Похвальное слово Антонию Римлянину: время создания редакций
Похвальное слово Антонию Римлянину: время создания редакций
Аннотация
Код статьи
S0869544X0021103-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Пак Н. В. 
Должность: Специалист по учебно-методической работе
Аффилиация: Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова
Адрес: Санкт-Петербург, Россия
Выпуск
Страницы
82-96
Аннотация

Анонимное Похвальное слово Антонию Римлянину не содержит сведений о времени написания. В статье рассматриваются три хронологических указания, сохранившихся в рукописной традиции памятника, которые имеют значение для его датировки: упоминание точного времени, прошедшего со дня преставления Никиты Новгородского до обретения его мощей (450 лет и 3 месяца), имя царя в заключительной молитве и упоминание безымянного царевича, царевичей или царицы в той же молитве. На основании совокупности признаков предлагается датировка редакции А Похвального слова временем между 19 ноября 1581 г. и 19 октября 1582 г., а редакции Б – временем между 19 октября 1582 г. и 18 марта 1584 г.

Ключевые слова
восточнославянская агиография, критика текста, Похвальное слово Антонию Римлянину, Житие Никиты Новгородского, Похвальное слово Никите Новгородскому, Маркелл Безбородый, монах Нифонт.
Классификатор
Получено
11.07.2022
Дата публикации
26.09.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
221
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 В большинстве рукописей Похвальное слово Антонию Римлянину встречается в составе компиляции, в которую входят Житие Антония Римлянина, Похвальное слово святому и Сказание о чудесах и обретении его мощей [28. C. 246; 14. C. 675]. Нередко в начале или в конце компиляции переписывается служба на 3 августа, память преставления Антония. Сведения о времени создания имеются только для третьего из этих памятников – Сказания о чудесах и обретении мощей, состоявшемся 1 июля 1597 г. Его автор, монах Антониева монастыря Нифонт, бывший одним из инициаторов открытия мощей, оставил приписку о том, что Сказание было написано им в Троице-Сергиевой лавре 22 марта 1598 г. (по всей видимости, это дата окончания работы): «Списана сiя преподобнаго чудеса, въ преименитой обители Живоначальныя Троицы, преподобнаго Сергiа, въ лто седьмъ тысящъ сто шестое, мсяца марта въ двадесять вторый день. Въ царство царя и великаго князя Бориса еодоровича, повелнiемъ святйшаго патрiарха Iова: по преставленiи же великаго князя еодора Iоанновича: при митрополит Великаго Нова-града Варлаам, понужденiемъ честнйшаго архимандрита Кирилла честныя обители преподобнаго Сергiа» [25. C. 951].
2 Относительно датировки и автора Похвального слова высказывалось несколько гипотез. Наиболее ранняя версия связывает памятник с именем макарьевского книжника Маркелла Безбородого, игумена новгородского Хутынского монастыря [13. C. 203–204], который, оставив игуменство, шесть месяцев жил в Антониевом монастыре, где написал Житие Никиты Новгородского и канон этому святому, а затем отправился в Москву. В соответствии с этой гипотезой Похвальное слово датируется 1558 г., поскольку «ри упоминании епископа Никиты автор Слова указывает: “...ныне в лета и во дни наша обретены быша честныя и многочудесныя мощи его” [...]. Мощи Никиты были обретены 30 апреля 1558 г.» [13. C. 203. Прим. 2]1. Высказывалось предположение о том, что поездка Маркелла в Москву была совершена с целью представления его сочинений митрополиту Макарию [8. C. 42] и подготовки открытия мощей Никиты Новгородского [27. C. 393; 26. C. 127].
1. К датировке около 1558 г. склоняется также и Н.В. Рамазанова, которая строит свои рассуждения на чтении «благородныя же царевичи» списка Солов. 834/944 (РНБ. Ф. 717 (библиотека Соловецкого монастыря). № 834/944. XVI в. Л. 475об.–495) редакции Б Похвального слова, вторичной по отношению к редакции А: «Предшествует завершению повествования молитва к Антонию за всех христиан, за царя и воинство его, за царевичей и за все благочестивое царство – Россию.
3 Другая гипотеза основывается на упоминании имени царя в тексте молитвы и относит создание Похвального слова ко времени между 1584 и 1597 г.: «В обеих редакциях похвального слова содержится молитва за здравие царя Федора Ивановича. Следовательно, слово было написано не ранее 1584 г. – года воцарения Федора Ивановича, и, очевидно, не позже 1597 г. – года обретения и перенесения мощей Антония (так как об этом важном событии в слове не упоминается)» [10. C. 146].
4 Кроме того, Похвальное слово приписывалось монаху Нифонту [28. C. 246; 29. C. 141; 14. C. 675; 3. C. 599], автору Сказания о чудесах и обретении мощей, и датировалось временем около 1591 г. [28. C. 246; 29. C. 675; 3. C. 599], «когда по инициативе игумена Кирилла Завидова монастырь начал добиваться открытия мощей и канонизации Антония» [28. C. 246]. Эта атрибуция ничем не обоснована.
5 Предварительное текстологическое изучение рукописной традиции Похвального слова, проведенное Е.Д. Захаровой, привело к выводу о существовании двух редакций памятника. Редакция А Похвального слова, как установлено исследовательницей, следует за Житием Антония Римлянина в редакции А, редакция Б – за Житием в редакции Б [10. C. 145]. Установлено также, что редакция Б Жития является переделкой более ранней редакции А, «причем переделка носила в основном характер вставок и распространений текста редакции А» [10. C. 144]. Источники дополнений редакции Б Жития, в число которых входили Житие Зосимы и Савватия Соловецких и Житие Евфимия Великого, подтверждают, что это действительно дополнения в редакции Б (а не сокращения в редакции А) и что редакция Б вторична по отношению к редакции А [21]. Более того, для пополнения редакции Б Жития и редакции Б Похвального слова был использован один и тот же источник [21], а значит, Житие и Похвальное слово, скорее всего, перерабатывались одним редактором и, возможно, примерно в одно время. Таким образом, древнейшей известной на сегодняшний день версией Похвального слова оказывается редакция А.
6 Рукописная традиция Похвального слова не слишком обширна, при этом редакция Б, по данным Е.Д. Захаровой, имела значительно меньшее распространение: редакция А (нач. «Сего преподобнаго отца житие ясно сказахомъ...») известна в семнадцати списках, а редакция Б (нач. «Солнце правд есть Бог, якоже писано есть...») лишь в четырех [10. C. 145–146].
7 В настоящей статье будет рассмотрен вопрос о том, какие из рукописей отражают наиболее раннюю стадию в истории текста Похвального слова Антонию Римлянину, и на основании данных рукописной традиции будет предложена новая датировка обеих редакций памятника.
8 Первое хронологическое указание, которое может иметь значение для датировки Похвального слова Антонию Римлянину, заключается в хронологическом дополнении к упоминанию открытия мощей Никиты Новгородского (450 лет и 3 месяца по преставлении), заимствованном из цикла произведений, посвященных этому святому. Источником заимствования могло послужить одно из двух житий Никиты Новгородского, в научной традиции называемых редакциями: редакция Иоасафа, игумена Даниловского монастыря, составленная в 1558 г. вскоре после открытия мощей по поручению новгородского архиепископа Пимена (нач. «Иже в Троице прославляемаго Бога...»), либо созданная по благословению митрополита Макария редакция Василия-Варлаама Псковского (нач. «Приидте, возлюбленнии о Господ доблии послушницы...»), датируемая временем между 1558 и 1563 г. Еще одним источником могло быть анонимное Похвальное слово на обретение мощей Никиты Новгородского (нач. «Велика и ветха съкровища, дивно и радостно откровение...»). Для сравнения ниже приводятся также соответствующие фрагменты других памятников цикла.
9 Похвальное слово Антонию Римлянину: правщ| же тогда кормила црков|на, стишем гн е|пископ никите чюдо(т)во|рц. иже нн в лта и во| дни нша, бртены бы|ша. ч(с)тны и многочю|десны мощи его, цлы| и невредимы. по четы|ре(х)сотъ и птидести| лте(х), и тре(х) м(с)ц(х) по пре|ставленїи его2;
2. РГБ. Ф. 228 (собрание Д.В. Пискарева). № 108 (XVI–XVII вв.). Л. 72об.
10 Житие Никиты Новгородского в редакции Иоасафа: По преставлении убо сего блаженнаго и присновоспоминаемаго иже во святых отца нашего Никиты, епископа Великаго Новаграда, минувшим летом четыремстом и пятиюдесять и трем месяцем. Въ царство благочестиваго царя и великаго князя Ивана Васильевича, всея Росии самодеръжца, егда брань творящу ему противу богомерскаго языка латыньска, иже наричется Ливоньская земля, и тамо посылает воя своя ко граду их Ругодиву в лето 7066 Божиим же изволением и того неизреченными ими же весть судбами, вся на ползу нам строящаго. Якоже иногда бысть во граде Ефесе: Господу Богу нашему чюдодействующу святыми своими седми отроки, их же съкры в горе Нохлии от богомерьскаго и безаконнаго царя Декиа. И спаша святии ти отроцы в той горе Нохлийстей лет 372 лета, и ничто же от них врежено, ни сапог ногу их растле. И восташа при велицем цари Феодосии на обличение еретиком, блядущим истину на лжу, глаголющим, яко не быти въскресению мертвых. Сице же подобно сему бысть и зде, въ царствии Росийскиа земля [19. C. 285];
11 Житие Никиты Новгородского в редакции Василия-Варлаама: По преставлении убо сего блаженаго и присновоспоминаемаго иже во святых отца нашего Никиты, епископа Великого Новаграда и Пскова, минувшимъ убо лтомъ четыремъстомъ и пятьюдесятимъ и тремъ месяцемъ, и таковое честное и великое свтило во гробницы скровено бысть от многих лтъ, но в забвении лежаше святый в придле святых праведникъ Иоакима и Анны, входя в великую церковь Премудрости Божиа по праву страну. И толико лтъ скровену быти такову дражайшему сокровищу великому, до толика времени ему же не б достоинъ весь мир таковаго многоцннаго и прозрачнаго бисера [19. C. 285];
12 Похвальное слово на обретение мощей Никиты Новгородского: О превеликое чюдо, братие, яко толицм лтом прешедшем по святем его преставлении, к четыремстомъ пятьдесятному лту и трем месяцем съвершившемся, обртеся честное тло его цло и нетлнно [20. C. 324];
13 Послание об обретении мощей Никиты Новгородского: а лежа(л) г(с)дне погребе(н). ун. л(т)| и три м(с)ци! [15. C. 13];
14 Проложная статья об обретении мощей Никиты Новгородского: По преставленiи убо блаженнаго и приснопоминаемаго иже во святыхъ отца нашего Никиты епископа минувшимъ 450 лтъ и 3-мъ мсяцемъ въ лта 3066-го въ царство Iоанна Васильевича московскаго i всеа Россiи, егда брань творящу ему, противъ богомерскаго языка латыньска иже наричется Литовская земля и тамо пославъ воя своя ко граду ихъ Ругодиву и Божiимъ изволенiемъ и того неизреченными судбами яви намъ такова свтилника [16. C. 52];
15 Житие Никиты Новгородского в редакции Зиновия Отенского: чудо бяше зримое всякому очеси преславно: четыриста и пятьдесятъ лтъ преидоша и еще къ симъ мало мсяцъ, отнелже тло блаженнаго Никиты во гроб затворено бяше, нерушимо весма и цло предлежаше покровено плащаницею; лице же святому сквозь прахъ яко цвтъ блщася [11. C. 327];
16 Краткое сообщение об обретении мощей и чудесах Никиты Новгородского: А лежаша честныя его мощи в земл 453(!) лта [26. C. 134].
17 Это заимствование определяет нижнюю границу времени создания Похвального слова Антонию Римлянину: оно не могло появиться ранее обретения мощей 30 апреля 1558 г. и написания трех перечисленных агиографических памятников. К сожалению, ни один из них не имеет точной даты создания и при датировке Похвального слова приходится ориентироваться на дату обретения мощей.
18 Маркелл Безбородый, предполагаемый автор рассматриваемого памятника, пробыл в Антониевом монастыре, согласно летописи, шесть месяцев с 28 октября 7066 г., т.е. с 28 октября 1557 г. до конца апреля 1558 г. [8. C. 42; 11. C. 315], либо шесть месяцев до 28 октября 7066 г., т.е. с конца апреля по 28 октября 1557 г. [26. C. 126]. В Житии Никиты Новгородского (нач. «В память вчную будет праведник...»), которое книжник сочинил во время шестимесячного проживания в монастыре, об обретении мощей не говорится [15. C. 1; 7. C. 104]. Считается, что во время открытия мощей 30 апреля 7066 (1558) г. он отсутствовал в Новгороде [11. C. 316]. Таким образом, гипотеза об авторстве Маркелла Безбородого и датировка Похвального слова 1558 г. после 30 апреля не исключаются, хотя и нуждаются в обосновании, а датировка 1558 г. до 30 апреля (временем нахождения в Антониевом монастыре вероятного автора)3 должна быть отвергнута.
3. Тем более, что по одной из версий 28 октября 1557 г. Маркелл покинул монастырь.
19 Второй датирующий признак содержится в упоминании имени царя в молитве [10. C. 146], однако к нему необходимо уточнение. В ходе выборочного просмотра рукописей было замечено, что имя царя в списках варьируется и может быть заменено указанием «имярек» и что датирующее значение оно имеет в совокупности с третьим признаком, заключающимся в упоминании безымянного царевича. В свою очередь, упоминание царевича может быть заменено упоминанием царевичей (во мн. числе) или царицы. Н.В. Рамазанова, установившая ранее по одному из поздних чтений первоначально читавшееся в тексте имя царя, не располагала полным перечнем вариантов и основывала свою датировку памятника на одном третьем признаке [22. C. 281–283]. Полужирным шрифтом выделяются вариантные чтения.
20 Редакция А
21 блговр|наго же и холюбиваго цр| гдр великаго кнs ншго.| ивана васильевича всеа| рсїи, иже того единаго| по(д) слнцемъ православїе(м)| цветща. егоже стра|шны(м) бжїимъ именемъ| почтеннаго, потщис| ем прп(д)бне способство|вати. на борюща его| враги, воинство же его| во вс(х) зыцехъ споста|ты(х) оукрпи, агар(н)скїи|| зыкъ, и герма(н)скїи р(д)| (sic!) под ноз его. хвалщи(х)|с без ма, на га ншего| ıса ха. и глющи(х), гд есть| бгъ и(х). блгороднаго же| црвича, во блгоч(с)тїи чи|ст. и в прав(д)отворе|нїи блистаема, м(д)ро|стїю совокпленною в| кротости оукрашена| совершенна преславна| покажи, кнsи и(х) в поко|ренїи и страсе соблюди.| да сиетъ истинное| блгоч(с)тїе. с правдою| и блгозаконїемъ, испо|лнитс в блгоч(с)тивое| цр(с)тво ихъ. извстн|| реченное пр(о)ркомъ двдо(м),| ко истинна  земл| восї. и правда с нбси| приниче, тмже и гдь| дастъ блг(с)ть и земл и(х)| дасть пло(д). и правда и(х)| пре(д) ними пре(д)идеть и по|ложитъ в пть стопы| сво, в п(т) ведщїи къ| горнимъ;4;
4. РГБ. Ф. 228 (собрание Д.В. Пискарева). № 108 (XVI–XVII вв.). Л. 87–88.
22 блговрнаго же и х(с)олюбиваго| ц(с)р г(с)др великаго кнз ншего ива|на василиевич все роусїи. иже то|го единаго по(д) слнцемъ православие(м)| цветоуща. егоже страшнымъ бжи|имъ именемъ почтеннаго. по(д)щи(с)| ем прп(д)бне способствовати на бо|рюща его врагы. воиньство же его| во вс(х) зыце(х). соупостаты(х) оукре|пи. агарнски(и) зыкъ. и герман|ски(и) родъ покори под ноз его. хва|лщихс. без ма на г(с)а ншего ї(с)с| х(с)а. и глющи(х) гд есть. бгъ и(х) блго|роднаго же црвич. во блгоч(с)тїи.|| ч(с)те. и в правдестворенїи блї|стаема. м(д)ростию совокоупле|ною. в кротости крашенна| совершенна преславна покажи| кзи ихъ в покоренїи. и страс| соблюди. да сиетъ їстинное| блгоч(с)тие. с правдою и блгозако|нїемъ. и исполнитс во блгоч(с)ти|вое цр(с)тво и(х). извстн реченное| пр(о)рокомъ двдомъ. ко истинна|  земл воси. и правда с нбсе при|ниче. тмже и г(с)ь дасть блг(с)ть| и земл и(х) дасть пло(д). и правда и(ж)| пред ними пре(д)идетъ. и положить| в поуть стопы сво. в поу(т) ведоу|щи(и) к горни(м).5;
5. РГБ. Ф. 228 (собрание Д.В. Пискарева). № 132 (XVII в.). Л. 357–357об.
23 блговрнаго (ж)| и холюбиваго цр г(с)др. вє|ликаго к(н)з ншго. ıм(р)къ.| всеа рсїи. и(ж) тог(д)а (sic!) едина|го п(д) слнце(м) православїем| цвтща. его(ж) страш|ны(м) бжїи (sic!) имене(м) почтен|наг. по(д)щи(с) ем прп(д)бне спо|с(б)ствовати. на борющ(аа)| єго врагы. воиньство (ж)| его. во вс(х) зыц(х) споста|ты(х) оукрпи. агар(н)скїи| зыкъ. и германскыи р(д)| покори п(д) ноs его. хвал||щихс без оума. на га на|шего ıсv(с) ха и глщи(х). гд| е(с) бгъ и(х). блгор(д)наг (ж) црви|ч. въ блгоч(с)тїи ч(с)т. и| прав(д)отворенїи блиста|ема. м(д)рстїю совокпле|ною в крости (sic!) оукрашена.| совершенна. преславна| покажи. кнзи и(х) в поко|ренїи(х). (sic!) и страс соблю(ди).| да сїае(т) истинное блгоче|стїе с правдою и блгозако|нїе(м). и ıсполнитс въ| блгоч(с)твое цр(с)тво и(х). из|встне реченное. прро|к(м) двдо(м). ко истинна|  земл восїа. и правда| съ нбсе приниче. тм(ж)| и гь дасть блгость. и зем|л и(х) дасть пл(д) ı пра(вда) ихъ|| пре(д) ними пре(д)иде(т). и поло|жи(т) в п(т) стопы своа. в п(т)| ведщїи к горни(м).6;
6. БАН. Ф. 1 (Архангельское собрание. Древлехранилище). № 64 (70–80-е гг. XVII в.). Л. 160–161.
24 блговрнаго же и хо|любиваго цр г(с)др великого кн|з нашего, ıм(р)к. всеа рсїи. иже то|го единого по(д) слнцемъ правосла|вїемъ цвтща. егоже стра|шнымъ именемъ почтеннаго.| потщис ем прп(д)бне сподобь|ствовати (sic!) на борюща его вра|ги. воиньство же его во всхъ| зыцхъ постатныхъ (sic!) оукр|пи, агарньскїи родъ покори| под ноз его хвалщихс без |ма на га нашего ıса ха, и глющихъ| гд есть бгъ ихъ. Блгоро(д)наго| же црвича во блгочестїи чист| и в правдотворенїи облистаема| мдростїю совокпленою въ кро|тости оукрашеннаго совершенна| преславна покажи. Кнзи ихъ| в покоренїи и страс соблюди.| да сїетъ истинное блгочестїе с пра||вдою и блгозаконїемъ. ı исполнитс| во блгочестивое цр(с)тво ихъ. изв|стно реченное пр(о)ркомъ двдомъ. ко| истинна  земл во(з)сї и правда с нбсе| приниче. тмже и гь дасть блг(с)ть| и земл ихъ дасть пло(д), и правда ихъ| пред ними пре(д)иде(т), и положи(т) в пть| стопы сво, в пть вдщїи к горни(м).|;7
7. РГБ. Ф. 37 (собрание Т.Ф. Большакова). № 1 (XVII в.). Л. 578об.–579. В этой рукописи Похвальное слово в редакции А следует за контаминированной редакцией Жития, соединяющей предисловие к Житию из редакции А и основной текст Жития в редакции Б.
25 блговрнаго же и христолюбиваго цр| г(с)др и велико(г) кнs нашего едора ивановича| всеа рси(и). ıже того единаго по(д) слнцемъ право|славнемъ (sic!) цвтще. его(ж) страшны(м) бжи(и)мъ име|немъ почтеннаго по(д)щис прп(д)бне способьство|вати на борюща его враги. вои(н)ство (ж) его во| вс(х) зыцхъ спостатыи(х) оукрепи. агар(н)|ски(и) зыкъ, ı германьски(и) ро(д) покори по(д) ноз его| хвалщи(х)с без ма. на г(с)да нашего и(с)са х(с)а и глю|щи(х). гд есть богъ8 и(х). блгороднаго (ж) црвича во| блгоч(с)ти(и) и ч(с)т. ı в правдотворени(и) блиста|ема, мдростию совокпленою. въ кротости| оукрашенна соверьшенна преславна покажи.| кнsи и(х) в покорени(и) и(х) и страс соблюди. да си|етъ исти(н)ное блгоч(с)тие. с правдою и блго|закониемъ. испо(л)нитс во блгоч(с)тиво цр(с)тво| и(х). ısвстн реченное пр(о)роко(м) давыдо(м) ко исти||нна земл во(з)си и правда с нбс приниче. т|мже и г(с)дь дастъ9 блгодать и земл и(ж) дастъ| пло(д). и правда и(х) пре(д) нимъ пре(д)иде(т). и положитъ| в пть стопы сво. в пть вдщи(и) к горни(м).|10
8. Буква «ъ» исправлена из «и».

9. Буква «ъ» исправлена из «ь».

10. РНБ. Ф. 550 (Основное собрание рукописной книги). № F.I.286 (1-я пол. XVII в.). Л. 82–82об.
26 блго|врнаго (ж) ı х(с)олюбиваго цр и г(с)др|| великаго кнs ншего. фе(до)ра ива|нович все роусїи. иже того едї|ного по(д) слнцемъ православїє(м) цв|тоуща. егоже страшны(м) божїи(м)| имене(м) почтеннаго по(д)щи(с) емоу пре|по(до)бне спосо(б)ствовати. на борю|ща его враги. воиньство (ж) его въ| вс(х) зыц(х) соупостаты(х) оукре|пи. агарньскїи зы(к) и герма(н)скїи| ро(д) покори по(д) ноs его. хвалщи(х)|с без оума на га ншего ıсv(с) ха. и глю|щи(х) гд є(с) бгъ и(х). въ ч(с)тїи ч(с)ти. и въ| правдотворенїи облистаема.| м(д)ростїю совокпленою в крото|сти оукрашена съвершена пре|славна покажи. кнsи и(х) в поко|ренїи и страс соблю(ди). да сїае|тъ истинное блгоч(с)тїє с пра(в)до|ю и блгозаконїе(м). и испо(л)нитс| блгоч(с)тивое цр(с)тво и(х). изв||стн реченное пр(о)рко(м) двдо(м). ко и|стинна  земл во(з)сїа, и правда| с нбс приниче. т(м)же и гь дасть| блг(с)ть. и земл и(х) дасть пло(д). и пра|вда и(ж) пре(д) ними пре(д)идеть. и поло|жи(т) в пть стопы сво. в поу(т) ве|дщїи к горни(м).11;
11. РГБ. Ф. 98 (собрание Е.Е. Егорова). № 157 (Посл. четв. XVI в.). Л. 53–53об.
27 блговрнаго (ж)| и хр(с)толюбиваго цар гдр, великаго| кнs нашего фе(до)ра иванович всеа| рсїи. и(ж) того едıного по(д) слнце(м) 12 цвтща.| егоже страшны(м) бжїимъ имене(м) по(ч)тен|наго. потщис ему прп(д)бне спосо(б)ствова(ти)| на борюща его врагы. вои(н)ство (ж) его во|| вс(х) зыц(х) спостаты(х) оукрпи. агарн|скїи зыкъ, и ге(р)манскїи ро(д) покори под| ноs его. хвалщи(х)с без ма на га нше(г)| ıса ха. и глющи(х) гд есть бгъ ихъ. блговр|ню же црц великю кнгиню ирин| кнsи ихъ в покоренїи и страс съблюд(и).| да сїае(т) истиное блгоч(с)тїе с правдою и блго|законїемъ. и испо(л)нитс во блгоч(с)тıво(е)| цр(с)тво и(х), и(з)вс(т)н реченное пр(о)рко(м) двдом| ко истинна  земл восїа. и прав(д)а с не|бес прїниче. тмже и гь дасть блгость| и земл и(х) дасть пло(д) и прав(д)а ихъ пре(д) ними| пре(д)иде(т), и положи(т) в пу(т) стопы сво. в пть| ведщїи к го(р)ним.13;
12. Дописано на поле.

13. РГБ. Ф. 304.I (главное собрание библиотеки Троице-Сергиевой лавры). № 692 (Кон. XVI в.). Л. 461–461об.
28 блговрна|го же и хр(с)толюбиваго цр и г(с)др| и великаго кнз нашего. им(р)к.| все росїи. иже того єдинаго| подъ слнцемъ православиемъ| цветща егоже страшнымъ| бжїимъ именемъ почтенна|го по(д)тщис ем преподобне спосо(б)||ствовати на борюща его враги во|инство же его во всхъ зыцехъ| сопостатыхъ оукрепи агарнъ|ские зыки и германскїи родъ,| покори под ноз его хвалщихс| без ма, на га нашего иса ха. (sic!) и глю|щихъ гд есть бгъ ихъ. блгов|рню же црц и великю кнгиню| им(р)к. кнзи ихъ в покоренїи и стра|с соблюди да сиетъ истинное| блгочестие съ правдою и блгоза|конїемъ. и ıсполнтца в блго|ч(с)тивое цр(с)тво ихъ извстне| реченное пророкомъ двдомъ| ко истинна земл во(з)си| и правда с небес приниче т|мже и гь дасть блгость и земл| ихъ дастъ плодъ. и правда| иже предъ ними пре(д)идетъ и по|ложить в пть стопы сво|| в пть ведщеи к горнимъ;|14;
14. РГБ. Ф. 256 (собрание Н.П. Румянцева). № 154 (Кон. XVI в. или нач. XVII в.). Л. 286–287.
29 Редакция Б
30 блговрнаго же и хр(с)толюбї|ваго цр г(с)др великаго кнs ншего. и|вана васильевич все росїа. иже то(г)| е(ди)наго по(д) слнцемъ. православїемъ| цвтща. егоже страшны(м) бжїи(м)|| именемъ почтеннаго. по(д)щис емоу| прп(д)бне способьствовати. на борю|ща его врагы. вои(н)ство же его въ| вс(х) зыц(х) спостатыхъ оукрпи.| агар(н)скїи зы(к). и германьскїи ро(д),| покори по(д) ноs его. хвалщихс бе|з ма. на га ншго ıv(с) ха и глющи(х). гд е(с)| бгъ и(х). блгородны же црвичи. въ| блгоч(с)тїи чїст. и в правдотворе|нїи блистаемы. м(д)ростїю совок|пленою. в кротости оукрашенны,| съвершенны преславны покажи. кн()|sи и(х) в покоренїи. и страс соблюди.| да сїаетъ истинное блгочестїе с пра|вдою и блгозаконїемъ. и исполни(т)с| въ блгоч(с)тивое цр(с)тво и(х) извстн,| реченное пр(о)ркомъ двдомъ. ко исти|нна земл восїа. и правда съ нбсе| приниче. тмже и гь дастъ блг(с)ть,| и земл ихъ дастъ пло(д). и правда и(х)|| пре(д) ними пре(д)идетъ. и положи(т) в пт| стопы сво. в пть ведщїи к горни(м).|15
15. РНБ. Ф. 717 (библиотека Соловецкого монастыря). № 984/1093 (XVI в.). Л. 210об.–211об.
31 Благоврнаго же и христолюбиваго царя государя нашего16 великаго князя имярек всея Русии, иже того единаго под солнцем, православием цвтуща, его же, страшным Божиим именем почтеннаго, потщися ему, преподобне, способствовати на борющая его врагы. Воинство же его во всх языцх на супостатых укрпи. Агарянскии язык, и17 измаильтескии родъ покори под ноз его, хвалящихся без ума на Господа наша Исуса Христа и глаголющихъ: «Гд есть Богъ их?» Благородныя же // царевичи во18 благочестии чист и въ правдотворении облистаемы мудростию совокупленою, в кротости украшенны, совръшенны преславны покажи. Князи их в покорении и страс соблюди. Да сияет истинное благочестие с правдою и благозаконием и исполнится во благочестивое царство их извстн, реченное пророком Давыдом: «Яко истинна от земля восиа и правда с небесе приниче». Тмже и Господь дастъ благость, и земля их дастъ плод, и правда их пред ними предидетъ, и положитъ в путь стопы своя, в путь, ведущии к горнимъ [22. C. 304–305].
16. В публикации «нашега».

17. В публикации пропущено.

18. В публикации «по».
32 Взаимоотношение привлеченных к исследованию списков редакции А можно представить в виде схемы:
33 а последовательность изменений в тексте памятника реконструировать следующим образом. В архетипе α содержались чтения «ивана васильевича» и «благороднаго же царевича», которые сохранили списки Писк. 108 и Писк. 132. Оба списка имеют индивидуальные ошибки, поэтому восходят к архетипу α независимо друг от друга. Замена имени царя в списках Егор. 157 и гипархетипе β также происходила независимым образом. В первом случае чтение протографа «благороднаго же царевича» было исключено (поскольку отсутствие детей мужского пола у царя Федора Ивановича делало его неактуальным), но в тексте остались формы ед. числа муж. рода «облистаема», «оукрашена», «съвершена», «преславна». Во втором случае упоминание царевича было заменено упоминанием царицы Ирины. Списки Арх.Д. 64 и Больш. 1 с указанием «имярек» вместо имени царя и чтением «благороднаго же царевича» не зависят ни от одного из известных списков с упоминанием царевича (не имеют их ошибок) и, по всей видимости, представляют собой результат еще двух исправлений архетипа α.
34 В гипархетипе β читались имена царя Федора Ивановича и царицы Ирины. Введение этого гипархетипа основывается на допущении, что упоминание царицы возникло в рукописной традиции памятника один раз одновременно с заменой имени царя после того, как упоминание царевича потеряло свою актуальность. Следовательно, все списки с упоминанием царицы, с именем или безымянной, прямо или опосредованно восходят к этому гипархетипу. Не исключено, что в дальнейшем изучение других списков памятника заставит отказаться от этого допущения и перестроить схему.
35 Списки Тр. 692 (с именами царя Федора Ивановича и царицы Ирины) и Рум. 154 (царя и царицу «имярек») имеют общий пропуск фрагмента текста «въ благочестии чист и в правдотворении облистаема, мудростию совокупленою в кротости украшена, совершенна, преславна покажи», на основании которого вводится гипархетип γ. Этот же пропуск встречается еще в одиннадцати списках с заменой имен царя и царицы указанием «имярек», которые восходят к гипархетипу γ независимо от Тр. 692 (не имеют его ошибок, в частности, «оустпати» вместо «оутопати», «по ιонину» вместо «по онои ину», «оче прп(д)бне» вместо «о прп(д)бне»). Взаимоотношения этих списков не представляют интереса для рассматриваемого вопроса и на схеме не отражаются. Еще в одном списке содержится вторичное чтение «блговрню же црц великю кнгню| ıм(р)к. ı и(х) блгоро(д)на чада. ıм(р)к»19. Курсивом выделено дополнение в процитированном списке.
19. РГБ. Ф. 304.I (главное собрание библиотеки Троице-Сергиевой лавры). № 673. 1629 г. Писец Герман Тулупов. Л. 277об.
36 О том, что гипархетип β не тождествен списку Тр. 692, свидетельствует непрямая традиция Похвального слова с безымянным упоминанием царицы, где фрагмент, относящийся в архетипе α к царевичу, переадресован царице (в Тр. 692 он опущен):
37 блговръ|наго (ж) и хр(с)толюбиваго ца|р г(с)др, великаго кн|s нашего, ıм(р)к, все| росїи. и(ж) того единаго по(д)| слнце(м) православїемъ цв||тоуща. его(ж) страшны(м) бжї|имъ имене(м) почтеннаго.| по(д)тщи(с) ем прп(д)бне способ|ствовати, на борюща| его врагы. блговрню (ж)| его цариц и великю кне|гиню, ıм(р)к, въ блгоч(с)тїи,| и в правдотворенїи бли|стаем, м(д)ростїю совок|пленою в кротости оукра|шенноу. совершенн,| преславн покажи. въ е(ж)| дати(с) има пл(д) чдородїю,| в наслдїе род самодержь|ства и(ж) все росїа. воинь|ство (ж) его, во вс(х) sыц(х)|| соупостаты(х) оукрпи.| агарнскїи зыкъ, и ге|рманскїи р(д) покори по(д) но|з его. хвалщи(х)с без |ма на га нашего ıса ха,| гд есть бгъ и(х). кнsи| его в покоренїи, и страс| съблюди. да сїетъ и|стинное блгоч(с)тїе с прав|дою и блгозаконїемъ.| и ıсполнитс во блгоч(с)ти|вое цр(с)тво его, извстн| реченное. пр(о)ркомъ двдо(м),| ко истинна земл во|сїа, и правда с нбесе при|ниче. тмъ(ж) и гь дасть|| блг(с)ть, и земл его дасть| пл(д). и правда и(ж) пре(д) нимъ| пре(д)иде(т), и положи(т) в пть| стопы сво. в поу(т) вед|щїи к горни(м) [9. C. 79–80].
38 В таком виде заимствованный фрагмент читается в Похвальном слове Корнилию Комельскому, входящем в состав Основной редакции Жития Корнилия Комельского (нач. «Разум убо православным христианом духовных муж жития ползы ради испытовати...»), созданной, как считает А.Г. Сергеев, около 1589 г. иноком Корнилиева монастыря Нафанаилом [23. C. 43–56; 24. C. 97]. Ранее в качестве источника этого Похвального слова называлось только Похвальное слово Кириллу Белозерскому (нач. «Похваляему праведнику възвеселятся людие...») [24. C. 97; 12. C. 100], автором которого мог быть книжник Кирилло-Белозерского монастыря XVI в. Григорий Тушин [12. C. 100–103].
39 Основная редакция Жития Корнилия Комельского дает terminus ante quem гипархетипа β нашего памятника. Если дата составления Основной редакции около 1589 г. верна, датировки Похвального слова Антонию Римлянину временем около 1591 г. (Е.А. Фет) и частично 1584–1597 гг. (Е.Д. Захарова) следует отклонить. В свою очередь terminus ante quem non гипархетипа β дает дата смерти царя Ивана IV (18 марта 1584 г.), ранее которой замена его имени именем Федора Ивановича, по всей видимости, произведена быть не могла.
40 Е.Д. Захаровой были выявлены четыре списка Похвального слова Антонию Римлянину в редакции Б [10. C. 145–146], но при просмотре рукописей обнаружилось, что список F.I.286 отнесен к этой редакции ошибочно (в действительности он относится к редакции А), а в рукописи из собрания М.П. Погодина № 1309 содержится особый краткий текст (нач. «Его(ж) паме(т) днь прп(д)бнаго |ца нше(г) днь сп(с)те(л)ны(и) св|тло торжестве(м). и дхо|вно во(з)весели(м)с...»), представляющий собой выборку из редакции Б Похвального слова20. Таким образом, в настоящее время известно всего два списка редакции Б. Вопреки утверждению исследовательницы [10. C. 146], ни в одном из них не содержится имя царя Федора Ивановича.
20. РНБ. Ф. 588 (собрание М.Н. Погодина). Оп. 2. № 1309 (1 пол. XVII в.). Л. 137об.–139.
41 Список редакции Б Солов. 834/944, до настоящего времени считавшийся старшим [10. C. 145–146], содержит ряд ошибок, которых нет в списке Солов. 984/109321, ср.: «ко просв()||ща оума. на размїе невдомы(х)» Солов. 984/1093, л. 193об.–194, «ко просвща оума| не размїе невдомы(х)» Солов. 834/944, л. 476об.; «тои св(т) просв|щаетъ и свщаетъ вского члка| грдщаго в миръ» Солов. 984/1093, л. 198, «тои| свтъ просвщае(т) 22 вского гр|дщаго в миръ» Солов. 834/944, л. 480об.; «не| оугрзи камен старч тгота,| ни камень воды» Солов. 984/1093, л. 202об., «не оугрзи камен ста|рчата, ни камень воды» Солов. 834/944, л. 485об.; «возмщенїе| же волнъ его ты оукротиши» Солов. 984/1093, л. 203, «во(з)мщенїе же волнъ ты оукроти|ши» Солов. 834/944, л. 485об.; «и| всего виднїемъ горнимъ восхище|ннаго» Солов. 984/1093, л. 206, «и всего виднїемъ восхищеннаго» Солов. 834/944, л. 489; «к нем пакї| желанїе привлачи(т) м» Солов. 984/1093, л. 207об., «к нем| паки желанїе привлапит м» Солов. 834/944, л. 490об.; «агар(н)скїи зы(к). и германьскїи ро(д),| покори по(д) ноs его» Солов. 984/1093, л. 211, «агарнскїи зыкъ, ı измаиль|тескїи родъ, покори по(д) ноs его» Солов. 834/944, л. 493об. ; «ι оумъ ко блженном совершенїю оустре|мити» Солов. 984/1093, л. 211об., «и оу(м) ко блженном| житїю оустремити» Солов. 834/944, л. 494об. Полужирным шрифтом выделены первоначальные чтения, курсивом – вторичные чтения и ошибки списка Солов. 834/944.
21. РНБ. Ф. 717. № 984/1093. Л. 193–212.

22. Дописано на верхнем поле.
42 Взаимоотношение списков редакции Б может быть отражено на следующей схеме:
43 Исследование списков Похвального слова Антонию Римлянину не завершено, но на сегодняшний день у нас имеются все основания, чтобы ограничить время создания памятника двумя датами: 30 апреля 1558 г. (обретение мощей Никиты Новгородского) и 18 марта 1584 г. (кончина царя Ивана IV).
44 Формы ед. числа, обнаруженные в списках Писк. 108 и Писк. 132 («благороднаго же царевича»), позволяют сузить датировку редакции А до трех лет: в период между 1558 и 1584 г. у Ивана Грозного один сын был с 19 ноября 1581 г. (смерть царевича Ивана) по 18 марта 1584 г., а если считать законным наследником также и Димитрия, то даже до одного года: с 19 ноября 1581 г. по 19 октября 1582 г. (рождение царевича Димитрия). В таком случае упомянутый в тексте царевич должен быть Федором Ивановичем (31 мая 1557 г. – 7 января 1598 г.).
45 Формы мн. числа в списке Солов. 984/1093 («благородныя же царевичи») и зависимость редакции Б Похвального слова от редакции А дают возможность отнести время создания редакции Б к промежутку между 19 октября 1582 г. и 18 марта 1584 г. В тексте упоминаются царевичи Димитрий (19 октября 1582 г. – 15 мая 1591 г.) и Федор (31 мая 1557 г. – 7 января 1598 г.).
46 Датировки Похвального слова 1558 г. (Н.А. Макаров), около 1591 г. (Е.А. Фет), между 1584 и 1597 г. (Е.Д. Захарова) не соответствуют содержащимся в тексте хронологическим указаниям и должны быть отклонены.

Библиография

1. Анисимова Т.В. Каталог славяно-русских рукописных книг из собрания Е.Е. Егорова / под ред. канд. ист. наук Ю.С. Белянкина. Т. 2: № 101–200. М.: Пашков Дом, 2019. 335 с., [32] л. цв. ил., факс.

2. [Арсений, иером., Иларий, иером.] Описание славянских рукописей Библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры. [В 3 ч.] Ч. 3 (и последняя). М.: Тип. Т. Рис, 1879. [2], 267, 44 с.

3. Вахрина В.И., М.В.П. Кирилл IV (Завидов), митр. Ростовский и Ярославский // Православная энциклопедия / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2014. Т. 34: Кипрская Православная Церковь – Кирион, Вассиан, Агафон и Моисей. С. 599–601.

4. Викторов А.Е. Каталог славяно-русских рукописей, приобретенных Московским Публичным и Румянцевским музеями в 1868 г., после Д.В. Пискарева. М.: Тип. В. Готье, 1871. 69 с. (Приложение к Отчету Московского Публичного и Румянцевского музеев за 1867–1869 год).

5. Востоков А. Описание русских и словенских рукописей Румянцовского музеума. СПб.: В Тип. Императорской Академии наук, 1842. [2], IV, 900, 3 с.

6. Георгиевский Г.П. Рукописи Т.Ф. Большакова, хранящиеся в Императорском Московском и Румянцовском музее. Пгр.: Тип. Императорской Академии наук, 1915. X, 455 с. (Описания русских рукописных собраний. Вып. 1).

7. Дмитриева Р.П. Маркелл // Словарь книжников и книжности Древней Руси / отв. ред. Д.С. Лихачев. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1989. Вып. 2: (Вторая половина XIV–XVI в.). Ч. 2: Л–Я. С. 103–104.

8. [Евгений Болховитинов.] Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской Церкви. Изд. 2-е, исправленное и умноженное, с присовокуплением трех списков писателей: азбучного, хронологического и перечневого. [В 2 т.] СПб.: В Тип. И. Глазунова и его иждивением, 1827. Т. 2. [1], 333, [1], LXXVI с.

9. Житие Корнилия Комельского: текст и словоуказатель / под ред. А.С. Герда. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 228 с.

10. Захарова Е.Д. К вопросу о редакциях Жития Антония Римлянина // Древнерусская литература. Источниковедение. Сборник научных трудов / отв. ред. Д.С. Лихачев. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1984. С. 137–148.

11. Калугин Ф. Зиновий, инок Отенский, и его богословско-полемические и церковно-учительные произведения. СПб.: Тип. А. Катанского и К°, 1894. [4], IV, 364, 27 с.

12. Карбасова Т.Б. Похвальное слово Кириллу Белозерскому: вопросы истории текста и атрибуции // Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации / редкол.: Т.Р. Руди, С.А. Семячко (отв. ред.). СПб.: Пушкинский Дом, 2017. Т. 3. С. 82–117.

13. Макаров Н.А. Камень Антония Римлянина // Новгородский исторический сборник. 1984. Вып. 2(12). С. 203–210.

14. Назаренко А.В. Антоний Римлянин // Православная энциклопедия / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. 2: Алексий, человек Божий – Анфим Анхиальский. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. С. 675–676.

15. Никольский А.И. Сказание об обретении честных мощей святителя Никиты Новгородского чудотворца // Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук. 1905. Т. 10. Кн. 2. С. 1–17.

16. [Никольский А.И.] Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. 2. Вып. 1. СПб.: Синодальная Типография, 1906. XII, 547 с., [8] л. ил.

17. Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в Библиотеке Казанской духовной академии. Ч. 2. Казань: Тип. Императорского Университета, 1885. [4], VI, 582, LXIII с.

18. Описание рукописного отдела Библиотеки Академии наук СССР. Т. 8. Вып. 1: Рукописи Архангельского собрания / сост. А.А. Амосов, Л.Б. Белова, М.В. Кукушкина. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1989. 326 с.

19. Охотникова В.И. Житие новгородского епископа Никиты в редакции псковского агиографа Василия-Варлаама // Труды Отдела древнерусской литературы. 2016. Т. 64. С. 278–313.

20. Охотникова В.И. Цикл произведений о святом новгородском епископе Никите // Труды Отдела древнерусской литературы. 2017. Т. 65. С. 311–325.

21. Пак Н.В. Еще раз к вопросу о редакциях Жития Антония Римлянина // Славяноведение. 2021. № 4. С. 79–101.

22. Святые русские римляне: Антоний Римлянин и Меркурий Смоленский / подг. текстов и исследование Н.В. Рамазановой. СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. 392 с.

23. Сергеев А.Г. Житие и Устав св. Корнилия Комельского как исторический источник: дисс. ... канд. ист. наук / Санкт-Петербургский гос. ун-т. СПб., 2001. 226 с.

24. Сергеев А.Г. Корнилий, прп. // Православная энциклопедия / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Т. 38: Коринф–Крискентия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2015. С. 97–98.

25. Сказанiе о чудесхъ преподобнаго отца нашего Антонiя Римлянина // Новгородские епархиальные ведомости. 1897. № 13. С. 792–803; № 14. С. 858–867; № 15. С. 940–951.

26. Смирнова А.Е. Два безбородых Древней Руси: Святитель Никита Новгородский и его агиограф Маркелл // От Средневековья к Новому времени. Сборник статей в честь Ольги Андреевны Белобровой / отв. ред. и сост. М.А. Федотова. М.: Индрик, 2006. С. 118–142.

27. Спасский Ф.Г. Поэт XVI века, игумен Хутынский Маркелл Безбородой // Спасский Ф.Г. Русское литургическое творчество. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008. С. 387–402.

28. Фет Е.А. Житие Антония Римлянина // Словарь книжников и книжности Древней Руси / отв. ред. Д.С. Лихачев. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1988. Вып. 2: (Вторая половина XIV–XVI в.). Ч. 1: А–К. С. 245–247.

29. Фет Е.А. Нифонт // Словарь книжников и книжности Древней Руси / отв. ред. Д.С. Лихачев. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1989. Вып. 2: (Вторая половина XIV–XVI в.). Ч. 2: Л–Я. С. 141.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв

(additional_1.docx) [Ссылка]

(additional_2.docx) [Ссылка]

(additional_3.ttf) [Ссылка]

(additional_4.TTF) [Ссылка]

(additional_5.TTF) [Ссылка]

Перевести