Догэн и почитание бодхисаттвы каннон в Японии XIII века. К публикации трактата "Внимающий звукам"

Код статьи
S0236-20070000392-2-1
DOI
10.31857/S70000392-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Номер 6
Страницы
113-129
Аннотация
Почитание будд и бодхисаттв в Японии можно обсуждать на трёх уровнях: с точки зрения его канонических источников, его действительного бытования и его ос- мысления в трудах японских мыслителей разных школ. Взаимосвязь между этими тремя уровнями можно рассмотреть на примере бодхисаттвы, особенно чтимого во всем буддийском мире: Внимающего Звукам (яп. Каннон, санскр. Авалокитеш-вара). Каноническими источниками для почитания этого бодхисаттвы как милосердного спасителя всех страждущих в Японии служат "Лотосовая сутра" (глава XXV), несколько "тайных" обрядовых руководств, сутры о Чистой земле будды Амиды, а также "Сутра-сердце праджня-парамиты" и ещё ряд сутр, излагающих учение махаяны в целом. Традиции храмов Хасэ, Киёмидзу и многих других, по-свящённых Внимающему Звукам, чудеса этого бодхисаттвы, явленные в Японии, обсуждаются в текстах разных жанров, в том числе в храмовых преданиях энги и поучительных рассказах сэцува. Что касается школьного уровня, то особенно интересны тексты XIII в., когда в Японии возникают радикальный амидаизм Синра-на, "созерцание" (дзэн) Догэна и исключительное почитание "Лотосовой сутры" Нитирэна. Каждый из этих мыслителей описывает свой путь почитания Внимающего Звукам и при этом отчасти спорит с предшествующими традициями, а отчасти продолжает их. Догэн рассуждает о бодхисатве Каннон в трактате "Внимающий Звукам" (1242). Он разбирает диалог двух наставников китайской традиции "созерцания" IX века и показывает, какую роль в дзэнском обучении может играть образ милосердного "тысячерукого и тысячеглазого" заступника, при том что подвижничество дзэн возможно только как самостоятельное, поддержке извне здесь места нет. Соотнося рассуждения о Каннон с темой словесного выражения истины (неизбежно недостаточного), Догэн связывает учение о Каннон как бодхи-саттве милосердия с теми наставлениями махаяны, где Каннон появляется как условный "созерцатель", носитель истинного знания, обретенного в опыте. Статья предваряет перевод трактата "Внимающий Звукам".
Ключевые слова
ЯПОНСКИЙ БУДДИЗМ, ДОГЭН, ДЗЭН, ТРАДИЦИЯ
Дата публикации
26.07.2025
Всего подписок
4
Всего просмотров
1288

Библиография

QR
Перевести