МИТРОПОЛИТ КИПРИАН И РУССКАЯ КУЛЬТУРА ЕГО ВРЕМЕНИ (НОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ - ФАКТЫ И ГИПОТЕЗЫ)
МИТРОПОЛИТ КИПРИАН И РУССКАЯ КУЛЬТУРА ЕГО ВРЕМЕНИ (НОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ - ФАКТЫ И ГИПОТЕЗЫ)
Аннотация
Код статьи
S0869-544X0000338-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
3-13
Аннотация
Статья посвящена малоизвестным аспектам церковной и культурной деятельности митрополита Киприана, болгарина по происхождению, с перерывами возглавлявшего Русскую церковь в 1376–1406 гг. На основании привлечения новых источников и уточнения датировок рукописной традиции памятников автор предполагает участие Киприана в переводе жития и службы литовских (виленских) новомучеников в 1375 г. и в распространении первого из памятников в сербской литературе. С деятельностью митрополита и его канцелярии предлагается так же связывать появление на Руси древнейшего эпистолярия (письмовника), перевод известного средневекового фальсификата, обосновывающего права Церкви на светскую власть – «Константинова дара», и распространение в Киевской митрополии особой редакции Сербской Кормчей (так называемой Мазуринской) с систематическим расположением материала.
Ключевые слова
митрополит Киприан, литературная деятельность, переводы, канцелярия, эпистолография, редакции Кормчей (Номоканона).
Классификатор
Дата публикации
01.03.2017
Всего подписок
4
Всего просмотров
596
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

1. История на българската средновековна литература / Съст. А. Милтенова. София, 2008 (2-е изд.– 2010).
2. Киприанови четения: 600 години от успението на св. Киприан, митрополит Московский. Велико Търново, 2008.
3. Словарь книжников и книжности Древней Руси (СККДР). СПб., 2012. Вып. 2 (втор. пол. XIV – XVI вв.). Ч. 3 (Библиографические дополнения. Приложение).
4. Флоря Б.Н., Турилов А.А. Киприан // Православная энциклопедия (ПЭ). М., 2013. Т. 33 (Киево-Печерская лавра – Кипрская икона Божией Матери).
5. Желтов М.С. Киприана (митрополита) Служебник // ПЭ. М., 2013. Т. 33.
6. Дончева-Панайотова Н. Киприан – старобългарски и староруски книжовник. София, 1981.
7. Дробленкова Н.Ф. (б-фия), Прохоров Г.М. Киприан // СККДР. Л., 1988. Вып. 2 (втор. пол. XIV–XVI вв.). Ч. 1 (А–К).
8. Исследовательские материалы для «Словаря книжников и книжности Древней Руси» // ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 39.
9. Пентковский А.М. Из истории литургических преобразований в Русской Церкви в третьей четверти XIV в. (Литургические труды святителя Алексия, митрополита Киевского и всея Руси) // Символ, Париж, 1993, № 29. Сентябрь. С. 217–238.
10. Булычев А.А. Из истории русско-греческих церковных и культурных взаимоотношений 2-й половины XIV в. (судьба святителя Дионисия Суздальского) // Вестник церковной истории. 2006. № 4. С. 110–111.
11. Ульянов О.Г. «Диатаксис» патриарха Филофея: древнейшая редакция по афонским спискам и в переводе митрополита Киприана (Vat. Slav. 14) // Палеография и кодикология: 300 лет после Монфокона / Мат-лы Международной  научной конференции. М., 2008. С. 211–222.
12. Ульянов О.Г. Литургическая реформа в Русской Православной Церкви на рубеже XIV–XV вв. в контексте русско-афонских связей (к 600-летию преставления святителя Киприана) // Киприанови четения…
13. Дончева-Панайотова Н. Неизвестно «Похвално слово за митрополит Петър» от Киприан // Литературна мисъл. 1975. № 1. С. 98–101.
14. Дончева-Панайотова Н. Киприаново похвално слово за Петър в българската и руската панегирична традиция // Език и литература. 1977. № 2.
15. Дончева-Панайотова Н. Неизвестно «Похвално слово за митрополит Петър» от Киприан Цамблак // Cтаробългарска литература. София, 1977. Кн. 2.
16. Ангушева А. Киприан, митрополит Киевски, Московски и Всеруски // История на българската средновековна литература. София, 2008 (2-е изд.– 2010).
17. Коссова А. Дж. Митрополит Киприан – основоположник на литературната традиция на Московска Рус // Средновековни тексти, автори и книги: Сборник в чест на Хайнц Миклас. София, 2012 (= Кирило-Методиевски студии. Кн. 21).
18. Клосс Б.М. Избранные труды. М., 2001. Т. 2 (Очерки по истории русской агиографии XIV–XVI вв.: Агиография Москвы, Твери, Ярославля, Суздаля).
19. Огицкий Д.П. К истории виленских мучеников // Богословские труды. М., 1984. Т. 25.
20. Сперанский М.Н. Сербское житие литовских мучеников // ЧОИДР. М., 1909. Кн. 1.
21. Ogicki D. Blutzeugnisse für Christus in Litauen des 14. Jahrhunderts. Legende und Wirklichkeit der drei Mаrtyrer von Vilna // Stimme der Orthodoxie. 1984. № 6–8.22. Baronas D. Trys vilniaus kankinai: gyvenimas ir istorija (Istorines studija ir šaltinai). Vilnius, 2000.
23. Баронас Д. По поводу литературной истории Мучения трех виленских мучеников // Krakowsko-Wileńskie studia slawistycznie. Krakόw, 2001. T. 3. С. 73–98.
24. Baronas D. The three Martyrs of Vilnius: a Fourtheet-Century Martyrdom and its Documentary Sources // Analecta bolandiana. 2004. Vol. 122. № 1.
25. Флоря Б.Н., Шлевис Г. Антоний, Евстафий и Иоанн // ПЭ. М., 2001. Т. 2.
26. Meyendorf J. The three Lithuanian martyrs: Byzantium and Lithuania in the fourteenth century // St. Vladimir’s Theological Quaterly. 1982. Vol. 26.
27. Birkfellner G. Glagolitische und kyrillische Handschriften in Österreich. Wien, 1975.
28. Предварительный список славяно-русских рукописных книг XV в., хранящихся в СССР (для Сводного каталога рукописных книг, хранящихся в СССР) / Сост. А.А. Турилов. М., 1986.
29. Турилов А.А. Межславянские связи эпохи Средневековья и источниковедение истории и культуры славян: Этюды и характеристики. М., 2012.
30. Турилов А.А. Древнерусские (восточнославянские) «влияния» на южнославянскую культуру // ПЭ. М., 2007. Т. 16.
31. Турилов А.А. Оригинальные южнославянские сочинения в русской книжности XV–XVI вв. // Теория и практика источниковедения и археографии отечественной истории. М., 1978.
32. Богдановић Д. Измирење српске и византиjске цркве // Богдановић Д. Студиjе из српске средњовековне књижевности. Београд, 1997.
33. Турилов А.А. Григорий Цамблак // ПЭ. М., 2006. Т. 12 (Гомельская и Жлдобинская епархия – Григорий Пакуриани).
34. Кораћ Д. Света Гора под српском влашћу (1345–1371). Београд, 1992 (= Зборник радова Византолошког института (ЗРВИ). Књ. 31).
35. Турилов А.А. Забытые русские святогорцы – Калинник и «филадельф» (Страничка истории русского книгописания на Афоне рубежа XIV–XV вв.). // МОСХОВIА: Проблемы византийской и новогреческой филологии. М., 2001. [Т.] 1 (Сб. к 60-летию Б.Л. Фонкича).
36. Tachiaos A.-E.N. The Slavonic Manuscripts of Saint Panteleimon Monastery (Rossikon) on Mount Athos. Thessaloniki; Los Angeles, 1981.
37. Мошин В.А. Житие старца Исайи, игумена Русского монастыря на Афоне // Сборник Русского археологического общества в Королевстве Югославии. Белград, 1940. Т. 3.
38. Кашанин М. Српска књижевност у средњом веку. Београд, 1975.
39. Богдановић Д. Историjа старе српске књижевности. Београд, 1980.
40. Трифуновић Ђ. Писац и преводилац инок Исаjа. Крушевац, 1980.
41. Гаврюшина Л.К., Турилов А.А. Исайя Серрский // ПЭ. М., 2011. Т. 27 (Исаак Сирин – Исторические книги).
42. Прохоров Г.М. Памятники переводной и русской литературы XIV–XV вв. Л., 1987.
43. Турилов А.А. Южнославянские памятники в литературе и книжности Литовской и Московской Руси XV – первой половины XVI в.: парадоксы истории и географии культурных связей // Славянский альманах 2000. М., 2001.
44. Panaitescu P. Manuscrisele slave din Biblioteca Academiei RPR. Bucuresti, 1959. Vol. 1.
45. Томова Е. Сборник БСС, III, 26 от библиотеката на Светият Синод в Букуреш // Старобългарска литература. София, 1994. Кн. 28–29.
46. Лукьянов В.В. Описание коллекции рукописей Государственного архива Ярославской области XIV–XIX вв. Ярославль, 1957.
47. Климент Охридски. Събрани съчинения / Обработили Б. Ст. Ангелов, К.М. Куев, Хр. Кодов. София, 1970. Т. 1.
48. Плигузов А.И., Турилов А.А. Древнейший южнославянский письмовник третьей четверти XIV в. // Русский феодальный архив XIV – первой трети XVI в. (РФА) М., 1987. Вып. 3. Прилож. 1.
49. Вздорнов Г.И. Искусство книги в Древней Руси: Рукописные книги Северо-Восточной Руси XII – нач. XV вв. М., 1980.
50. Каталог славяно-русских книг XV в., хранящихся в РГАДА / Отв. ред. А.А. Турилов. М., 2000.
51. Турилов А.А. Досифей, архимандрит Печерский (Нижегородский) // ПЭ. М., 2007. Т. 16 (Дор – Евангелическая церковь союза).
52. Демин А.С. Русский Письмовник XV в. // Ученые записки Азербайджанского педагогического института им. М.Ф. Ахундова. Баку, 1964. Серия XII (Язык и литература), № 1.
53. Буланин Д.М. Письмовники // СККДР. Л., 1989. Вып. 2. Ч. 2 (Л–Я).
54. Радонић J. Епистолар манастира Продрома (Слепче) из XVI в. // Споменик Српске Краљевске Академиjе. Београд, 1910. Књ. 49. 13
55. Ангелов Б.С. Из старата българска, руска и сръбска литература. София, 1978. Кн. 3.
56. Билярски И. Два наръчника за питакия от късното средновековие // ЗРВИ. Београд, 1991. Кн. 29–30.
57. Кодов Х. Опис на славянските ръкописи в Библиотеката на Българската Академия на науките. София, 1979.
58. Laucevičius E. Popierius Lietuvoje XV–XVIII a. Vilnius, 1967.
60. Бубало Ђ. Писана реч у српском средњем веку: Значаj и употреба писаних докумената у средњовековнем српском друштву. Београд, 2009.
61. Яцимирский А.И. Славянские и русские рукописи румынских библиотек. СПб., 1905.
62. Яцимирский А.И. Мелкие тексты и заметки по старинной славянской и русской литературам. СПб., 1908. Вып. 1.
63. Мошкова Л.В. Долгие путешествия сербского сборника // Вестник Альянс – Архео. Вып. 16. СПб., 2016.
64. Терновский Ф. Изучение византийской истории и ее тенденциозное приложение в Древней Руси. Киев, 1876. Вып. 2.
65. Павлов А.С. Подложная дарственная грамота Константина Великого папе Сильвестру в полном греческом и славянском переводе // Византийский временник. СПб.,1896. Т. 3.
66. Wieczynski J. The Donation of Constantine in Medieval Russia // Catholic Historical Review, 1969. Vol. 55.
67. Плигузов А.И. С. «Соборный ответ 1503 г.» // РФА. М., 1988. Т. 4. Прилож. 10.
68. Плигузов А.И. Полемика в русской церкви первой трети XVI в. М., 2002.
69. Королев А.А., Крюкова А.А., Турилов А.А. Константинов дар // ПЭ. М., 2015. Т. 37 (Константин – Корин).
70. Старшая редакция Константинова дара // РФА. М., 1988.
71. Седельников А.Д. К изучению «Слова кратка» и деятельности доминиканца Вениамина // ИОРЯС. Л., 1926. Т. 30.
72. Kubala L. Jerzy Ossolinsky. Warszawa, 1924.
73. Наумов Е.П. К истории летописного «Списка русских городов дальних и ближних // Летописи и хроники 1973. М., 1974.
74. Кучкин В.А. Датировка списка «А се имена градом всем рускым далним и ближним» // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2015, № 3.
75. Русская Правда / Под. ред. акад. Б.Д. Грекова. М.; Л., 1940. Т. 1.
76. Тихомиров М.Н. Исследование о Русской Правде. М.; Л. 1941.
77. Бегунов Ю.К. Козма Пресвитер в славянских литературах. София, 1973.
78. Турилов А.А. О времени и месте создания пергаменного «Евангелия Мемнона-книгописца» // Информ. бюллетень МАИРСК. М., 1992. Вып. 26.
79. Белякова Е.В. Мазуринская редакция как памятник права и культуры на Руси // Мазуринская Кормчая. Памятник межславянских культурных связей XIV–XVI вв.: Исследование. Тексты. М., 2002.
80. Лихачев Н.П. Палеографическое значение бумажных водяных знаков. СПб., 1899. Ч. 1 (Исследование и описание филиграней).
81. Белякова Е.В. Тексты Мазуринской редакции и их происхождение // Мазуринская Кормчая. Памятник межславянских культурных связей XIV–XVI вв.: Исследование. Тексты. М., 2002.
82. Белякова Е.В. Чудовский список // Мазуринская Кормчая. Памятник межславянских культурных связей XIV–XVI вв.: Исследование. Тексты. М., 2002.
83. Описание рукописей Чудовского собрания / Сост. Т.Н. Протасьева. Новосибирск, 1980.
84. Соболева Н.А. Русские печати. М., 1991.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести