English
English
en
Русский
ru
About
Archive
Contact
Везде
Везде
Author
Title
Text
Keywords
Искать
Home
>
Issue 2
>
International Conference «Marginals and Professionals in the Slavic and Jewish Cultural Traditions»
International Conference «Marginals and Professionals in the Slavic and Jewish Cultural Traditions»
Table of contents
Annotation
Estimate
Publication content
References
Comments
Share
Metrics
International Conference «Marginals and Professionals in the Slavic and Jewish Cultural Traditions»
2
International Conference «Marginals and Professionals in the Slavic and Jewish Cultural Traditions»
I. Kopchenova
Annotation
PII
S0869544X0019021-6-1
DOI
10.31857/S0869544X0019021-6
Publication type
Article
Status
Published
Authors
I. Kopchenova
Send message
Occupation: junior researcher
Affiliation:
Institute of Slavic Studies RAS
Address: 119334 Moscow, Leninsky Prospect, build. 32-А
Edition
Issue 2
Pages
157-160
Abstract
Received
11.05.2022
Date of publication
11.05.2022
Number of purchasers
11
Views
119
Readers community rating
0.0
(0 votes)
Cite
Download pdf
GOST
Kopchenova I. International Conference «Marginals and Professionals in the Slavic and Jewish Cultural Traditions» // Slavianovedenie. – 2022. – Issue 2 C. 157-160 . URL: https://slavras.ru/mezhdunarodnaya-konferenciya-marginaly-i-professionaly-v-slavyanskoy-i-evreyskoy-kulturnoy/?version_id=94136. DOI: 10.31857/S0869544X0019021-6
MLA
Kopchenova, I. "International Conference «Marginals and Professionals in the Slavic and Jewish Cultural Traditions»."
Slavianovedenie.
2 (2022).:157-160. DOI: 10.31857/S0869544X0019021-6
APA
Kopchenova I. (2022). International Conference «Marginals and Professionals in the Slavic and Jewish Cultural Traditions».
Slavianovedenie.
no. 2, pp.157-160 DOI: 10.31857/S0869544X0019021-6
Publication content
1
Конференция «Маргиналы и профессионалы в славянской и еврейской культурной традиции» состоялась 1–3 декабря 2021 г. в Институте славяноведения и стала двадцать пятой в ряду ежегодных встреч ученых, с 1995 г. работающих над международным проектом «Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия», осуществляемым Центром славяно-иудаики Института славяноведения РАН в сотрудничестве с различными научными и общественными организациями, проявляющими интерес к диалогу культур.
Конференция «Маргиналы и профессионалы в славянской и еврейской культурной традиции» состоялась 1–3 декабря 2021 г. в Институте славяноведения и стала двадцать пятой в ряду ежегодных встреч ученых, с 1995 г. работающих над международным проектом «Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия», осуществляемым Центром славяно-иудаики Института славяноведения РАН в сотрудничестве с различными научными и общественными организациями, проявляющими интерес к диалогу культур.
Конференция «Маргиналы и профессионалы в славянской и еврейской культурной традиции» состоялась 1–3 декабря 2021 г. в Институте славяноведения и стала двадцать пятой в ряду ежегодных встреч ученых, с 1995 г. работающих над международным проектом «Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия», осуществляемым Центром славяно-иудаики Института славяноведения РАН в сотрудничестве с различными научными и общественными организациями, проявляющими интерес к диалогу культур.
2
На конференции обсуждался широкий круг вопросов, связанных с понятием профессионализма в традиционном обществе. Известно, что профессионалы (печники, кузнецы, гончары, лекари, охотники, лесники, отходники, музыканты, пасечники) часто находились как бы на периферии культурного пространства. Так же воспринимались люди городских профессий. Были и социальные маргиналы – солдаты, заключенные, проститутки, нищие, юродивые и сумасшедшие. В еврейской традиции маргиналами становились представители профессий, находящихся на стыке культур (шинкари, балаголы, старьевщики, кантонисты). Отдельными маргинальными группами были выкресты и старообрядцы.
На конференции обсуждался широкий круг вопросов, связанных с понятием профессионализма в традиционном обществе. Известно, что профессионалы (печники, кузнецы, гончары, лекари, охотники, лесники, отходники, музыканты, пасечники) часто находились как бы на периферии культурного пространства. Так же воспринимались люди городских профессий. Были и социальные маргиналы – солдаты, заключенные, проститутки, нищие, юродивые и сумасшедшие. В еврейской традиции маргиналами становились представители профессий, находящихся на стыке культур (шинкари, балаголы, старьевщики, кантонисты). Отдельными маргинальными группами были выкресты и старообрядцы.
На конференции обсуждался широкий круг вопросов, связанных с понятием профессионализма в традиционном обществе. Известно, что профессионалы (печники, кузнецы, гончары, лекари, охотники, лесники, отходники, музыканты, пасечники) часто находились как бы на периферии культурного пространства. Так же воспринимались люди городских профессий. Были и социальные маргиналы – солдаты, заключенные, проститутки, нищие, юродивые и сумасшедшие. В еврейской традиции маргиналами становились представители профессий, находящихся на стыке культур (шинкари, балаголы, старьевщики, кантонисты). Отдельными маргинальными группами были выкресты и старообрядцы.
3
В докладах конференции освещались механизмы включения маргиналов в социум и их отторжения, принципы сосуществования на пограничье культурных, конфессиональных и этнических сфер; фольклор профессиональных и субкультурных сообществ.
В докладах конференции освещались механизмы включения маргиналов в социум и их отторжения, принципы сосуществования на пограничье культурных, конфессиональных и этнических сфер; фольклор профессиональных и субкультурных сообществ.
В докладах конференции освещались механизмы включения маргиналов в социум и их отторжения, принципы сосуществования на пограничье культурных, конфессиональных и этнических сфер; фольклор профессиональных и субкультурных сообществ.
4
В конференции приняли участие 39 исследователей из Венгрии, Германии, Израиля, России и США, в том числе cемь сотрудников Института славяноведения.
В конференции приняли участие 39 исследователей из Венгрии, Германии, Израиля, России и США, в том числе cемь сотрудников Института славяноведения.
В конференции приняли участие 39 исследователей из Венгрии, Германии, Израиля, России и США, в том числе cемь сотрудников Института славяноведения.
5
Конференция по традиции открылась презентацией новых изданий Центра славяно-иудаики Института славяноведения:
выпуска ежегодника академической серии «Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия», основанного на материалах прошлогодней научной встречи «Смех и юмор в славянской и еврейской культурной традиции» (М., 2021);
нового выпуска ежегодника «Тирош. Труды по иудаике, славистике, ориенталистие» (М., 2021);
двух очередных номеров «Judaic-Slavic Journal» № 1 (5) и № 2 (6) (М., 2021).
Конференция по традиции открылась презентацией новых изданий Центра славяно-иудаики Института славяноведения: <ul class="docx-publication-list"> <li>выпуска ежегодника академической серии «Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия», основанного на материалах прошлогодней научной встречи «Смех и юмор в славянской и еврейской культурной традиции» (М., 2021); </li> <li>нового выпуска ежегодника «Тирош. Труды по иудаике, славистике, ориенталистие» (М., 2021); </li> <li> двух очередных номеров «Judaic-Slavic Journal» № 1 (5) и № 2 (6) (М., 2021).</li></ul>
Конференция по традиции открылась презентацией новых изданий Центра славяно-иудаики Института славяноведения: <ul class="docx-publication-list"> <li>выпуска ежегодника академической серии «Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия», основанного на материалах прошлогодней научной встречи «Смех и юмор в славянской и еврейской культурной традиции» (М., 2021); </li> <li>нового выпуска ежегодника «Тирош. Труды по иудаике, славистике, ориенталистие» (М., 2021); </li> <li> двух очередных номеров «Judaic-Slavic Journal» № 1 (5) и № 2 (6) (М., 2021).</li></ul>
6
Представленные на конференции доклады тематически делились на несколько блоков. Первый блок был посвящен теме маргиналов и профессионалов в книжной культуре древности и раннего Нового времени.
А. Ковельман
(ИСАА МГУ, Москва) остановился на теме маргинального положения интеллектуалов в еврейском обществе, объясняемого не столько стремлением к ассимиляции, потерей связей с корнями, отказом от соблюдения заповедей, сколько крайним развитием индивидуализма, разрывом со своим кругом, отторжением от банальности и тавтологии. Аналогичные тенденции можно заметить в других культурах.
У. Гершович
(СПбГУ, Санкт-Петербург) разбирал талмудические тексты о маргиналах, которым уготовано место в будущем мире наравне с мудрецами Талмуда. В докладе
Н. Киреевой
(РГГУ, Москва) через призму теории Р. Жирара о взаимообратимости центра и маргинальной периферии рассматривался феномен ухода в Иудейскую пустыню и его влияние на становление героя или группы.
А. Грищенко
(ИСл РАН; НИУ ВШЭ, Москва) представил эквиваленты слова «аптекарь» в западнорусских переводах «Песни песней» с еврейского оригинала по двум рукописям XVI в. и показал, что восточнославянские переводчики обращались не столько к Масоретскому тексту, сколько к его староидишскому переводу или к староидишским глоссариям к этой библейской книге.
Представленные на конференции доклады тематически делились на несколько блоков. Первый блок был посвящен теме маргиналов и профессионалов в книжной культуре древности и раннего Нового времени. <em>А. Ковельман</em> (ИСАА МГУ, Москва) остановился на теме маргинального положения интеллектуалов в еврейском обществе, объясняемого не столько стремлением к ассимиляции, потерей связей с корнями, отказом от соблюдения заповедей, сколько крайним развитием индивидуализма, разрывом со своим кругом, отторжением от банальности и тавтологии. Аналогичные тенденции можно заметить в других культурах. <em>У. Гершович</em><strong> </strong>(СПбГУ, Санкт-Петербург) разбирал талмудические тексты о маргиналах, которым уготовано место в будущем мире наравне с мудрецами Талмуда. В докладе <em>Н. Киреевой</em> (РГГУ, Москва) через призму теории Р. Жирара о взаимообратимости центра и маргинальной периферии рассматривался феномен ухода в Иудейскую пустыню и его влияние на становление героя или группы. <em>А. Грищенко</em> (ИСл РАН; НИУ ВШЭ, Москва) представил эквиваленты слова «аптекарь» в западнорусских переводах «Песни песней» с еврейского оригинала по двум рукописям XVI в. и показал, что восточнославянские переводчики обращались не столько к Масоретскому тексту, сколько к его староидишскому переводу или к староидишским глоссариям к этой библейской книге.
Представленные на конференции доклады тематически делились на несколько блоков. Первый блок был посвящен теме маргиналов и профессионалов в книжной культуре древности и раннего Нового времени. <em>А. Ковельман</em> (ИСАА МГУ, Москва) остановился на теме маргинального положения интеллектуалов в еврейском обществе, объясняемого не столько стремлением к ассимиляции, потерей связей с корнями, отказом от соблюдения заповедей, сколько крайним развитием индивидуализма, разрывом со своим кругом, отторжением от банальности и тавтологии. Аналогичные тенденции можно заметить в других культурах. <em>У. Гершович</em><strong> </strong>(СПбГУ, Санкт-Петербург) разбирал талмудические тексты о маргиналах, которым уготовано место в будущем мире наравне с мудрецами Талмуда. В докладе <em>Н. Киреевой</em> (РГГУ, Москва) через призму теории Р. Жирара о взаимообратимости центра и маргинальной периферии рассматривался феномен ухода в Иудейскую пустыню и его влияние на становление героя или группы. <em>А. Грищенко</em> (ИСл РАН; НИУ ВШЭ, Москва) представил эквиваленты слова «аптекарь» в западнорусских переводах «Песни песней» с еврейского оригинала по двум рукописям XVI в. и показал, что восточнославянские переводчики обращались не столько к Масоретскому тексту, сколько к его староидишскому переводу или к староидишским глоссариям к этой библейской книге.
7
Следующий большой блок докладов был посвящен маргиналам и профессионалам в еврейском и славянском фольклоре.
М. Каспина
(РГГУ; Центр «Сэфер», Москва) на основе анализа интервью из архива AHEYM и личных онлайн интервью показала, как в фольклорных рассказах о провидце Лейбе из местечка Хабне (Киевская область) фигурируют черты и еврейского
цадика
, и славянских
знатков
,
ведунов, провидцев
.
О. Белова
(ИСл РАН, Москва) обратилась к локальной традиции почитания матушки Дуняши и местного юродивого Юры Стрекопытова в городском тексте Тулы и в семейных меморатах о том, что враги не смогут взять Тулу.
С. Амосова
(ИСл РАН, Москва) посвятила доклад особенностям советского еврейского именника: нарушению традиционного еврейского имянаречения после революции, появлению маргинальных имен (как из новояза: Кармий, Лентрозин и т.д., так и из именника городских русских имен). В докладе
А. Мороза
(РГГУ; НИУ ВШЭ, Москва) рассмотрена история возникновения, поддержания и уничтожения почитаемого источника у с. Глинково Загорского (Сергиево-Посадского) района в 1940–1960-х годах и столкновение гонителей, почитателей и хранителей культа источника.
К. Задое
(Немецкий центр славистических исследований, Дюссельдорф) удалось по рассказам жителей двух соседних сел Сколевского района Львовской области об одном и том же охотнике проследить, как реальная фигура обрастает мифологическими чертами, становится героем различных быличек и маргинализируется, согласно традиционной карпатской культуре. Доклад
М. Вятчиной
(независимая исследовательница, Санкт-Петербург) был посвящен изучению феномена «чопчи» в Дагестане как традиционного профессионала-целителя и дискуссии в обществе о том, относится ли это лечение к магическим практикам, шарлатанству или народному целительству.
В. Дымшиц
(Европейский ун-т в Санкт-Петербурге) рассмотрел положение
клезмеров
(еврейских музыкантов) как профессионалов и в то же время, социальных маргиналов – в качестве своего рода тест-системы, позволяющей понять социальные изменения, происходившие в еврейских общинах Восточной Европы во второй половине XIX в.
Х. Ванниковой
(Шмулевич)
(Ун-т Бар-Илан, Израиль) удалось на основе анализа текстов и мелодий вычленить корпус песен кантонистов в общееврейском фольклоре (в частности, хасидском) как пример влияния маргинальной субкультуры на еврейский музыкальный фольклор, что свидетельствует как о контактах между маргинальной группой кантонистов с еврейскими центрами в черте оседлости, так и о влиянии маргинальной субкультуры на доминирующую культуру традиционных еврейских общин.
Н. Душакова
(ШАГИ РАНХиГС, НЦМУ Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала, Москва) на основе материалов многолетних интервью в старообрядческих селах Молдавии показала, как элементы института повитух не только проявляются в биографических нарративах о родах до появления больниц, длительном параллельном использовании официальной медицины, но и отражаются на современных практиках деторождения в старообрядческих сообществах.
О. Трефилова
(ИСл РАН, Москва) и
Г. Григоров
(Сегедский ун-т, Сегед, Венгрия) рассмотрели сообщество трынских строителей (Средняя Западная Болгария) как профессионалов в ремесле, но маргиналов в обществе. Доклад
М. Ясинской
(ИСл РАН, Москва) был посвящен маргинальным видам зрения в традиционной культуре славян: физической слепоте, а также нефизическому сверхзрению, подразумевающему сверхзнание.
Е. Емельянова
(Воскресенский районный Народный краеведческий музей, Нижний Новгород), основываясь на материалах этнографических экспедиций сотрудников краеведческого музея, рассмотрела внутреннюю структуру старообрядчества Воскресенского Поветлужья как субкультуры и выявила компоненты, позволяющие воспринимать определенных представителей этой субкультуры как полноценных уважаемых членов местного сообщества, а других – как маргиналов.
С. Алпатов
(МГУ, Москва) рассмотрел тему образа личного и трактирного слуги «Афоньки (реже Ваньки, Алешки) малого» с точки зрения этнокультурных стереотипов в отношениях приезжего иностранца и российского слуги, изучаемых на материале двуязычных разговорников XVII в., отдельно представив одоративные символические коннотации имени Афонька (Фонька-квас) среди польского и еврейского населения.
Следующий большой блок докладов был посвящен маргиналам и профессионалам в еврейском и славянском фольклоре. <em>М. Каспина</em> (РГГУ; Центр «Сэфер», Москва) на основе анализа интервью из архива AHEYM и личных онлайн интервью показала, как в фольклорных рассказах о провидце Лейбе из местечка Хабне (Киевская область) фигурируют черты и еврейского <em>цадика</em>, и славянских <em>знатков</em>, <em>ведунов, провидцев</em>. <em>О. Белова</em> (ИСл РАН, Москва) обратилась к локальной традиции почитания матушки Дуняши и местного юродивого Юры Стрекопытова в городском тексте Тулы и в семейных меморатах о том, что враги не смогут взять Тулу. <em>С. Амосова</em> (ИСл РАН, Москва) посвятила доклад особенностям советского еврейского именника: нарушению традиционного еврейского имянаречения после революции, появлению маргинальных имен (как из новояза: Кармий, Лентрозин и т.д., так и из именника городских русских имен). В докладе <em>А. Мороза</em> (РГГУ; НИУ ВШЭ, Москва) рассмотрена история возникновения, поддержания и уничтожения почитаемого источника у с. Глинково Загорского (Сергиево-Посадского) района в 1940–1960-х годах и столкновение гонителей, почитателей и хранителей культа источника. <em>К. Задое</em> (Немецкий центр славистических исследований, Дюссельдорф) удалось по рассказам жителей двух соседних сел Сколевского района Львовской области об одном и том же охотнике проследить, как реальная фигура обрастает мифологическими чертами, становится героем различных быличек и маргинализируется, согласно традиционной карпатской культуре. Доклад <em>М. Вятчиной</em> (независимая исследовательница, Санкт-Петербург) был посвящен изучению феномена «чопчи» в Дагестане как традиционного профессионала-целителя и дискуссии в обществе о том, относится ли это лечение к магическим практикам, шарлатанству или народному целительству.<strong> </strong><em>В. Дымшиц</em><strong> </strong>(Европейский ун-т в Санкт-Петербурге) рассмотрел положение <em>клезмеров</em> (еврейских музыкантов) как профессионалов и в то же время, социальных маргиналов – в качестве своего рода тест-системы, позволяющей понять социальные изменения, происходившие в еврейских общинах Восточной Европы во второй половине XIX в. <em>Х. Ванниковой</em><em> (Шмулевич)</em> (Ун-т Бар-Илан, Израиль) удалось на основе анализа текстов и мелодий вычленить корпус песен кантонистов в общееврейском фольклоре (в частности, хасидском) как пример влияния маргинальной субкультуры на еврейский музыкальный фольклор, что свидетельствует как о контактах между маргинальной группой кантонистов с еврейскими центрами в черте оседлости, так и о влиянии маргинальной субкультуры на доминирующую культуру традиционных еврейских общин. <em>Н. Душакова</em> (ШАГИ РАНХиГС, НЦМУ Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала, Москва) на основе материалов многолетних интервью в старообрядческих селах Молдавии показала, как элементы института повитух не только проявляются в биографических нарративах о родах до появления больниц, длительном параллельном использовании официальной медицины, но и отражаются на современных практиках деторождения в старообрядческих сообществах. <em>О. Трефилова</em> (ИСл РАН, Москва) и <em>Г. Григоров</em> (Сегедский ун-т, Сегед, Венгрия) рассмотрели сообщество трынских строителей (Средняя Западная Болгария) как профессионалов в ремесле, но маргиналов в обществе. Доклад <em>М. Ясинской </em>(ИСл РАН, Москва) был посвящен маргинальным видам зрения в традиционной культуре славян: физической слепоте, а также нефизическому сверхзрению, подразумевающему сверхзнание. <em>Е. Емельянова</em> (Воскресенский районный Народный краеведческий музей, Нижний Новгород), основываясь на материалах этнографических экспедиций сотрудников краеведческого музея, рассмотрела внутреннюю структуру старообрядчества Воскресенского Поветлужья как субкультуры и выявила компоненты, позволяющие воспринимать определенных представителей этой субкультуры как полноценных уважаемых членов местного сообщества, а других – как маргиналов. <em>С. Алпатов</em> (МГУ, Москва) рассмотрел тему образа личного и трактирного слуги «Афоньки (реже Ваньки, Алешки) малого» с точки зрения этнокультурных стереотипов в отношениях приезжего иностранца и российского слуги, изучаемых на материале двуязычных разговорников XVII в., отдельно представив одоративные символические коннотации имени Афонька (Фонька-квас) среди польского и еврейского населения.
Следующий большой блок докладов был посвящен маргиналам и профессионалам в еврейском и славянском фольклоре. <em>М. Каспина</em> (РГГУ; Центр «Сэфер», Москва) на основе анализа интервью из архива AHEYM и личных онлайн интервью показала, как в фольклорных рассказах о провидце Лейбе из местечка Хабне (Киевская область) фигурируют черты и еврейского <em>цадика</em>, и славянских <em>знатков</em>, <em>ведунов, провидцев</em>. <em>О. Белова</em> (ИСл РАН, Москва) обратилась к локальной традиции почитания матушки Дуняши и местного юродивого Юры Стрекопытова в городском тексте Тулы и в семейных меморатах о том, что враги не смогут взять Тулу. <em>С. Амосова</em> (ИСл РАН, Москва) посвятила доклад особенностям советского еврейского именника: нарушению традиционного еврейского имянаречения после революции, появлению маргинальных имен (как из новояза: Кармий, Лентрозин и т.д., так и из именника городских русских имен). В докладе <em>А. Мороза</em> (РГГУ; НИУ ВШЭ, Москва) рассмотрена история возникновения, поддержания и уничтожения почитаемого источника у с. Глинково Загорского (Сергиево-Посадского) района в 1940–1960-х годах и столкновение гонителей, почитателей и хранителей культа источника. <em>К. Задое</em> (Немецкий центр славистических исследований, Дюссельдорф) удалось по рассказам жителей двух соседних сел Сколевского района Львовской области об одном и том же охотнике проследить, как реальная фигура обрастает мифологическими чертами, становится героем различных быличек и маргинализируется, согласно традиционной карпатской культуре. Доклад <em>М. Вятчиной</em> (независимая исследовательница, Санкт-Петербург) был посвящен изучению феномена «чопчи» в Дагестане как традиционного профессионала-целителя и дискуссии в обществе о том, относится ли это лечение к магическим практикам, шарлатанству или народному целительству.<strong> </strong><em>В. Дымшиц</em><strong> </strong>(Европейский ун-т в Санкт-Петербурге) рассмотрел положение <em>клезмеров</em> (еврейских музыкантов) как профессионалов и в то же время, социальных маргиналов – в качестве своего рода тест-системы, позволяющей понять социальные изменения, происходившие в еврейских общинах Восточной Европы во второй половине XIX в. <em>Х. Ванниковой</em><em> (Шмулевич)</em> (Ун-т Бар-Илан, Израиль) удалось на основе анализа текстов и мелодий вычленить корпус песен кантонистов в общееврейском фольклоре (в частности, хасидском) как пример влияния маргинальной субкультуры на еврейский музыкальный фольклор, что свидетельствует как о контактах между маргинальной группой кантонистов с еврейскими центрами в черте оседлости, так и о влиянии маргинальной субкультуры на доминирующую культуру традиционных еврейских общин. <em>Н. Душакова</em> (ШАГИ РАНХиГС, НЦМУ Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала, Москва) на основе материалов многолетних интервью в старообрядческих селах Молдавии показала, как элементы института повитух не только проявляются в биографических нарративах о родах до появления больниц, длительном параллельном использовании официальной медицины, но и отражаются на современных практиках деторождения в старообрядческих сообществах. <em>О. Трефилова</em> (ИСл РАН, Москва) и <em>Г. Григоров</em> (Сегедский ун-т, Сегед, Венгрия) рассмотрели сообщество трынских строителей (Средняя Западная Болгария) как профессионалов в ремесле, но маргиналов в обществе. Доклад <em>М. Ясинской </em>(ИСл РАН, Москва) был посвящен маргинальным видам зрения в традиционной культуре славян: физической слепоте, а также нефизическому сверхзрению, подразумевающему сверхзнание. <em>Е. Емельянова</em> (Воскресенский районный Народный краеведческий музей, Нижний Новгород), основываясь на материалах этнографических экспедиций сотрудников краеведческого музея, рассмотрела внутреннюю структуру старообрядчества Воскресенского Поветлужья как субкультуры и выявила компоненты, позволяющие воспринимать определенных представителей этой субкультуры как полноценных уважаемых членов местного сообщества, а других – как маргиналов. <em>С. Алпатов</em> (МГУ, Москва) рассмотрел тему образа личного и трактирного слуги «Афоньки (реже Ваньки, Алешки) малого» с точки зрения этнокультурных стереотипов в отношениях приезжего иностранца и российского слуги, изучаемых на материале двуязычных разговорников XVII в., отдельно представив одоративные символические коннотации имени Афонька (Фонька-квас) среди польского и еврейского населения.
8
Большой блок докладов касался отдельных аспектов маргинальности и профессионализма в разные исторические эпохи и в различных субкультурных общностях.
Д. Фельдман
(РГАДА, Москва) проследил на архивных материалах карьерный взлет и падение мастера «золотошвейной и позументной работы» (шмуклера) Хаима Гошиовича при дворе на протяжении трех правлений: от Екатерины II до Александра I.
О. Минкина
(независимая исследовательница, Санкт-Петербург) попыталась ответить на вопрос, являлись ли евреи, вовлеченные в сферу проституции (содержатели борделей и проститутки), в глазах как еврейской общины, так и нееврейских соседей презираемыми маргиналами, находившимися за пределами благоустроенного социума, либо профессионалами, занимавшими специфическую теневую нишу.
М. Гаммал
(ИСАА МГУ, Москва) показал радикальную трансформацию образов двух выдающихся караимских общественных деятелей XIX в. – Авраама Луцкого и Авраама Фирковича в исторической ретроспективе и в современной историографии, обращая внимание на значительное влияние политики на восприятие исторических персонажей в современном им мире и настоящем.
Д. Прохоров
(Крымский федеральный ун-т им. В.И. Вернадского, Симферополь) проанализировал основные итоги деятельности комиссии для изучения экономической деятельности евреев, созданной в Таврической губернии в 1881 г., факты о негативном отношении к евреям-шинкарям и кабатчикам в обществе, а также рассмотрел принятые администрацией губернии меры по контролю за питейной торговлей. В рамках доклада
В. Герасимовой
(ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, Омск; Центр «Сэфер», Москва) обсуждались вопросы о соотношении персонального и институционального измерений еврейской национальной политики за Уралом в первые годы становления советской власти на основе материалов из федеральных и региональных архивов Москвы, Новосибирска, Красноярска, Иркутска, Томска, Омска.
К. Могаричев
(Государственный архив Республики Крым) остановился на одном из самых авангардных проектов советской национальной политики 1920-х годов – еврейской аграризации – приобщении ашкеназского еврейского населения к сельскохозяйственному труду, получившей одновременно поддержку со стороны зарубежных филантропических организаций и прессы.
И.
Владимирски
(Академический колледж Ахва, Беэр-Тувия, Израиль) исследовала историю русскоязычного Харбина в 1903–1932 гг. как пример маргинального сообщества и уникальной возможности проследить, как существовала Россия за пределами России, историю ее формирования, развития, пополнения, взаимодействия ее различных этнических и религиозных составляющих. Доклад
А. Заруцкого
(Оренбургской государственный педагогический ун-т, Оренбург) был посвящен проблеме маргинальности членов дореволюционных русских сект (субботников, хлыстов, молокан, духоборов, штундистов) в Оренбургской губернии второй половины XIX в. (на основе неопубликованных архивных материалов из фондов Государственного архива Оренбургской области, а также материалов дореволюционной периодической печати).
С. Падалко
(СПбГУ, Санкт-Петербург) представил первые результаты своего исследования субботников Кубанской области второй половины XIX – начала XX в., большинство из которых относились к казачьему сословию. Доклад
Л. Бимбата
(Институт современного иудаизма, Москва) был посвящен маргинальным группам, члены которых проявляют лояльность к еврейской общине, но при этом формально не имеют еврейского статуса, и стратегиям взаимодействия еврейской общины с этими группами.
И. Душакова
(НИУ ВШЭ, Москва) рассмотрела проблему профессионализации локальной этноконфессиональной журналистики на примере освещения еврейской этнорелигиозной тематики в Екатеринбурге в 1990-е годы.
Г. Зеленина
(РГГУ; РАНХиГС, Москва) обратила внимание на проблему нетерпимости в среде одной маргинальной группы –
отказников
по отношению
к другим маргинальным еврейским группам (
выкрестам
, еврейским эмигрантам не в Израиль, а в США и Германию и др.), рассматривая ее в контексте как еврейской (учит ли опыт угнетенного народа быть терпимыми), так и советской истории (влияние советской морали и привычки к единомыслию).
В. Ханин
(Ариэльский и Бар-Иланский ун-ты, Израиль) и
Хаим Бен Яаков
(Ун-т Тель-Авива, Израиль) обсудили феномен поиска еврейских корней и общинный активизм на постсоветском пространстве в контексте поиска ответа на вопрос как определить границы еврейства и еврейской идентичности.
Большой блок докладов касался отдельных аспектов маргинальности и профессионализма в разные исторические эпохи и в различных субкультурных общностях. <em>Д. Фельдман</em> (РГАДА, Москва) проследил на архивных материалах карьерный взлет и падение мастера «золотошвейной и позументной работы» (шмуклера) Хаима Гошиовича при дворе на протяжении трех правлений: от Екатерины II до Александра I. <em>О. Минкина</em> (независимая исследовательница, Санкт-Петербург) попыталась ответить на вопрос, являлись ли евреи, вовлеченные в сферу проституции (содержатели борделей и проститутки), в глазах как еврейской общины, так и нееврейских соседей презираемыми маргиналами, находившимися за пределами благоустроенного социума, либо профессионалами, занимавшими специфическую теневую нишу. <em>М. Гаммал</em> (ИСАА МГУ, Москва) показал радикальную трансформацию образов двух выдающихся караимских общественных деятелей XIX в. – Авраама Луцкого и Авраама Фирковича в исторической ретроспективе и в современной историографии, обращая внимание на значительное влияние политики на восприятие исторических персонажей в современном им мире и настоящем. <em>Д. Прохоров</em> (Крымский федеральный ун-т им. В.И. Вернадского, Симферополь) проанализировал основные итоги деятельности комиссии для изучения экономической деятельности евреев, созданной в Таврической губернии в 1881 г., факты о негативном отношении к евреям-шинкарям и кабатчикам в обществе, а также рассмотрел принятые администрацией губернии меры по контролю за питейной торговлей. В рамках доклада <em>В. Герасимовой</em> (ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, Омск; Центр «Сэфер», Москва) обсуждались вопросы о соотношении персонального и институционального измерений еврейской национальной политики за Уралом в первые годы становления советской власти на основе материалов из федеральных и региональных архивов Москвы, Новосибирска, Красноярска, Иркутска, Томска, Омска. <em>К. Могаричев</em> (Государственный архив Республики Крым) остановился на одном из самых авангардных проектов советской национальной политики 1920-х годов – еврейской аграризации – приобщении ашкеназского еврейского населения к сельскохозяйственному труду, получившей одновременно поддержку со стороны зарубежных филантропических организаций и прессы. <em>И. </em><em>Владимирски</em> (Академический колледж Ахва, Беэр-Тувия, Израиль) исследовала историю русскоязычного Харбина в 1903–1932 гг. как пример маргинального сообщества и уникальной возможности проследить, как существовала Россия за пределами России, историю ее формирования, развития, пополнения, взаимодействия ее различных этнических и религиозных составляющих. Доклад<em> А. Заруцкого</em> (Оренбургской государственный педагогический ун-т, Оренбург) был посвящен проблеме маргинальности членов дореволюционных русских сект (субботников, хлыстов, молокан, духоборов, штундистов) в Оренбургской губернии второй половины XIX в. (на основе неопубликованных архивных материалов из фондов Государственного архива Оренбургской области, а также материалов дореволюционной периодической печати). <em>С. Падалко</em> (СПбГУ, Санкт-Петербург) представил первые результаты своего исследования субботников Кубанской области второй половины XIX – начала XX в., большинство из которых относились к казачьему сословию. Доклад<em> Л. Бимбата</em> (Институт современного иудаизма, Москва) был посвящен маргинальным группам, члены которых проявляют лояльность к еврейской общине, но при этом формально не имеют еврейского статуса, и стратегиям взаимодействия еврейской общины с этими группами. <em>И. Душакова</em> (НИУ ВШЭ, Москва) рассмотрела проблему профессионализации локальной этноконфессиональной журналистики на примере освещения еврейской этнорелигиозной тематики в Екатеринбурге в 1990-е годы. <em>Г. Зеленина</em> (РГГУ; РАНХиГС, Москва) обратила внимание на проблему нетерпимости в среде одной маргинальной группы – <em>отказников </em>по отношению<em> </em>к другим маргинальным еврейским группам (<em>выкрестам</em>, еврейским эмигрантам не в Израиль, а в США и Германию и др.), рассматривая ее в контексте как еврейской (учит ли опыт угнетенного народа быть терпимыми), так и советской истории (влияние советской морали и привычки к единомыслию). <em>В. Ханин</em> (Ариэльский и Бар-Иланский ун-ты, Израиль) и <em>Хаим Бен Яаков</em> (Ун-т Тель-Авива, Израиль) обсудили феномен поиска еврейских корней и общинный активизм на постсоветском пространстве в контексте поиска ответа на вопрос как определить границы еврейства и еврейской идентичности.
Большой блок докладов касался отдельных аспектов маргинальности и профессионализма в разные исторические эпохи и в различных субкультурных общностях. <em>Д. Фельдман</em> (РГАДА, Москва) проследил на архивных материалах карьерный взлет и падение мастера «золотошвейной и позументной работы» (шмуклера) Хаима Гошиовича при дворе на протяжении трех правлений: от Екатерины II до Александра I. <em>О. Минкина</em> (независимая исследовательница, Санкт-Петербург) попыталась ответить на вопрос, являлись ли евреи, вовлеченные в сферу проституции (содержатели борделей и проститутки), в глазах как еврейской общины, так и нееврейских соседей презираемыми маргиналами, находившимися за пределами благоустроенного социума, либо профессионалами, занимавшими специфическую теневую нишу. <em>М. Гаммал</em> (ИСАА МГУ, Москва) показал радикальную трансформацию образов двух выдающихся караимских общественных деятелей XIX в. – Авраама Луцкого и Авраама Фирковича в исторической ретроспективе и в современной историографии, обращая внимание на значительное влияние политики на восприятие исторических персонажей в современном им мире и настоящем. <em>Д. Прохоров</em> (Крымский федеральный ун-т им. В.И. Вернадского, Симферополь) проанализировал основные итоги деятельности комиссии для изучения экономической деятельности евреев, созданной в Таврической губернии в 1881 г., факты о негативном отношении к евреям-шинкарям и кабатчикам в обществе, а также рассмотрел принятые администрацией губернии меры по контролю за питейной торговлей. В рамках доклада <em>В. Герасимовой</em> (ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, Омск; Центр «Сэфер», Москва) обсуждались вопросы о соотношении персонального и институционального измерений еврейской национальной политики за Уралом в первые годы становления советской власти на основе материалов из федеральных и региональных архивов Москвы, Новосибирска, Красноярска, Иркутска, Томска, Омска. <em>К. Могаричев</em> (Государственный архив Республики Крым) остановился на одном из самых авангардных проектов советской национальной политики 1920-х годов – еврейской аграризации – приобщении ашкеназского еврейского населения к сельскохозяйственному труду, получившей одновременно поддержку со стороны зарубежных филантропических организаций и прессы. <em>И. </em><em>Владимирски</em> (Академический колледж Ахва, Беэр-Тувия, Израиль) исследовала историю русскоязычного Харбина в 1903–1932 гг. как пример маргинального сообщества и уникальной возможности проследить, как существовала Россия за пределами России, историю ее формирования, развития, пополнения, взаимодействия ее различных этнических и религиозных составляющих. Доклад<em> А. Заруцкого</em> (Оренбургской государственный педагогический ун-т, Оренбург) был посвящен проблеме маргинальности членов дореволюционных русских сект (субботников, хлыстов, молокан, духоборов, штундистов) в Оренбургской губернии второй половины XIX в. (на основе неопубликованных архивных материалов из фондов Государственного архива Оренбургской области, а также материалов дореволюционной периодической печати). <em>С. Падалко</em> (СПбГУ, Санкт-Петербург) представил первые результаты своего исследования субботников Кубанской области второй половины XIX – начала XX в., большинство из которых относились к казачьему сословию. Доклад<em> Л. Бимбата</em> (Институт современного иудаизма, Москва) был посвящен маргинальным группам, члены которых проявляют лояльность к еврейской общине, но при этом формально не имеют еврейского статуса, и стратегиям взаимодействия еврейской общины с этими группами. <em>И. Душакова</em> (НИУ ВШЭ, Москва) рассмотрела проблему профессионализации локальной этноконфессиональной журналистики на примере освещения еврейской этнорелигиозной тематики в Екатеринбурге в 1990-е годы. <em>Г. Зеленина</em> (РГГУ; РАНХиГС, Москва) обратила внимание на проблему нетерпимости в среде одной маргинальной группы – <em>отказников </em>по отношению<em> </em>к другим маргинальным еврейским группам (<em>выкрестам</em>, еврейским эмигрантам не в Израиль, а в США и Германию и др.), рассматривая ее в контексте как еврейской (учит ли опыт угнетенного народа быть терпимыми), так и советской истории (влияние советской морали и привычки к единомыслию). <em>В. Ханин</em> (Ариэльский и Бар-Иланский ун-ты, Израиль) и <em>Хаим Бен Яаков</em> (Ун-т Тель-Авива, Израиль) обсудили феномен поиска еврейских корней и общинный активизм на постсоветском пространстве в контексте поиска ответа на вопрос как определить границы еврейства и еврейской идентичности.
9
Последний блок объединял доклады, посвященные темам маргиналов и профессионалов в литературе.
В. Мочалова
(ИСл РАН; Центр «Сэфер», Москва) рассмотрела тему «людей пограничья», бездомности, скитаний и совмещении биографического и литературного в прозе Йозефа Рота. Доклад
Г. Элиасберг
(РГГУ, Москва) был посвящен произведениям и текстам 1850–1910-х годов, отразившим процесс модернизации восточноевропейского еврейства, включая изменения взглядов на традиционные роли еврейской женщины в семье и обществе, появление новых женских профессий и занятий. В центре внимания
Г. Прохорова
(Государственный социально-гуманитарный ун-т, Коломна) оказалось драматургическое наследие Якова Гордина (конец XIX – первая половина ХХ в.), занимающего маргинальное положение в еврейском мире (как сторонник ассимиляции и толстовец), в драматургии которого адаптируются европейские фабулы на еврейский лад.
М. Эндель
(независимая исследовательница, Москва) проанализировала роман И.-Б. Зингера «Враги. История любви» как произведение, в основе которого лежит известный каббалистический сюжет.
Дов-Бер Керлер
(Ун-т Индианы, Блумингтон) показал два различных восприятия традиционного
меламеда
(учителя) у И.Л. Переца и Шолом Алейхема.
Последний блок объединял доклады, посвященные темам маргиналов и профессионалов в литературе. <em>В. Мочалова</em><strong> </strong>(ИСл РАН; Центр «Сэфер», Москва) рассмотрела тему «людей пограничья», бездомности, скитаний и совмещении биографического и литературного в прозе Йозефа Рота. Доклад <em>Г. Элиасберг</em> (РГГУ, Москва) был посвящен произведениям и текстам 1850–1910-х годов, отразившим процесс модернизации восточноевропейского еврейства, включая изменения взглядов на традиционные роли еврейской женщины в семье и обществе, появление новых женских профессий и занятий. В центре внимания <em>Г. Прохорова</em> (Государственный социально-гуманитарный ун-т, Коломна) оказалось драматургическое наследие Якова Гордина (конец XIX – первая половина ХХ в.), занимающего маргинальное положение в еврейском мире (как сторонник ассимиляции и толстовец), в драматургии которого адаптируются европейские фабулы на еврейский лад. <em>М. Эндель</em> (независимая исследовательница, Москва) проанализировала роман И.-Б. Зингера «Враги. История любви» как произведение, в основе которого лежит известный каббалистический сюжет. <em>Дов-Бер Керлер</em> (Ун-т Индианы, Блумингтон) показал два различных восприятия традиционного <em>меламеда</em> (учителя) у И.Л. Переца и Шолом Алейхема.
Последний блок объединял доклады, посвященные темам маргиналов и профессионалов в литературе. <em>В. Мочалова</em><strong> </strong>(ИСл РАН; Центр «Сэфер», Москва) рассмотрела тему «людей пограничья», бездомности, скитаний и совмещении биографического и литературного в прозе Йозефа Рота. Доклад <em>Г. Элиасберг</em> (РГГУ, Москва) был посвящен произведениям и текстам 1850–1910-х годов, отразившим процесс модернизации восточноевропейского еврейства, включая изменения взглядов на традиционные роли еврейской женщины в семье и обществе, появление новых женских профессий и занятий. В центре внимания <em>Г. Прохорова</em> (Государственный социально-гуманитарный ун-т, Коломна) оказалось драматургическое наследие Якова Гордина (конец XIX – первая половина ХХ в.), занимающего маргинальное положение в еврейском мире (как сторонник ассимиляции и толстовец), в драматургии которого адаптируются европейские фабулы на еврейский лад. <em>М. Эндель</em> (независимая исследовательница, Москва) проанализировала роман И.-Б. Зингера «Враги. История любви» как произведение, в основе которого лежит известный каббалистический сюжет. <em>Дов-Бер Керлер</em> (Ун-т Индианы, Блумингтон) показал два различных восприятия традиционного <em>меламеда</em> (учителя) у И.Л. Переца и Шолом Алейхема.
10
В 2022 г. планируется выход одноименного сборника статей по материалам конференции «Маргиналы и профессионалы в славянской и еврейской культурной традиции» в ежегоднике академической серии «Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия».
В 2022 г. планируется выход одноименного сборника статей по материалам конференции «Маргиналы и профессионалы в славянской и еврейской культурной традиции» в ежегоднике академической серии «Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия».
В 2022 г. планируется выход одноименного сборника статей по материалам конференции «Маргиналы и профессионалы в славянской и еврейской культурной традиции» в ежегоднике академической серии «Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия».
Comments
No posts found
Write a review
Translate
Sign in
Email
Password
Войти
Forgot your password?
Register
Via social network
Comments
No posts found