Стыд без "ока других" (этический анализ десоциализированной концепции стыда)

Код статьи
S0236-20070000392-2-1
DOI
10.31857/S70000392-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Номер 4
Страницы
38-51
Аннотация
Анализируются недостатки и преимущества стыда как одного из средств воплощения моральных ценностей. В качестве теоретического основания исследования используется та концепция стыда, что связывает эту эмоцию не с ее контекстом (осведомленностью других людей о нарушении морального требования), а с особенностями осуждения деятелем самого себя. В рамках данной (десоциализированной) концепции чувство стыда сопутствует осуждению собственной личности, а чувство вины - осуждению конкретного морально недопустимого действия. В психологии подход оформился на основе исследований Х.Б. Льюис и Дж.П. Тэнгни, в философии - представлен рассуждением о вине и стыде Дж. Ролза. На основе подхода выдвинуты следующие претензии к стыду как моральной эмоции: стыд разрушает личность морального деятеля, способствуя депрессии; тормозит эмпатические реакции; блокирует совершение действий, компенсирующих ущерб; инициирует гнев и агрессию; препятствует улучшению морального характера. Указанная критика порождает социально-инженерный проект, заключающийся в вытеснении стыда из межличностных отношений и социальной практики и замене его виной. Однако есть основания утверждать, что критики стыда используют неточное определение данной эмоции (что ведет к неверному распределению негативных последствий между рубриками "вина" и "стыд"), а также упускают из виду взаимодополняемость стыда и вины. И стыд, и вина имеют свои собственные недостатки, которые устраняются не только за счет рационализации каждого из этих переживаний, но и на основе правильного распределения ролей между ними.
Ключевые слова
ЭТИКА, СТЫД, ВИНА, ДЕСОЦИАЛИЗИРОВАННАЯ КОНЦЕПЦИЯ СТЫДА, КРИТИКА СТЫДА, РЕАБИЛИТАЦИЯ СТЫДА
Дата публикации
01.08.2017
Всего подписок
4
Всего просмотров
1353

Библиография

QR
Перевести