археология. история древней Руси
Заметка характеризует роль Вяч. Вс. Иванова в исследовании славянской мифологии, методы реконструкции ее структуры. Особое внимание уделяется внедрению методов структурной типологии в исследование архаической славянской традиции.
«Старейшина» Гостомысл, согласно предлагаемой в статье гипотезе, появился в новгородской традиции благодаря обмену информацией о событиях в Прибалтике с традиционными партнерами Новгорода – немцами. Новгородская первая летопись упоминает Дедрика (Теодориха) Бернского, о нем повествуют Кведлинбургские анналы, описывающие также гибель ободритского правителя Гостомысла.
Статья посвящена проблеме достоверности сведений чешских средневековых источников о дохристианских обычаях славян. Западнославянские хронисты (как и западноевропейские анналы) при описании славянских языческих божеств ориентировались на латинский образец. Судя по сравнительному материалу, который содержит этнолингвистический словарь «Славянские древности», отдельные описанные средневековыми хрониками фольклорные мотивы и обряды могли относиться к эпохе составления средневековых хроник (Козьмы Пражского, Вацлава Гаека и др.), но не к дохристианским древностям.
Опубликованные в 1930–1950-х годах работы датского классика славистики А. Стендер-Петерсена не потеряли своей актуальности. Начальные сюжеты русской истории (летописные деяния первых князей, призвание варягов, походы на Царьград) рассматриваются в контексте, не ограниченном односторонней проблемой варяжского воздействия на эту историю. Автор стремился понять начальную русскую историю с позиций взаимодействия культур славян, хазар, скандинавов и Византийской империи. Этот подход способствует не только пониманию роли варягов в создании системы трансконтинентальных коммуникаций, но и плодотворному развитию поисков исторического начала в книжных сюжетах.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека