Буддийское учение об аффектах в контексте индийской классической философии
Буддийское учение об аффектах в контексте индийской классической философии
Аннотация
Код статьи
S023620070008748-9-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Бурмистров Сергей Леонидович 
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт восточных рукописей РАН
Адрес: Российская Федерация, 191186 Санкт-Петербург, Дворцовая наб., д. 18
Выпуск
Страницы
103-127
Аннотация

Уникальность буддизма среди религиозно-философских систем древней и средневековой Индии состояла в том, что только в нем анализу эмоциональной и волитивной сферы личности уделялось специальное внимание. Целью этого анализа было выявление структуры эмоциональной сферы человеческой психики и ее связи с волей для преодоления неблагих состояний сознания (kleśa, «аффект»), порождающих страдание, и достижения высшей религиозной цели буддизма — просветления и нирваны. Буддийское учение об аффектах включает, помимо классификации воли и эмоций, и анализа их взаимосвязи в религиозном контексте, также учение о комплексе психофизических феноменов, которые служат базисом для эмоций и актов воли. В буддийской философии выделяется семь базовых аффектов — страсть (rāga), отвращение (pratigha), самомнение (māna), сомнение (vicikitsā), неведение (avidyā), ложные взгляды (dṛṣṭi), стремление к существованию (bhāva). Они и являются причинами возникновения эмоций, свойственных непросветленному сознанию, и порождаемых эмоциями волитивных импульсов. Из этого видно, что понятие kleśa шире, чем понятие «аффект» в том смысле, как оно понимается в современной психологии. В хинаянских школах буддизма аффекты (kleśa) считались единственным препятствием на пути к нирване. В махаяне же наряду с ними признавалось существование эпистемологических препятствий, которые, сами не будучи аффективно окрашенными, способствуют поддержанию аффектов в непросветленном сознании. Основным таким препятствием считалось восприятие всех понятий и теорий как имеющих референт в реальности. Преодолению этого заблуждения посвятил свои труды Нагарджуна (I – II вв.), основатель махаянской школы мадхьямака (шуньявада), отрицавший реальность даже такого фундаментального различия, как различие между нирваной и сансарой. Асанга (IV век), один из ведущих представителей школы йогачара (виджнянавада), рассматривал связь базовых аффектов с эмоциональной и волитивной сферами психики через призму понятия cetanā — явления психики, порождающего в непросветленном сознании стремление завладеть чем-то или избежать чего-то, которое и является непосредственной причиной страдания, характеризующего всякое сансарическое бытие.

Ключевые слова
религиозно-философские системы древней и средневековой Индии, история психологии, эмоции, воля, буддийская философия, школы буддизма махаяны, йогачара, Асанга, Васубандху
Классификатор
Получено
29.03.2020
Дата публикации
30.03.2020
Всего подписок
41
Всего просмотров
2773
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S023620070008748-9-1 Дата внесения исправлений в статью - 11.03.2020
Цитировать   Скачать pdf

Библиография

1. Аристотель. Никомахова этика / пер. с древнегреч. Н. В. Брагинской // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 53– 93.

2. Брихадараньяка-упанишада / пер. с санскр., предисл. и коммент. А. Я. Сыркина. М.: Наука, ГРВЛ, 1964.

3. Вайнштейн Л.А., Поликарпов В.А., Фурманов И.А. Общая психология. Минск: Современная школа, 2009.

4. Васубандху. Учение о карме / пер. с санскр., предисл. и коммент. Е. П. Островской и В. И. Рудого. СПб.: Петербургское востоковедение, 2000.

5. Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Т. 1. Раздел I. Учение о классах элементов; Раздел II. Учение о факторах доминирования в психике / изд. подгот. Е. П. Островская, В. И. Рудой. М.: Ладомир, 1998.

6. Васубандху. Энциклопедия буддийской канонической философии (Абхидхарма) / сост., пер. с санскр., коммент. и исслед. Е. П. Островской и В. И. Рудого. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006.

7. Ватман С. В. Бенгальский вайшнавизм. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.

8. Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классические буддийские практики. СПб.: Петербургское востоковедение, 2001.

9. Железнова Н. А. Дигамбарская философия от Умасвати до Немичандры: Историко-философские очерки. М.: Восточная литература, 2012.

10. Кессиди Ф. Х. Этические сочинения Аристотеля // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 5– 37.

11. Классическая йога («Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья») / пер. с санскр., введ., коммент. и реконструкция системы Е. П. Островской и В. И. Рудого. М.: Наука, ГРВЛ, 1992.

12. Костюченко В. С. Классическая веданта и неоведантизм. М.: Мысль, 1983.

13. Лама Анагарика Говинда. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. СПб.: Андреев и сыновья, 1993.

14. Лунный свет санкхьи / изд. подгот. В. К. Шохин. М.: Ладомир, 1995.

15. Лысенко В. Г., Терентьев А. А., Шохин В. К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М.: Восточная литература, 1994.

16. Немов Р. С. Психологический словарь. М.: Владос, 2007.

17. Островская Е. П., Рудой В. И. Черное зло аффектов: буддийские представления о причинах страдания // Васубандху. Энциклопедия буддийской канонической философии (Абхидхарма) / сост., пер. с санскр., коммент. и исслед. Е. П. Островской и В. И. Рудого. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. С. 11– 50.

18. Прашастапада. Собрание характеристик категорий («Падартха-дхарма-санграха») с комментарием «Цветущее дерево метода» («Ньяя-кандали») Шридхары / пер. с санскр., предисл., введ. и историко-философские комментарии В. Г. Лысенко. М.: Восточная литература, 2005.

19. Розенберг О.О. Труды по буддизму. М.: Наука, ГРВЛ, 1991.

20. Сутры философии санкхьи / изд. подгот. В.К. Шохин. М.: Ладомир, 1997.

21. Теофраст. Характеры / пер. с древнегреч. В. Смирина // Менандр. Комедии; Герод. Мимиамбы / пер. с древнегреч. М.: Худ. лит., 1964. С. 260–286.

22. Упанишады / пер. с санскр., предисл. и коммент. А.Я. Сыркина. М.: Наука, ГРВЛ, 1992.

23. Чаттерджи А. К. Идеализм йогачары / пер. с англ. Д. Устьянцева. М.: Шечен, 2004.

24. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. М.: Селена, 1994.

25. Чхандогья-упанишада / пер. с санскр., предисл. и коммент. А.Я. Сыркина. М.: Наука, ГРВЛ, 1965.

26. Шадриков В. Д. Введение в психологию: Эмоции и чувства. М.: Логос, 2002.

27. Шохин В. К. Брахманистская философия. М.: Восточная литература, 1994.

28. Шохин В. К. Школы индийской философии: Период формирования (IV в. до н. э.– II в. н. э.). М.: Восточная литература, 2004.

29. Anacker S. Vasubandhu: Three Aspects. A Study of a Buddhist Philosopher. PhD thesis. Madison: University of Wisconsin, 1970.

30. Anuruddha. A Comprehensive Manual of Abhidhamma: The Abhidhammattha Sangaha of Ācariya Anuruddha. Charleston: Charleston Buddhist Fellowship, 2007.

31. Asanga. Abhidharma samuccaya. Ed. by P. Pradhan. Santiniketan: Visva-Bharati, 1950.

32. Asanga. The Summary of the Great Vehicle / Transl. by J. P. Keenan. Berkeley: Numata Center for Buddhist Translation and Research, 2003.

33. Buddhaghosa. The Path of Purification: Visuddhimaga / Transl. by Bhikkhu Ñāṇamoli. Kandy: Buddhist Publication Society, 2010.

34. Haggard P., Lau H. What is Volition? // Experimental Brain Research, 2013. Vol. 229 (3). P. 285–287.

35. Maitreya. Middle Beyond Extremes: Maitreya’s Madhyāntavibhāga with commentaries by Khenpo Shenga and Ju Mipham / Transl. by the Dharmachakra Translation Committee. Ithaca, Boulder: Snow Lion, 2006.

36. Nāgārjuna. Madhyamakaśāstra with the Commentary “Prasannapadā” by Candrakīrti. Ed. by P. L. Vaidya. Darbhanga: The Mithila Institute of Post-Graduate Studies and Research in Sanskrit Learning, 1960.

37. Sthiramati. Abhidharmasamuccayabhāṣyam. Ed. by N. Tatia. Patna: Kāśīprasāda Jāyasavāla Anuśīlana Saṃsthā, 1976.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести