МОТИВАЦИЯ САМОУВАЖЕНИЯ И УВАЖЕНИЯ ДРУГИМИ КАК ФАКТОРЫ АКАДЕМИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ И НАСТОЙЧИВОСТИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МОТИВАЦИЯ САМОУВАЖЕНИЯ И УВАЖЕНИЯ ДРУГИМИ КАК ФАКТОРЫ АКАДЕМИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ И НАСТОЙЧИВОСТИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Код статьи
S0205-95920000392-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Аннотация

Сопоставлены две формы внешней учебной мотивации - мотивация уважения другими людьми и мотивация самоуважения. На материале изучения профилей учебной мотивации старшеклассников (N = 315) показано, что мотивация самоуважения является характерным типом учебной мотивации, который в отличие от других типов внешней мотивации выступает предиктором учебной настойчивости, в свою очередь вносящей позитивный вклад в академические достижения. В целом вклад мотивации самоуважения в успешность старшеклассников меньше, чем у внутренней мотивации, ввиду довольно узкого спектра позитивных последствий, связанных преимущественно с настойчивостью, а её место в мотивационном профиле школьников из высокорейтинговых школ существенно ниже, чем у учащихся обычных школ. С другой стороны, мотивация уважения другими людьми (родителями), в отличие от мотивации самоуважения, не вносит вклада в настойчивость старшеклассников и негативно сказывается на их успеваемости. Из полученных результатов следует, что мотивация самоуважения является наилучшим из доступных побудителей при слабости внутренней мотивации или решении рутинных задач. Исследование проведено за счет субсидии НИУ ВШЭ в рамках господдержки ведущих университетов РФ в целях повышения их конкурентоспособности среди мировых научно-образовательных центров.

Ключевые слова
Мотивация самоуважения, мотивация уважения другими, теория самодетерминации, настойчивость, академические достижения, учебный обман, старшеклассники
Классификатор
Всего подписок
1
Всего просмотров
781
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.                 
  2. Гижицкий В.В. Учебный обман как стратегия псевдоадаптивного поведения у старшеклассников//Ученые записки Орловского государственного университета. Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 2 (58). С. 293-299.
  3. Гордеева Т.О. Базовые типы мотивации деятельности: потребностная модель//Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2014. № 3. С. 63-78.        
  4. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие//Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 35а-45.                
  5. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Опросник “Шкалы академической мотивации”//Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 5. C. 98-109.  
  6. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2011.
  7. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер, 2003.               
  8. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека//Вопросы психологии.1996.№ 3. С. 116-132.
  9. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969.
  10. Ariely D., Kamenica E., Prelec D. Man's search for meaning: The case of Legos//Journal of Economic Behavior and Organization. 2008. V. 67. № 3. P. 671677.
  11. Assor A., Vansteenkiste M., Kaplan A. Identified versus introjected approach and introjected avoidance motivations in school and in sports: The limited benefits of self-worth strivings//Journal of Educational Psychology. 2009. V. 101. P. 482-497.
  12. Benware C.A., Deci E.L. Quality of learning with an active versus passive motivational set//American Educational Research Journal. 1984. V. 21. № 4. P. 755-765.     
  13. Chemolli E., Gagne M. Evidence Against the Continuum Structure Underlying Motivation Measures Derived From Self-Determination Theory//Psychological Assessment. 2014. V. 7. P. 1-10.
  14. Covington M.V. Self-worth and motivation. New York: Cambridge University Press, 1997.
  15. Crocker J., Park L.E. The costly pursuit of self-esteem//Psychological Bulletin. 2004. V. 130. P. 392414.
  16. Deci E.L., Koestner R., Ryan R.M. A meta-analytic review of experiments examining the effects of extrinsic rewards on intrinsic motivation//Psychological Bulletin. 1999. V. 125. P. 627-668.         
  17. Deci E.L., Ryan R.M. The “what” and “why” of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior//Psychological Inquiry. 2000. V. 11. P. 319338.
  18. Duckworth A.L., Peterson C., Matthews M.D., Kelly D.R. Grit: Perseverance and passion for long-term goals//Personality Processes and Individual Differences. 2007. V. 92. № 6. P. 1087-1101.
  19. Huebner E.S. Preliminary development and validation of a multidimensional life satisfaction scale for children//Psychological Assessment. 1994. V. 6. № 2. P. 149-158.          
  20. Murdock T.B., Anderman E.M. Motivational Perspectives on Student Cheating: Toward an integrated model of academic dishonesty//Educational Psychologist. 2006. V. 41. P. 129-145.           
  21. Ratelle C.F., Guay F., Vallerand R.J. et al. Autonomous, controlled, and amotivated types of academic motivation: A person-oriented analysis//Journal of Educational Psychology. 2007. V. 99. P. 734-746.
  22. Taylor G., Jungert T., Mageau G.A., Schattke K., Dedic H., Rosenfield S., Koestner R. A self-determination theory approach to predicting school achievement over time: The unique role of intrinsic motivation//Contemporary Educational Psychology. 2014. V. 39. P. 342-358.
  23. Vallerand R.J., Fortier M.S., Guay F. Self-determination and persistence in a real-life setting: Toward a motivational model of high-school drop out//Journal of Personality and Social Psychology. 1997. V. 72. P. 1161-1176.                  
  24. Walls T.A., Little T.D. Relations among personal agency, motivation, and school adjustment in early adolescence//Journal of Educational Psychology. 2005. V. 97. № 1. P. 23-31.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести