Национальная идентичность в поэзии Янки Купалы
Национальная идентичность в поэзии Янки Купалы
Аннотация
Код статьи
S0869544X0008114-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Куренная Наталия Михайловна 
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт славяноведения РАН
Адрес: Москва, 119334, Россия, Москва, Ленинский проспект, 32а
Выпуск
Страницы
61-63
Аннотация

В работе рассматривается имеющая глубокие фольклорные корни оппозиция «воля–неволя» в ранней поэзии классика белорусской литературы Янки Купалы, сыгравшая значительную роль в формировании национальной идентичности.

Ключевые слова
Белоруссия, Янка Купала, национальная идентичность, воля-неволя, белорусская картина мира
Классификатор
Получено
27.01.2020
Дата публикации
28.01.2020
Всего подписок
28
Всего просмотров
597
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 В течение XIX в. в Белоруссии протекал относительно латентный процесс накопления основных черт национальной литературы нового типа. Белорусская культура, в первую очередь ее словесность, вплоть до начала ХХ в. тяготела к своеобразному фольклорному типу, которому были свойственны конкретно-образное мышление, склонность к мифопоэтической образности. Наследуя этим традициям, новое поколение литераторов, взяв за основу фольклорную выразительность, уже в первое десятилетие ХХ в. создали глубоко укорененную в народном творчестве белорусскую модель, отличающуюся метафорической символичностью. Возможности лексического развития родного языка позволили им придать национальной поэзии глубокие расширительные символы-смыслы, наполнить ее новыми мотивами и образами, национально значимыми концептами.
2 На белорусских землях (так называемом Северо-Западном крае) рубеж XIX–ХХ вв. положил начало эпохе национального возрождения, главным результатом которой стало ускоренное развитие белорусского языка и литературы. Под воздействием идей об определении и признании национальной идентичности, сохранении, развитии и повсеместном использовании белорусского языка, сформулированных в трудах И. Абдираловича, В. Самойло, в творчестве писателей В. Дунина-Марцинкевича, Ф. Богушевича и др., начинает оформляться новый для Белоруссии социальный слой – народная интеллигенция, состоящая, как правило, из крестьянской молодежи, сумевшей получить образование. Именно из их среды вышли будущие классики белорусской литературы – Якуб Колас (1882–1956) и Янка Купала (1882–1942). В своем творчестве они представили важнейшие философские, психологические, идеологические основы белорусской культуры.
3 Первостепенное значение в самых разных областях общественной деятельности получили всевозможные варианты поиска и определения собственной идентичности – этнической, социальной, культурной. Главными темами, которым посвящалась ранняя поэзия Янки Купалы и Якуба Коласа, стали бытийные сюжеты, призванные способствовать ускорению процесса национальной идентичности. В качестве одного из основных художественных средств поэты использовали многозначность смысловых оппозиций, укорененных в народном белорусском языке, где на протяжении веков происходил сложный процесс, названный Я. Карским «проявлением человеческого духа». Результатом этого стало рождение многочисленных концептов и ключевых слов, имеющих, по определению Н. Трубецкого, «народноязыковое происхождение», которые с логичной закономерностью стали основой классической белорусской литературы, тем фундаментом, на котором выросли многие темы и мотивы национальной лирики. В свою очередь, поэтическое наследие выдающихся литераторов явилось значительным источником для построения определенной концептосферы, в сжатом виде представившей коллективную философию и самобытность белорусской картины мира.
4 Наиболее частыми в ранней поэзии Янки Купалы стали парные концепты доля/недоля и воля/неволя, олицетворявшие историческую судьбу белорусского народа, своеобразие народной психологии и ход его повседневной жизни. Своей гражданской и творческой целью Я. Купала считал включение этих антонимических пар в широкий литературный контекст, способствующий процессу просвещения так называемой белорусской громады, которая активно формировалась в новой социально-политической атмосфере первого десятилетия ХХ в., времени, которое стало переломным рубежом в белорусской истории. Особое внимание поэта именно к этим смысловым оппозициям объясняется прежде всего глубоким историческим и социальным контекстом: на протяжении не одного столетия белорусский народ, находившийся на своеобразном культурном пограничье, существовал в условиях зависимости от более могущественных соседей – России, Польши, Литвы.
5 Творчество Я. Купалы до 1917 г. было отмечено ярко выраженными бунтарскими настроениями, идеями национального строительства, обостренным чувством патриотизма, выстраданным сочувствием своему народу, находившимуся под политическим и идеологическим гнетом соседних государств. Можно предположить, что уже в начале своего творческого пути Янка Купала сначала интуитивно, а затем целенаправленно приступил к созданию целостной поэтической системы символов, концептов, кодов, из которых формировалась национально окрашенная картина мира. Представляется, что Купала преднамеренно насыщал свой поэтический язык смысловыми оппозициями – доля/недоля, воля/неволя для того, чтобы, с одной стороны, «растревожить» консервативный, наполненный предрассудками и вековой покорностью мир белорусского мужика, а с другой – показать ему, что народная воля/свобода не только желательна, но и возможна. Орудием поэта в борьбе за лучшую долю крестьянина-белоруса, повседневный быт которого, «при всей его несложности, представляет массу пережитков глубокой старины не только общерусской, но и общеславянской» [1. C. 35], был только стих – неравнодушный, обостренно-эмоциональный, понятный народу, зовущий к новой жизни без неволи.
6 «Воля» в поэзии Купалы символизирует мечту о независимости белорусского народа, осуществление которой есть основное условие, способствующее национальному освобождению и глубинному пониманию белорусами себя как народа, победу над многовековой неволей, похожей на рабство, не позволявшей белорусскому люду вырваться из беспросветной нужды и горя. Высокая частотность этого мотива в ранней поэзии Купалы не удивительна, если, как говорилось выше, иметь в виду географическое и культурное положение белорусов, находившихся на своеобразном перекрестке культур, на пограничье между поляками, литовцами и русскими, которые имели более развитое государственно-политическое устройство, иной уровень просвещения и культуры. По мнению поэта, соседние народы для белорусского народа были «тиранами, что несли неволю», схожую с принуждением, бесправием и рабским унижением.
7 Купала сознавал и с грустью констатировал, что тяга к свободе у белорусского народа развито слабо; стремление взрастить такое желание у соотечественников осознавалась поэтом как генеральная цель собственной жизни, как гражданская и творческая миссия.
8 Раннее творчество Янки Купалы (1905–1917 гг.), насыщенное парными антонимическими концептами – воля/неволя, доля/недоля есть, по существу, лирическое выражение основополагающих символов белорусской действительности данного периода. Актуальность личной, социальной, культурной, политической свободы и независимости в эти годы многократно возрастает, что нашло отражение в поэзии Янки Купалы как первого из плеяды «будителей нации», призывавших народ к борьбе за волю/свободу. В поэзии и в публицистике он настойчиво проповедует возможности избавления от неволи и граждански униженного положения белорусов, обретения национальной идентичности.

Библиография

1. Карскi Я. Беларусы. Мiнск, 2001.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести