Армянская семья: между традицией и современностью
Армянская семья: между традицией и современностью
Аннотация
Код статьи
S013216250015319-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Погосян Геворк Арамович 
Должность: Научный руководитель Института философии, социологии и права Национальной Академии Наук АрменииА
Аффилиация: Институт философии, социологии и права Национальной Академии Наук Армении
Адрес: Ереван, ул. Арами, 44.
Выпуск
Страницы
106-115
Аннотация

Исторически семья как малая социальная группа сформировалась и существовала намного раньше многих других социальных институтов, оказалась самым устойчивым и просуществовала на протяжении многих веков. Со временем изменялись социальные формы организации семьи, ее структура, размеры, количество членов и роль главы семейства. В статье рассматривается характерная для Армении вплоть до середины прошлого века традиционная, патриархальная форма семьи. Как правило это многодетные семьи, в которой представители нескольких поколений жили под одной крышей и вели совместное хозяйство, а количество членов семьи достигало иногда 10–15 человек. В современный период доминирующим для Армении стал нуклеарный тип семьи, состоящей только из родителей и детей. В настоящее время наблюдается сокращение числа детей в семье. В целом происходит историческая трансформация от многопоколенной, многодетной армянской семьи к простой, нуклеарной форме.

Ключевые слова
семья, традиция, армянское общество, современность, молодежь
Классификатор
Получено
15.10.2021
Дата публикации
19.10.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
59
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 Введение. Семья как один из старейших социальных институтов, исторически обеспечивающий воспроизводство населения, является самой распространенной из небольших социальных групп, одновременно, основой любого общества. Из поколения в поколение она передает ценности, культурные коды и механизмы, воспроизводящие национальную, культурную и социальную жизнь общества. Здесь формируются представления о базовых ценностях и нормах общества, воспроизводится этнокультурная идентичность, создается определенное пространство социализации, основы этнических моделей поведения и этнокультурной самоидентификации [Панфилова, 2017: 324–331]. Семья обладает способностью приспосабливаться к условиям долгосрочной перестройки общества. Благодаря семье народы продолжают поддерживать свою национальную идентичность, транслируют многовековой опыт и отвечают вызовам времени. В течение тысячелетий изменились функции и формы брака, структура семьи и распределение ролей. Традиционная, патриархальная армянская семья являлась своеобразной домашней школой, выполняя функции социализации детей [Гаспарян, 1998: 85–90]. Под патриархальной или традиционной семьей подразумеваются семьи, в которых под одной крышей проживают несколько поколений, а авторитет и обязанности взрослого лидера семьи не подвергаются сомнению. Патриархальный тип семьи был довольно стабильной формой семейных отношений, его характерные черты сохранялись в нашей стране почти до середины прошлого века.
2 В наши дни эксперты высказывают мнение, согласно которому традиционная семья ушла в прошлое, и ее возрождения более не ожидается. В течение XX в. положение традиционной патриархальной семьи ослаблено и заменено так называемой современной семьей. Таким образом, традиционная модель стала замещаться моделью современной или, по мысли Т. Парсонса, нуклеарной [Parsons, 1956: 19–37], получившей наибольшее распространение в индустриально развитых странах. Т.А. Гурко отмечает тенденции в развитии института семьи, которые свидетельствуют об общем снижения рождаемости, увеличении удельного веса разводов и неполных семей, уменьшении числа детей и нуклеаризации семей, что является характерной чертой эпохи индустриализации [Гурко, 1995: 95–99]. Как отмечал Ф. Фукуяма, в результате эволюции расширенные семьи должны были распасться на нуклеарные, что больше соответствовало условиям жизни в индустриальном обществе [Фукуяма, 2004: 61]. В отличие от традиционной, модель малой семьи получила широкое распространение, в качестве основной формы современного семейного устройства. Это модель нуклеарной семьи, в которой, как правило, проживают только два поколения – родители и дети.
3 Эволюция армянской семьи. Для армян с самых ранних времен семья была важным институтом, число членов в традиционной армянской семье достигало до 10–15 [Айриян, 1974]. Вследствие высоких темпов урбанизации появлялись новые факторы, оказывающие влияние на сокращение величины семей [Ходжабекян, 2006: 163–173]. Изменения в армянской семье произошли в связи с массовым вовлечением женщин в общественное производство, завершившееся к концу 1970-х гг., когда практически 92% женщин трудоспособного возраста работали, освободившись от «домашнего рабства» [Гаспарян, 1998: 33]. По данным переписи населения, в 1970 г. средняя величина армянских семей составляла пять человек; в 1989 г. – 4,7; в 2001 г. – 4,11, а в 2011 г. – 3,92.
1. Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 г. по Армянской ССР. Ереван, 1987; Результаты переписи населения Армянской ССР 1989. Выходные данные; Результаты переписи населения Республики Армения 2001 / Национальная статистическая служба РА. Ереван, 2003. (На арм. яз.).

2. Перепись населения РА в 20011г.URL: >>>> (дата обращения: 23.03.2021).
4 В течение последних десятилетий прошлого века модель традиционной армянской семьи, а также общественное восприятие стали постепенно меняться. Во многом этому способствовали природные катастрофы, конфликты и войны в регионе, сопровождаемые экономическими и социальными потрясениями. Армянское общество за непродолжительный период пережило катастрофическое землетрясение 1988 г., унесшее жизни 25 тыс. людей, и разрушившего 40% жилого фонда и промышленной инфракструктуры севера республики; трагический распад Советского Союза; кровопролитную войну с Азербайджаном 1992–1994 гг. за независимость Нагорного Карабаха, стоившую жизни полутора десятка тысяч людей, и приток 350 тыс. беженцев из Азербайджана; жестокую блокаду железнодорожных путей, автомобильных дорог и коммуникаций; энергетическую блокаду и полномасштабный экономический кризис. Начался массовый отток трудовых ресурсов, приведший к сокращению трети населения страны [Poghosyan, 2014: 41–45]. В результате масштабной миграции в 1990-х гг. в Армении появилось большое количество неполных семей. Тогда же возникли так называемые «дистантные» семьи, в которых отец семейства, как правило, уезжал на заработки за границу, а мать с детьми оставались в Армении. По всем объективным показателям армянское общество можно отнести к категории «общества травмы» [Тощенко, 2020: 50–56]. Социальные потрясения оказали глубокое негативное влияние на развитие армянской семьи. Ослабление прочных устоев семьи продолжается. Беспрепятственное проникновение норм современной западной морали, а также недостаточно сформированные общественные отношения и несовершенство национального законодательства, направленного на сохранение семьи, выдвинули целый ряд проблем перед современной армянской семьей, которые вызывают глубокую обеспокоенность общества.П. Штомпка подчеркивал, что глобализация сильнейшим образом воздействует на трансформацию семьи, на традиционные ценности, нормы, мораль, национальные обычаи и модели семейной жизни, которые вытесняются под натиском современных западных институтов и постепенно исчезают [Штомпка, 1996: 71].
5 На протяжении веков армянский народ придерживался христианских ценностей и сохранял определенные моральные нормы, которым общество следовало в повседневной жизни. Сегодня особенно усилились попытки «глобализации» армянской семьи.
6 Браки и разводы. В нынешних социально-экономических условиях большинство вновь образованных семей среди молодежи не имеет возможности приобрести и обустроить собственное жилье, что в свою очередь ведет к отсрочке заключения брака. Рост числа разводов российские демографы объясняют тем, что «наступил период вступления в брак юношей и девушек, рожденных в начале 90-х годов»3. В Армении этот период времени также отличался низкой рождаемостью и тяжелым социально-экономическим положением многих семей. Но, конечно, это не является единственной причиной увеличения количества разводов. Социологи склоняются к мнению, что брак устарел, чему во многом способствовала эмансипация женщин. Кроме того, с конца прошлого века произошел взрывной процесс урбанизации. Армения занимает одно из первых мест в мире по уровню урбанизации: почти 70% населения проживает в городах, а Армения входит в пятерку стран мира, более трети населения которых проживает в столице. Урбанизация и расширение социальных границ общения людей стали другой причиной роста разводов. Миграция сельского населения в города привела к ослаблению основ традиционной сельской семьи, что в свою очередь также влияет на трансформацию семейных отношений. Интересно, что в советский период республика была известна низким числом разводов и крепостью семей. Эксперты из-за рубежа приезжали в Армению, чтобы изучить причины подобной крепости семей, где из десяти браков распадался только один. Согласно данным Министерства социального обеспечения республики, в 2003 г. на каждые семь браков приходился один развод, а в 2019 г. – один развод – уже на каждые четыре брака4.
3. URL: >>>> (дата обращения: 30.03.2021).

4. URL: >>>> (дата обращения: 15.03.2021).
7

Рис. Число браков и разводов в Армении по годам

8 Если в прошлом развод был почти чужд армянскому образу жизни, то сегодня количество разводов значительно выросло. Так, в 1996 г. в республике зафиксировано 2 604 развода, в 2010 г. – 2 997, а в 2019 г. – 3 8805. Параллельно с ростом числа разводов за последние десять лет в Армении наблюдается снижение количества браков (рис.). Так, согласно официальной статистике, в 2011 г. в республике заключено 19 706 браков, а в 2019 г. – их численность снизилась до 15 5616. На сегодняшний день это одна из серьезных проблем в плане сохранения и укрепления армянской семьи. Официальная статистика фиксируют постепенное сокращение общего числа браков и увеличение числа разводов в расчете на 1000 населения (табл. 1).
5. URL: >>>> (дата обращения: 30.03.2021).

6. URL: >>>> (дата обращения: 25.03.2021).
9 Таблица 1
10 Количество браков и разводов на 1000 населения в 2009-2019 гг.
11
Год 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Браки 6,1 6,0 6,5 6,3 6,1 6,3 5,9 5,5 5,1 5,0 5,3
Разводы 0,9 1,0 1,1 1,1 1,2 1,5 1,2 1,2 1,3 1,3 1,3
12 Источник: Демографический сборник Армении, 2020. Статистический комитет Республики Армения. URL: >>>> (дата обращения: 31.03.2021).
13 Таким образом, с 2009 по 2019 гг. в республике количество браков на 1000 населения сократилось на 13,1% (с 6,1 до 5,3), а количество разводов увеличилось на 44,4% (с 0,9 до 1,3). Фактически на карту поставлена устойчивость и крепость армянской семьи, а, следовательно, и угроза ослабления национальных основ.
14 Брачный возраст. Изменился также возраст вступления в первый брак. Молодые люди не торопятся вступать в официальные брачные отношения. Иногда официальная регистрация первого брака происходит скорее под давлением обстоятельств (беременность невесты или рождение ребенка). Статистика свидетельствует о повышении возраста впервые вступающих в брак молодых пар. По словам представителя армянского Фонда народонаселения ООН, в 1997 г. оптимальным возрастом вступления в брак для женщин считались 22 года, а для мужчин – 25 лет7. А в 2019 г. возраст вступления в первый брак для мужчин стал 30,5 лет, а для женщин – 27,1 лет8. Причем в сельской местности этот возраст несколько ниже: соответственно 29,9 для мужчин и 25,9 для женщин9. В Европе брачный возраст составляет 28 лет, и наши показатели фактически приближаются к европейским. По мнению демографов, брачный возраст будет и дальше расти, а с ним будет повышаться и возраст деторождения.
7. URL: >>>> (дата обращения: 30.03.2021).

8. Демографический сборник Армении, 2020. Раздел 6: Браки и разводы. Ереван, 2020. URL: >>>> (дата обращения: 06.04.2021).

9. Women and Men in Armenia 2020. Statistical Booklet. Statistical Committee of the Republic of Armenia. URL: >>>> ; >>>> (дата обращения: 06.04.2021).
15 Рождаемость и число детей в семье. Заметим, что число детей в семье также проявляет устойчивую тенденцию к сокращению. По данным официальной статистики, с 1950-х гг. в Армении происходило неуклонное снижение числа детей в семье. Об том свидетельствуют изменения величины коэффициента фертильности или суммарного коэффициента рождаемости, представляющего среднее число детей в расчете на одну женщину (табл. 2). За 70 лет среднее число детей на одну женщину в Армении сократилось с 4,49 до 1,76, что ставит под вопрос простое воспроизводство населения. С середины 1990-х гг. число многодетных матерей резко снижается. В 1995–1996 гг. матери, родившие трех и более детей, составляли 24,4% в общей картине рождаемости, а в 2000–2003 – только 20,7%10.
10. Демографические процессы в Армении в городе и на селе. «Демоскоп Weekly», № 285-286, 16-29 апреля 2007. URL: >>>> (дата обращения: 31.03.2021).
16 Таблица 2
17 Суммарный коэффицент рождаемости в 1950–2020 гг.
18
1950-1955 1955-1960 1960-1965 1965-1970 1970-1975 1975-1980 1980-1985
4,49 4,90 4,45 3,45 3,04 2,60 2,50
1985-1990 1990-1995 1995-2000 2000-2005 2005-2010 2010-2015 2015-2020
2,60 2,38 1,75 1,65 1,72 1,72 1,76
19 Источник: Рассчитано по данным World Population Prospects 2019 . URL: >>>> (дата обращения: 31.03.2021).
20 В 2011–2012 гг. показатели суммарного коэффициента рождаемости в городе и на селе почти сравнялись, в 2019 г. этот показатель в городе равнялся 1,7, а в сельской местности – 1,5. Фактически на сегодняшний день рост населения в республике обеспечивает не сельское население, как это бывало раньше, а городское. Есть семьи, в которых просто не планируют и не хотят иметь детей. Это явление получило большое распространение на Западе под названием child free, которым стали обозначать семьи без детей. В 2005 г. Армения уже входила в десятку стран мира, в которых среднее число рожденных детей на одну женщину было меньше двух11. За последние 25 лет рождаемость в республике снизилась в два раза. Заметим, что в 1960–1970-е гг. Армения по уровню рождаемости шла сразу за "мусульманскими" республиками, а в 1940 г. даже занимала по рождаемости первое место среди союзных республик12. Существенное снижение рождаемости произошло в 1990-е гг., после распада Советского Союза (табл. 3).
11. Рождаемость и смертность будут снижаться // Демоскоп Weekly. 2003. 20 октября – 2 ноября. № 131–132. URL: >>>> (дата обращения: 05.04.2021).

12. К вопросу о численности населения Армении // Демоскоп Weekly. 2003. 20 октября – 2 ноября. № 131–132. >>>> (дата обращения: 05.04.2021).
21 Таблица 3
22 Число родившихся и умерших в 1960–2020 гг.
23
Год 1960 1970 1980 1990 2000 2010 2020
Родившиеся 74 825 55 694 70 324 79 882 34 276 44 825 36 448
Умершие 12 675 12 844 17 124 21 993 24 025 27 921 35 371
24 Источник: Статистический комитет Республики Армения. URL: >>>> (дата обращения: 31.03.2021).
25 Резкое увеличение количества смертей в 2020 г. объясняется воздействием пандемии коронавируса (порядка 4000 смертей) и потерями во второй Карабахской войне в сентябре–ноябре 2020 г. (около 5000 погибших и без вести пропавших). Начиная с 2019 г., показатели рождаемости и смертности постепенно сближались, а в январе 2021 г. впервые показатель смертности превысил показатель рождаемости (13,1 против 11,1)13, что сигнализирует о начале процесса депопуляции.
13. Социально-экономическое положение Республики Армения в январе 2020 года // Статистический комитет Республики Армения. URL: >>>> (дата обращения: 30.03.2021).
26 Тенденции депопуляции и старения населения. Все эти процессы в Армении проходят на фоне сокращения общей численности населения. Причем сокращение происходит главным образом по причине большого оттока населения (порядка 33%) и сокращения уровня рождаемости. Понятно, что эти процессы взаимосвязаны: эмиграция, отток трудоспособного, главным образом молодого мужского населения, создают дополнительные трудности для молодых женщин найти себе пару и создать семью. Численность населения Армении с 1939 по 1989 гг. неуклонно возрастала с 1 млн 282,3 тыс. до 3 млн 448,6 тысяч человек. Но после распада Советского Союза в 1991 г., численность с 3,5 млн стала сокращаться и достигла в 2019 г. 2,9 млн14. Параллельно с ее сокращением происходило старение населения. Численность населения старше 65 лет в мире с 6% в 1990 г. возросла до 9% в 2019 г., а в Европе этот показатель еще в 2007 г. был равен 16% [World Population Ageing, 2019: 2–3]. В Армении число лиц старше 65 лет в 2019 г. составило 11,5% населения. По прогнозам ООН, к 2030 г. это число в Армении составит порядка 16,9% [там же: 33–35]. Известно, что основной причиной старения населения является снижение рождаемости и увеличение средней продолжительности жизни. В Армении к этим двум причинам добавляется еще масштабный отток населения. (Заметим, что во время пандемии коронавируса в 2019–2020 гг. миграция населения существенно сократилась.) Само по себе старение населения оказывает серьезное влияние на семью: увеличивается средний возраст женщин, впервые вступающих в брак и родивших первенца. При этом снижается уровень рождаемости, растет количество разводов и увеличивается доля внебрачных рождений15. По данным Евростата, в 2017–2019 гг. зафиксировано 32,5% внебрачных рождений16. Некоторые молодые пары создают семью без официальной регистрации брака, исходя из различных материально-финансовых соображений. Другие даже оформляют развод из практических соображений включения в государственные программы по оказанию социальной помощи малоимущим и неполным семьям. Наблюдаются случаи, когда семьи специально разводятся с целью выезда и обустройства одного из супругов за рубежом. Дети, рождающиеся в таких «дистантных» семьях, регистрируются фактически как внебрачные. Другая причина – это отсроченное оформление брака после рождения ребенка, когда родители молодых супругов удостоверяются в появлении желанного «результата». В последнее время наблюдается рост численности незамужних женщин среднего возраста, которые сознательно заводят детей без заключения брака, о чем свидетельствует растущая статистика числа одиноких матерей.
14. Демографический сборник Армении, 2020 // Статистический комитет Республики Армения. URL: >>>> (дата обращения: 07.04.2021).

15. Нораванковские чтения Шаварш Кочарян: демография Армении в контексте мировых демографических процессов // Фонд «Нораванк». 2007. 10 декабря. URL: >>>> (дата обращения: 07.04.2021).

16. Share of Live Births Outside Marriage // Eurostat. URL: >>>> (дата обращения: 20.04.2021).
27 Молодежная семья. За последние 25 лет в Армении родилось и выросло новое поколение, которое имеет свои представления о семье и взгляды на брак. Именно это новое поколение, которое западные исследователи иногда называют «digital generation» или цифровое поколение, будет определять политические и социальные контуры Армении в ближайшем будущем. Молодежь, которая не обучалась в советских школах и выросла под воздействием интернет-пространства и соцсетей, является носителем несколько иной культуры, отличающейся от поколения родителей. Армянская социологическая ассоциация провела под руководством автора в 2017–2018 гг. ряд общенациональных репрезентативных социологических исследований, посвященных изучению взглядов молодого поколения. В опросе 2017 г. (N=1065) приняли участие молодые люди в возрасте 15–25 лет, проживающие в городах и селах республики. Согласно результатам исследования, молодежь самым важным в жизни считают: семью (67%), работу (18,3%), наличие друзей и приятелей (9,3%). Ценность семьи у молодежи, по крайней мере на словах, оказалась на первом месте. Отметим, что 74,2% девушек и 59,2% парней считали семью важным в своей жизни. Почти 30% молодых людей намеревались создать семью в ближайшем будущем, а 21,1% уже имели свою семью. Однако 22% еще не задумывались о создании семьи и 25,9% вообще не были намерены создавать семью (29,6% парней и 22,5% девушек). Почти половина (45,1%) из тех, кто имел или планировал создать семью, хотели бы иметь только двух детей. Троих детей в семье хотели иметь (или уже имели) только 27,6%. Таком образом, половина молодых людей намерена создать семью, а две трети из них хотели иметь двух или, в лучшем случае, трех детей.
28 Для молодежи создание семьи непосредственно связывается с финансовым положением. По их мнению, вступающий в жизнь после окончания учебы молодой человек, должен получать высокую заработную плату, чтобы суметь организовать свою жизнь и создать семью. Отсутствие реальных перспектив для получения хорошо оплачиваемой работы в республике, заставляет многих молодых людей обращать свои взоры на поиски работы за рубежом. Неслучайно, 15,4% наших респондентов намерены покинуть Армению, а 22% считали отъезд вполне возможным. Заметим, что девушки больше связаны с родиной: лишь 11,2% намерены покинуть страну.
29 Проведенное нами 2018 г. репрезентативное социологические исследование (N=1500) в рамках международного проекта EVS 201717 показало схожие результаты. В нем участвовало население республики в возрасте 18 лет и старше. Подавляющее большинство респондентов (89,9%) считало семью чрезвычайно важной в своей жизни ценностью. Подобного мнения придерживались мужчины и женщины, представители старшего поколения и люди среднего возраста. Заметим, что в рамках этого международного исследования, важность семьи указывалась в большинстве европейских стран (в среднем на уровне 90%), в том числе в Нидерландах, Финляндии, Литве, Эстонии и Украине18. О.М. Здравомыслова замечает, что при всей очевидности перемен, затронувших европейские страны, «ни в одной из них семья не утратила своей первостепенной значимости. Более того, в ряду таких ценностей, как работа, семья, друзья, свободное время, политика, религия, семья ценится выше всего (в среднем 84% считали ее “очень важной”)»19.
17. URL: >>>> (дата обращения: 07.05.2019).

18. Ukraine in World Values Survey 2020: Resume of the Analytical Report // Український Центр Європейської Політики. 2020. 19 Листопада. URL: >>>> (дата обращения: 07.05.2019).

19. Здравомыслова О.М. Семья: из прошлого – в будущее // Интернет-конференция « >>>> >>>> >>>> », 01.05.06–7.07.06. URL: >>>> (дата обращения: 23.07.2021).
30 У армянских респондентов на втором месте (61,6%) в качестве важной ценности жизни выступала работа. Затем указывались ценности, которые являются традиционными для народов Кавказа: друзья и знакомые (39,5%), религия и вера (38,6%). Относительно менее важными в жизни армянских респондентов предстали такие ценности, как свободное время (27,3%) и политика (8,6%). Таким образом, результаты социологических исследований позволили выявить ценности «семьи» и «работы» в качестве ключевых в системе ценностей армянского общества В целом, это довольно традиционные жизненные ценности, которые лежали в основе армянской идентичности на протяжении столетий.
31 Ценность семьи и распределение ролей в семье. Высокая значимость семьи в общественном сознании предполагает наличие определенных представлений о том, какой должна быть успешная семья. Наши респонденты считали успешной и удачной в первую очередь такую семью, в которой имеются дети (75,3%), и сохраняется преданность в отношениях между супругами (90,1%). Таким образом, они воспроизводили все еще сохранившиеся в общественном сознании традиционные представления об армянской семье, которые были присущи предкам. По всей видимости, семья продолжает играть важную роль в общественном сознании армян, и представляется одним из важнейших социальных институтов, несмотря на то, что в реальной жизни она теряет свой традиционный облик. Социологам давно известен парадокс глубоких расхождений между вербальным и реальным поведением людей. Вербальное поведение личности зачастую демонстрирует лишь лояльное отношение к нормативной системе ценностей, распространенной в настоящее время в массовом сознании. Реальное же поведение, в зависимости от большого количества обстоятельств, факторов и условий, может существенно от него отличаться.
32 Представления людей о значимости семьи в современном обществе и о роли женщины в семье (табл. 4), также отражают известные традиционные нормы, исторически закрепленные в социальной памяти армян. На вопрос о том, как они представляют распределение ролей между супругами в семье, большинство респондентов (70,8%) считали, что главное для женщины – это дом, семья и дети. Придерживаются распространенного в обществе мнения, согласно которому «семейная жизнь страдает, если женщина работает полный рабочий день» (73%).
33 Таблица 4
34 Представления о роли женщины в семье % к числу респондентов)
35
Суждения Полнос-тью сог-ласны Сог-ласны Не сог-ласны Полнос-тью не согласны Не знаю
Работа очень важна, но то, чего действительно хочет женщина – это дом и дети 26,5 44,3 24,9 3,5 0,9
В любом случае семейная жизнь страдает, если женщина работает полный рабочий день 30,7 42,3 23,1 3,5 0,4
Дело мужчины – зарабатывать деньги, а дело женщины – ухаживать за детьми и домом 27,7 37,5 29,0 5,5 0,3
36 Они также уверены, что мужчина должен зарабатывать деньги, а женщина должна оставаться дома и заботиться о детях (65,2%). Интересно, что так думают не только мужчины, но и женщины, и не только старшее поколение, но и часть молодежи. Наше исследование выявило, что подавляющее большинство респондентов (80,8%) весьма негативно относится к однополым бракам: категорически не согласны с мнением о том, что однополые пары «такие же хорошие родители, как и обычные родители». Исследования ВЦИОМ (2021) также свидетельствуют о том, что большинство россиян (75%) отрицательно относится к однополым бракам20. Армяне в целом весьма негативно относятся ко всякого рода нетрадиционным отношениям и к представителям различного рода сексуальных меньшинств. Так, 81,7% респондентов не хотели бы жить рядом с гомосексуалистами, 84,6% – с алкоголиками, 92,5% – с наркоманами. Общественное мнение в подобных вопросах довольно решительно и однозначно против любого рода отклонений от нормы. Другие группы людей: представители иных национальностей, иммигранты и иностранные рабочие, не вызывали столь негативного отношения. Исторически армяне проживали и сейчас проживают по всему миру рядом с представителями различных рас, этнических групп, национальностей и конфессий, и у них никогда не проявлялись какие-либо предубеждения или неприязнь по отношению к ним.
20. Однополые браки: табу или новая норма? // ВЦИОМ. 2021. 23 июля. URL: >>>> (дата обращения: 23.07.2021).
37 Заключение. Трансформации армянской семьи за последние несколько десятков лет привели к изменению модели семьи от исторически присущей многопоколенной к простой нуклеарной модели, характерной для постиндустриального, урбанизированного общества. Произошел переход от многодетной к малодетной семье, и частично к модели child free. Появляются «дистантные» семьи, мигрантские двойные семьи, растет число внебрачных рождений, число абортов (в том числе гендерно-селективных21). Модель нуклеарной семьи в свою очередь тоже продолжает трансформироваться, принимая новые формы, иногда совершенно неприемлемые для армянской ментальности, как например, однополые браки. Однако, наши исследования, подкрепленные также многочисленными международными исследованиями ценностных представлений населения, свидетельствуют о твердой устойчивости ценности семьи в общественном сознании. Наблюдаемый диссонанс между реальным брачным поведением и представлениями армян о ценности семьи говорит об очевидном расхождении между желаемой и практически возможной в современных социально-экономических условиях реализации брачно-семейных моделей поведения. В связи с этим можно выразить надежду, что при улучшении социально-экономических условий и увеличении государственной поддержки семьям, социальный институт семьи в Армении непременно проявит исторически присущую способность к выживанию и развитию.
21. Одной из проблем рождаемости является гендерное неравенство: коэффициент соотношения полов среди живорожденных в Армении в 2020г. составил 110 мальчиков в расчете на 100 девочек. «Социально- экономическое положение республики Армения в январе–декабре 2020 г.» (URL: >>>> (дата обращения: 30.03.2021)). В 2019 г. из-за «селективных абортов в возрастной группе до 19 лет наблюдался перевес мужского населения на 48 тысяч человек» (Об армянской семье в цифрах: рождаемость, контрацепция и причины разводов // Новости-­Армения. 2019. 15 мая. URL: >>>> (дата обращения: 15.03.2021)).

Библиография

1. Айриян А.П. Социологическое исследование семьи. Ереван: Издательство, 1974. (На арм. яз.)

2. Антонов А.И. Многодетная семья в эру депопуляции // Фамилистические исследования. Т. 2: Миллион мнений о семье и о себе. М.: Университет, 2009. С. 357–367.

3. Гаспарян Ю.А. Институт семьи: проблемы обновления и развития. Дис. ... док. социол. н. СПб., 1998.

4. Голод С.И. Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи // Социологические исследования. 2008. № 1. С. 40–49.

5. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи // Социологические исследования. 1995. № 10. С. 95–99.

6. Панфилова Ю.С. Семья как институт сохранения и трансляции ценностей традиционной этнической культуры // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 11. С. 324–331.

7. Погосян Г. Социологическое исследование молодой армянской семьи // WISDOM. 2014. Т. 3. Вып. 2. С. 174–182. DOI: 10.24234/wisdom.v2i3.110. (На арм. яз.)

8. Погосян Г., Аракелян И., Осипов В. Миграция и депопуляция в Армении. Ереван: ИФСП НАН РА; Лимуш, 2017.

9. Погосян Г., Погосян Р. Исторические трансформации армянской семьи // Проблемы развития армянского общества в современную эпоху: вызовы и пути их решения. Сб. науч. ст. / ИФСП НАН РА. Ереван: Европринт, 2019. С. 84–102. (На арм. яз.)

10. Результаты переписи населения Республики Армения 2001 г. Национальная статистическая служба РА. Ер., 2003. (На арм. яз.)

11. Рыбаковский Л.Л. 20 лет депопуляции в России. М.: Экон-информ, 2014.

12. Тощенко Ж.Т. Общество травмы: между эволюцией и революцией (опыт теоретического и эмпирического анализа). М.: Весь Мир, 2020.

13. Фукуяма Ф. Великий разрыв / Пер. с англ. под общ. ред. А.В. Александровой. М.: ACT: ЗАО НПП «Ермак», 2004.

14. Ходжабекян В.Е. Демографические процессы в Армении в городе и на селе // Общество и экономика. 2006. № 6. С.163–173.

15. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, 1996.

16. Parsons T., Bales R.F. Family: Socialization and Interaction Process. London: Routledge, 1956.

17. Poghosyan G. Armenian Migration. Yerevan: Europrint, 2014.

18. Poghosyan G., Osipov V. Current Armenian Society: The Rise of Radical Attitudes // Social Sciences. Vol. 7. No. 6. 2018. P. 242–247. DOI: 10.11648/j.ss.20180706.11.

19. White J. Advancing Family Theories. Thousand Oaks, CA: Sage, 2005.

20. Women and Men in Armenia: Statistical Booklet. National Statistic Committee of Republic of Armenia (ARMSTAT). Yerevan, 2020.

21. World Population Ageing, 2019: Highlights. United Nations. Department of Economic and Social Affairs. New York, 2019.

22. Zimmerman C. Family and Civilization. New York; London: Harper and Brothers, 1947.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести