Китай в глобальной архитектуре гуманитарной помощи
Китай в глобальной архитектуре гуманитарной помощи
Аннотация
Код статьи
S032150750019242-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Смирнова Вероника Александровна 
Должность: аспирантка, факультет мировой экономики и мировой политики
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
43-49
Аннотация

В статье рассмотрены аспекты растущей вовлеченности Китая в систему глобального гуманитарного управления. С одной стороны, в эпоху Си Цзиньпина позиция Китая по гуманитарной повестке стала более активной, включая рост объемов помощи, инициирование институциональных изменений в системе координации и распределения и большее внимание вопросу на уровне планирования. С другой стороны, Китай активнее использует многосторонние платформы: более тесно сотрудничает с учреждениями ООН с гуманитарным мандатом и Международным Комитетом Красного Креста и развивает собственные инициативы. Вместе с тем эти шаги все еще не позволяют Китаю приблизиться к традиционным донорам по уровню влияния в гуманитарной сфере. По сравнению с традиционными донорами материальный вклад Китая невелик. Специфика же гуманитарной помощи Китая - предоставление преимущественно по запросу и тесная связь с помощью развитию - имеет как позитивные, так и негативные эффекты. Так, большей гибкости сопутствуют непредсказуемость и неоднозначный имидж Китая как гуманитарного донора, соответственно.

Делается вывод, что ключевые усилия Китай прилагает на уровне риторики, используя сотрудничество по линии Юг-Юг для построения имиджа надежного партнера в международном сообществе и усиления переговорной позиции по продвижению собственных идей в рамках сложившейся системы. Основу стратегии Китая можно охарактеризовать фразой «наблюдай и учись». Акцент делается не на формировании альтернативных институтов в противовес существующей системе, а на перенимании опыта и мягком встраивании собственных инициатив.

Ключевые слова
Китай, гуманитарная помощь, сотрудничество Юг-Юг, CIDCA, Шелковый путь здоровья, SSCAF
Классификатор
Получено
21.12.2021
Дата публикации
24.03.2022
Всего подписок
14
Всего просмотров
1642
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 ВВЕДЕНИЕ
2 Подъем в 2000-х гг. экономики развивающихся стран, под которыми традиционно подразумеваются страны с более низким уровнем   ВВП   на душу населения  по сравнению с другими государствами и странами, вызвал изменения в международной системе распределения помощи. Наряду с экономическим ростом развивающиеся экономики увеличили объем своей помощи до такой степени, что ее начали воспринимать как возможную альтернативу помощи традиционных доноров.
3 Дальнейшему усилению роли новых доноров способствовала неспособность традиционных доноров эффективно справляться с глобальными кризисами и их последствиями - мировым финансовым кризисом 2008 г., а затем пандемией COVID-19 - а также восприятие их помощи как инструмента неоколониализма. Более широкое участие новых доноров поднимает вопрос о характере их влияния: является ли их подход более эффективным или оказывает негативное влияние на всю систему.
4 С этой точки зрения опыт Китая представляет особый интерес, т.к. он является одной из наиболее влиятельных фигур в группе новых доноров. Наряду с более амбициозным характером своей внешней политики Китай выступает и в роли архитектора собственных гуманитарных инициатив. Вместе с тем появление новых инициатив сопровождается более широким вовлечением Китая в многостороннее сотрудничество.
5 Это поднимает вопрос: в каком направлении Китай стремится развивать свое участие в системе и какое влияние окажет на нее?
6 ПОМОЩЬ ПО ЛИНИЯМ СЕВЕР-ЮГ И ЮГ-ЮГ
7 Возникновение концептуального разделения помощи, получаемой как от развитых стран (помощь Север-Юг), так и от стран развивающихся (помощь Юг-Юг) была обозначена еще в 1955 г. на конференция в Бандунге. В ходе встречи государства и территории Азии, Африки и Ближнего Востока солидарно охарактеризовали колониализм как негативное явление и согласились с необходимостью более активного сотрудничества между странами-участницами1.
1. Centre Virtuel de la Connaissance sur l'Europe. Final Communiqué of the Asian-African conference of Bandung (24 April 1955). 2017. >>>> 7-471f-949a-88b6ae513585.html (accessed 26.08.2021)
8 Самое раннее упоминание термина «новый донор» как категории, противоположной западным донорам, можно найти в работах арабских исследователей, которые использовали его для описания альтернативного подхода к политике помощи членов ОПЕК [1]. Новые доноры рассматривались не только как новые игроки в устоявшейся системе помощи, но, скорее, как сторонники принципиально нового подхода, в значительной степени противоположного колониальному характеру помощи по линии Север-Юг.
9 Тем не менее, попытки выделить специфику помощи новых доноров проблематичны. Профессор Департамента социальных наук и исследований в области развития Университета Йорка Ф.Кадир, анализируя специфику сотрудничества по линии Юг-Юг, подчеркивает, что развивающиеся страны продвигают идеи солидарности, горизонтальности и безусловности [2]. Эти характеристики представляются расплывчатыми по сравнению с системой, установленной западными странами с согласованными принципами, мерами по оценке эффективности, отчетами об объеме помощи и т.д. На практике среди новых доноров нет однородности, за исключением заявленных идей. Конкретные модели сотрудничества, сферы и регионы распределения помощи выбираются на основе их идентичности, опыта и существенно различающихся целей [3]. В этом отношении помощь Юг-Юг, по-видимому, представляет собой собирательную концепцию, оспаривающую универсальный характер помощи по линии Север-Юг, а не практическую модель с определенными стратегиями и принципами.
10 Разница между двумя подходами в большей мере касается идентичности. Подход по линии Юг-Юг пытается критиковать колониалистский и патерналистский характер линии Север-Юг с еее устоявшимся кругом стран-доноров и реципиентов, с одной стороны, и представляет собой альтернативу, основанную на горизонтальности с подчеркнутым взаимным характером - с другой.
11 ОСОБЕННОСТИ ПОМОЩИ КИТАЯ В ЭПОХУ СИ ЦЗИНЬПИНА
12 Обзор изменений в риторике и структуре гуманитарной помощи Китая позволяет выявить основные тенденции, которые возникли или значительно усилились в эпоху Си Цзиньпина - растущую активность в гуманитарном направлении и стремление как сделать свою помощь более заметной, так и улучшить ее восприятие реципиентами.
13 При руководстве Си Цзиньпина гуманитарная помощь Китая стала более разнообразной и активной. Ключевые изменения в подходе можно увидеть из анализа Белой книги «Сотрудничество в области международного развития в новую эпоху», выпущенной в 2021 г.2 Примечательно, что, по сравнению с Белыми книгами 2011 и 2014 гг., в ней уделяется большее внимание сфере гуманитарной помощи: ей была посвящена отдельная глава «Совместное реагирование на глобальные гуманитарные вызовы».
2. CIDCA. Full Text: China's International Development Cooperation in the New Era. 2021, January 10. >>>> (accessed 22.07.2021)
14 Выражена тенденция в сторону увеличения объемов гуманитарной помощи. Однако цифры представляются хаотичными и непредсказуемыми. Так, объем помощи значительно варьировался от $6,58 млрд в 2013 г. до $128,6 млрд - в 2017 г. (см. граф. 1).
15

16 График 1. Объем гуманитарной помощи Китая по типам получателей, $ млн.
17 Graph 1. China’s humanitarian aid volume by recipient type, $ mln.
18 Источник: >>>> (accessed 02.05.2021)
19 Ключевым моментом является то, что у Китая нет четкой политики по предоставлению помощи: ресурсы распределяются по запросу для непосредственного направления ресурсов реципиентам в условиях ЧС. Вместе с тем реальные цифры могут значительно отличаться от тех, которые публикуются агентствами, отслеживающими объемы помощи, так как Китай не предоставляет официальной статистики. В частности, М.Хироно, доцент японской Школы глобальных гуманитарных наук Университета Рицумейкан, отмечает, что доступная статистика может, например, не включать стоимость развертывания международных поисково-спасательных групп [4]. Следовательно, имеющиеся цифры позволяют лишь приблизительно отследить тенденции в изменениях объемов помощи.
20 На основе имеющихся данных можно отследить еще одну усиливающуюся тенденцию, отмеченную в Белой книге, - более тесное сотрудничество с многосторонними учреждениями при распределении гуманитарной помощи (см. граф. 1).
21 Тем не менее, масштаб помощи Китая остается относительно небольшим (см. граф. 2) по сравнению с традиционными донорами, что ставит под сомнение его возможность значительно влиять на гуманитарную систему. Скорее, Китай представляет собой наиболее заметного игрока в рамках продвижения подходов к предоставлению помощи, альтернативных линии Север-Юг, и их наиболее последовательным сторонником, находящемся в авангарде новых доноров.
22 С точки зрения внутренних изменений, ключевым событием в период Си Цзиньпина стало учреждение нового агентства, вовлеченного в распределение гуманитарной помощи. В марте 2018 г. было создано Агентство международного сотрудничества в области развития (China International Development Cooperation Agency, CIDCA). Согласно «Плану углубления институциональной реформы партии и государства», утвержденному 13-м Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП) в 2018 г., новое агентство должно было находиться под прямым контролем Госсовета. Общая цель заключалась в улучшении координации помощи Китая и повышении ее эффективности в рамках «дипломатии великой державы» и строительства «Пояса и пути»3.
3. State Council of the PRC. 中共中央印发《深化党和国家机构改革方案》(全文) [The CPC Central Committee Issued the Plan for Deepening the Reform of Party and State Institutions (Full Text)]. 2018, 21 March. >>>> (accessed 27.08.2021)
23

24 График 2. Объем помощи Китая и ключевых традиционных доноров, $ млн.
25 Graph 2. China’s and key tradition donors’ humanitarian aid volume, $ mln.
26 Источник: >>>> (accessed 02.05.2021)
27 Между тем, способность CIDCA повысить общую эффективность ставится под сомнение. Во-первых, «три исполнительных рычага» китайской помощи - Исполнительное бюро международного экономического сотрудничества, Китайский международный центр экономических и технических обменов (China International Centre For Economic & Technical Exchanges, CICETE) и Академия для международных служащих компаний - остались под юрисдикцией Министерства коммерции [5]. Во-вторых, ключевые руководящие должности в CIDCA заняли сотрудники Департамента внешней помощи Министерства иностранных дел [5]. Сохраняющийся контроль Министерства коммерции демонстрируют, что коммерческие интересы по-прежнему имеют ключевое влияние на формулирование политики помощи, с одной стороны, и ставит под сомнение возможность CIDCA действовать автономно в качестве координационного механизма, с другой.
28 Создание CIDCA также не решило проблему институциональной фрагментации. Ключевой проблемой является отсутствие четкого разделения ответственности и межведомственной координации. Примечательно, что CIDCA не получило контроля над бюджетом внешней помощи, что также ставит под сомнение его способность контролировать принятие решений [5]. Несмотря на то, что наблюдается тенденция в сторону оптимизации помощи, институциональная перестройка сама по себе не кажется эффективным инструментом для построения согласованной системы, которая требует соответствующих регуляторных изменений.
29 В данный момент CIDCA является, скорее, инструментом создания положительного имиджа Китая. Так, было предпринято ряд шагов, чтобы сделать внешнюю помощь Китая более заметной. Во-первых, 25 ноября 2019 г. CIDCA объявило о запуске нового логотипа, который будет использоваться в проектах внешней помощи Китая, и опубликовало инструкции по его использованию4. Во-вторых, CIDCA превратилось в центр, распространяющий информацию о деятельности Китая в сфере предоставления гуманитарной помощи. На официальном веб-сайте CIDCA опубликованы новости о помощи Китая, соответствующие документы и законы, интервью с китайскими чиновниками, информация о специальных проектах (инициатива «Пояс и путь», Чрезвычайная гуманитарная помощь, Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. и др.) на китайском, английском и французском языках5.
4. CIDCA. 中国政府发布新的对外援助标志的公告 [Announcement on launch of Chinese government's new foreign aid logo]. 2019, 25 November. >>>> (accessed 22.09.2021)

5. CIDCA [Official website]. >>>> (accessed 27.08.2021)
30 ПОМОЩЬ КИТАЯ В РАМКАХ МНОГОСТОРОННИХ ФОРМАТОВ
31 Изменения в гуманитарной политике Китая в эпоху Си Цзиньпина заметны и при рассмотрении взаимодействия в рамках многосторонних форматов. С одной стороны, Китай внедряет гуманитарную компоненту в собственные инициативы - «Шелковый путь здоровья», реализуемый в рамках мегапроекта «Пояса и пути», и Фонд содействия сотрудничеству Юг-Юг (South-South Cooperation Assistance Fund, SSCAF), с другой - более тесно взаимодействует с учреждениями ООН.
32 В рамках мегапроекта «Пояса и пути» гуманитарный компонент носит скорее вспомогательный характер. Необходимость включения гуманитарной повестки была сформулирована не на начальной стадии, а по мере развития «Пояса и пути» для противодействия критике эксплуататорского характера предлагаемых проектов, обеспечения стабильной ситуации в странах-членах и продвижения имиджа ответственной державы в международном сообществе.
33 Впервые намерения по включению гуманитарного направления были обозначены в 2015 г. в документе, совместно опубликованном Национальной комиссией по развитию и реформам, МИД и Министерством коммерции КНР - «Видение и действия, направленные на продвижение совместного строительства "Экономического пояса Шелкового пути" и "Морского Шелкового пути 21-го века"». Особое внимание в нем было уделено развитию направления здоровье6. Конкретные примеры сотрудничества в рамках впоследствии выдвинутой инициативы «Шелкового пути здоровья» включают несколько проектов по лечению инфекционных заболеваний в районе Большого Меконга и совместные тренинги медицинского персонала с АСЕАН, Россией и странами Центральной Европы7. Инициатива была также положительно воспринята тогдашним генеральным директором ВОЗ Т.Гебрейесусо8 и экс-премьер-министром Италии Дж.Конте, выразившим готовность совместно с Китаем строить «Шелковый путь здоровья»9.
6. State Council of the PRC. 推动共建丝绸之路经济带和21世纪海上丝绸之路的愿景与行动 [Vision and Actions on Jointly Building Silk Road Economic Belt and 21st-Century Maritime Silk Road]. 2015. >>>> _2839723.htm (accessed 27.12.2021)

7. National Health Commission of the PRC. 国家卫生计生委关于推进“一带一路”卫生交流合作三年实施方案(2015-2017) [Three-year Plan for the Implementation of the 'Belt and Road Initiative' Health Exchange and Cooperation (2015-2017)]. 2015, 14 October. >>>> (accessed 27.08.2021)

8. WHO. Towards a Health Silk Road. 2017. August 18. >>>> (accessed 14.08.2021)

9. Ministry of Foreign Affairs of the PRC. President Xi Jinping Talked with Italian Prime Minister Giuseppe Conte over the Phone. 2020, March 16. >>>> (accessed 27.08.2021)
34 Также в 2015 г. на Саммите ООН по устойчивому развитию Си Цзиньпин объявил о создании SSCAF10. Проект был представлен как намерение Китая поддержать развивающиеся страны в достижении целей устойчивого развития. Инициатива вписывается в логику усилий Китая по укреплению влияния в рамках сотрудничества Юг-Юг. Так, ранее Китай уже участвовал в таких формах помощи, как, например, Программа сотрудничества Юг-Юг ФАО и Китая. SSCAF, как собственная инициатива Китая, - шаг, отражающий растущую активность в данном направлении.
10. UN. Towards Win-win Partnership for Sustainable Development: Remarks by H.E. Xi Jinping President of the People's Republic of China At the United Nations Sustainable Development Summit. 2015, September 26. >>>> (accessed 15.08.2021)
35 В 2019 г. CIDCA, Министерство коммерции и CICETE опубликовали «Основные сведения о проектах Фонда содействия сотрудничеству Юг-Юг» с 2015 по 2018 гг.11Все проекты были реализованы в сотрудничестве с учреждениями ООН и Международным комитетом Красного Креста, а ключевыми направлениями стали реконструкция после стихийных бедствий, продовольственная помощь и урегулирование кризисов беженцев. Анализ новостей на официальном сайте CIDCA показывает, что в последующие годы SSCAF развивался в том же направлении - фокусировался на гуманитарной сфере, укрепляя связи с агентствами ООН для оказания помощи в рамках направления Юг-Юг12.
11. South-South Cooperation Assistance Fund Projects Highlights / MOFCOM, CIDCA, CICETE. 2019. >>>> (accessed 21.08.2021)

12. CIDCA [Official website]. >>>> (accessed 27.08.2021)
36 В целом, масштаб и характер деятельности в рамках собственных инициатив Китая демонстрирует его стремление улучшить имидж и усилить влияние в рамках устоявшейся глобальной гуманитарной системы.
37 При прямом сотрудничестве с учреждениями ООН по гуманитарной повестке Китай также делает акцент на продвижении проектов по линии Юг-Юг. Основной фокус - организация образовательных мероприятий для чиновников и экспертов из развивающихся стран по вопросам продовольственной безопасности, здоровья и реагирования на ЧС.
38 Наиболее показателен пример сотрудничества Китая с ФАО: стороны имеют длительные институциональные связи в рамках сотрудничества Юг-Юг. Так, в 2009 г. при поддержке Целевого фонда ФАО - Китай была запущена Программа сотрудничества Юг-Юг ФАО и Китая13. Программа включает проекты по трансферу технологий и инноваций, разработку практических рекомендаций и организацию тренингов для экспертов. Их цель - оказание помощи развивающимся странам в достижении ЦУР «Нулевой голод» посредством обеспечения продовольственной безопасности, улучшения доступа к продовольствию и внедрения более эффективных и устойчивых технологий в сельском хозяйстве.
13. FAO. South-South Cooperation: Our Partners. >>>> (accessed 05.09.2021)
39 Сотрудничество с учреждениями ООН проходит через этап установления более тесных партнерских отношений, перенимания полезного опыта и поиска наиболее эффективных областей для совместных действий. Так как наблюдается тенденция к большей опоре на многосторонние механизмы, что также подчеркивается в Белой книге 2021 г., связи с учреждениями ООН могут приобрести более системный характер.
40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
41 Основные усилия Китая в рамках глобального гуманитарного управления направлены на попытки увязывания своей помощи с идеями сотрудничества по линии Юг-Юг. В то время как материальный вклад Китая сравнительно невелик, он продвигает право незападного мира придерживаться своего собственного пути развития, отличного от подразумевающего универсалистский подход ко всем сферам международного взаимодействия. В сфере гуманитарного управления он сосредоточен на отрицании западного патерналистского подхода. Специфика сотрудничества по линии Юг-Юг заключается в том, что оно стремится добавить к утвердившейся системе идею солидарности развивающихся стран и исключить патерналистский тон Север-Юг из отношений донор-реципиент.
42 С точки зрения материального вклада, есть ряд проблем, препятствующих становлению Китая как гуманитарного игрока с сильным глобальным влиянием, способного инициировать значительные системные изменения.
43 Во-первых, объем гуманитарной помощи Китая отстает от помощи традиционных доноров. Китай может выступать альтернативой традиционным донорам в отдельных случаях, однако с глобальной точки зрения его влияние невелико. Гуманитарное управление опирается на усилия традиционных доноров, являющихся основными поставщиками необходимых ресурсов.
44 Во-вторых, гуманитарная политика Китая не систематизирована. С одной стороны, помощь чаще оказывается по запросу, а не имеет системный характер. Хотя этот подход обладает гибкостью, он не порождает устойчивых ожиданий в отношении ответственности Китая - уверенности в том, что он будет играть растущую роль в глобальных гуманитарных усилиях. С другой стороны, отсутствует централизованная система распределения помощи. В ней задействовано множество участников с пересекающимися обязанностями.
45 В-третьих, сильная связь между гуманитарной помощью и помощью развитию противоречиво влияет на восприятие Китая как донора. Связь с проектами в области развития представляет гуманитарную помощь как попытку обелить их негативный образ.
46 С точки зрения риторики, шаги Китая направлены на продвижение альтернативных подходов в логике сотрудничества по линии Юг-Юг для усиления своего влияния.
47 С одной стороны, развитие гуманитарных инициатив Китая по направлению Юг-Юг прочно интегрировано в сотрудничество с учреждениями ООН. Собственные многосторонние инициативы Китая продвигаются также в рамках такого сотрудничества. Это позволяет как получить опыт сотрудничества с учреждениями с гуманитарным мандатом, перенять их знания и устоявшиеся практики, так и предложить свои идеи для их мягкой трансформации. Кроме того, проявляя себя как надежный партнер, Китай наращивает свою переговорную силу для продвижения собственных инициатив.
48 С другой стороны, Китай преимущественно позиционирует себя как партнера по обмену знаниями, служащего мостом между Севером и Югом. Его деятельность в рамках собственных инициатив сосредоточена на организации образовательных мероприятий для передачи знаний Глобальному Югу при поддержке Севера. Он не пытается пересмотреть установленные нормы или сформировать альтернативные институты в противовес гуманитарной системе, в которой доминирует Запад. На данном этапе стратегию Китая можно в большей мере охарактеризовать как «наблюдай и учись».

Библиография

1. Shihata I., Mabro R. The OPEC Aid Record. World Development. 1979. Vol. 7. No 2. Pp. 161-173.

2. Quadir F. Rising Donors and the New Narrative of СSouth-SouthТ Cooperation: What Prospects for Changing the Landscape of Development Assistance Programmes. Third World Quarterly. 2013. Vol. 34. No 2. Pp. 321-338.

3. South-South Cooperation Beyond the Myths : Rising Donors, New Aid Practices. L.: Palgrave Macmillan, 2017. 353 p.

4. Hirono M. Exploring the links between Chinese foreign policy and humanitarian action : Multiple interests, processes and actors / Humanitarian Policy Group. L.: Overseas Development Institute, 2018. 36 p. https://cdn.odi.org/media/documents/12015.pdf (accessed 05.08.2021)

5. Zhang D., Ji H. The new Chinese aid agency after its first two years. Relief Web. 2020. April 22. https://reliefweb.int/report/china/new-chinese-aid-agency-after-its-first-two-years (accessed 27.08.2021)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв

(additional_1.jpg) [Ссылка]

(additional_2.jpg) [Ссылка]

(additional_3.jpg) [Ссылка]

(additional_4.jpg) [Ссылка]

Перевести