Рынок университетов мирового класса: пересмотр геополитических и национальных архетипов
Рынок университетов мирового класса: пересмотр геополитических и национальных архетипов
Аннотация
Код статьи
S013216250014952-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Балацкий Евгений Всеволодович 
Должность: директор Центра макроэкономических исследований
Аффилиация: Финансовый университет при Правительстве РФ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Екимова Наталья Александровна
Должность: ведущий научный сотрудник Центра макроэкономических исследований
Аффилиация: Финансовый университет при Правительстве РФ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
117-131
Аннотация

В статье рассмотрены результаты третьей волны идентификации университетов мирового класса за 2021 г. на основе авторской методики. Сравнение новых результатов с данными за 2017 и 2019 гг. дало возможность пересмотреть некоторые ментальные стереотипы геополитического и национального характера. В частности, роль системы североамериканского университетского центра снижается, однако вузы США и Канады по-прежнему являются образцами для остальных стран мира. Кажущийся очевидным «закат Европы» в отношении рынка передовых университетов не подтверждается. Более того, есть основания говорить о нарастании активности европейского геополитического центра, вузы которого идут в авангарде подготовки кадров для постиндустриального общества. Вопреки ожиданиям, азиатский рынок университетов пока далек от того, чтобы превратиться в самобытный аутентичный феномен и остается примером относительно успешной «модели копирования» западных образцов. Неожиданным оказался вывод о превосходстве передовых университетов Латинской Америки над вузами постсоветского пространства. Получены данные, указывающие на несостоятельность внутрироссийского стереотипа образцовой модели развития МГУ им. М.В. Ломоносова.

Ключевые слова
университеты мирового класса, глобальные рейтинги университетов, конкурентоспособность, геополитическая инверсия
Источник финансирования
Статья подготовлена в рамках государственного задания Правительства РФ Финансовому университету на 2021 г.: «Политико-экономические закономерности функционирования и эволюции экономической системы России».
Классификатор
Получено
03.09.2021
Дата публикации
27.09.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
69
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1

Введение.

2 В настоящее время мир переживает процесс, определяемый как глобальная геополитическая инверсия (ГПИ) [Balatsky, 2014]. Данное явление связано с так называемыми циклами Дж. Арриги, перетоком мирового капитала в иную географическую юрисдикцию с соответствующей сменой государства-лидера планеты. Такой переходный период имеет множество особенностей, среди которых не последнее место занимает ломка сложившихся устойчивых представлений. При этом порождается огромное количество иллюзий и ошибок. Не является исключением и глобальный рынок ведущих университетов.
3 В период ГПИ с особой силой проявило себя такое социокультурное явление, как фейк [Лебедева, 2013]. Это позволило говорить о фейковой науке и фейковой экономике [Кирдина-Чэндлер, 2017], а в ряде случаев – о фейк-индустрии [Степанова, Манохина, 2019]. Можно говорить о возникновении устойчивого эволюционного тренда, состоящего в преднамеренном и непреднамеренном формировании фейковых ментальных стереотипов путем искажения информации о социальной реальности1.
1. Под ментальным стереотипом будем понимать устойчивое представление множества людей по поводу складывающейся ситуации в определенной области; данное представление является массовым, а иногда и доминирующим, и в различных формах фигурирует в общественном дискурсе. Зачастую такие стереотипы либо изначально ошибочны, либо становятся таковыми из-за устаревания и изменения реальной ситуации. Сами ментальные стереотипы формируются в условиях нехватки объективной информации, что и порождает их несоответствие реальному положению дел.
4 В отличие от распространенного мнения о том, что передовые вузы страны выступают локомотивами ее экономического развития [Valero et al., 2019], мы придерживаемся противоположного и не менее популярного взгляда, согласно которому вузы – это «вторичное» явление, возникающее как результат многолетнего успешного развития общества [Талеб, 2014; Hamdan et al., 2020]. Исходя из этого, рынок университетов выступает в качестве запаздывающего, но очень информативного индикатора тех процессов, которые происходят в недрах различных государств. Обработка новых статистических данных о высшем образовании в виде международных рейтингов университетов позволяет оперативно получать портреты национальных образовательных систем и делать выводы о ходе глобальной конкуренции разных геополитических сегментов мира.
5 Цель статьи – рассмотреть общественные ментальные стереотипы о доминантах глобального рынка передовых университетов (РПУ), оценить их актуальность и дальнейшую жизнеспособность в условиях меняющегося миропорядка.
6

Методология и статистическая база исследования.

7 Данная статья является продолжением начатой в 2017 г. работы по идентификации университетов мирового класса (УМК), которая выразилась в составлении двух специализированных международных топ-листов – Рейтинга УМК и Рейтинга национальных университетских систем2; в настоящее время имеются данные за 2017, 2019 и 2021 гг.
2. О методологии рейтингов см.: URL: >>>> и URL: >>>> (дата обращения: 01.06.2021).
8 В дальнейшем мы будем пользоваться введенной ранее классификацией и кодификацией национальных университетов: У-1, У-2 и У-3 [Balatsky, Ekimova, 2019]. Группу У-1 образуют УМК3, которые: а) входят в список топ-100 хотя бы по одному из имеющегося набора глобальных рейтингов университетов (ГРУ) и б) входят в список топ–50 не менее чем по 5 предметным рейтингам по данным рейтинговой компании QS. В группу У-2 входят вузы, претендующие на статус УМК: для них выполняется условие а, но не выполняется условие б. Группу У-3 составляют узкопрофильные УМК, для которых не выполняется условие а и не в полной мере выполняется условие б. Каждый передовой вуз получает количественную оценку своих достижений на глобальном рынке, суммирование которых дает интегральную оценку национальных университетских систем; алгоритм расчетов и ранжирования раскрыт в: [Балацкий, Екимова, 2018]. Данная классификация позволяет определить круг ключевых игроков РПУ и дать количественную меру их качества.
3. Подчеркнем, что размер вуза напрямую не связан с его успехами, следовательно, и со статусом УМК. В исследовании [Балацкий, 2017: 36] показано, что граница эффективной численности студентов УМК находится от 8 до 22 тыс. чел. Хотя масштаб вуза способствует увеличению многих его показателей, этого совершенно недостаточно для его превращения в УМК. Так, многие российские университеты превысили верхнюю границу (РАНХиГС – более 180 тыс. студентов, Финуниверситет – около 45 тыс., Уральский федеральный университет – 57 тыс. и т.п.), однако от вхождения в УМК они по-прежнему далеки.
9 В прикладных расчетах использовались данные наиболее авторитетных ГРУ – Quacquarelli Symonds (QS), Times Higher Education (THE), Academic Ranking of World Universities (ARWU), Center for World University Rankings (CWUR) и National Taiwan University Ranking (NTU)4. Главными индикаторами проведенных расчетов выступают число вузов каждой группы, а также индексы «силы» конкретных университетов (H) и целых стран (W)5.
4. Вопрос о геополитических симпатиях и антипатиях различных ГРУ рассмотрен в [Balatsky, Ekimova, 2020]. В данном исследовании использованы ГРУ, являющиеся политически относительно нейтральными. Кроме того, использование нескольких рейтингов нивелирует возможные субъективные девиации ранкеров.

5. Подробнее методику идентификации УМК и параметр H см.: >>>> , а методику оценки потенциала национальных университетских систем и параметра W: >>>> . Подробное обоснование и обсуждение методик приведено в [Балацкий, Екимова, 2018].
10 Смысл исследования состоит в проверке правомерности нескольких ментальных стереотипов относительно мировой университетской системы. Ниже будет показано, что некоторые «самоочевидные» представления нуждаются, по крайней мере, в серьезном уточнении. В более конкретной постановке задачей исследования является получение неожиданных выводов, которые опровергают сложившиеся стереотипы общественного дискурса в отношении существующей мировой и российской университетской систем.
11 Интрига исследования состоит в двойственности периода ГПИ и, в частности, 2017–2021 гг. С одной стороны, в указанный период возникает турбулентность развития без явно выраженных трендов (они только зарождаются), с другой – обозначившиеся тенденции могут развиваться с невероятной скоростью (например, изначально несущественное расхождение в значении двух показателей за 2–3 года может стать принципиальным). Это означает, что рассматриваемый четырехлетний период несет в себе большой потенциал социальных и экономических неожиданностей, которые и предстоит идентифицировать.
12

Старые и новые геополитические центры рынка передовых университетов.

13 Сегодня на фоне активного обсуждения ослабления гегемонии США [Lundestad, 2012] в общественном сознании формируются три взаимосвязанных ментальных стереотипа: практически весь человеческий интеллектуальный потенциал сосредоточен в США6; происходит постепенное перетекание этого потенциала в Азию7; закат интеллектуальных достижений Европы либо уже состоялся, либо окончательно предрешен8.
6. Об интеллектуальном лидерстве США см.: URL: >>>> ; >>>> (дата обращения: 02.06.2021).

7. О перетекании интеллектуального потенциала см.: >>>> ; >>>> ; >>>> (дата обращения:02.06.2021).

8. Об интеллектуальной деградации Европы см.: >>>> ; >>>> (дата обращения:02.06.2021).
14 Идентификация элементов РПУ для укрупненных регионов мира позволяет более предметно рассмотреть сформулированные выше тезисы (табл. 1). В частности, для распределения УМК по миру характерна крайняя неравномерность. Например, Африка и Ближний Восток представляют собой своеобразную научно-образовательную пустыню, которая в обозримом будущем не сможет превратиться в оазис. Еще два центра – Австралия и Новая Зеландия, Латинская Америка – не будут играть определяющей роли в силу того, что первый из них является образцовым, но неперспективным из-за удаленности от основных экономических контактов мира, а второй, будучи довольно перспективным, слишком молод, слаб и нединамичен, чтобы реализовать свой потенциал хотя бы в среднесрочной перспективе. На примере этих двух центров можно видеть высокую «чувствительность» рынка УМК: изначально невыгодное географическое положение и исторически поздний старт в развитии ставят крест на интеллектуальном доминировании тех или иных регионов мира. В связи с этим наибольший интерес представляют три геополитических центра – Северная Америка, Объединенная Европа и Азия.
15

Таблица 1. Геополитические центры РПУ

Страна

2017

2019

2021

У-1

У-2

У-3

W

У-1

У-2

У-3

W

У-1

У-2

У-3

W

США и Канада

42

18

44

403,0

41

15

56

379,1

41

15

65

370,5

Европа и Россия

37

22

118

205,6

42

18

143

230,6

41

14

159

230,0

Азия

19

4

39

75.9

17

8

35

77,3

19

8

48

84,0

Австралия и Новая Зеландия

8

0

25

33,0

8

0

18

31,7

8

0

21

31,6

Латинская Америка

1

1

10

6,1

1

1

9

5,3

2

1

9

6,8

Ближний

Восток

0

2

1

1,6

0

1

2

1,1

0

1

5

1,5

Африка

0

0

4

0,6

0

0

3

0,4

0

0

5

0,6

16 Таким образом, сложившиеся центры УМК весьма консервативны и не склонны быстро менять свое местоположение. Стремительное экономическое развитие азиатского региона отнюдь не предполагает быстрой смены интеллектуального центра. И хотя потенциал североамериканского рынка УМК действительно уменьшается (за 4 года на 32,5 баллов по показателю W), главным бенефициаром этого процесса является европейский университетский рынок (24,4 балла или 75% перераспределяемых бонусов), а отнюдь не азиатский (8,1 балла или 25% перераспределяемого эффекта).
17 Можно видеть очередную попытку Европы перехватить интеллектуальную инициативу у США. Так, если в 2017 г. Европа имела на 5 УМК меньше, чем североамериканский центр, то в 2019 г. она уже обладала преимуществом в 1 университет, а в 2021 г. потенциал двух лидеров стал равным. Разрыв в качественном потенциале университетских систем (W) двух центров сократился с 2,0 до 1,6 раза. Если же рассматривать только США (без Канады) и Европу (без России), то соотношение УМК в 2021 г. оказывается в пользу последней – 36 против 40. Число УМК Азии за 4 года осталось неизменным.
18 В табл. 2 приведены топ-результаты разных стран в двух направлениях – место в Рейтинге УМК и уровень научной диверсификации9. Последний момент особенно важен в связи с самим феноменом УМК: он предполагает создание учебно-исследовательского центра, в котором ведутся разработки на мировом уровне по многим научным направлениям. Оказывается, можно говорить о границе научной диверсификации в 40 позиций, превышение которой говорит о колоссальной концентрации интеллектуальных ресурсов: вхождение вузов в топ–50 по 41–46 предметным рейтингам означает успешную исследовательскую деятельность по 80–90% всего имеющегося на сегодняшний день научного спектра дисциплин (в QS в 2021 г. фигурировал 51 предметный рейтинг). Указанную границу преодолели только североамериканские и европейские университеты; азиатские вузы подошли к ней, но пока не могут превысить ее. Этот факт лишний раз доказывает догоняющую модель азиатского геополитического центра УМК.
9. Здесь и далее мы будем использовать англоязычные названия всех университетов, в том числе российских, для того чтобы не отклоняться от стандарта, задаваемого ГРУ, и во избежание их неоднозначной идентификации; английские названия российских университетов, на наш взгляд, не вызывают проблем в понимании.
19

Таблица 2. Высшие достижения национальных научных систем ведущих стран мира в 2021 г.

Страны

Параметры высших достижений на РПУ

мax число предметных рейтингов QS, в топ–50 которых входит УМК

место лучшего вуза в Рейтинге УМК

США

43

(University of California, Los Angeles)

2

(Harvard University)

Канада

46

(University of Toronto)

21

(University of Toronto)

Япония

36

(University of Tokyo)

22

(University of Tokyo)

Китай

34

(Peking University)

25

(Tsinghua University)

Сингапур

37

(National University of Singapore)

19

(National University of Singapore)

Великобритания

41

(University of Cambridge)

1

(University of Oxford)

Швейцария

23

(Swiss Federal Institute of Technology in Zurich)

12

(Swiss Federal Institute of Technology in Zurich)

Германия

16

(Ludwig Maximilians University of Munich)

53

(Ludwig Maximilians University of Munich)

20 Что касается авангардных позиций в Рейтинге УМК, то в топ-20 списка входили только североамериканские и европейские университеты. В 2021 г. данную границу «пробил» National University of Singapore, за последние два года переместившийся на 19-е место, однако этот вуз, как и само государство Сингапур, является британским наследием и воплощает именно западные, а не восточные университетские традиции.
21 Возвращаясь к исходным ментальным стереотипам, можно констатировать их несоответствие реальности: значительная часть человеческого интеллектуального потенциала по-прежнему сосредоточена в Европе и имеет тенденцию к возрастанию, а число УМК в европейских странах больше, чем в США; активного перетекания этого потенциала в Азию пока не наблюдается. Соответственно, в общественном дискурсе присутствуют искаженные представления и ожидания относительно истинного расклада интеллектуальных ресурсов ведущих геополитических центров мира.
22

Драматичные рокировки на азиатском рынке университетов.

23 Вряд ли будет большим преувеличением утверждение, что в отношении азиатского региона характерны следующие представления: интеллектуальным авангардом Азии традиционно является Япония; «китайский дракон» проснулся и его интеллектуальная мощь набирает обороты; совокупные интеллектуальные успехи Азии в недалеком будущем превзойдут таковые в Америке и Европе.
24 Данные табл. 3 демонстрируют важные линии развития азиатского сегмент РПУ. Во-первых, он усиливает свои позиции, однако отнюдь не так динамично, как может представляться. За 6 лет число УМК в Азии не изменилось – имеющиеся перестановки вузов происходят преимущественно внутри азиатского региона. Доля азиатского региона на немного выросшем рынке УМК с 2017 по 2021 гг. несущественно снизилась с 17,8 до 17,1%. Таким образом, интеллектуальные ресурсы пока еще не начали активной миграции на азиатский континент. Обратим внимание на то, что Дж. Арриги совершенно справедливо предсказывал перемещение центра мирового капитала в Азию [Arrighi, 1994], а С. Кирдина-Чэндлер показала на эмпирических данных «смену полюсов роста», т.е. цикла экономической активности западных стран в пользу незападных [Kirdina-Chandler, 2019]. Однако вопреки этим глобальным сдвигам увеличение концентрации интеллектуального капитала мировой университетской сферы в Азии пока не наблюдается.
25

Таблица 3. Сопоставление университетских систем стран Азии

Страна

2017

2019

2021

У-1

У-2

У-3

W

У-1

У-2

У-3

W

У-1

У-2

У-3

W

Китай

9

1

16

31.6

8

3

15

31,9

10

2

20

39,0

Сингапур

2

0

0

13.4

2

0

1

14,5

2

0

1

14,7

Япония

5

2

2

18.7

3

2

6

16,4

3

2

4

14,5

Южная Корея

3

1

6

10.8

3

2

6

10,5

3

3

3

10,8

Тайвань

1

0

3

3.5

1

0

2

2,5

1

0

2

1,6

Малайзия

0

0

4

1.2

0

1

1

0,9

0

1

5

1,7

Индия

0

0

4

0.4

0

0

3

0,3

0

0

4

0,4

Всего

19

4

39

75.9

17

8

35

77,3

19

8

48

84,0

26 Во-вторых, азиатский регион усиливает свои позиции на РПУ не глобально, а локально. Это означает, что все достижения на указанном рынке затрагивают крайне ограниченный круг стран. Если рассматривать Тайвань как часть Китая, то успехи университетской системы Азии сосредоточены в четырех государствах – Китае, Сингапуре, Японии и Южной Корее (22,6% территории континента). Остальные страны Азии пока никак не проявляют себя на данном поприще. Следовательно, масштабная диффузия знаний и человеческого капитала в Азии пока отсутствует, а сектор УМК на 77,4% территории азиатского континента пока «спит» с неопределенными перспективами подъема. В этой связи примечательно, что Дж. Арриги, говоря об азиатском центре капитала, старался избегать конкретизации [Arrighi, 2007], однако сегодня уже можно констатировать, что речь следует вести о Китае, а не об Азии вообще.
27 В-третьих, конкуренция стран на РПУ внутри азиатского региона принимает весьма драматичные формы. Например, Япония в 2017 г. уверенно занимала 1-е место в регионе. Однако через 4 года ситуация кардинально изменилась: Китай нарастил число УМК до 6 и осуществил окончательную интеграцию Гонконга, давшую ему еще 4 УМК, что позволило занять первую позицию и заметно оторваться от своих конкурентов. За эти годы по университетскому потенциалу W Япония пропустила вперед еще и Сингапур, с трудом сохранив небольшое преимущество перед Южной Кореей. Одновременно с этим видно «превращение» японских УМК в узкопрофильные вузы типа У-3. Тем самым традиционное мнение об абсолютном превосходстве японской университетской системы в Азии постепенно теряет свою истинность.
28 Япония сегодня переживает глубокий социокультурный кризис, который еще яснее проявляется при рассмотрении динамики ее места в Рейтинге национальных университетских систем10. Так, в 2017 г. она занимала 5-ю позицию, а в 2021 г. – опустилась на 10-ю, за это же время Китай переместился с 8-й на 3-ю (табл. 2). Логично предположить, что подобные рокировки для Японии драматичны.
10. URL: >>>>
29 Что касается перспектив интеллектуального лидерства Китая, то уместно вспомнить концепцию А. Зиновьева, согласно ей любая социальная система имеет нижнюю и верхнюю эволюционную границу, в рамках которых данная система сохраняет свое качественное своеобразие [Зиновьев, 2004]. Китайское общество в полной мере подчиняется данному правилу и у него есть своя верхняя эволюционная граница. Интрига состоит в ответе на вопрос: его граница выше, чем у Европы и Северной Америки, или ниже.
30 При этом уместно вспомнить, что коммунистический строй Поднебесной формировался при непосредственном участии и под влиянием СССР. А головокружительный технологический рывок Китай осуществил после создания Соединенными Штатами для него особого торгового режима, накачивания его экономики капиталом и современными производствами, а также после частичного копирования американских экономических институтов и заимствования иностранных технологий в результате промышленного шпионажа и масштабного нарушения патентного права. Если к сказанному добавить тот факт, что 40% нынешних китайских УМК являются наследством Гонконга, который в свою очередь представляет собой скорее англо-американское творение, то вторичность нынешней интеллектуальной традиции КНР становится очевиднее.
31 Возвращаясь к исходным тезисам раздела, подведем итоги: безоговорочное интеллектуальное и технологическое лидерство Япония в азиатском регионе практически закончилось и сегодня является скорее историческим воспоминанием, чем реальностью; Китай продемонстрировал впечатляющие интеллектуальные достижения, однако отсутствие аутентичных прорывных технологий не позволяет пока делать однозначные прогнозы о его дальнейшем развитии; интеллектуальные достижения высшего уровня в форме УМК характерны только для 23% территории азиатского континента, что исключает его интеллектуальную экспансию в обозримом будущем.
32

Разнообразие и непредсказуемость Европы.

33 В отношении Европы чрезвычайно стойким стереотипом является убежденность в абсолютном технологическом и интеллектуальном лидерстве Германии. На первый взгляд, такой взгляд на мир представляется вполне естественным и оправданным. Для его проверки рассмотрим данные табл. 4.
34

Таблица 4. Параметры университетских систем стран Европы

Страна

2017

2019

2021

У-1

У-2

У-3

W

У-1

У-2

У-3

W

У-1

У-2

У-3

W

Англия

17

1

39

126,5

18

0

41

138,4

15

3

42

134,2

Швейцария

2

3

9

16,9

3

2

16

17,9

3

2

17

21,0

Германия

6

2

8

13,5

6

4

14

17,7

5

2

12

16,0

Нидерланды

5

4

5

14,6

4

6

5

15,5

6

3

8

15,1

Франция

0

2

10

5,0

2

1

14

8,2

2

1

15

10,5

Швеция

2

3

6

7,1

3

1

8

6,9

4

1

8

7,7

Дания

2

0

5

6,0

2

0

4

6,4

2

0

5

6,2

Бельгия

1

1

2

3,8

1

1

2

4,6

1

1

1

4,3

Италия

0

3

5

3,4

0

2

10

4,7

0

0

13

3,2

Испания

0

1

8

2,2

0

1

9

2,7

0

1

9

2,8

Норвегия

0

1

3

1,4

1

0

3

1,8

1

0

4

2,3

Финляндия

1

0

4

1,8

1

0

2

1,8

1

0

5

2,1

Австрия

0

0

3

0,3

0

0

6

0,8

0

0

6

1,1

Ирландия

0

1

1

0,8

0

0

2

1,2

0

0

3

0,9

Португалия

0

0

2

0,2

-

-

-

-

0

0

2

0,2

Венгрия

0

0

1

0.1

0

0

1

0,3

0

0

1

0,2

Греция

0

0

1

0,1

0

0

3

0,3

0

0

1

0,1

Польша

0

0

2

0,2

0

0

1

0,1

-

-

-

-

Россия

1

0

4

1,7

1

0

2

1,3

1

0

7

2,1

Всего

37

22

118

205,6

42

18

143

230,6

41

14

159

230,0

35 Как оказалось, положение Германии весьма неоднозначно. Например, среди стран континентальной Европы по числу УМК она была явным лидером в 2017 г. и еще больше укрепила свое положение в 2019 г. Однако в 2021 г. Германия «теряет» один УМК, а Голландия, наоборот, прибавляет 2 УМК и становится континентальным чемпионом. Обратим внимание, что по совокупному университетскому потенциалу W Германия с 4-го места в 2017 г. довольно уверенно переходит на 3-е место в 2019 г., почти сравнявшись со Швейцарией, а в 2021 г. резко отстает от нее. За период 2017–2021 гг. по показателю W Великобритания прибавила 7,7 балла, Швейцария – 4,1, Франция – 5,5, а Германия – только 2,5.
36 Таким образом, Германия с большой степенью условности может считаться лидером европейского сегмента РПУ. Более того, невольно напрашивается аналогия: Германия в Европе – это подобие Японии в Азии. Послевоенные ограничения в отношении этих двух стран и нынешняя глобальная геополитическая турбулентность обнажают проблемы их развития.
37 В целом Европа представляет собой бурлящий котел – разные государства демонстрируют различные тенденции развития и неожиданные сюрпризы. Например, Швеция за 4 года увеличила число УМК с 2 до 4. С лучшей стороны проявила себя Норвегия, Австрия, Финляндия. Вместе с тем такие страны, как Испания, Италия, Португалия и Ирландия, имеющие богатые университетские традиции, явно находятся в депрессии и никак не проявляют себя на РПУ. Такое положение дел позволяет говорить, что рынок УМК Европы находится в состоянии бифуркации – в ближайшие годы регион может с одинаковой вероятностью как резко усилиться, так и столь же резко ослабнуть.
38 В пользу положительного развития событий то, что в Европе имеется достаточно большое разнообразие источников роста УМК, а пассивные страны обладают культурным потенциалом, позволяющим им быстро «проснуться». Так, в Азии на сегодняшний день имеется четыре страны (Тайвань условно считаем частью Китая), поставляющие УМК на мировой рынок, тогда как в Европе таких стран 11 (включая Россию).
39 Таким образом, более пристальный анализ данных о рынке европейских университетов показывает, что его страновыми драйверами выступают Великобритания и Швейцария, тогда как Германия пока не способна задавать вектор развития. В целом же Европу пока рано списывать со счета из-за уникальности опыта сочетания механизмов конкуренции и сотрудничества, которые позволяют, с одной стороны, университетам всех стран региона выступать в качестве единого целого, а с другой – не превращаться в однородную массу и не терять индивидуальную активность [Balatsky, Ekimova, 2019]. Также из табл. 2 видно существенное превосходство Европы по числу университетов группы У-3. Из них 25% – это узкопрофильные университеты, специализирующиеся в области искусства, дизайна, архитектуры и туризма. Аналогичный показатель по университетам США и Канады не превышает 17%.
40 В эпоху формирования роботомики – экономики, основанной на массовой автоматизации и роботизации, – и сопровождающего ее роста технологической безработицы акценты в области занятости смещаются в сферу созидания и творчества. В связи с этим уже сегодня необходимо формировать новую когорту специалистов, а университетам осуществлять перенастройку и перепрофилирование в указанном направлении, поскольку в ближайшее десятилетие многие специальности могут оказаться невостребованными. Европейские университеты являются пионерами и драйверами данного процесса.
41

Латинская Америка и постсоветское пространство: за кем будущее?

42 Помимо рассмотренных трех определяющих геополитических центров УМК на карте мира есть Африка и Ближний Восток, где таких структур вообще не существует, и Латинская Америка и постсоветское пространство, где имеются единичные ростки подобного явления. В данном разделе рассмотрим эти периферийные зоны РПУ, которые имеют потенциал и могут проявить себя с совершенно неожиданной стороны.
43 Низкий и поздний старт стран Латинской Америки и, наоборот, относительно недавнее научно-технологическое могущество экс-СССР предопределяют то, что на второй территории сосредоточен более впечатляющий интеллектуальный потенциал, чем на первой. Для проверки этого ментального стереотипа обратимся к табл. 5.
44 Уже в 2017 г. РПУ на территории Латинской Америки был более развитым по сравнению с территорией постсоветского пространства, на котором только одна Россия обозначала свое присутствие. В результате после распада СССР почти 24% его территории оказались принципиально исключенными из рынка УМК. Этот факт не вызывает удивления, т.к. держателями УМК являются либо территориально крупные страны, либо небольшие государства с уникальными историческими и геополитическими преимуществами. У республик бывшего СССР (кроме России) таких начальных условий не было, в связи с чем они и превратились в научно-образовательную пустыню.
45

Таблица 5. Параметры университетских систем стран Латинской Америки

Страна

2017

2019

2021

У-1

У-2

У-3

W

У-1

У-2

У-3

W

У-1

У-2

У-3

W

Бразилия

1

0

4

2,4

1

0

2

2,1

1

0

2

2,7

Мексика

0

0

2

1,4

0

0

1

1,3

1

0

1

1,8

Аргентина

0

1

1

1,1

0

1

1

1,1

0

1

0

1,2

Чили

0

0

3

1,2

0

0

3

0,7

0

0

3

0,7

Колумбия

-

-

-

-

0

0

2

0,2

0

0

3

0,4

Итого

1

1

10

6,1

1

1

9

5,3

2

1

9

6,8

Россия

1

0

4

1,7

1

0

2

1,3

1

0

7

2,1

46 О преимуществе Латинской Америки над постсоветским пространством позволяют говорить следующие факты. Во-первых, по многим признакам перспективы рынка УМК в Латинской Америки лучше, чем на постсоветском пространстве. Например, свое присутствие в международных рейтингах университетов обозначило пять стран из первого региона и лишь одна страна из второго. При этом Колумбия, которая довольно агрессивно проявляет себя на РПУ, по численности населения больше любой страны бывшего СССР; аналогичная ситуация характерна для Аргентины. Есть основания предполагать, что в ближайшие 7–10 лет эти два латиноамериканских государства смогут создать свои УМК, чего не скажешь ни об одном постсоветском государстве (кроме России).
47 Во-вторых, если и есть хоть какие-то перспективы построения рынка УМК на постсоветском пространстве, то только у России. У нее для этого имеются объективные – территориальные, демографические и историко-культурные – факторы в отличие от других стран бывшего СССР, у которых нет ни необходимого человеческого капитала, ни исторических и географических предпосылок.
48 Рассмотрение дел изнутри позволяет понять, почему социальный штамп в отношении двух регионов устарел и требует корректировки. Для этого обратимся к данным табл. 6, в которой сравниваются ключевые характеристики УМК Бразилии, Мексики и России и используются следующие обозначения: R – число предметных рейтингов системы QS, в который вуз фигурирует в списке топ–50 (коэффициент научной диверсификации); N – порядковый номер вуза в Рейтинге УМК11.
11. URL: >>>>
49

Таблица 6. Параметры УМК Латинской Америки и России

Университет

2017

2019

2021

R

N

R

N

R

N

University of Sao Paulo (USP)

9

74

9

79

13

67

National Autonomous University of Mexico (UNAM)

12

13

12

84

Lomonosov Moscow State University (LMSU)

6

99

5

107

6

101

50 Из приведенной табл. 6 наглядно видно следующее. Во-первых, научная диверсификация мексиканского и бразильского УМК в два раза выше, чем у российского. На территории указанных стран задача по концентрации в одном месте разнообразных научных направлений и исследователей высокого класса решается неизмеримо успешнее, чем в России. Этот вывод является не просто неприятным, но и весьма «опасным» для нашей страны. Так, «границей отсечения» в алгоритме идентификации УМК была принята отметка R=5. Исходя из этого, LMSU имеет очень слабые позиции в рассматриваемом турнирном списке и в любой момент рискует утратить свой высокий статус. Бразильский USP и мексиканский UNAM, наоборот, преодолевают границу диверсификации с большим запасом, что делает их позиции в рейтинге достаточно надежными.
51 Во-вторых, динамичность продвижения в Рейтинге УМК латиноамериканских USP и UNAM неизмеримо выше, чем LMSU. Например, бразильский USP сегодня находится на 67-м месте, что заключает важную симптоматику. Сравнение Рейтингов УМК за 2017, 2019 и 2021 гг. позволило весь топ-лист разделить некоей эмпирической «границей надежности» – первые 70 вузов и остальные. Первая группа университетов характеризуется относительно низкой волатильностью смены рейтинговых мест и практически гарантированно остается в Рейтинге УМК; остальные демонстрируют высокую неустойчивость своих достижений и выступают в качестве претендентов на вытеснение из списка и замещение другими вузами. На этом фоне колебания LMSU в границах 99–107 являются признаком отсутствия у него внутренних резервов для значимого продвижения в рейтинге.
52 В-третьих, международные ранкеры иногда дают сильно искаженные оценки, исправление которых требует значительного времени. В этой связи характерна история мексиканского UNAM, который, как видно из табл. 7, уже в 2017 г. имел уровень диверсификации больший, чем некоторые вузы первой полусотни ГРУ и, тем не менее, систематически игнорировался основными игроками рынка ранкеров. Только в 2021 г. ГРУ QS определил его на замыкающее 100-е место и тем самым дал возможность войти в разряд УМК. Сказанное показывает, что более оперативную оценку дают предметные рейтинги глобальных ранкеров, тогда как ГРУ – более консервативные маркеры. Сам случай мексиканского UNAM значим: с одной стороны, он показывает двухступенчатую стратегию вхождения вузов в число лидеров (через предметные рейтинги в ГРУ), с другой – задает прецедент и меняет отношение международного экспертного сообщества к латиноамериканскому региону. Можно рассчитывать, что при наличии заметных успехов у ведущих университетов Аргентины и Колумбии они будут признаны быстрее, чем это произошло со столичным вузом Мексики.
53 Акцентируем внимание, что представления об отсталости Латинской Америки и существенном превосходстве стран постсоветского пространства уже не столь неопровержимы и однозначны.
54

Внутрироссийские предрассудки и заблуждения.

55 Последний штрих, который остается внести в общую картину об РПУ, касается российской университетской системы и ее потенциала. Здесь также имеется устоявшийся стереотип, предполагающий наличие в стране скрытых возможностей, которые могут проявить себя при определенном стимулировании со стороны властей. Это представление поддерживается и инициативами российского правительства, которое запускает программы поддержки отечественных университетов (Проект 5-100, Приоритет 2030).
56 Для проверки указанных общественных ожиданий рассмотрим данные табл. 7. Современные УМК представляют собой объекты, в которых сконцентрирована исследовательская деятельность на самом высоком, мировом уровне по многим научным направлениям. Это свойство УМК важное и сложно выполнимое. Узкопрофильные институты, работающие на высоком уровне, имеются во многих странах, тогда как произвести интеграцию множества разнородных научных направлений в одном заведении редко удается. Стабильность позиций вуза в международных рейтингах говорит о естественности и неслучайности его успеха; в противном случае возникают вопросы о причинах сбоев в динамике. Неудивительно, что попытки создания УМК «с нуля» редко приводят к успеху, т.к. довольно трудно чем-либо компенсировать длительный процесс организации работ творческих коллективов.
57 Можно констатировать, что единственный УМК России – LMSU – не обладает перечисленными качествами. Стабильно вуз входит в топ–50 предметных рейтингов только по четырем направлениям – современным языкам, лингвистике, математике и физике. Остальные направления являются неустойчивыми. Например, в 2017 г. LMSU имел хорошие позиции в сфере индустрии досуга, но потом упустил их, компенсировав утрату достойным местом по философии. Аналогичным образом университет удерживал в 2017–2019 гг. неплохие позиции по информатике, но в 2021 г. вылетел по данному направлению из списка топ–50, компенсировав это попаданием в число лидеров по инженерному делу в нефтяной промышленности. Подобная смена успехов и провалов на фоне крайне узкого круга дисциплин, в которых LMSU устойчиво доминирует, делает его положение очень ненадежным. В любой момент единственный УМК страны может лишиться своего статуса, а восстановить его будет чрезвычайно трудно, учитывая настойчивость конкурентов.
58 Отметим и сам масштаб научной диверсификации российского УМК: в 2021 г. проигрыш в 7,7 раза канадскому University of Toronto (6 предметных рейтингов против 46) и в 2 раза мексиканскому UNAM (6 против 12).
59

Таблица 7. Динамика рейтинговых параметров ведущих вузов России

Университеты России

(годы)

Научные направления

 

Современные языки

Лингвистика

Исполнительские виды искусства

Философия

Инженерное дело в горной промышленности

Инженерное дело в нефтяной промышленности

Математика

Физика и астрономия

Политика и международные отношения

Социология

Информатика и информационные технологии

Управление в гостиничном бизнесе и индустрии досуга

Lomonosov Moscow State University (LMSU)

 

2017

44

13

 

51-100

 

-

33

21

 

 

48

43

2019

33

23

 

51-100

 

-

34

26

 

 

48

-

2021

36

24

 

41

 

32

34

29

 

 

58

51-100

Moscow P.I. Tchaikovsky Conservatory

 

2017

 

 

41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021

 

 

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Tomsk Polytechnic University

 

2017

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

2019

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

2021

 

 

 

 

 

23

 

 

 

 

 

 

Novosibirsk State University

 

2017

 

 

 

 

 

 

 

50

 

 

 

 

2019

 

 

 

 

 

 

 

51-100

 

 

 

 

2021

 

 

 

 

 

 

 

90

 

 

 

 

Moscow Institute of Physics and Technology (MIPT)

 

2017

 

 

 

 

 

 

 

42

 

 

 

 

2019

 

 

 

 

 

 

 

51-100

 

 

 

 

2021

 

 

 

 

 

 

 

50

 

 

 

 

National University of Science and Technology MISIS

 

2017

 

 

 

 

31

 

 

 

 

 

 

 

2019

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

 

2021

 

 

 

 

42

 

 

 

 

 

 

 

St.Petersburg Mining University

 

2017

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

2019

 

 

 

 

42

 

 

 

 

 

 

 

2021

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

HSE University

 

2017

 

 

 

 

 

 

 

 

51-100

51-100

 

 

2019

 

 

 

 

 

 

 

 

51-100

51-100

 

 

2021

 

 

 

 

 

 

 

 

45

50

 

 

MGIMO University

 

2017

 

 

 

 

 

 

 

 

51-100

 

 

 

2019

 

 

 

 

 

 

 

 

51-100

 

 

 

2021

 

 

 

 

 

 

 

 

41

 

 

 

60 Помимо LMSU, в России имеется еще восемь вузов, которые обозначили свое присутствие в топ-50 предметных рейтингов, однако ни один из них пока не может претендовать на роль УМК в обозримой перспективе. Из всех этих учреждений только HSE University стабильно улучшал свои позиции, попав в топ-50 по двум предметам – политологии и социологии. Однако даже этот успех пока не прошел тест на устойчивость, не говоря уже о том, что число таких предметов надо увеличить хотя бы в 3 раза.
61 Определенную стабильность в своих областях демонстрируют Moscow P.I. Tchaikovsky Conservatory, St.Petersburg Mining University и National University of Science and Technology MISIS, однако они изначально создавались как узкопрофильные заведения, и ожидать от них последующей диверсификации нельзя. Успех других четырех вузов не подлежит оценке на устойчивость в силу нехватки данных.
62 Примечательно, что до 2020 г. LSMU, HSE University и присоединившийся к ним в 2018 г. MGIMO University занимали по направлению политология места гомогенной группы 51-100. Публикация в рейтинге QS университетов, занимающих указанные места, в алфавитном порядке порождала иллюзию доминирования LSMU над своими конкурентами. Однако детальный анализ параметров рейтингования и расчет итогового балла согласно методике QS показал, что, начиная с 2018 г., HSE University не только уверенно лидировал среди трех рассматриваемых университетов, но и постоянно наращивал отрыв от своих ближайших конкурентов, что в конечном счете позволило данному вузу в 2020 г. преодолеть барьер в топ-50 и оказаться в числе мировых лидеров. В 2021 г. произошла еще одна знаковая рокировка: в число лидеров топ-50 вошел MGIMO University, заняв 41-е место и опередив закрепившегося на 45-м месте HSE University.
63 Таким образом, проверка российской университетской системы в рамках правительственной инициативы Проект 5–100 по критериям ГРУ показала ее чрезвычайно низкую международную конкурентоспособность. Это заставляет нас переосмыслить тезис о наличии у России серьезных научных и интеллектуальных резервов.
64

Заключение: к отказу от ложных стереотипов.

65 Рассмотренные факты относительно развития РПУ показали, что нужно пересматривать устаревшие представления о меняющемся мире. Так, североамериканские университеты США и Канады остаются эталонами научной диверсификации и продуктивности; ни одной стране мира пока не удалось превзойти лучшие вузы Северной Америки, хотя прежнее доминирование этого региона ослабевает. Пресловутый «закат Европы», который многим представляется самоочевидным, откладывается на неопределенный срок; более того, именно европейские университеты идут в авангарде подготовки кадров для постиндустриального общества. Рынок УМК Азии пока далек от того, чтобы превратиться в самобытный аутентичный феномен, будучи лишь результатом успешно реализованной «модели копирования» западных образцов, хотя отдельные достижения региона не могут не впечатлять.
66 Неожиданным и неприятным является вывод о превосходстве РПУ Латинской Америки над странами постсоветского пространства. Бывший СССР дал только одного игрока рынка УМК – Россию. Однако последняя находится отнюдь не на пике своих возможностей, имея лишь один признанный УМК (LMSU), не отличающийся устойчивостью своих научных достижений. Еще восемь вузов страны пока только обозначили свое присутствие в предметных рейтингах. Опыт Мексики, чей столичный университет долго не признавался международным экспертным сообществом, несмотря на его более чем впечатляющие успехи в предметных рейтингах, показывает, что даже при самых благоприятных обстоятельствах эта же участь ожидает и российские вузы, что еще больше задержит их выход в лидеры.
67 Несмотря на указанные обстоятельства, было бы неверным считать, что Россия потерпела полное и окончательное фиаско в борьбе за место на рынке глобальных университетов. Во-первых, нужно учитывать тот факт, что Россия позднее подключилась к мировому тренду по построению УМК, начавшемуся еще в конце прошлого века: государственное финансирование специальных программ в Канаде началось в 1989 г., в Дании – в 1991 г., Финляндии – в 1995, Китае – в 1996, Японии – в 2002, Австралии и Норвегии – в 2003, Германии – в 2006. Россия присоединилась к данной инициативе только в 2008 г. [Салми, Фрумин, 2013]. Во-вторых, несмотря на то, что цели Проекта 5-100 достигнуты не были, он позволил провести глобальную инвентаризацию российской университетской системы, пересмотреть подходы к развитию отечественных вузов, заявить о себе на международной арене. Тем самым лучшие вузы России впервые за четверть века существования страны перестали быть «невидимыми» для международного информационного пространства. В-третьих, в деле формирования УМК Россия, осознавая это или нет, следует ступенчатой стратегии, когда сначала решается задача попадания в менее претенциозный пул передовых вузов (топ–50 предметных рейтингов), а потом за счет постепенной научной диверсификации вузы перемещаются к нижней границе топ–100 ГРУ с окончательным ее прохождением и попаданием в разряд по-настоящему передовых университетов мира. Тем самым Россия пока реализует только первую часть означенного пути, подготавливая основу для дальнейших достижений. Реалистичность таковых демонстрирует Китай, который относительно быстро прошел все этапы «пути к УМК» и сегодня занимает вполне достойное место на РПУ.
68 Нельзя не упомянуть еще один важный аспект конкурентной гонки университетов. Мир разделился на две группы стран – те, которые включились в гонку, и те, которые по разным причинам ее игнорируют. Россия попадает в первую группу, причем традиции командной экономики приводят к тому, что все благие начинания быстро бюрократизируются и переходят в имитационный режим. В этих условиях превалирующее значение приобретают позитивные рапорты вузов и чиновников вышестоящим властям о своих выдающихся достижениях, что затрудняет диагностику истинного положения вещей, идентификацию организационных ошибок и их своевременную корректировку. При этом остается не до конца понятным реальный потенциал российских вузов – то ли он действительно крайне низок (даже по сравнению со странами Латинской Америки), то ли он не так мал, но его неумелая организация нынешней бюрократией не позволяет ему реализоваться в полной мере. На наш взгляд, у России по-прежнему остаются шансы на научный рывок, однако время работает не на нее.

Библиография

1. Балацкий Е.В. Университетские эндаументы и конкурентоспособность российских вузов. М.: Буки Веди, 2017.

2. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Опыт идентификации университетов мирового класса // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. №1. С. 104–113.

3. Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. СПб.: ИД «Нева», 2004.

4. Кирдина-Чэндлер С.Г. Радикальный институционализм и фейковая экономика в XXI веке // Journal of Institutional Studies. 2017. Т. 9. №4. С. 6–15.

5. Лебедева И.В. Фейк как социокультурное явление современного общества // Гуманитарные исследования. 2013. №2(46). С. 157–164.

6. Салми Д., Фрумин И.Д. Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России // Вопросы образования. 2013. №1. С. 25–68.

7. Степанова Т.Е., Манохина Н.В. Фейковая экономика: истина где-то рядом // Креативная экономика. 2019. Т. 13. №3. С. 433-448.

8. Талеб Н.Н. Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2014.

9. Arrighi G. Adam Smith in Beijing: Lineages of the Twenty-First Century. London, New York: Verso, 2007.

10. Arrighi G. The Long Twentieth Century: Money, Power, and the Origins of Our Times. London, New York: Verso, 1994.

11. Balatsky E.V. Prerequisites for global geopolitical inversion // Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2014. No. 2(32). P. 28–42.

12. Balatsky E.V., Ekimova N.A. Geopolitical Meridians of World-Class Universities // Herald of the Russian Academy of Sciences. 2019. Vol. 89. No. 5. P. 468–477.

13. Balatsky E.V., Ekimova N.A. Global Competition of Universities in the Mirror of International Rankings // Herald of the Russian Academy of Sciences. 2020. Vol. 90. No. 4. P. 417–427.

14. Hamdan A., Sarea А., Khamis R., Anasweh M. A causality analysis of the link between higher education and economic development: empirical evidence // Heliyon. 2020. Vol. 6. Iss. 6. Article 04046.

15. Kirdina-Chandler S.G. Western and non-Western economic institutional models in time and geographical space // Terra Economicus. 2019. Vol. 17. No. 1. P. 8–23.

16. Lundestad G. The Rise and Decline of American “Empire”. Power and its Limits in Comparative Perspective. New York, NY: Oxford University Press, 2012.

17. Valero A., Reenen J.V. The economic impact of universities: Evidence from across the globe // Economic of Education Review. 2019. Vol. 68. P. 53–67.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести