Конференция «Концепт семьи в славянской и еврейской культурной традиции»
Конференция «Концепт семьи в славянской и еврейской культурной традиции»
Аннотация
Код статьи
S0869544X0009523-8-1
Тип публикации
Обзор
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Копченова Ирина Владимировна 
Должность: младший научный сотрудник
Аффилиация: Институт славяноведения РАН
Адрес: Москва, Ленинский проспект, 32А, Москва, Россия, 119991
Выпуск
Страницы
134-136
Аннотация

    

Классификатор
Получено
17.06.2020
Дата публикации
18.06.2020
Всего подписок
28
Всего просмотров
633
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1

29–31 января 2020г. в Институте славяноведения РАН состоялась международная конференция «Концепт семьи в славянской и еврейской культурной традиции», организованная Центром славяно-иудаики Института славяноведения РАН совместно с Центром научных работников и преподавателей иудаики в вузах «СЭФЕР». Двадцать третья по счету конференция проводилась в рамках международного проекта «Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия» (материалы всех конференций 1995–2018 гг. опубликованы, полные тексты сборников выложены на сайте >>>> ).

2 На конференции участники обсудили широкий круг вопросов, связанных с проблемами семейных и родственных отношений, межэтнических браков, диалога поколений в рамках традиционных верований и обрядов. Предметом исследования стали семейные и родовые ценности, семейные роли и их воплощение в обрядах и ритуалах, ритуалы инициации и социализации, обряды «перехода», конфликты и диалог поколений в семейной культуре славян и евреев, термины свойства, семейное право и его отражение в традиционной культуре, образ семьи в разных жанрах фольклора и литературы. Эти проблемы составляют неотъемлемую часть традиционной культуры, коррелируют с системой ценностей этнических и конфессиональных традиций и продолжают тему диалога поколений, начатую на конференции, прошедшей в 2009 г.
3

В конференции приняли участие 42 докладчика из Австрии, Белоруссии, Германии, Израиля, Латвии, Польши, России, Чехии, Франции, в том числе пять сотрудников Института славяноведения. На первом заседании состояласьпрезентациявыпуска ежегодника академической серии «Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия», основанного на материалах прошлогодней встречи «Вещьсимволзнак в славянской и еврейской культурной традиции» (под ред. C.Н. Амосовой, О.В. Беловой (отв. ред.), А.И. Грищенко, И.В. Копченовой, В.В. Мочаловой, М.В. Ясинской. М., 2019).

4 Конференцию открыли доклады, посвященные отражению концепта семьи и семейных ценностей в искусстве и материальной культуре. Дильшат Харман (РГГУ, Москва) рассказала о причинах возникновения мотива «семьи за столом» в еврейских рукописях конца XIII–XV вв., его иконографических вариантах, символическом и культурологическом значении. Сергей Грунтов (НАН РБ, Минск) рассмотрел трансформацию традиции указания на родственников умершего наряду с его именем («собирание семьи») в надгробных католических и еврейских эпитафиях на материале исследования белорусских кладбищ ХІХ–ХХ вв. Юлия Лейбенсон (КФУ им. В.И. Вернадского, Симферополь) на основе материалов собственного исследования старого еврейского некрополя в Симферополе показала отражение «голоса семьи» в билингвальных эпитафиях: перечисление родственных связей, обстоятельств смерти и формульного и неформульного выражения скорби.
5 Следующий тематический блок объединил доклады по семейной культуре славян на материалах устной истории, фольклора, лингвистики, в обрядовых практиках. Сергей Алпатов (МГУ, Москва) систематизировал, с одной стороны, частные образные и идейные мотивировки катастрофических событий фольклорных нарративов на сюжет ATU 1343* The Children Play at Hog-Killing, а с другой стороны, глубинное сходство и качественные различия в интерпретациях родительского греха, предлагаемых рассказчиками разных этноконфессиональных традиций. Валентина Запорожец (РУДН, Москва) проследила сохранность и адаптационную трансформацию нетрадиционных практик в быту славян на примере жизни и деятельности членов семейного клана народных целителей (по материалам полевых исследований 2000–2001 гг. в Ярославской области). Марина Кляус (ИЭА РАН, Москва) представила результаты исследования брачно-семейных и межпоколенческих отношений болгар-переселенцев Российской империи XIX – начала XX в. Совместный доклад Ксении Климовой (МГУ, Москва) и Елены Узенёвой (ИнСлав РАН, Москва) показал влияние исторических, политических и экономических факторов на динамику семейных ценностей у славян-мусульман помаков Северной Греции. Ирина Качинская (МГУ, Москва) рассмотрела систему родства по браку и инвентарь терминов свойства, представленных в архангельских говорах. Петр Якимов (Оренбургский государственный педагогический ун-т, Оренбург) предпринял попытку охарактеризовать особенности происхождения лексем, входящих в лексико-семантическую группу «Семья и семейный уклад» в оренбургских говорах (на материале «Оренбургского областного словаря» Б.А. Моисеева), и определить особенности тюркского влияния на культуру, быт и семейный уклад жителей Оренбуржья. Андрей Мороз (РГГУ, НИУ ВШЭ, Москва) посвятил доклад складыванию современного культа себежского идола Пестуна, важной составляющей мифологии обрядности которого являются исцеление от бесплодия и дарования детей. Артем Крестьянинов (КФУ, Казань) рассмотрел брачно-семейные отношения в Рябиновом согласии в первой половине XIX в., одном из самых малоизученных старообрядческих движений в историографии.
6 Тема образа семьи в книжной культуре древности, художественной и мемуарной литературе была представлена семью докладами. Ури Гершович (ИСАА МГУ, СПбГУ, Москва) провел параллель между разводом мужчины и женщины, описанным во Втор 24 и талмудической литературе, и разладом между народом Израиля и Богом, выраженным в разрушении Второго Храма. Екатерина Кузнецова н-т Регенсбурга, Берлин) рассмотрела развитие образа еврейской семьи у классиков и модернистов литературы на идише (Ш.-Я. Абрамовича, Шолом-Алейхема, Д. Бергельсона, И. Кипниса). Галина Элиасберг (РГГУ, Москва) проследила историю межпоколенческого конфликта, связанного с ассимиляционными процессами, и семейных взаимоотношений в семье Полины Венгеровой и ее потомков по мемуарным и эпистолярным текстам рубежа XIXXX вв. В центре доклада Георгия Прохорова (ГСГУ, Коломна) – анализ амбивалентного изображения еврейской семьи и семейных ценностей в мемуарной литературе выкрестов XIX в. на примере текстов А. Ковнера, В. Нахласа и Я. Брафмана. Николас Драйер (Ун-ет Бамберга, Альтдорф-бай-Нюрнберг) находит в исторических романах писателей XIX в. Б. Ауэрбаха, М. Ринга и Л. Филиппсона отображение современных авторам проблем модернизации и ассимиляции еврейского общества, а в изображении еврейской семьи – попытку спасения традиционных еврейских ценностей в эпоху перемен. Владислав Зеев Слепой (Ун-т Зальцбурга, ун-т Галле, Лейпциг) рассматривает переосмысление концепта еврейской семьи в еврейско-немецкой нео-ортодоксии XIX – начала XX в. на примере произведений лидеров этого течения С.Р. Гирша, Р. Бройера и Й. Карлебаха. Виктория Мочалова (ИнСлав РАН, Москва) посвятила доклад семейной саге И. Ольчак-Роникер «В саду памяти», в которой отразилась история известной польско-еврейской семьи, ставшей неотъемлемой частью польской культуры и не утратившей своей еврейской идентичности.
7 Блок докладов, посвященный образу семьи в еврейском фольклоре, открыл доклад Валерия Дымшица (ЕУСПб, Санкт Петербург), представивший на основе полевых записей, мемуарной и художественной литературы свадьбу как ключевой социальный регулятор в традиционной еврейской общине, проследив влияние модернизационных процессов на изменение свадебных ритуалов. В сообщении Марины Гехт (Музей «Евреи в Латвии», Рига) шла речь о локальных особенностях детских игр евреев Латвии, их отличиях от игр евреев других регионов, а также параллелях с традиционными играми иноэтнических соседей. Мария Каспина (РГГУ, Москва) обратилась к образу жены Рыбницкого ребе Хаима-Занвла Абрамовича – ребецн Сурки, выступавшей в роли прижизненного и посмертного посредника в культе праведника. Светлана Погодина (Латвийский ун-т, Рига) рассмотрела практики современного имянаречения у горских евреев города Дербента и близлежащих сел на основе материалов полевых экспедиций центра славяно-иудаики Института славяноведения в Дагестан в 2018–2019 гг. Светлана Амосова (ИнСлав РАН) продолжила тему имянаречения, остановившись на правилах выбора имени и изменения имен у советских евреев. Лариса Привальская (независимый исследователь, Москва) представила собственную классификацию темы семейных мотивов в еврейских анекдотах на идише, опубликованных в сборниках начала ХХ в. в Восточной Европе и Америке.
8 Большой блок докладов рассматривал семью и семейные отношения в контексте изучения еврейской идентичности в современном мире. Любовь Дерябкина (КубГУ, Краснодар) представила исследование дискриминационного отношения к чайлдфри и «позднему» материнству в Израиле со стороны членов русскоговорящей общины. Марина Давыдова (РГГУ, Москва) попыталась выяснить, каким религиозным практикам следуют родители в России в формировании еврейской идентичности своих детей. Елена Носенко-Штейн (ИВ РАН, Москва) рассмотрела роль семьи среди последователей реформистского иудаизма в современной России, стремясь выявить ее роль в конструировании еврейской идентичности и специфику соблюдения ритуалов. Наталья Киреева (РГГУ, Москва), Любовь Чиркина (НИУ ВШЭ, Москва) изучили стратегии сосуществования еврейской и славянской традиций в смешенных браках в позднесоветский и постсоветский периоды на территории Приднестровья и Молдовы на основе полевых материалах 2017–2019 гг. В совместном докладе Александра Полян (ИСАА МГУ, Москва) и Екатерина Карасева (независимый исследователь, Санкт-Петербург) показали попытку конструирования новой традиции под видом старой на основе исполнения заповеди «ахнасат кала» (введение невесты под хупу)  в современной еврейской общине в России. Варвара Редмонд (Варшавский ун-т, Варшава) рассмотрела эволюцию нарративов о законах о ритуальной чистоте и микве в современной ультраортодоксальной еврейской общине с точки зрения женского восприятия. Галина Зеленина (РГГУ, Москва) представила текст доклада, посвященного динамике отношения к еврейским корням и семейному прошлому в различных нарративах позднесоветского и постсоветского периодов. Дарья Веденяпина (Сорбонна, Париж) попыталась определить роль семейной трансмиссии в конструировании идентичности российскими евреями поколения 20–40-летних на основе исследований среди членов Московской и Санкт-Петербургской еврейской общины в 2018–2019 гг.
9 Исторический блок докладов охватывал значительный исторический период, начиная с конца XVII в. и заканчивая первой половиной XIX в., и затрагивал проблемы семьи и родственных отношений, конфликта и диалога поколений в еврейском обществе. Анежка Гребикова (Карлов ун-т, Масариков ин-т – Архив АН ЧР, Прага) попыталась показать семейные связи знаменитого российского политического деятеля еврейского происхождения Пeтра Павловича Шафирова. Дмитрий Фельдман (РГАДА, Москва) обратился к теме конфликтов в еврейских семьях Российской империи вследствие ухода девушек из семьи и их крещения на основе архивных и мемуарных источников начала XIX в., рассматривая эти факты в контексте русско-еврейского диалога интенсивного взаимодействия двух культурных традиций. Дмитрий Прохоров (КФА им. В.И. Вернадского, Симферополь) представил обзор и классификацию документов органов караимского конфессионального самоуправления в Крыму о смешанных браках, отражающих процессы внутриобщинных трансформаций, происходивших на фоне конструирования караимами своей этнической и конфессиональной идентичности в середине XIX – начале XX в. Доклад Максима Гаммала (ИСАА МГУ, Москва) был посвящен новым данным о биографии ведущего галахического авторитета караимов Крыма во второй четверти XIX в. Авраама Луцкого и жизни его семьи. Дмитрий Нечипорук (ТюмГУ, Тюмень) рассмотрел семейные истории иммигрантов из Российской империи, сумевших успешно адаптироваться к конкурентной жизни в США, но сохранивших в той или иной степени свою еврейскую идентичность в конце XIX – начале XX в. Юлия Лень (Музей «Евреи в Латвии», Рига) проследила процесс советизации еврейских детей и молодежи и его последствия в 1920-е годы на примере города Бердичева. Демьян Валуев (СмолГУ, Смоленск) сделал попытку реконструкции последствий «лишенчества» для семейных связей и отношений между поколениями в среде русского и еврейского населения Смоленщины, чтобы понять особенности трансформации традиционной культурной среды в эпоху радикальных политических и социальных перемен.
10 В 2020 г. по материалам конференции выйдет одноименный том статей в ежегоднике академической серии «Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия».

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести