High school faces. The first Russian-Serbian gymnasium in Belgrade (1920-1944). In 2 kN. Belgrade, 2018. kN. 1. 638 p. KN. 2. 690 PP.
Table of contents
Share
QR
Metrics
High school faces. The first Russian-Serbian gymnasium in Belgrade (1920-1944). In 2 kN. Belgrade, 2018. kN. 1. 638 p. KN. 2. 690 PP.
Annotation
PII
S0869544X0005435-1-1
Publication type
Review
Status
Published
Authors
Viktor Kosik 
Occupation: Lead Researcher
Affiliation: Institute of Slavic Studies RAS
Address: Moscow, Leninsky Prospct, 32A, Moscow, Russia, 119991
Edition
Pages
126-127
Abstract

    

Received
11.07.2019
Date of publication
11.07.2019
Number of purchasers
89
Views
692
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1 Перефразируя известную фразу, можно сказать, что перед читателями предстала «энциклопедия русской жизни за рубежом». Авторы-составители – известные исследователи Русского зарубежья, можно сказать, собиратели его истории, прежде всего в балканском обличье.
2 Базой для настоящего труда послужили сведения из почти двух десятков отечественных и зарубежных архивов, равно из частных коллекций, различных книг, связанных с поставленной задачей, из различных периодических изданий (Сидней, Москва, Нью-Йорк, Буэнос-Айрес, Санта-Роза, Калифорния, Белград, Джорданвилль, Франкфурт-на-Майне, Сан-Франциско, Прага, Париж, Загреб). Использованы аудиозаписи воспоминаний, документальные фильмы, основные электронные ресурсы.
3 Собранные воедино сведения и составляют вышедший двухтомник, информационная база которого поможет обогатить уже известные сведения, а равно раскрыть неизвестные страницы не только школьной жизни, но и обрисовать дальнейшие судьбы учителей и их воспитанников во времени, «богатом войнами», исходами, «бегом» из одной страны, континента в поисках нового пристанища.
4 Труд, проделанный авторами-составителями, громаден, требовалось найти, собрать, сравнить, обработать невероятное количество самых разнообразных по своему содержанию и происхождению материалов – от воспоминаний до автобиографий, от официальных сведений до «домашних» бумаг, от использования уже опубликованного до скрытого в архивах, в человеческой памяти. Безусловно, определенное количество сведений уже накопилось в бумагах А.Б. Арсеньева, но задача превосходила собранное. И здесь, как подчеркивают сами авторы-составители, в создании труда приняла участие едва ли не сотня человек, делившихся историями жизни родных, воспоминаниями, интересными сведениями, всем, что помогало увековечить память прошлого для нынешнего и будущих поколений.
5 Само разнообразие материалов, соответственно, усложняло структуру, или классификацию, информации. Перечислять все довольно скучно, да и не нужно – это настольная книга для всех историков русской эмиграции, которые могут найти сведения не только по русским белградцам, но и, по возможности, по всей их дальнейшей судьбе.
6 Тем не менее, чтобы мне не поставили в упрек «лирику», подчеркну, что в первой книге есть информация не только по самой структуре и жизнедеятельности гимназии (здесь я нарочно употребил слово «жизнедеятельность», так как гимназия представляла собою живой и достаточно сложный организм со своими правилами, обусловленными самой практикой гимназической жизни), но и около двух десятков жизнеописаний гимназистов, например Н.И. Толстого, И.К. Ордовского-Танаевского, И.Н. Голенищева-Кутузова. Равным образом в текст тома включены, размещенные почти на 200 страницах сведения (список, биографии) о выпускниках смешанной гимназии (1–9 выпуски). Причем сами биографии (от нескольких строчек до нескольких страниц) порой могут послужить основой для драмы или авантюрного романа.
7 Вторая книга содержит сведения о выпускниках мужской гимназии (10–24 выпуски), выпускницах женской гимназии (1930–1944 гг.). Сюда же добавлена информация о гимназистах и гимназистках, не прошедших полного курса обучения.
8 Завершает труд раздел, посвященный объединению рассеянных по миру бывших учеников первой русско-сербской гимназии в Белграде.
9 Конечно, имеется соответствующее послесловие. Составлен даже именной указатель преподавателей и гимназистов, для которых авторами составлены расширенные биографии. В то же время отсутствие общего именного индекса несколько затрудняет поиск нужной информации.
10 В завершение своего краткого обзора подчеркну всю важность настоящего труда, который содействует обогащению исторического знания, точнее, нашей памяти, что представляет собою самое главное.
11 И благодарность авторам-составителям, всем тем, кто принимал участие в работе над этим трудом.

Comments

No posts found

Write a review
Translate