НЕОЖИДАННОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО О РАННЕВИЗАНТИЙСКОЙ ЗОЛОТОДОБЫЧЕ В СЛАВЯНСКОЙ ЛИТУРГИИ
НЕОЖИДАННОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО О РАННЕВИЗАНТИЙСКОЙ ЗОЛОТОДОБЫЧЕ В СЛАВЯНСКОЙ ЛИТУРГИИ
Аннотация
Код статьи
S0321-03910000392-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
166-171
Аннотация
Моление к Богу за каторжников, содержащееся в литургии Василия Великого, до сих пор считалось пережитком языческих гонений. Между тем в двух древнерусских рукописях этой литургии, переписанных в XIV в., содержится мольба за тех, «иже златую руду копают по гневу цесареву». Эта интерполяция восходит к недошедшей греческой версии. Она доказывает, что труд политических узников продолжал использоваться на рудниках и в IV в.
Ключевые слова
Золотодобыча, языческие гонения, Ранняя Византия, литургия Василия Великого, славянская литургия
Классификатор
Дата публикации
01.07.2013
Всего подписок
1
Всего просмотров
473
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Алексеев А.А. 1999: Текстология славянской Библии. СПб.
  2. Афанасьева Т.И. 2012: Древнеславянский перевод литургии в рукописной традиции XI-XIII вв. Автореф. д-ра филол. наук. СПб.
  3. Белоус О.Ю. 1988: Об управлении горными предприятиями в поздней Римской и ранней Византийской империях (IV-VI вв.)//Античная древность и средние века. 24, 143-151.
  4. Йовчева М. 2003: Проблемы текстологического изучения древнейших памятников оригинальной славянской гимнографии//Древнеславянская литургическая поэзия. XIII Международный съезд славистов (Любляна, 15-21 августа 2003). Тематический блок № 14. Доклады. Roma-Sofia, 56-78.
  5. Орлов М.И. 1909: Литургия святого Василия Великого. СПб.
  6. Турилов А.А. 2010: К уточнению объема и состава древнейшего славянского оригинального гимнографического корпуса в древнерусской традиции (на материале минейных служб)//Slavia Cyrillomethodiana. Источниковедение истории и культуры южных славян и Древней Руси. Межславянские культурные связи эпохи средневековья. М., 65-84.
  7. Afanas’eva T.I., Ivanov S.A. 2013: Unexpected Evidence concerning Gold Mining in Early Byzantium//Greek, Roman, and Byzantine Studies. 53, 138-144.
  8. Baumstark A. 1922: Liturgischer Nachhall aus der Verfolgungszeit//Beiträge zur Geschichte des christlichen Altertums und der byzantinischen Literatur. Festgabe Albert Ehrhard zum 60. Geburtstag (14. März 1922) dargebracht von Freunden, Schülern und Verehrern. Bonn-Leipzig, 53-72.
  9. Budde A. 2004: Die Agyptische Basilios-Anaphora. Münster.
  10. Davies J.G. 1958: Condemnation to the Mines. A Neglected Chapter in the History of the Persecutions//University of Birmingham Historical Journal. 6, № 2, 99-107.
  11. Edmondson J.C. 1989: Mining in the Later Roman Empire//JRS. 79, 84-103.
  12. Engberding H. 1963: Das anaphorische Fürbittgebet der Basiliusliturgie//Oriens Christianus. 47, 16-52.
  13. Fenwick J. 1992: The Anaphoras of St. Basil and St. James. An Investigation of Their Common Origin. Roma (Orientalia Christiana Analecta. 240).
  14. Gustafson M. 1994: Condemnation to the Mines in the Later Roman Empire//Harvard Theological Review. 87, 421-43.
  15. Joannes Chrysostomus 1862: In epistulam i ad Timotheum homiliae//Patrologia Graeca. 62.
  16. Millar F. 1984: Condemnation to Hard Labour in the Roman Empire, from the Julio-Claudians to Constantine//Papers of the British School at Rome. 52, 124-147.
  17. Moses 1978: History of the Armenians by Moses Khorenatsi/Translated by R.W. Thomson. Cambr. (Mass.).
  18. Vita Silvestri 1985: Vita sancti Silvestri papae Romae (Cod. Baltimor. 521)//Le ménologe impérial de Baltimore. Bruxelles, 20-33.
  19. Vryonis S. 1962: The Question of the Byzantine Mines//Speculum. 37, № 1, 117.
  20. Winkler G. 2005: Die Basilius-Anaphora. Roma.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести