Центральная Европа в XIII – XV вв., династия Люксембургов, Гуситские войны, архонтология, политическая просопография
В статье сопоставляются старочешский и средневерхненемецкий варианты петиции чешских сословий, направленной Сигизмунду Люксембургскому после смерти его брата, короля Чехии Вацлава IV в 1419 г. В результате исследования установлено, что оба варианта имели общий старочешский архетип, подвергшийся изменениям в обоих случаях. Немецкий перевод – итоговая версия, полученная Сигизмундом, был изготовлен не его придворной канцелярией, но самими петиционерами – явными мирянами, которые исключили из текста ряд положений, а также неверно поняли те, что в изначальный текст петиции внесли чешские духовные и ученые лица: 1) папские грамоты «на остановление богослужения» составители немецкой версии ошибочно приняли за буллы, которыми прелаты «ставятся» на церковные должности; 2) убрали из итогового текста требования беспрепятственного произведения студентов Пражского университета в магистры и созыва нового собора для легитимации утраквистского учения; 3) абстрактная категория свободы из старочешской версии («свобода Божьему закону и слову Его») в итоговой немецкой версии была понята в профанном, мирском смысле – как королевская привилегия, «вольность Божьего порядка и слова […] всем людям Христа», в то время как учение об утраквизме представлено как закон не только Божественный, но и земной – тот, который якобы постановил Вацлав IVи должен был подтвердить его брат.
В статье на основе анализа старочешской и средневерхненемецкой версии петиции, направленной Сигизмунду Люксембургскому из Чехии в 1419 г., рассмотрены обстоятельства написания этого текста. Установлено, что петиция возникла по инициативе земских коншелов Чешского королевства, которые представляли чешскую знать. Их целью была охрана общественного порядка в королевстве с опорой на авторитет Сигизмунда как «нового короля», что предусматривало в первую очередь предотвращение вражды между утраквистами и традиционными католиками. Земские коншелы пригрозили изгнанием из страны не только тем, кто именовал утраквизм ересью, но и самим утраквистам – тем из них, которые ополчились в ответ и «принесли клятву против тех, кто именует их виклефитами или гуситами». Участие пражских общин в составлении петиции стало возможно лишь в середине ноября, когда мятеж Праги против королевы-вдовы Софии был подавлен союзом католической и утраквистской знати: тем не менее, не все добавления пражских гуситов были учтены в итоговой немецкой версии, которую получил Сигизмунд.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека