVP6f/SfhfaTR8WxQ8ARsS1iEl2xZ4uGeiE7dPt~IJNFTs9zz4jOx1K2puPMg1 (accessed 07.01.2019)

4. Musacchio A., Lazzarini S., Makhoul P., Simmons E. 2017. The Role and Impact of Development Banks. A Review of their Founding, Focus, and Influence. March 2017. https://people.brandeis.edu/~aldom/papers/The%20Role%20and%20Impact%20of% 20Development%20Banks%20-%203-9-2017.pdf (accessed 11.01.2020)

5. Heider C. 2017. Why Measurement Matters in Development Financial Institutions. September 26, 2017. https://ieg.world bankgroup.org/blog/why-measurement-matters-development-financial-institutions (accessed 15.03.2019)

6. Dünhaupt P., Herr H. 2020. Trade, Global Value Chains and Development. What Role for National Development Banks? Berlin School of Economics and Law, Institute for International Political Economy (IPE). https://www.ipe-berlin.org/fileadmin/institut-ipe/Dokument/WorkingPapers/ipe_working_paper_143.pdf (accessed 15.04.2021)

7. African Development Bank Group. Annual report 2020. https://www.afdb.org/en/documents/annual-report-2020 (accessed 15.07.2021)

8. Japan Credit's Rating. Issuer Report. November 2020. https://www.afdb.org/en/documents/japan-credits-rating-issuer-report-november-2020 (accessed 20.05.2021)

9. Сапунцов А.Л. Институциональные подходы к регулированию деятельности иностранных инвесторов в Уганде и ее инвестиционный кодекс. Экономические отношения. 2020. № 4. С. 1131-1142.

10. How the African Development Bank and Korea are transforming African villages and boosting rural economies.2018. https://www.afdb.org/en/projects-and-operations/selected-projects/how-the-african-development-bank-and-korea-are-transforming-african-villages-and-boosting-rural-economies-167 (accessed 15.07.2021)

11. Measuring Inclusive Growth: From Theory to Applications in North Africa. Working Paper. North Africa Policy Series. African development bank. 2016 https://www.afdb.org/fileadmin/uploads/afdb/Documents/Publications/North Africa. Working paper. Measuring Inclusive Growth. From theory to applications in North Africa.pdf (accessed 20.05.2021)

12. Annual Development Effectiveness Review 2019. Integrating Africa, Connecting People. African Development Bank Group. https://www.afdb.org/fileadmin/uploads/afdb/Documents/DevelopmentEffectivenessReview.2019/ADER_2019__EN.pdf (accessed 20.05.2020)

13. Independent development evaluation (IDEV). African development bank. Annual report 2019. From experience to knowledge and learning. https://www.afdb.org/en/news-and-events/idev-2019-annual-report-experience-knowledge-and-learning-35401 (accessed 20.05.2020)

14. Independent Review Mechanism. Annual Report 2019. African development bank group. https://www.afdb.org/en/documents/inde-pendent-review-mechanism-annual-report-2019 (accessed 22.03.2021)

15. Матвеевский C.C. Африканский банк развития: особенности реализации проектов в сельском хозяйстве. Аграрный научный журнал. 2016. № 2. С. 87-91.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести