К 100-летию Сигурда Оттовича Шмидта
К 100-летию Сигурда Оттовича Шмидта
Аннотация
Код статьи
S0869544X0019026-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Боровков Д. А. 
Аффилиация: Независимый исследователь
Адрес: Россия, Москва
Выпуск
Страницы
140-142
Аннотация

В статье рассматриваются основные направления научной деятельности С.О. Шмидта, анализируется его вклад в изучение истории российской государственности XVIв., региональной истории, источниковедения, историографии и т.д.

Ключевые слова
C.О. Шмидт, Иван IV Грозный, историография, средневековая Россия
Классификатор
Получено
06.05.2022
Дата публикации
11.05.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
95
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 C.О. Шмидт родился в семье географа и математика О.Ю. Шмидта. Среднее образование получил в Единой трудовой опытно-показательной школе № 10 им. Ф. Нансена (позднее общеобразовательная школа г. Москвы № 110 им. акад. Н.Д. Зелинского).
2 Научно-исследовательская деятельность С.О. Шмидта началась в 1939–1940 гг. в семинаре известного советского историка М.Н. Тихомирова на историческом факультете МГУ, который он закончил в 1944 г.
3 С 1949 г. С.О. Шмидт был преподавателем МГИАИ (профессор с 1970 г.), с 1991 г. – профессором РГГУ (почетный доктор, honoris causa, c 1997, заслуженный профессор РГГУ с 2006 г.). В 1956–2001 гг. С.О. Шмидт работал в Институте истории АН СССР (с 1968 г. – Институт истории СССР, с 1992 г. – Институт Российской истории РАН), а с 2001 г. – в Институте славяноведения РАН. С 1968 г. С.О. Шмидт был председателем, а с 2002 г. – почетным председателем Археографической комиссии. В 1989 г. С.О. Шмидт получил звание заслуженного деятеля науки РСФСР, в 1992 г. был избран действительным членом РАО, в 1997 г. – иностранным членом АН Польши; с 2002 г. – советник РАН. В 1990 г. С.О. Шмидт был избран председателем, а в 2007 г. – почетным председателем Союза краеведов России.
4 Центральной темой научного творчества С.О. Шмидта на протяжении нескольких десятилетий являлась общественно-политическая история России XVI столетия. В процессе ее разработки был пройден долгий путь – от студенческого доклада «Идеология самодержавия в сочинениях Ивана Грозного» и дипломной работы «А.Ф. Адашев – сподвижник Ивана Грозного» (1944), к кандидатской диссертации «Правительственная деятельность А.Ф. Адашева и восточная политика Русского государства в середине XVI столетия» (1949) и докторской диссертации «Исследования по социально-политической истории России XVI века» (1965). Результатом изучения этого исторического периода стала монография «У истоков российского самодержавства. Исследование социально-политической истории времени Ивана Грозного» (1973, 2-е, полное издание книги опубликовано в 1996 г. под названием «У истоков российского абсолютизма»), которая органично вписалась в историографический контекст исследований русской государственности XVI столетия, сформированный работами С.В. Бахрушина, И.И. Смирнова, А.А. Зимина, С.М. Каштанова, Н.Е. Носова и других авторов. В этой книге C.О. Шмидт дал подробную реконструкцию Московского восстания 1547 г., опираясь не только на письменные источники, но и на такой специфичный материал, как миниатюры «Царственной книги», являющейся составной частью крупнейшей летописной компиляции XVI в., – Лицевого Летописного свода, детальное исследование которого позднее было продолжено его учениками (А.А. Амосовым, В.В. Морозовым и др.); исследователь конкретизировал процесс становления сословно-представительной монархии в третьей четверти XVI в., проследил этапы формирования бюрократического аппарата Московского царства и генезис местничества. С.О. Шмидт стремился уделить внимание не только социальным процессам, изучение которых являлось традиционным для советской историографии – его внимание привлекали также проблемы исторической психологии, связанные с реконструкцией отношения к историческим событиям широких масс, поэтому, на страницах этой книги наряду с обязательными для того времени ссылками на работы классиков марксизма можно обнаружить и ссылки на труды классиков «Новой исторической науки» Ф. Броделя и Р. Мандру, что делает исследование С.О. Шмидта актуальным и для современной антропологически ориентированной историографии.
5 Еще одна монография С.О. Шмидта «Российское государство в середине XVI столетия: Царский архив и лицевые летописи времени Ивана Грозного» (1984, 2-е изд. 2007), являлась итогом многолетней работы над описью Царского архива, подготовленной к печати в 1960 г. («Описи Царского архива и архива Посольского приказа 1614 года»), где, с одной стороны, расширен диапазон интерпретации миниатюр Синодального списка Лицевого Летописного свода и «Царственной книги» в качестве источников по истории «боярского правления» 1538–1547 гг., а с другой – затронут комплекс вопросов, посвященных истории формирования государственного архива Московского царства и его роли в летописной традиции третьей четверти XVI в. Особое внимание Шмидт уделил вопросу о работе над архивными документами Ивана Грозного и его возможном участии в редактировании официальной летописи, став одним из немногих советских исследователей, обративших внимание на необходимость учета не только идейно-политических, но и психологических факторов личности царя при интерпретации знаменитых редакторских глосс на страницах Синодального списка Лицевого Летописного свода и «Царственной книги». Диапазон интересов С.О. Шмидта в отношении истории XVI в. отнюдь не ограничился вышеперечисленными темами, наряду с которыми в ряде работ были затронуты проблемы стилистических особенностей публицистики Ивана Грозного («Заметки о языке посланий Ивана Грозного», 1958); переписки Ивана Грозного с Андреем Курбским («К истории переписки Курбского и Ивана Грозного», 1976; «Об адресатах Первого послания Ивана Грозного князю Курбскому», 1976); публицистического творчества Андрея Курбского («К изучению “Истории” князя Курбского (о поучении Сильвестра)», 1968; «О “жестокой летописи” князя Курбского», 2000); анализа внешнеполитической документации Русского государства («Посольские книги Российского государства XV–XVI столетий как памятник истории и культуры», 1999; «Документы внешних сношений и развитие культуры Руси допетровского времени», 2001); приказного делопроизводства («О приказном делопроизводстве в России второй половины XVI века», 1999) и др. Изучение более ранних памятников русской письменности в творчестве С.О. Шмидта представлено более фрагментарно, например в статье «Слово о полку Игореве» и развитие понятия о памятнике культуры», 1985. В то же время исследование большого количества письменных памятников способствовало появлению ряда методологических работ («Современные проблемы источниковедения», 1969; «О классификации исторических источников», 1985 и др.), в которых были выделены предмет и метод источниковедения, конкретизировано понятие «исторический источник», предложены критерии классификации исторических источников и т.д.
6 На рубеже 1980–1990-х годов в творчестве С.О. Шмидта сложились новые направления исследовательского поиска. Во-первых, это изучение источников и историографии российского краеведения, начатое в статье «Церковно-приходские летописи как источник по истории русской деревни» (1974) и продолженное в работах «Сельские церковно-приходские летописи как историко-краеведческий материал» (1993); «Краеведение и документальные памятники» (1992); «Краеведение в научной и общественной жизни России 1920-х годов» (1996) и других, которые способствовали возрождению этой дисциплины и выходу ее на новый уровень развития. Во-вторых, это изучение русской дворянской культуры XIX в., реконструируемой через призму литературного творчества Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, которое стимулировало появление работ общего характера, например статьи «Общественное самосознание noblesse russe в XVI – первой трети XIX века» (1993), в которой к обсуждению предлагалось понятие дворянской «чести» и исследование механизма ее реализации в идее общественного «Служения». В процессе культурологических изысканий были созданы предпосылки для синтеза разных полей научного творчества С.О. Шмидта, в котором изучение дворянского самосознания переплелось с изучением местничества; изучение истории русских средневековых архивов нашло продолжение в изучении «литературного элемента» в персональном составе Московского архива МИД в XIX в. (статьи «Российские литераторы и российская дипломатия», 1992; «Архивны юноши толпою», 2003, и др.); исследования истории Москвы сомкнулись с изучением творческого наследия А.С. Пушкина (статьи «У Харитонья в переулке…», «в Москве, живет у Симеона…» – социотопографические приметы Москвы в «Евгении Онегине», 2004), в их числе специальные работы, затрагивающие проблему репрезентации исторических событий в литературных произведениях («Художественная литература и искусство как источник формирования исторических представлений», 1992; «Памятники художественной литературы как источник исторических знаний», 2002).
7 Среди работ этого периода следует обратить внимание на цикл публикаций, посвященных «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, начатый С.О. Шмидтом статьей «История государства Российского» в культуре дореволюционной России» (1988), которая сопровождала репринт издания И. Эйнерлинга со справочными приложениями П.М. Строева (1842–1844), ставший первым изданием монументального карамзинского труда в советскую эпоху, и получивший продолжение в статье «История государства Российского» Н.М. Карамзина в контексте истории мировой культуры» (1989).
8 Эти работы способствовали формированию объективного взгляда на историографическое наследие Карамзина, его влияния на общественную жизнь XIX в.; можно сказать, что они «открыли» Карамзина широкому кругу советских читателей, подобно тому, как сам Карамзин открывал своим читателям в первой четверти XIX в. историю средневековой России. В 1990-е годы к этим работам прибавилось несколько публикаций, освещающих специальные вопросы («Пушкин и Карамзин», 1992; «“История государства Российского” Н.М. Карамзина в культуре российской провинции», 1996, и др.). Фигура Карамзина находилась в центре культурологических исследований Шмидта, к которому сходились сюжетные линии многих других его работ. Его вклад в изучение истории исторической науки не ограничивался «карамзинской темой»: в разные годы им были опубликованы исторические очерки как о дореволюционных (А.С. Лаппо-Данилевский, Н.П. Павлов-Сильванский, В.О. Ключевский, И.Е. Забелин, С.Ф. Платонов), так и о советских исследователях (С.В. Бахрушин, Н.Н. Воронин, Н.М. Дружинин и др.). Одной из последних книг, опубликованных С.О. Шмидтом, стал сборник статей «Московский историк Михаил Николаевич Тихомиров. Тихомировские традиции» (2012).
9 Настоящая работа, разумеется, не исчерпывает всех граней научного творчества С.О. Шмидта, однако позволяет не только представить основные тенденции его развития, но и продемонстрировать актуальность его трудов для современной историографии.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести