В статье анализируется символический сюжет пьесы «Бег», один из аспектов которого – формируемые в подтексте образы трех «Римов». Основное значение имеет пародийный образ «второго» Рима – Константинополя/Царьграда. Доминирующее место в его пространстве занимает «вертушка» с тараканьими бегами, которыми владеет бурлескно-инфернальный «царь» Артур. Константинополь/«второй» Рим выступает «эпицентром» земного, исторического бытия (общего «бега») и вместе с тем предстает в буффонадно-театрализованном, «профанном» виде. Коннотации «первого» (вечного) Рима возникают в пьесе преимущественно в связи с образом Хлудова, который в итоге предпочитает земному миру «небесное» бытие. При этом ассоциации с «третьим» Римом, вопреки традиции, относятся не к Москве (этот топоним вообще не упоминается в «Беге»), а к Киеву.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека