Полевая археография в Московском университете им. М.В. Ломоносова в области изучения старообрядчества в 60-90-е годы ХХ века
Полевая археография в Московском университете им. М.В. Ломоносова в области изучения старообрядчества в 60-90-е годы ХХ века
Аннотация
Код статьи
S0869544X0008129-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Таранец Сергей Васильевич 
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт украинской археографии и источниковедения им. М.С. Грушевского НАН Украины
Адрес: Киев, Украина, Киев
Выпуск
Страницы
89-100
Аннотация

В статье рассмотрены основные результаты полевых археографических экспедиций для изучения истории и культуры русского старообрядчества, которые в 60–90-е годы ХХ в. проводил Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Под руководством профессора И.В. Поздеевой проведено более 80 комплексных экспедиций в 40 регионах Советского Союза, собрано 4 тыс. памятников письменности и печати. И.В. Поздеева разработала концепцию комплексного изучения культуры старообрядчества, в полной мере воплотила ее в жизнь в Верхокамье Пермской области. По систематическому охвату полевой работой самых разных сторон старообрядческой истории и культуры археографические экспедиции МГУ стали образцовыми, а комплексное изучение традиционной культуры как системы оказало существенное влияние на развитие ряда других научных дисциплин.

Ключевые слова
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, археографические экспедиции, старообрядчество, история, культура, старопечатные книги, рукописи
Классификатор
Получено
27.01.2020
Дата публикации
28.01.2020
Всего подписок
28
Всего просмотров
693
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 В Советском Союзе археографические экспедиции получили широкое признание как важное средство для решения общегосударственных задач по охране культурного наследия, и староверы, на которых была сфокусирована полевая археография, с пониманием и поддержкой отнеслись к поставленным временем проблемам. В невероятно трудных условиях советской действительности старообрядцы смогли сохранить и донести до начала проведения полевых работ традиционную книжность, письменную и бытовую культуру, что позволило в будущем собрать десятки тысяч памятников, отражающих все жанры и направления древнерусской и старообрядческой книжности десятков регионов СССР. Учеными открыты тысячи ранее неизвестных оригинальных богословских, литературных, исторических, догматических, полемических текстов, созданных крестьянами-старообрядцами. Найденные памятники, принципиально расширили основу представлений исследователей о древнерусской и старообрядческой книжной культуре. За несколько десятилетий полевая археография открыла неизвестный пласт литературного творчества староверов, отражавшего духовную жизнь народа, его нравственные поиски, колоссальный творческий потенциал в рамках древней традиции. Благодаря междисциплинарному подходу советские научные учреждения смогли внести существенный вклад в развитие археографии, палеографии, филигранологии, архивоведения, литературы, языкознания, фольклористики, этнографии, публикации документальных памятников.
2 Одно из приоритетных мест в этом ряду занимал Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Изучение полевых исследований его межкафедральной археографической лаборатории очень важно для понимания всей полевой археографии, осуществлявшейся в Советском Союзе в десятках научных и культурно-просветительских учреждений. Участники археографических экспедиций опубликовали значительное количество работ, важное место в этом ряду занимают труды руководителя археографических экспедиций И.В. Поздеевой [1–5], разработавшей и применившей на практике методику комплексных археографических экспедиций. И.В. Поздеева, Н.А. Кобяк, М.М. Леренман и Е.Б. Смилянская сформулировали задачи и изложили результаты комплексных археографических экспедиций Московского университета. В 1982 г. Т.А. Круглова осуществила обзор кириллических рукописей книг Молдавско-Украинской коллекции. В 1987 г. Е.А. Агеева, Н.А. Кобяк и Е.Б. Смилянская  описали пополнение территориальных книжных собраний, полученных в 1981–1983 гг. [6. С. 134]
3 Значительное место теоретическому осмыслению и публикации результатов археографических экспедиций отводил «Археографический ежегодник», издаваемый Археографической комиссией АН СССР. В 1970–1990-е годы в периодическом издании появились серии обобщающих трудов о результатах экспедиций, проведенных различными научными центрами страны. Особой полнотой отличаются сведения и обзоры об организации комплексных исследований, предоставленные учеными Московского университета [2. С. 61; 7. С. 357; 3. С. 21; 4. С. 262; 8. С. 19; 9. С. 242; 10. С. 170.]. В 1976 г. в журнале «История СССР», опубликована статья сотрудника Археографической комиссии Д.И. Тверской, которая подвела итоги развития полевой археографии в Советском Союзе в 40–70-е годы ХХ в. [11. С. 109]
4 В 1966 г. состоялась первая археографическая экспедиция МГУ. Сначала полевые работы организовал Отдел редких книг и рукописей Научной библиотеки им. А. М.  Горького. У истоков полевых исследований стояли сотрудники библиотеки И.Д. Кашкарова и И.В. Поздеева. Помощь в организации экспедиций оказали специалисты Академии наук СССР, в частности Института славяноведения – А.И. Рогов и Института русского языка – О.А. Князевская.
5 К проведению экспедиций подтолкнуло создание полных коллекций старопечатных книг и рукописей, позволяющих проводить на базе Московского университета систематические курсы по палеографии, источниковедению, истории русской литературы и языка, русскому искусству и т. д. Характерно, что московские археографы сразу отказались от проведения экспедиций в труднодоступных местах Северного Урала, Сибири, Якутии. Интерес представляли регионы, располагавшиеся на расстоянии нескольких часов езды от Москвы – Московская, Ярославская, Горьковская, Калининская, Куйбышевская области. Кроме того, в перечень посещаемых мест москвичей вошли древние города, где в ХІХ в. существовало старообрядчество.
6 Во время проведения первых полевых работ исследователи столкнулись с недостатком методики, несмотря на то, что уже знали предмет исследований, заключавшийся в изучении истории старообрядчества в целом и истории староверческих согласий в частности, специфики старообрядческой рукописной догматической и полемической литературы, старопечатной книги и деятельности старообрядческих типографий. Ученые понимали необходимость подробной фиксации условий, в которых находился тот или иной памятник, они могли осуществить его детальное описание, тщательно выяснить историю происхождения, зафиксировать современное положение.
7 Московский университет ежегодно организовывал по несколько экспедиций. Сначала в них участвовали только сотрудники библиотеки, опиравшиеся на опыт работы ленинградских коллег. В 1968 г. И.В. Поздеева, которая многие годы была организатором и бессменным руководителем археографических экспедиций университета, высказала мысль о необходимости проведения комплексных экспедиций в наиболее интересных в археографическом отношении регионах. Важно было активизировать координацию полевых исследований на всесоюзном уровне [1. С. 254].
8 В 1970–1971 гг. московские археографы проводили полевые работы в Брянской и Гомельской областях, где столкнулись с чрезвычайно богатой традиционной культурой местных ветковских и стародубских слобод. Именно на Ветке и Стародубье И.В. Поздеева убедилась в необходимости комплексного изучения памятников печати и письменности и среды их бытования. Итоги археографических работ в этом крае показали невозможность создания репрезентативных книжных собраний без проведения комплексных полевых работ, поскольку это приводило к произвольному изъятию памятников из характерной среды. Комплексные экспедиции требовали привлечения значительного числа участников, что Московский университет в то время мог себе позволить. В 1972 г. разработанная методика была применена в Молдавской ССР, в Одесской области Украинской ССР и Пермской области РСФСР [11. С. 115].
9 В 1970–1981 гг. проводились комплексные экспедиции в ветковско-стародубском регионе. По наблюдениям исследователей, в этом крае староверы создали оригинальную рукописную школу, организовали собственное книгопечатание. В 1970–1972 гг. на Ветке и Стародубье была проведена сплошная археографическая разведка, определены границы изучаемой территории. Полученные материалы позволили формировать Ветковско-Стародубское собрание Научной библиотеки МГУ [8. С. 19].
10 В 1971 г. на кафедре источниковедения исторического факультета была создана специальная археографическая группа, в которую вошли И.В. Поздеева, М.М. Леренман, Т.А. Круглова, Е.А. Агеева и Е.Б. Смилянская. В 1991 г. группу преобразовали в археографическую лабораторию, а в 2002 г. – в межкафедральную археографическую лабораторию [3. С. 21; 4. С. 262]. В рамках комплексных исследований лаборатории с 1972 г. начали проводиться лингвистические (руководитель Е.М. Сморгунова), с 1973 г. – фольклорные (руководитель С.Е. Никитина), с 1976 г. – музыковедческие (руководитель Л.А. Игошев) и искусствоведческие (руководитель Э.К. Гусева) исследования.
11 В 1973–1978 гг. московские специалисты провели экспедиции в Молдавской ССР, Винницкой, Одесской, Хмельницкой и Черновицкой областях Украинской ССР, на основании результатов работы начало формироваться Украинско-Молдавское собрание. В коллекцию вошли литургические, нравственно-агиографические, певческие рукописи и сборники старообрядческих сочинений ХVІ–ХХ вв. Интерес представил один из наиболее ранних списков «Щита веры», принадлежащий Тимофею Андрееву. Кроме того, выявлены редкие письма протопопа Аввакума ученику Авраамию, списки писем иноков Куреневского Никольского монастыря, не принявших «Окружное послание», сборник сарыкейских староверов о непризнании митрополита Амвросия Белокриницкого второй половины ХІХ в. [9. С. 242]
12 Следует отметить, что работавшие в 1970–1980-е годы в Молдавии и на Украине экспедиции Московского университета получили материал, свидетельствующий о тесных контактах старообрядцев южных регионов с одноверцами ветковско-стародубских слобод. Ученые установили историческую зависимость южноукраинской и молдавской белокриницкой книжности от ветковской, выявили особенности культурных традиций Молдавии, Южной Бессарабии и Правобережной Украины [10. С. 170].
13 В 1977 г. исследователи МГУ положили начало изучению мест бывшего компактного расселения старообрядцев в подмосковных Гуслицах. Им удалось уточнить основные книгописные центры московского региона, установить имена писцов, пути распространения гуслицких рукописей. Проведенные работы позволили сформировать Московскую коллекцию, получить новые материалы от старообрядческого населения по фольклору и музыкальному искусству [10. С. 172].
14 В это же время И. В. Поздеева на основе опыта работы археографов Московского университета сформулировала особенности работы экспедиций, собирающих памятники кириллической книжности, заключавшиеся в разработке задач комплексного археографического исследования конкретного региона, включавшие изучение аспектов истории местной культуры, связанной с местной книжной традицией, истории и идеологии старообрядческих согласий, устных форм словесности, фольклора, древней канонической музыки, изобразительного искусства, социальной и исторической психологии. При проведении работ приоритетным оставалось изучение местной кириллической книжности, репрезентативно отражающей региональную книжность на разных этапах ее развития [12. С. 12].
15 Для успешного проведения комплексных экспедиций И.В. Поздеева признавала важным наличие компактного слоя носителей определенного направления книжной традиции, сохранявших не только древнюю книжность, но и элементы историко-культурной среды. Применяя метод сплошной археографической разведки, она составила карты археографического состояния того или иного региона для выяснения перспективности проведения дальнейших работ. Такие экспедиции предусматривали не только выявление, фиксацию и сбор памятников письменности и печати, но и сбор и фиксацию образцов говора, фольклора, литургического чтения и пения, фотографирование памятников сакрального и изобразительного искусства, интерьеров домов, самих старообрядцев. На стадии проведения разведочных работ полезным признавалось участие в экспедициях разных специалистов в зависимости от сохранности, степени древности, целостности, богатства и состояния местной книжной традиции и историко-культурного слоя.
16 И.В. Поздеева выделила три категории районов, представляющих археографический интерес. Первый позволил проследить взаимосвязь книжной традиции и среды ее бытования, зафиксировать богатую, развитую и живую местную кириллическую книжность с высокой степенью сохранности элементов другой культуры. В районах второй категории можно было собрать интересную коллекцию книг, но без возможности в полном объеме зафиксировать местную книжную культуру. (В прошлом районы, относящиеся к этой категории, имели развитую и богатую книжность, которая исчезла вместе с их носителями.) К третьей категории археограф отнесла территории, ранее связанные с жизнью старообрядцев, но не имевшие развитой кириллической книжности или полностью ее утерявшие. При проведении комплексных полевых работ важно было не только соблюдать сроки, но и придерживаться последовательности, поскольку системный подход позволял ставить и решать новые научные задачи.
17 В 1977 г. археографическая экспедиция МГУ, совместно с фольклорной комиссией при Союзе композиторов РСФСР, продолжила комплексные исследования в Пермской области и Удмуртской АССР. Московские археографы провели первоначальную разведку в Оренбургской области и Татарской АССР. Группа под руководством Т.А. Кругловой, совместно с Музеем древнерусской живописи им. Андрея Рублева, работала в Ярославской и Саратовской областях. Горьковскую и Владимирскую области исследовала Н.А. Кобяк, Московскую и Калужскую области – М.М. Леренман [13. С. 354]. В Пермской области ученые обследовали более 40 населенных пунктов. Памятники письменности приобретались после тщательного отбора. Исследователи поставили на учет более 200 книг, из которых приобрели 47 экземпляров. Особый интерес вызвала вторая часть Пролога ХVI в. с вкладной записью 1615 г. М.Я. Строганова, Торжественник с вкладной записью Н.Г. Строганова, ранее неизвестный в библиографии Часовник (Москва, 1623). Следует отметить, что с 1973 г. сотрудники Пермской областной библиотеки начали самостоятельные археографические экспедиции в Пермской области.
18 В целом, в 70-е годы ХХ в. Московский университет стал одним из ведущих археографических центров Советского Союза. Только в 1974 г. этим научным учреждением было проведено 17 экспедиций в 16 регионах страны [14. С. 142]. К 1977 г. московские археографы собрали треть от всех древних кириллических рукописей, в том числе памятников письменности ХVIII в., половину рукописей ХVII в. и 70 % от всех полученных в СССР находок ХVI в. Специалисты основали новые территориальные книжные собрания и книжные коллекции, получили сотни фотографий, аудиозаписей, писем от староверов, сформировали ящики картотек, создали дневники, тетради находок и др. [2. С. 61]
19 В 80-е годы ХХ в. экспедиции широко изучали материальную культуру Верхокамья в Пермской области (руководители Г.Н. Чагин и С.А. Димухаметова) [10. С. 173], продолжили комплексные исследования Брянской и Гомельской областях. Группа Е.Б. Смилянской пополнила Ветковско-Стародубское собрание, изучала современную историю старообрядческих общин Брянской, Гомельской и Черниговской областей. В России и Казахстане ученые завершили обследование Оренбургской и Уральской областей. Смилянская обследовала Алма-Атинскую, Джамбульскую, Кзыл-Ордынскую и Гурьевскую области, Поздеева продолжала работать в Пермской области и Удмуртской АССР [15. С. 349].
20 В 1981 г. Е.Б. Смилянская и Н.А. Кобяк работали в Молдавии и Одесской области, Е.Б. Смилянская и Е.А. Агеева – в Черниговской, Гомельской и Брянской областях, Е.Б. Смилянская и Н.А. Кобяк – в Пермской области, Е.А. Агеева – в Московской и Калужской областях, И.В. Поздеева – в Калининградской области. Итогом археографических экспедиций сезона 1981 г. стало пополнение государственных хранилищ СССР 405 рукописями и 368 старопечатными книгами, из которых 92 рукописи и 81 старопечатную книгу получили специалисты МГУ. Наиболее ценными приобретениями стали Апокалипсис ХІХ в. с 72 миниатюрами, Деяния и уложения собора деминцев и максимовцев 1922 г., Триодь цветная (Москва, 1621) с вкладной записью царя Михаила Федоровича, Минея на май (Москва, 1646) с вкладной записью царя Алексея Михайловича [16. С. 356].
21 В 1982 г. группа ученых под руководством И.В. Поздеевой и Н.А. Кобяк провела комплексные экспедиции в Пермской области и Удмуртии с участием лингвистов, фольклористов и музыковедов. Е.А. Агеева работала в Московской и Калужской областях, Е.Б. Смилянская – в Молдавии, Одесской, Киевской и Черниговской областях, С.Е. Никитина – в Черниговской области и Туве. Научная библиотека МГУ получила 144 рукописи ХVI–ХХ вв., в частности из Пермской области Триодь постную И.А. Невежи (1604) с владельческой записью стольника князя М.И. Черкасского. В Пермской области археографы составили описи книг ряда действующих храмов, осмотрели рукописи и старопечатные книги, хранящиеся в библиотеке Пермского государственного педагогического института, Соликамского и Чердынского краеведческих музеев. Е.Б. Смилянская пополнила Молдавско-Украинскую коллекцию 66 рукописями и 57 старопечатными книгами. Из рукописей наиболее интересной оказалась августовская Минея 1600–1601 гг., написанная в Сучавский монастырь епископом Феодосием (Радовским), 27 крюковых рукописей ХVIII – начала ХХ в., орнаментированных в традициях Ветки и Гуслиц [17. С. 292].
22 В 1983 г. археографическая группа под руководством И.В. Поздеевой, совместно с сотрудниками Пермского университета, продолжила комплексные экспедиции в Пермской области и Коми АССР. И.В. Поздеева, Е.А. Агеева и Е. Б. Смилянская работали в Москве и Московской области. Е. Б. Смилянская осуществила экспедицию в Молдавскую ССР, Винницкую, Хмельницкую, Черновицкую и Одесскую области Украинской ССР, Е.А. Агеева – в Пензенскую, Ульяновскую и Саратовскую области РСФСР. С.Е. Никитина изучала устную и музыкальную культуру старообрядцев Удмуртской АССР и Свердловской области. Л.А. Игошев провел музыковедческие исследования в Южной Бессарабии Одесской области и Гуслицах Московской области.
23 Работавшие на Печоре москвичи получили 12 рукописей, в том числе лицевую рукопись «Прения живота со смертью». 38 рукописей и 29 старопечатных книг приобретено в ходе молдавско-украинской экспедиции, среди которых наиболее интересными оказались Евангелие-тетр середины ХVI в. с несколькими красочными заставками, Устав 40-х годов ХVII в. с заставками старопечатного стиля в красках и с остатками в переплете пергаменной рукописи ХIVв. Всего археографы приобрели 87 рукописей и 58 старопечатных книг [18. С. 340]. Вслед за М.Н. Тихомировым Е.А. Агеева предприняла повторную поездку в г. Пугачев Саратовской области и его окрестности. Побывала она и в местах, где раньше действовали знаменитые Иргизские старообрядческие монастыри. В результате этой экспедиции была сформирована Иргизская территориальная коллекция [10. С. 171].
24 В общем в 1983 г. сотрудники Московского университета провели 50 экспедиций, благодаря чему Отдел редких книг и рукописей Научной библиотеки пополнился 1535 рукописями и 984 старопечатными книгами. В фонды библиотеки поступили редчайшие находки, среди которых Святцы с летописью и сказанием о семи Вселенских соборах конца ХVІ – начала ХVІІ в., Трезвоны на крюках средины ХVІІІ в., Октай на крюках конца ХVІІІ в. Большинство крюковых рукописей отличаются красочным оформлением. В 80-е годы ХХ в. были введены в научный оборот первые приобретения экспедиций посредством издания описаний памятников ХV–ХVІІ вв. [19–21]
25 В 1984 г. московские археографы под руководством И.В. Поздеевой и Е.Б. Смилянской продолжили комплексное обследование Верхокамья в бассейне р. Колвы. Именно в этом регионе археографическая лаборатория впервые и в полном объеме осуществила комплексные полевые работы, базировавшиеся на максимальной фиксации традиционными и техническими средствами книжной культуры и среды ее обитания [3. С. 22]. В исследованиях приняли участие специалисты Пермского государственного университета (ПГУ) (руководитель Г.Н. Чагин) и Пермского областного краеведческого музея (ПОКМ) (руководитель С. А. Димухаметова).
26 Е.А. Агеева обследовала Ульяновскую, Пензенскую, Саратовскую и Волгоградскую области, А.Д. Паскаль – Молдавию, И.В. Поздеева и Л.А. Игошев – Москву и Московскую область, С.Е. Никитина – Урал и Гомельскую область [22. С. 321]. В 1984 г. в СССР в целом обнаружено 655 рукописей и 266 старопечатных книг, из которых значительная часть (148 рукописей и 63 старопечатные книги) – экспедициями Московского университета, в том числе 21 рукопись ХVIII–ХХ вв. от представителей поморского и бегунского согласия. Среди печатных изданий наибольший интерес вызвали Учительное Евангелие (Вильно, 1595) с вкладной записью архимандрита Ионы, августовская Минея (Москва, 1630) с записями князей Куракиных, февральская Минея (Москва, 1646) с автографом царского дьяка Семена Денисова. В Поволжье приобретена библиотека Е.И. Погорелова, в составе которой оказались рукописи выговского письма, бытовавшие в окрестностях Иргиза, списки «Поморских ответов» первой половины ХVIII в., с роскошными заставками, Острожская Библия 1580 г., ранее принадлежавшая Л.Ф. Пичугину и многое другое [22. С. 322].
27 В 1985 г. археографы Московского университета совместно с специалистами ПГУ, Пермского областного и Ильинского районного краеведческих музеев (И.В. Поздеева, А.Д. Паскаль, Г.Н. Чагин, О.Л. Кутьев) организовали экспедицию в Пермскую область. Е.Б. Смилянская обследовала Саратовскую, Пензенскую, Волгоградскую и Астраханскую области, а также Молдавию и некоторые районы Украины, И.В. Поздеева и Н.А. Кобяк – Москву, Московскую и Калужскую области. В результате этих работ НБ МГУ пополнилась 54 рукописями и 28 старопечатными книгами. Наиболее ценными находками, полученными в Верхокамье, оказались ноябрьская Минея в списке ХV в. и августовская Минея в списке ХVI в. В Поволжье получены Поучительные слова Ефрема Сирина (Москва, 1667) с записью 1670 г. о вкладе царя Алексея Михайловича в Алатырский уезд, полемические сочинения старообрядцев, ценные фольклорные материалы и многое другое. На Украине и в Молдавии Е.Б. Смилянская приобрела интересный лицевой календарь середины ХІХ в. с объяснением руки Дамаскина, Апостол Ивана Федорова (Львов, 1574) с записями, свидетельствующими о бытовании книги в течение более 200 лет на юге Украины и в Молдавии, Минею общую (Москва, 1637), которую царь Михаил Федорович вложил в церковь митрополита Петра в г. Переславле-Залесском, декабрьскую Минею (Москва, 1638) с вкладной записью князя Ю.М. Одоевского. В целом Е.Б. Смилянская поставила на учет книжные коллекции 14 старообрядческих храмов и молитвенных домов, описала ряд личных собраний [23. С. 330].
28 В 1986 г. на Ветке и Стародубье ученые записали диалектические особенности местного говора, фольклора и крюкового пения [10. С. 170]. И.В. Поздеева совместно с представителями ПГУ и ПОКМ (Г.Н. Чагиным и О.Л. Кутьевым) продолжила работы в Пермской области и Удмуртской АССР. Среди наиболее ценных приобретений, сделанных в Верхокамье, следует отметить лицевой Апокалипсис начала ХVIII в. с 72 миниатюрами и цветными заставками. В ходе исследований в бассейне р. Обвы члены экспедиции получили 18 рукописей, 14 старопечатных книг и 100 предметов материальной культуры, которые поступили на хранение в Пермский областной краеведческий музей. С участием сотрудников Института языкознания АН Молдавской ССР и Республиканской библиотеки Молдавской ССР И.В. Поздеева работала на территории Молдавии и Одесской области. Е.А. Агеева и Л.А. Игошев обследовали Московскую область, С.Е. Никитина – Саратовскую область, Н.А. Кобяк – Тульскую область, Е.А. Агеева – Краснодарский и Ставропольский края.
29 Из Молдавии и Украины в НБ МГУ поступили 49 рукописей и 26 старопечатных книг, в частности Евангелие середины ХVI в. молдавского происхождения с многочисленными вкладными и владельческими записями, Кормчая начала ХVI в. с записями на маргиналиях, певческие Праздники на крюках ХІХ в. из библиотеки Белокриницкой митрополии с 24 цветными заставками и 12 миниатюрами, Псалтырь (Вильно, 1576), Евангелие (Вильно, 1600) с вкладной записью И.И. Годунова в Николаевский Федоровский монастырь. Следует отметить, что три рукописи ХІХ в. и 40 старопечатных книг экспедиция Московского университета передала в Республиканскую библиотеку и Библиотеку АН Молдавии. В целом, экспедиция И.В. Поздеевой осмотрела, датировала и поставила на учет более тысячи памятников славяно-русской книжности, хранившихся в молдавских старообрядческих храмах.
30 В Подмосковье Е.А. Агеева и Л.А. Игошев получили восемь рукописей ХVIII–ХХ вв., в том числе рукопись на крюках с гуслицким орнаментом и восемь старопечатных книг, среди которых Часовник (Москва, 1635). В Тульской области Н.А. Кобяк приобрела три рукописи ХІХ в. и четыре старопечатные книги, в том числе три – ХVII в. В целом, из 893 рукописей и старопечатных книг полученных в 1986 г. в СССР в результате полевых экспедиций, археографами Московского университета приобретено 206 памятников, среди которых НБ МГУ получила 70 рукописей и 31 старопечатную книгу, остальные находки были переданы в местные библиотеки и музеи [24. С. 315].
31 В 1986 г. на конференции в МГУ были подведены итоги двадцатого сезона полевых и научно-исследовательских работ. Московские археографы провели 50 экспедиций, собрали и исследовали более 3 тыс. памятников, 40 % из которых составили рукописи и книги ХV–ХVII вв., издали каталоги рукописей и книг кириллической печати. Председатель Археографической комиссии АН СССР С.О. Шмидт высоко оценил работу археографов университета, отметил уникальность разработанной И.В. Поздеевой методики, которая привела к высокой результативности экспедиций этого научного учреждения [25. С. 322].
32 В 1987 г. сотрудники МГУ, совместно с ПГУ и ПОКМ, под руководством И.В. Поздеевой и с участием Е.Б. Смилянской и О.Л. Кутьева, работали в Пермской области и Удмуртской АССР. И.В. Поздеева, Е.А. Агеева, Л.А. Игошев, С.Е. Никитина, А.Д. Паскаль, Е.Б. Смилянская работали в Молдавской ССР и Одесской области Украинской ССР, Московской, Владимирской, Саратовской областях, Краснодарском и Ставропольском краях РСФСР, Грузинской ССР. Благодаря этим экспедициям Научная библиотека пополнилась 88 рукописями и 54 старопечатными книгами, среди которых наиболее ценными оказались приобретенный в Верхокамье новый список Жития протопопа Аввакума ХІХ в., 3-я часть Трефологиона (Москва, 1638) с вкладной записью князя Д.М. Пожарского. Полученные в Пермской области находки поступили в Соликамский музей-заповедник и Пермский областной краеведческий музей.
33 В 1987 г. в Молдавии и на Украине исследователи получили 49 рукописей и 30 старопечатных книг, в том числе часть коллекции священника старообрядческой общины г. Вилково Одесской области М.М. Сипакина, в которой находилось 11 певческих рукописей ХVIII–ХХ вв., печатные издания Пролога (Москва, 1643), Апостола (Москва, 1638), Канонника (Москва, 1641) и др. Из Поволжья в Москву доставлено шесть рукописей и семь старопечатных книг ХVII–ХІХ вв., в частности богато орнаментированные Праздники на крюках поморского письма ХVIII в., Минея общая (Москва, 1628) с вкладной записью царя Михаила Федоровича, 1-я часть Трефологиона (Москва, 1637) с вкладной записью царей Петра, Иоанна и Софьи [26. С. 322].
34 В 1988 г. ученые МГУ совместно с сотрудниками ПГУ под руководством Г.Н. Чагина исследовали Пермскую область и Удмуртскую АССР. Н.А. Кобяк и Е.Б. Смилянская работали в Татарской АССР, А.Д. Паскаль – в Молдавской ССР и Одесской области Украинской ССР. Е.А. Агеева и Л.А. Игошев – в Московской области, Е.А. Агеева (дополнительно) – в Грузинской ССР, в Краснодарском и Ставропольском краях, Дагестанской и Чечено-Ингушской АССР, в Ивановской и Владимирской областях РСФСР. В этих экспедициях также участвовали специалисты Московского историко-архивного института и Московского литературного института.
35 В результате проведенных экспедиций Научная библиотека МГУ пополнилась 54 рукописями и 47 старопечатными книгами ХVI–ХIХ вв., в частности из Верхокамья получен рукописный Пролог 1606 г. В Татарстане приобретено десять певческих рукописей, в том числе наставника А.Е. Хрычева, передавшего рукописные материалы по истории казанских поморских молитвенных домов ХІХ – начала ХХ в. В целом, в Татарской АССР описано более 300 кириллических памятников, хранящихся в государственных и муниципальных музеях, молитвенных домах и личных собраниях старообрядцев. На Кавказе Е.А. Агеева получила Пандекты Никона Черногорца середины ХVI в., августовскую Минею (Москва, 1646) с владельческой записью Д.А. Строганова, Октоих (Москва, 1631) с автографом известного старообрядческого игумена Иова Льговского [27. С. 327]. Во время проведения молдавско-украинской экспедиции А.Д. Паскаль получил Шестоднев (Львов, 1689), Апостол (1683) на молдавской языке с записью ХVII в. В Научную библиотеку МГУ поступило собрание К.И. Донцова, содержащее, в том числе, брошюры, изданные в 1911–1934 гг. в Измаиле, Одессе и Кишиневе.
36 В 1989 г. Е.А. Агеева продолжила комплексные исследования на Северном Кавказе. Л.А. Игошев работал в Московской, Саратовской и Пензенской областях, И.В. Поздеева, О.А. Цапина и Р.А. Моррис – в Пермской области, Е.Б. Смилянская – во Владимирской области и Чувашкой АССР [28. С. 322]. В Верхокамье специалисты обнаружили рукописные постановления старообрядческого собора 1892 г. с полной описью книг, список соборных решений 1947–1948 гг., старопечатную Книгу о вере (Москва, 1648) с записью дьякона Благовещенского собора Московского Кремля М.И. Шумилова. На Северном Кавказе Е.А. Агеева получила Минею общую (Москва, 1625) с записями ХVII в. князя Д.М. Пожарского [28. С. 323].
37 В 90-е годы ХХ в. проведение археографических экспедиций в России резко сократилось, однако несмотря на финансовые трудности ученые Московского университета продолжали работать в поле. В это время они выезжали в Брянскую, Курскую, Нижегородскую и Пермскую области [29. С. 326]. В 1992 г. были продолжены комплексные исследования в Удмуртии и Пермской области. В Верхокамье фиксировалось состояние местного староверия, его представления о конце света, проводилось обследование ряда южных старообрядческих поселений края, изучалась их демографическая ситуация, язык, записывались духовные стихи, литургическое пение. Ученые наблюдали угасание традиционной культуры старообрядцев [30. С. 340].
38 В 1993 г. московские археографы работали в Московской, Пермской и Саратовской областях, Краснодарском и Ставропольском краях (И.В. Поздеева, Е.А. Агеева, В.И. Ерофеева). В Пермской области они провели описание значительного собрания похозяйственных книг, документов, касающихся единоличных и колхозных хозяйств староверов, относящихся к 30-м годам ХХ в., записали более 30 часов аудио- и видеодокументов. В Краснодарском и Ставропольском краях вместе с москвичами работал шотландский исследователь Д. Салливан. В результате проведенных работ был создан принципиально новый аудиовизуальный источник, фиксировавший современное состояние традиционной культуры. В целом, на юге России было снято более 40 часов видеозаписи, получено несколько десятков книг и рукописей, среди которых оригинальные сочинения А.К. Килина и других старообрядческих деятелей.
39 В 1996 г. была осуществлена комплексная экспедиция в Молдавию, Приднестровье и на Украину, где московские специалисты описали библиотеки при старообрядческих храмах и молитвенных домах, в том числе осмотрели, датировали и зафиксировали 507 кириллических изданий ХVI–ХХ вв., среди которых пять изданий ХVI в. и 48 изданий ХVII в. Сравнение данных состояния общин с аналогичными в 70-е – начале 80-х годов ХХ в. показало, что в книжной культуре региона произошли существенные изменения. Прежде всего отмечено резкое «вымывание» из библиотек староверов книг древнего фонда, так как участились случаи грабежа общинных библиотек. Изучением одежды старообрядцев Бессарабии в экспедиции занялись аспирант Оксфордского университета Д. Роджерс, сделавший 300 цветных фотографий и 250 слайдов, а также И.В. Бойко, сделавший 300 черно-белых фотографий [31. С. 46].
40 В целом, выдающихся достижений в ходе полевых работ МГУ им. М.В. Ломоносова достигли И.В. Поздеева, Е.А. Агеева, С.Е. Никитина, Е.Б. Смилянская, Н.А. Кобяк, Т.А. Круглова, М.М. Леренман, Л.А. Игошев, Е.М. Сморгунова, А.Д. Паскаль и др. Археографические экспедиции Московского университета получили широкий международный резонанс. В них принимали участие американские, английские и шотландские исследователи.
41 Следуя разработкам Н.Н. Покровского, И.В. Поздеева выдвинула концепцию комплексного изучения разных сторон жизни, истории и культуры старообрядчества. В 70–80-е годы ХХ в. методика комплексных археографических исследований в полном или значительном объеме была применена московскими, новосибирскими и свердловскими учеными. Археографические экспедиции МГУ стали образцовыми по систематическому охвату полевой работой самых разных сторон старообрядческой истории и культуры. Комплексное изучение традиционной культуры как системы оказало существенное влияние на развитие ряда других научных дисциплин. И.В. Поздеева разработала методику описания старопечатных книг, позволившую наиболее полно раскрыть информационные возможности экземпляра как исторического источника, осуществила прорыв в области изучения записей на листах старопечатных книг, доказала широкую географию бытования печатных книг в России в ХVІІ в.
42 Московский университет собрал свыше четырех тысяч старопечатных книг XVI–XVII вв. и рукописей XV–XX вв., изучил региональную историю и культуру старообрядческих согласий, книжность ХVІІ в., уточнил, значительно расширил и принципиально пересмотрел представления специалистов о деятельности Московского печатного двора. В университетской Научной библиотеке сформировано 13 территориальных собраний и семь рукописных коллекций ХІV–ХХ вв. Московские археографы приобрели сотни редких и уникальных памятников русской и славянской письменности и печати. Получили 17 экземпляров пяти изданий Ивана Федорова, шесть экземпляров трех дофедоровских изданий, редкие издания Московского печатного двора, старообрядческих типографий ХVІІІ в., рукописи ХІV–ХVІ вв., памятники старообрядческой литературы, лицевые и певческие рукописи.
43 Исторический факультет совместно с Научной библиотекой МГУ им. М.В. Ломоносова провел более 80 комплексных экспедиций в 40 регионах СССР. Охватил экспедициями большое количество административно-территориальных образований государства, а количество и качество привезенного материала поставило университет в один ряд с ведущими археографическими центрами страны.

Библиография

1. Поздеева И.В. Археографические экспедиции Отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки им. А.М. Горького МГУ // Археографический ежегодник за 1968 год. М., 1970.

2. Поздеева И.В. Задачи и особенности работы экспедиций, собирающих памятники кириллической книжности (Из опыта работы археографов Московского государственного университета) // Археографический ежегодник за 1977 год. М., 1978.

3. Поздеева И.В. Археографическая лаборатория // Энциклопедический словарь Московского университета. Исторический факультет. М., 2004.

4. Поздеева И.В. Полевая археография // Историческая наука в Московском университете 1755–2004. М., 2004.

5. Поздеева И.В. 30 лет полевой археографии Московского университета (1966–1995) // Археографический ежегодник за 1995 год. М., 1997.

6. Агеева Е.А., Кобяк Н.А., Смилянская Е.Б. Территориальные книжные собрания и коллекции МГУ и их пополнение за 1981–1983 гг. // Из фонда редких книг и рукописей Научной библиотеки Московского университета. М., 1987.

7. Леренман М.М. 15 лет археографическим экспедициям Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова // Археографический ежегодник за 1981 год. М., 1982.

8. Кобяк Н.А., Леренман М.М., Поздеева И.В., Смилянская Е.Б. Задачи и результаты комплексных археографических экспедиций Московского университета 1966–1980 гг. // Русские письменные и устные традиции и духовная культура (По материалам археографических экспедиций МГУ 1966–1980 гг.). М., 1982.

9. Круглова Т.А. Обзор кириллических рукописей книг Молдавско-Украинской коллекции Московского университета // Рукописные письменные и устные традиции и духовная культура. М., 1982.

10. Агеева Е.А., Кобяк Н.А., Поздеева И.В., Смилянская Е.Б. Итоги и перспективы организации комплексных археографических исследований МГУ // Археографический ежегодник за 1986 год. М., 1987.

11. Тверская Д.И. О некоторых итогах развития полевой археографии на территории СССР в послевоенный период // История СССР. 1976. № 1.

12. Поздеева И.В. Комплексные исследования современной традиционной культуры русского старообрядчества. Результаты и перспективы // Мир старообрядчества. Живые традиции: результаты и перспективы комплексных исследований русского старообрядчества. Сборник научных трудов. М., 1998. Вып. 4.

13. Морозов В.В. Археографические экспедиции 1977 и 1978 гг. // Археографический ежегодник за 1978 год. М., 1979.

14. Пушков В.П. Запланированное чудо поиска, или воспитание археографией (К юбилею И.В. Поздеевой) // Археографический ежегодник за 2004 год. М., 2005.

15. Морозов В.В. Археографические экспедиции 1980 г. // Археографический ежегодник за 1980 год. М., 1981.

16. Морозов В.В. Археографические экспедиции 1981 г. // Археографический ежегодник за 1981 год. М., 1982.

17. Археографические экспедиции 1982 г. // Археографический ежегодник за 1982 год. М., 1983.

18. Археографические экспедиции 1983 г. // Археографический ежегодник за 1983 год. М., 1985.

19. Поздеева И.В., Кашкарова И.Д., Леренман М.М. Каталог книг кириллической печати ХV–ХVІІ вв. Научной библиотеки МГУ. М., 1980.

20. Кобяк Н.А., Поздеева И.В. Славяно-русские рукописи XV–XVI вв. Научной библиотеки Московского университета. М., 1981.

21. Поздеева И.В., Кашкарова И.Д., Леренман М.М. Славяно-русские рукописи XIV–XVII вв. Научной библиотеки МГУ. (Поступления 1964–1984 гг.). М., 1986.

22. Черных В.А. Археографические экспедиции 1984 г. // Археографический ежегодник за 1984 год. М., 1986.

23. Черных В.А. Археографические экспедиции 1985 г. // Археографический ежегодник за 1985 год. М., 1986.

24. Черных В.А. Археографические экспедиции 1986 г. Полевые исследования кириллической книжной традиции // Археографический ежегодник за 1986 год. М., 1987.

25. Агеева Е.А. Археографическая конференция на историческом факультете МГУ // Археографический ежегодник за 1986 год. М., 1987.

26. Охотина Н.А. Археографические экспедиции 1987 г. // Археографический ежегодник за 1987 год. М., 1988.

27. Черных В.А. Археографические экспедиции 1988 г. // Археографический ежегодник за 1988 год. М., 1989.

28. Черных В.А. Археографические экспедиции 1989 г. Полевые исследования кириллической книжной традиции // Археографический ежегодник за 1989 год. М., 1990.

29. Археографические экспедиции 1991 г. // Археографический ежегодник за 1991 год. М., 1994.

30. Кобяк Н.А. Археографические экспедиции 1992 г. Полевые исследования кириллической книжной традиции // Археографический ежегодник за 1992 год. М., 1994.

31. Дадыкин А.В., Ерофеева В.И., Литвина Н.В., Поздеева И.В., Смирнов И.П. Русское старообрядчество Республики Молдова и Приднестровья (По материалам комплексной археографической экспедиции МГУ 1996 г.) // Археографический ежегодник за 1998 год. М., 1999.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести