Авангард в «оковах» воли: супрематизм Казимира Малевича и зенитизм Любомира Мицича
Авангард в «оковах» воли: супрематизм Казимира Малевича и зенитизм Любомира Мицича
Аннотация
Код статьи
S0869544X0008128-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Злыднева Наталия Витальевна 
Должность: заведующий отделом
Аффилиация: Институт славяноведения РАН
Адрес: Москва , Ленинский проспект, 32А, Москва, Россия, 119991
Выпуск
Страницы
64-66
Аннотация

В статье рассматривается концепт воли в поэтике исторического авангарда. На основе сопоставительного анализа коннотаций словоформы воля в поэзии Казимира Малевича и неологизма варварогений в манифестах Любомира Мицича (южнославянский авангард) выдвигается идея о типологический близости художественных феноменов первой трети ХХ в., удаленных в пространстве и различных по формам проявления.

 

Ключевые слова
воля, авангард, поэзия, Малевич, южные славяне, Зенит, Мицич
Классификатор
Получено
28.01.2020
Дата публикации
28.01.2020
Всего подписок
28
Всего просмотров
636
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Концепт воли всего ярче обнаруживает себя в практике и теории исторического авангарда. Все семантическое поле слова воля можно свести к двум значениям: 1) воля как свобода (отсутствие преград) и 2) воля как воление, т.е. желание-устремление субъекта. В авангарде воля часто синонимична свободе, в соответствии с которой новое искусство освобождается от императива вчерашней (но не позавчерашней!) традиции, присвоения капиталом/идеологией/властью привязанности к предмету (в случае изобразительного искусства) и внетекстовому референту (во всех остальных случаях) и т.п. Между тем, тот же концепт воли выявляет и противоположную тенденцию – общеизвестную генетическую связь авангарда с символизмом, и тут реализуется преимущественно второе значение слова – воление как изъявление желания-устремления субъекта. В аспекте реализаций этих двух семантических кластеров интересно рассмотреть творчество позднего Казимира Малевича, лидера наиболее радикального прорыва в русской и европейской истории искусства начала прошлого века.
2 Несмотря на обилие научной литературы о Малевиче, на сегодня все еще остается во многом загадочным последний период его творчества, а именно, причины отхода художника от супрематизма в 1929–1933 гг. и его обращения к фигуративной сюжетной композиции с обилием различного рода символов (крестов – в том числе православных, геральдических знаков, сакральных чисел 2 и 3, архаической цветовой символики – красное/белое/черное). Столь резкий разрыв трудно объяснить, опираясь только на данные изобразительного искусства. Однако свет на его причины может пролить литературное творчество Малевича, т.е. поэзия художника – вербальные тексты, которые в данном случае выступают как параллельный код «дешифровки». Словоформа воля в рассматриваемых текстах Малевича играет ведущую роль.
3 Поэтическое наследие Малевича не обширно, но разнообразно по форме: здесь и заумные стихи, и «дачные» вирши, и те, которые занимают промежуточную позицию между стихом и трактатом, и визуально-вербальные конструкции, предвосхищающие московский концептуализм 1970-х годов. Среди этого корпуса текстов мы остановимся на произведениях, написанных белым стихом с четким графическим разделением строк и ритмически повторяющимися однокоренными словами. Эти стихи написаны в конце 1910-х и начале 1920-х годов, т.е. предшествуют повороту мастера к фигуративной живописи примерно на десятилетие.
4 Воля попадает в число наиболее частотных слов-мотивов в поэзии Малевича. Среди других – мир и планеты (луна и солнце), земля, вещь, бег, ветер и пыль. Распределение по универсальным противопоставлениям следующее: планеты отнесены к верху, земля – к низу, первое отмечено позитивно, второе – негативно. Но при этом возникает оксюморон: земля – это одновременно и планетарное явление, и низовая стихия: «Не забывайте, что земля – одна из пылинок среди солнечного скипетра и что целое-единица есть весь мир под скипетром солнца» [1. С. 80]. Вещь занимает срединную позицию между небом и землей (мир – по Малевичу – это тюрьма вещей), тяготея к низу, а пыль (распыление) представляет собой агента хаоса, из которого рождаются вещи (распыление мира предшествует новому космосу, наводящему правильный – авангардный – порядок, пришедший на смену старому миру), но последние – принадлежность земли, и от них художнику нового мира, равновеликого с верховным Творцом, следует освобождаться.
5 Особенный интерес представляет словоформа пыль и ее производные. Как известно, мотив пыли – один из самых распространенных в поэзии русского символизма [2; 3]. У первого поколения символистов пыль связывается с тварным, низовым началом (Брюсов), у второго поколения, напротив, пыль – зачастую звездная пыль – отсылает к верху и обладает выраженной динамикой, соединяясь с мотивом ветра и смерти как экстатического конца (Белый, Блок). Ветер и бег – значимое сочетание мотивов у Малевича, обнаруживающее автореференциальную семантику. В его стихотворении 1921 г. «Я нахожусь в 17 верстах от Москвы» читаем: «Так зачался я неустанный бег иду к опровержению / обеспеченности знаков смертию […] и мчу себя сокрушая и выпрямляя. / Я стал тем чем бывает ветер» [1. С. 104]
6 От этого ницшеанского Я Малевича и метаморфоз пыли – рукой подать до мировой воли, которую – по версии супрематиста – вершит Художник нового мира. Воля связывается с творческим началом (человека и мира), сообщает миру антропоморфный масштаб, отнесена ко всему новому и сильному. В стихотворении «Мы разграничили» (1918) воля – это условие освобождения оков традиции в искусстве: «Мы […] всегда вели войну с поработившими волю и сознание Академизмом заковавшим / волю оковами вещей» [1. С. 101]. Во фрагменте 1917 г. читаем: «Но самое интересное из всего созданного – Человек» [1. C. 84], а далее встречаем слово воля в сочетании со словами творчество и искусство: «распростайте [так!] шире плечи воли и осветим / себя сознанием и дадим новый день нашего / искусства и будет он нашим лицом» [1. С. 85].
7 Из приведенных примеров видно, что воля в текстах Малевича не синонимична свободе, а наследует понятия философии XIX в., в частности теорию искусства А. Ригля, оперировавшего понятием Kunstwollenнепреодолимого внеличностного закона смены стилей исторической эпохи. По своему контекстуальному содержанию концепт воля – это знак глубинной связи Малевича с символизмом. Можно говорить, таким образом, о том, что поэзия Малевича конца 1910 – 1920-х годов указывает на след символизма в поэтическом мышлении художника, что в конечном итоге вылилось в символические формы живописи. Разумеется, символизм был отринут, преодолен, перечеркнут в супрематизме. Возвращение к символистическому типу миропонимания в поздней фигурации следует рассматривать как не возврат к собственно символизму, а как новый виток символистической мифопоэтики.
8 Концепт воли Малевича интересно сравнить с идеей свободы в манифестах южных славян, а именно – в авангардистском журнале «Zenit», выпускавшемся в 1920-е годы в Загребе, а затем в Белграде. Основатель этого журнала и теоретик авангарда Любомир Мицич не оперировал словами воля или свобода. Концепт проявился в его текстах косвенным образом – в форме художественного жеста как призыва завоевать Европу балканскими «варварами». Он даже придумал термин «варварогений», и этот неологизм реализовывал значение волевого поведения художника новой формации. Смысл инволюции для югославянских авангардистов – возвращение к архаическим эпохам с целью сбросить с себя оковы миметической традиции и оздоровить дряхлеющую Европу молодой кровью развивающихся славянских культур. «Зенитизм – это искусство свободного духа […] это новое искусство Балкан и освобождение Варварогения» [4. S. 1]. Концепт воли у Л. Мицича, таким образом, имплицитно связан с первым значением воли и с концептом свободы. Но эта свобода – слияние с природным началом, с погружением во времена синкретизма, поднятого на штык еще символизмом. Если Малевич зовет вперед и призывает к воле в смысле усилия духа в созидательном труде, Мицич – назад, к до-культурной общности людей, к воле как свободе и дикарской необузданности, т.е. скорее к вольнице, чем к воле.
9 Сравнение словотворчества русского и сербского художников показывает, что концепт воли в славянских культурах многомерен: он позволяет обнаружить глубинную связь исторического авангарда с символизмом, одновременно преодолевая и заново утверждая последний.

Библиография

1. Малевич Казимир. Поэзия / Составление, публикация, вступительная статья, подготовка текста, комментарии и примечания А.С. Шатских. М., 2000.

2. Ханзен-Лёве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. СПб., 1999.

3. Ханзен-Лёве А. Мифопоэтический символизм. Система поэтических мотивов. СПб., 2003

4. Micić Ljubomir. Zenit-manifest // Zenit. Internacionalni časopis za novu umetnost. 1922. № 11

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести